Главная страница

история. 1. Образование Древнерусского государства и первые киевские князья


Скачать 486 Kb.
Название1. Образование Древнерусского государства и первые киевские князья
Анкористория
Дата05.12.2022
Размер486 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOTVETY_Otechestvennaya_istoria.doc
ТипДокументы
#829612
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

5.Особенности социально-политического развития Новгорода в Х-ХУ вв.

Бедные почвы и холодный климат приводили к тому, что новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба. Это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской земле, откуда, в основном, и шли хлебные поставки.

Удобное географическое положение превращало Новгород в крупнейший торговый центр, поставляющий европейским странам пушнину, мед, кожи, продукты морского промысла. Торговлю организовывало купечество, но саму продукцию оно получало из боярских промысловых сел.

Бояре контролировали и высокоразвитое ремесленное производство. При этом, в отличие от остальных русских земель, новгородское боярство происходило не из верхов княжеской дружины, а из местной племенной знати, сформировавшись как наследственная аристократия еще в догосударственный период. Оказав помощь Ярославу Мудрому в его борьбе за киевский престол, новгородское боярство получило ряд привилегий, что еще более укрепило его позиции и позволило постепенно где захватить, а где скупить общинные земли.

В городе даже в эпоху господства Киева не затухала деятельность народного собрания - веча. После изгнания в 1136 г. князя Всеволода Мстиславовича новгородцы добились полной независимости, а вече фактически превратилось в высший орган власти.

Действительно, Совет господ, состоящий из верхушки боярства, тщательно подготавливал вечевые собрания, и, подкупая голоса "молодших людей", предопределял итоги выборов и исход голосования по важнейшим вопросам. Вот почему высшие должностные лица Новгорода избирались из этого узкого круга "лучших людей". Таким образом, новгородское вече, формально оставаясь демократическим органом, по своей сути выражало интересы верхов города и являлось основой аристократической системы правления. Если же учесть, что в Новгороде огромная роль принадлежала и княжеской власти, то можно сделать вывод о смешанном характере ее политической системы, состоящей из демократических, аристократических и монархических элементов.

Кроме того, избирался тысяцкий , ведавший сбором налогов, руководивший ополчением новгородцев, а также контролировавший торговлю.

Вече избирало также и владыку - главу новгородской церкви. Им был епископ (потом архиепископ), обладающий некоторыми светскими полномочиями: судебными, финансовыми, внешнеполитическими. Председательствуя на заседаниях Совета господ и благословляя открытие вечевых собраний, он тем самым как бы выполнял функции главы государства.

Несмотря на утвердившиеся республиканские институты власти, новгородцы, даже после изгнания Всеволода, продолжали приглашать князей . Князь являлся не только верховным военноначальником, но и высшей судебной инстанцией.

Сохранение элементов княжеской власти вызывалось следующими факторами. В Средние века практически было невозможно "чистое" республиканское государственное устройство, поскольку люди были убеждены в божественном происхождении высшей власти, исходившей от монарха. Утвердились представления о сверхъестественном характере княжеской власти и личности князя, способного оберечь свою землю от разного рода бедствий. Кроме того, имело значение желание новгородцев сохранить экономические и политические связи с "низовыми" землями, использовать их военный потенциал в борьбе с внешними врагами. Важно было наличие общей духовной основы - православия и церковной организации, сохранявшей общерусское единство.

История Новгородской земли характеризуется острой социальной и политической борьбой, осложняемой вмешательством внешних сил. В 1478 г. она была окончательно присоединена к Московскому государству.

6.Русь и Орда в ХШ-ХУ вв.

Монголы собирали дань с населения, живущего на завоеванных землях, а для этого татарские численники - писцы переписали в 1259 г. население земель Киевской, Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородской. С этого времени древние акты именуют таких людей “численными”, т.е. переписанными. Все крестьяне, занесенные в число и опись, должны были платить дань завоевателю под контролем великого русского князя и всех других русских князей как наместников хана.

Все люди, платившие дань, и земли этих людей как собственность завоевателя были изъяты из гражданского оборота, т.е. не подлежали купле-продаже, залогу, дарению и завещанию.

Во времена Золотой Орды сельская община сохранялась. Она состояла из людей центрального поселения и людей, “тянувших к нему данью, управлением и судом селений, деревень и дворов”. Каждая община знала свои границы и в ней существовала круговая порука по уплате податей и отбыванию повинностей, лежащих на общине.

