1. Новейшее время в системе координат всемирной истории. 3
Скачать 1.83 Mb.
|
7. Культурно-исторические традиции Японии.Религия древних японцев. Древние японцы обожествляли природу. Они поклонялись ей и ее явлениям, обожествляли солнце, луну, бурю, приливы, отливы. Они боготворили и простые, но жизненно необходимые вещи – колодцы, горшки. Но самое удивительное – они поклонялись просто красивому в природе – скалам и ручьям, деревьям и цветам. Они как-то особенно чувствовали и понимали красоту природы и были ей благодарны за все. Многие древние обряды, песни и пляски воздают хвалу и благодарение богам, а не только просят или умиротворяют их. Своих богов японцы называли «ками» – «верховные». Их, думали японцы, очень много. Ведь и солнце – ками, и песок – ками, и даже черви, паразиты – ками. Главной богиней японцев была Аматэрасу. Великолепная и могучая Солнечная Богиня. Ритуалы. Все, что было связано с обрядами, в древней Японии производили особые люди. Их называли «хранителями удачи». Они связывались с богами и сообщали их волю. Прежде совершения любого ритуала они постились, воздерживались от пищи, совершали омовение тела, надевали чистую одежду. Богослужение состояло из поклонения, жертвоприношений и молитвы. Первоначально в жертву приносились пища и питье. Позже к дарам добавилась ткань, а в конце концов стали пользоваться символическими полосками бумаги. Первые святые места (святилища) были самыми разными: вершина горы, отдельно стоящее дерево, необычной формы камень. Такие места обозначали веточкой вечнозеленого дерева сакаки и огораживали веревкой, свитой из соломы. Обряд общения с ками состоял из его встречи, пиршества «вместе с ним» и его проводов. Пиршество было самой важной частью обряда: считалось, что вкушая «вместе с божеством» принесенные ему в дар яства, люди общаются с ками. Чаще всего встреча происходила глубокой ночью. После проводов все ритуальные предметы сжигались или закапывались в землю. Оставалась на месте только соломенная веревка. Император. По представлениям японцев, предки их императоров произошли от богов, точнее, от главной богини Аматэрасу, богини солнца. Она передала в дар своим потомкам-императорам три священные вещи, обладающие особой магической силой: зеркало, драгоценный камень (или бусы), меч. Они символизируют, как считается, солнце, луну, вспышку молнии. Три «Священных Сокровища» помещались в самых святых местах страны как символ императорской власти. Первым богом, ставшим человеком, оказался император Дзимму («Божественный воин»). Он стал основателем японского государства, утвердившись на равнине Ямато после семилетнего похода. Это произошло 11 февраля 660 г. до н.э. С тех пор именно этот день празднуется как день Японии. От Дзимму пошли все последующие правители вплоть до ныне живущего императора. «Кодзики», или «Записи о деяниях древности». Так называется одна из самых старинных японских летописей. Именно в ней были собраны мифы японского народа, в том числе – рассказы о творении Вселенной, самой Японии, главных богах и богинях, правлении императоров. Написаны «Кодзики» в 712 году на китайском языке, потому что японской письменности тогда еще не существовало. Верования японцев получили от китайцев название «синто» – «путь богов». Сделаем и мы несколько шагов по этому мифологическому пути. 8. Особенности социально-экономического и политического развития Японии в 1867-1914 гг.Буржуазные преобразования, проведенные в Японии после революции 1867-1868 гг., направили страну по пути капиталистического развития. Японское правительство взяло развитие промышленности под свое покровительство, щедро субсидируя строительство предприятий и железных дорог. Особое внимание правительство уделяло созданию военной индустрии. Расширение промышленности сопровождалось ее концентрацией. Большую роль в Японии стали играть два гигантских концерна: Мицуи и Мицубиси, соперничавшие между собой. Они объединяли банки, угольные копи, фабрики и многие другие предприятия. Однако в результате незавершенности буржуазной революции в Японии сохранилось множество остатков феодализма. В политической области господствовала абсолютная монархия. В деревне продолжали существовать кабальные условия аренды крестьянами земли у помещиков. Нищенское существование крестьян и крайне низкая (много ниже, чем в Европе) заработная плата рабочих сужали внутренний рынок. Это обстоятельство усиливало стремление японских капиталистов к захватам колониальных владений. В целях осуществления агрессивной империалистической политики японская крупная буржуазия установила союз с самураями- так называлось японское дворянство и происходившая из его среды военщина. Введение конституции в 1889г в Японии Экономические преобразования в Японии привели к росту и политическому усилению буржуазии которая стала претендовать на руководство в государстве. В стране стало развиваться буржуазно-либеральное движение за введение конституции, ограничивающей самодержавие императора. Правительство решило пойти на некоторые уступки и в 1889 г. ввело конституцию (см. документ), В стране был создан парламент, состоявший из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата в большей своей части не выбиралась. Она состояла из людей, назначенных императором, и из представителей высшего дворянства, которые получили наследственное право ка участие в верхней палате. Таким образом, последняя напоминала английскую палату лордов. Нижняя палата была выборной, но избирательным правом пользовались только богатые люди. Власть парламента была невелика, в то время как власть императора даже и после введения конституции осталась огромной. Каждый принятый парламентом закон, чтобы войти в силу, направлялся на утверждение императору. Перед ним, а не перед парламентом нес ответственность кабинет