С XVI в. после разгрома татарских царств на Волге и перехода к Московскому великому князю верховной власти хана над Русью происходила передача черных земель и крестьян служилым людям в поместья по царским указам. Черные люди и земли признаются собственностью Московского великого князя.

В эпоху монгольского владычества увеличилось количество вольных людей, т.е. людей, лишенных средств к существованию. Отпуская на свободу своих дворовых без земли, князья и бояре расширяли класс безземельных вольных людей, из которых счастлив был тот, кто просил и получал холопство или выпрашивал где-нибудь себе “подмогу”, обзаводился хозяйством на чужой земле, становясь закупом, исполовником своего господина-кредитора.

Правовое положение горожан, признавших над собою власть завоевателя, определялось их обязанностями по отношению к последнему, по которым они должны: 1) платить дань; 2) строить и поддерживать городские укрепления; 3) содержать княжескую дружину; 4) содержать служилых людей князя, назначаемых последним в подвластные города для администрации и суда; 5) платить в казну князя пошлины за совершение юридических сделок и актов.

По закону Чингисхана его потомки обязаны были соблюдать полную веротерпимость в подвластных им владениях и оказывать уважение и покровительство всем религиям и духовным лицам, состоящим под властью хана. Русская православная церковь получила ханский ярлык.

Государственный строй Руси периода Золотой Орды

С берегов Волги Батый призвал русских князей в Орду под угрозой потери своей отчизны и самой жизни за неявку. С тех пор монгольский хан стал верховной властью на Русской земле. Удельным русским князьям были вручены ханскими ярлыками их же вотчины на правах владений.

На территории Руси завоевателями была создана особая структура - баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников. В распоряжении баскаков находились военные отряды, часто формируемые из местного населения. Баскаки жили по княжествам и подчинялись главному баскаку, находившемуся во Владимире.

Лишив удельные русские государства политической самостоятельности и господствуя над ними издали, завоеватель оставил нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, а в числе других правовых институтов- и родовой порядок преемства княжеской власти.

Хан Узбек выдал свою сестру Кончаку за московского князя Юрия Даниловича, продемонстрировав свое уважение к вассалу, а следующий хан Джанибек находился в тесной дружбе с одним из выдающихся деятелей Руси того времени митрополитом всея Руси Алексием, который в 1431 г. был причислен к лику святых.

Куликовская битва

Середина XIV века. Золотая Орда оказалась в состоянии длительного кризиса. Он начался убийством хана Джанибека. За двадцать лет на престоле сменилось более двадцати ханов, пока к власти не пришел Тохтамыш. Важной персоной в Золотой Орде становится талантливый военачальник и политик Мамай.

Предприимчивый Мамай неоднократно пытался захватить власть в Золотой Орде. Бесплодные попытки завладеть троном заставили Мамая свой взор обратить на Москву. По собственной инициативе он посылает Дмитрию Ивановичу “ярлык на великое княжение”, что нарушило традицию (полагалось, чтобы русские князья сами испрашивали у хана этот ярлык). Но с 1374 г. “теплые” отношения между Москвой и Мамаем сменяются открытой враждебностью. Следует заметить, что Мамай не был ханом Золотой Орды и его власть распространялась на указанную выше территорию.

Юный, смелый и талантливый в военном деле московский князь Дмитрий проявил неповиновение ордынцам. Послы Мамая просили дань, как при хане Узбеке. Дмитрий ответил им отказом. Послы, угрожали войной, сообщив, что “Мамай уже стоит за Доном со многою силою”. Летом 1380 г. 100-тысячной армии Мамая были противопоставлены объединенные силы русского народа. На священную войну поднялся весь народ, но в поход взяли далеко не всех, отбирая лишь наиболее подготовленных и обученных военному делу, поскольку делали ставку не на число, а на умение.

Победа на Куликовом поле далась нелегко: погибло 8 тысяч русских воинов, а вместе с ранеными потери русских достигли 25 тысяч, т.е. почти половина армии. Татары оставили на поле брани более 60 тысяч. За столь сокрушительный разгром врага благодарный народ тут же окрестил Дмитрия “Донским”.

Эта великая победа положила начало освобождению Руси от вассальной зависимости.

7.Русские земли в Х1У .