министров. Императору принадлежало право объявления войны и заключения мира. Ему принадлежало верховное командование армией и военным флотом. Очень большую роль в японском правительстве играли военные круги. Выборы в парламент протекали в атмосфере подкупа и насилий. Власть в Японии после принятия конституции была по-прежнему сосредоточена в руках наиболее реакционной верхушки полуфеодальных помещиков и крупной буржуазии. Агрессивная внешняя политика Японии Быстрый рост японского капитализма сопровождался захватническими войнами. Географическая близость огромного, но слабого Китая и отдаленность крупных соперников давали известное преимущество японскому капитализму. Японским империалистам было особенно легко и удобно грабить китайский народ. В результате японо-китайской войны 1894-1895 гг. Япония разбила и основательно ограбила Китай. Однако, не довольствуясь этим, японские империалисты стали готовиться к войне с Россией за передел сфер влияния на Дальнем Востоке. Япония стремилась захватить в Китае северо-восточные провинции (Маньчжурию) и Корею. Японские империалисты мечтали также о захвате русских земель - острова Сахалин и даже всего русского Дальнего Востока. Готовясь к войне с Россией, Япония в 1902 г. заключила союз с Англией. Японские шпионы и разведчики, пользуясь беспечностью царского правительства, наводнили дальневосточные районы России. Под видом торговцев, парикмахеров, прачек и т. п. они проникали в укрепленные районы, выведывали расположение воинских частей, их передвижение и боевую готовность. Япония хорошо подготовилась к войне. Ей была обеспечена английская и американская поддержка. Русско-японская война В начале 1904 г. японский военно-морской флот без объявления войны напал в Порт-Артуре на русский флот и потопил несколько военных кораблей. В результате внезапного нападения Япония добилась преобладания на море. Пользуясь этим, она морским путем перебросила в Маньчжурию значительную армию, хорошо вооруженную при помощи Англии, и начала теснить царские войска. Россия по вине царского правительства была совершенно не подготовлена к большой войне на отдаленном фронте. Несмотря на героизм русских солдат и матросов, царская армия и флот потерпели поражение. Не Россия и не русский народ были разбиты в этой войне. Разбит был царский режим, преступно ввергнувший народ в чуждую ему империалистическую войну и притом не подготовившийся к ней. Потерпев поражение, царское самодержавие, напуганное ростом революционного движения в стране, поспешило заключить мир с Японией. По заключенному в 1905 г. в Портсмуте (США) мирному договору Япония захватила южную половину острова Сахалин, г. Порт-Артур и Дальний на Ляодунском полуострове, ранее арендованном Россией у Китая. Россия признала преобладающее влияние Японии в Корее и Южной Маньчжурии. Мало того, напуганный царь отдал Японии исконную русскую землю -. Русско-японская война была одной из первых империалистических войн за территориальный передел земли крупнейшими капиталистическими державами. Захват Кореи Япония окончательно аннексировала Корею. Корейский народ подпал под тяжкий колониальный гнет. Все административные посты были заняты японцами, шло заселение Кореи японскими колонистами, уничтожалась национальная корейская культура, запрещалось преподавание корейского языка. Корейцы жестоко эксплуатировались на японских предприятиях. В Корее был установлен «сабельный режим». Всякий протест безжалостно подавлялся. Рабочее движение в Японии В самой Японии положение рабочих в XX в. по-прежнему было весьма тяжелым. Рабочие жили в бараках и казармах, где царили тюремные порядки. Нередко рабочих держали в бараках взаперти. Был случай, когда в одном таком бараке случился пожар, из 50 запертых в нем девушек-работниц 31 погибла в пламени. Рабочие получали нищенскую заработную плату, работали по 12- 14 часов в сутки. Никакого законодательства о защите прав рабочих в стране не существовало. Японские рабочие начали выступать против произвола хозяев и правительства. Уже в 80-х годах они пытались организовать профессиональные союзы, а в 90-х годах по стране прокатилась волна стачек и демонстраций. В эти же годы японский революционер Сен Катаяма начал вести пропаганду социализма. В 1901 г. при ближайшем участии Катаямы в Японии была организована социалистическая партия. Однако японское правительство вскоре издало закон о ее роспуске. Члены социалистической партии были подвергнуты репрессиям. Возникали и другие рабочие организации, не взирая на то, что правительство сажало в тюрьмы всех заподозренных в принадлежности к ним. В рабочем классе росли революционные настроения. Во время русско-японской войны передовые японские рабочие прислали русским рабочим письмо, в котором осуждали империалистическую войну. На конгрессе II Интернационала в Амстердаме в 1904 г. Катаяма заявил о полной солидарности японского пролетариата с русским. Он демонстративно обменялся рукопожатием с представителем русского рабочего движения Г. В. Плехановым. Под влиянием русской революции в Японии в 1906 г. вновь была организована социалистическая партия. Одним из ее видных деятелей был Котоку, который резко критиковал соглашателей-реформистов. Правда, ведя революционную борьбу, он сам допускал ошибки анархистского характера. Чтобы избавиться от Котоку, пользовавшегося большой популярностью среди рабочих, правительство обвинило его в заговоре против императора. Котоку, его жена и ближайшие товарищи были схвачены и посажены в тюрьму. Там их постигла страшная участь: их задушили. В тюрьму было брошено большинство активных участников социалистического движения. Полицейские репрессии нанесли такой сильный удар по рабочему движению, что оно временно заглохло. Вновь оживилось оно уже под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. |