8.Особенности становления единого Российского государства

Москва, Тверь и Рязань стремились превратиться в новый центр Руси. Причины возвышения Москвы: выгодное государственное положение. Москва была расположена на перекрестке трех важных дорог, проходивших с запада на восток, с юго-запада на северо-восток, с северо-запада на юго-восток из земли Новгородской в Рязанскую. Москва была важным центром торговли хлебом. Это давало князьям экономические выгоды и значительные денежные средства, которые впоследствии использовались для приобретения у ханов Золотой орды "ярлыка" на великое княжение Владимирское и расширение своих владений; в Московское княжество прежде всего попадало и осаживалось население, уходившие с юго-запада в поисках более спокойного и обеспеченного существования. Московские князья старались удерживать старое и привлекать новое население. Возвышению Москвы содействовало духовенство. Митрополит Петр подолгу жил в Москве, был в тесной дружбе с Калитой. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всея Руси. Великая победа, одержанная под Московским знаменем в 1380 г. над татарами на Куликовом поле, сделала московского князя Дмитрия Ивановича национальным вождем северной Руси в борьбе с внешними врагами.

Выгоды московского княжества князья умело использовали для объединения русских земель. Первые два князя - Даниил и его сын Юрий - присоединили города Коломну и Можайск, кроме того, князь Даниил получил город Переяславль-Залесский по завещанию бездетного переяславского князя. Земли и богатства Юрия Даниловича настолько выросли, что он решился искать в орде ярлыка на Великое княжество Владимирское. Великокняжеский престол достался тверскому князю Александру Михайловичу, в Москве правил брат Юрия Даниловича Иван по прозвищу Калита. Он в 1328 г. добился великого княжества, которое уже с тех пор не выходило из рук московских князей.

Он очистил свою землю от внутренних разбойников, привлек в Москву русского митрополита, покупал в соседних уделах села и деревни и приобрел три удельных города - Галич, Углич, Белоозеро. В 1341 году Иван Калита умер. В 1359 г. московским князем стал Дмитрий Иванович. Дмитрий Иванович расширяет пределы Московского княжества. Успешно боролся со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, и повел борьбу с Золотой ордой. В 1378 г. русские войска разбили на реке Воже большой татарский отряд. После этой битвы обе стороны стали готовиться к решительной борьбе, которая состоялась 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле. Дмитрий Иванович одержал чистую военную победу и получил прозвище Донской. Куликовская битва подняла авторитет московского князя, подорвала авторитет Золотой орды, поставила вопрос о ликвидации монголо-татарского ига.В 1439 г. состоялся собор православного и католического духовенства во Флоренции и была заключена уния церквей Востока и Запада. Москва отделилась от Константинопольского патриархата. Русская церковь стала независимой.

Иван III. Он почти закончил собирание русских земель под власть Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. В 1463 г. было присоединено княжество Ярославское, в 1472 г. ростовские князья продали Москве вторую половину Ростовского княжества(первую купил Василий Темный),также покорен Новгород, Тверь и Вятская земля. Остались не присоединенными к Москве земли Пскова, Смоленска и Рязани. Их присоединил Василий III. В 1490-х годах недовольные литовским правительством князья соседних с московскими владениями западнорусских областей Вяземской, Бельской, Новосильской, Одоевской, Воротынской, Мезецкой, а также князья Черниговской и Новгород-Северской земель признали над собой верховную власть Московского государя. Войны Ивана III с были успешными для Москвы. По договору в 1505 г. о перемирии на 6 лет великий князь Литовский Александр уступил 19 городов и 70 волостей. Объединение русских земель, начатое предшественниками, завершил Иван III, поэтому его можно назвать создателем Московского государства.

В отношении татар Иван Васильевич начал держать себя независимо: прекратил платить "выход", не ездил в орду, не оказывал почтение хану и вступил в союз с крымским ханом против Золотой орды. Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой. Но Литва военной помощи ему не давала, и Ахмат ограничивался набегами на московские границы. В 1472 г. вторгся в пределы Московского княжества, в 1480 г. повторил свой набег, пришел на реку Угру и встретил сильную рать Москвы. На Угре стали друг против друга Ахмат и Иван III - оба начать прямой бой. Ахмат простоял на Угре с лета до ноября месяца, дождался снегов и морозов и должен был уйти домой. В следующем году он был убит. Так окончательно рухнуло татарское иго, тяготевшее над Русью более двух веков.

После падения Византии (1453 г.) единственным независимым православным осталось Московское государство. Щирокое распространение получила теория о Москве как третьем Риме, о шапке Мономаха; В отношениях с малыми соседними землями появляется титул царя всея Руси.

9.Внутренняя политика Ивана 1У: реформы и опричнина.

Василий III завещал великокняжеский престол сыну Ивану IV. Первые четыре года от имени Ивана IV государством правила его мать Елена Васильевна. В начале 1538 года Елена Васильевна внезапно умерла. Восьмилетний великий князь Иван IV остался круглым сиротой, и потянулись годы боярского правления. Ожесточенная борьба за власть, которая развернулась между князьями Шуйскими и Бельскими, протекала на глазах малолетнего Ивана IV и сыграла отрицательную роль в формировании характера будущего царя. Торжественное венчание Ивана IV на царство состоялось 16 января 1547г. Скоро вокруг молодого царя образовался кружок приближенных к нему лиц - Избранная рада. В Избранную раду входили представители знати.

Избранная рада напряженно занималась реформаторской деятельностью с целью упорядочить законы и управление страной, расширить источники поступления доходов в казну. 27 февраля 1549 г. был созван первый Земский собор. На Соборе были расширены права дворян и ограничены права бояр-наместников. Земские соборы не ограничивали власть царя, носили совещательный характер. Земские соборы не стали постоянным органом и собирались по необходимости в 1565, 1584, 1589 годах.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он, по сути, явился развитием Судебника Ивана III 1497 года. Судебник исходил из старой системы управления и суда на местах, но при этом ограничивал власть наместников и волостелей, сокращая их полномочия в суде и усиливая контроль над ними со стороны царской администрации. Судебник отменял торговые привилегии феодалов. В 1550 г. была проведена военная реформа. Основные направления реформы: на время военных действий ограничивалось местничество при назначении командиров войсковых соединений и подразделений; в Московском уезде было решено разместить "избранную тысячу" (1070 дворян), создать ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти; для служилых людей устанавливались две формы прохождения военной службы: "по отечеству" и "по прибору". "По отечеству" службу проходили дворяне и дети боярские с 15 лет и пожизненно. Они составляли конное ополчение и за службу получали землю. Службу "по прибору" проходили стрельцы.Стрелецкие войска имели на вооружении огнестрельное и холодное оружие. К концу XVI века в стрелецких войсках насчитывались 25 000 человек, и служба их проходила не только в Москве, а практически во всех крупных городах страны. По инициативе Ивана IV в январе - мае 1551 г. состоялся церковный собор. Его решения сведены в 100 глав, поэтому он вошел в историю под названием Стоглавого. Царь на соборе призвал присутствующих одобрить новый Судебник и другие реформы. Стоглавый собор унифицировал богослужения и все церковные обряды, признал общерусскими 50 "местночтимых" угодников и оформил единый для всего государства пантеон святых, а также поставил задачу улучшить нравы духовенства.

Опричнина. Переходу Ивана IV к опричнине предшествовали несколько кризисов. Первый был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после возвращения из Казанского похода в 1553 г., престол он завещал в пользу младенца Дмитрия (первого сына) и потребовал от бояр принести ему присягу. Часть бояр хотела присягнуть двоюродному брату Ивана IV Владимиру Андреевичу. Иван Васильевич выздоровел, но царь стал более подозрительным и поклялся царице, что никогда не забудет поведение бояр у своего смертного одра.Второй кризис был вызван смертью жены Анастасии в 1560 г., окружение Ивана IV пустило слух, что в смерти повинны Сильвестр и Адашев. И царь судил их заочно. Потом начались массовые казни сторонников Сильвестра и Адашева. Казни вызвали массовое бегство бояр, бежал в Литву в 1564 г. и князь Курбский. У царя появились новые любимцы: А.Д. Басманов, Ф. Басманов, А.И. Вяземский, В. Грязной, Малюта Скуратов-Бельский.

3 февраля 1565 г. он объявил об учреждении опричнины. Опричнина происходит от старославянского слова "опричь" - кроме. Опричнина - это система трех мероприятий: в централизованном государстве выделили "опричь" всей земли государев удел, или опричнину. Верховный суд и управление в государевом уделе осуществляла опричная Боярская дума. В опричнину отошли важные торговые пути, стратегические форпосты и основные центры соледобычи. Для своей охраны государь создал гвардию телохранителей-опричников. Отбор опричников из князей, бояр, детей боярских, дворян проводил сам Иван IV. За службу Иван IV давал им имения, земли, отнятые у князей, бояр, дворян, не пожелавших вступить в опричнину; та часть государства, которая осталась за пределами опричнины, стала называться земщиной. Текущими делами здесь занималась земская Боярская дума и приказы, но царь был высшей инстанцией в судебных делах и международных отношениях.

После учреждения опричнины началась новая жестокая полоса расправ. Опричнина - это мощная военно-карательная организация в руках царя. Опричнина ликвидировала политическую раздробленность, но вызвала в стране обострение противоречий. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и ввел понятие "государев двор".
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта