Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Политико-правовая концепция митр. Илариона в «Слове о Законе и Благодати».

  • 1. Общая характеристика истории политикоправовых учений как науки и учебной дисциплины. Сквозные идеи русской политикоправовой мысли


    Скачать 198.11 Kb.
    Название1. Общая характеристика истории политикоправовых учений как науки и учебной дисциплины. Сквозные идеи русской политикоправовой мысли
    АнкорIPU_1-22_OTVETY.docx
    Дата26.10.2017
    Размер198.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIPU_1-22_OTVETY.docx
    ТипДокументы
    #9841
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Общая характеристика истории политико-правовых учений как науки и учебной дисциплины. Сквозные идеи русской политико-правовой мысли.

    История политических и правовых учений — это одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на юридических факультетах высших учебных

    заведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право. Объект изучения истории политических и правовых учений политические и правовые учения в их историческом своеобразии. В рамках данной дисциплины анализируются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. Поэтому история политических и правовых учений представ- ляет собой историю особого рода мыследеятельности. В числе авторов, представленных в курсе истории политичес- ких и правовых учений, — греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кельзен и Маритен и многие др. История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но отличает эти две научные дисциплины следующее. Теория государства и

    права — это систематизация знаний о современном государстве и действующем сейчас праве. Теория государства и права — некий общий ориентир для сегодняшнего практи- кующего юриста. История политических и правовых учений — это систематизация многовекового опыта индивидуального осмысления государственно-правовых явлений. Какова логическая структура политического и правового учения? Учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов: 1) логической основы, объединяющей мифологию, философию (релятивизм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.), религию, науку (психология, биология, социология и др.); 2) содержания: решение той или иной политической и правовой проблемы (обоснование договорного происхождения государства, суверенитета государства и др.); 3) программной части, т.е. вывода, который делает сам автор, или вывода, который логично вытекает из его учения. На основании исследования программной части политического или правового учения можно причислить указанное учение к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права, школе юридического позитивизма, политическому реформизму или радикализму и др. Зачем будущим юристам изучать историю политических и правовых учений? Этот курс — своего рода школа плюрализма политического и правового мышления, а такое мышление соответствует основам открытого информационного общества, в котором никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предоставляет студентам возможность познакомиться с различными конкурирующими между собой способами аргументации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений позволит студентам обнаружить также устойчивость и повторяемость некоторых политико-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому освоить курс истории политических и правовых учений — значит сделать еще один шаг вперед к пониманию сущности политико-правовых явлений.Источником знаний о политико-правовых учениях прошлого и настоящего служат исторически значимые политико-правовые произведения. Этому критерию соответствуют: • произведения, которые повлияли на мировоззрение современников авторов этих произведений и оказали значительное воздействие на развитие последующей политико-правовой мысли. Например, работа Платона ≪Государство≫ (IV в. до н.э.) оказалась в высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего ≪Утопию≫ (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в работе ≪Политика≫ (IV в. до н.э.), вновь зазвучали в работах Фомы Аквинского ≪Сумма тео-

    логии≫, ≪О правлении государей≫, написанных в XIII в. В свою очередь работы французского философа XX в. Ж. Маритена (≪Человек и государство≫, ≪Права человека и естественный закон≫) также концептуально связаны с работой Фомы Аквинского ≪Сумма теологии≫ (XIII в.);

    •произведения, которые оказали колоссальное воздействие на современников. Авторов этих произведений можно назвать ≪рупорами эпохи≫. Например, известно, что работа Ш. Монтескье ≪О духе законов≫, опубликованная в 1755 г., в течение последующих полутора лет выдержала около 20 изданий в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том, что Монтескье уже при жизни был известным политическим и правовым мыслителем. Другой пример прижизненной известности —К. Маркс и Ф. Энгельс. Их ≪Манифест Коммунистической партии≫ был опубликован

    на немецком и французском языках в 1848 г., на английском —в 1850 г., вскоре появились датское, польское, а затем русское и американское издания; •произведения, которые не получили широкой известности при жизни автора, но значительно позднее их интеллектуальная ценность была признана. Например, работы итальянского философа Дж. Вико ≪О единственном начале и единственной цели всеобщего права≫ (1720), ≪Основания новой науки об общей природе наций≫ (1725) получили признание лишь спустя почти столетие. Известно, что в своих исследованиях истории развития права Вико на столетие опередил представителей немецкой исторической школы права. Каких мыслителей изучают в курсе истории политических и правовых учений? Можно выделить следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий: •философы: греческие софисты, Платон, Аристотель, Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др; •юристы: римские юристы, Боден, Монтескье, Савиньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др; •историки: Полибий, Вико, Татищев; •социологи: Конт, Спенсер; •политические деятели: Пересветов, Бабеф, Сперанский, декабристы.

    Генезис русской политической мысли связан с историей Древнерусского государства. Становление и развитие не только феодализма, но и вообще Российского государства было осложнено внешней опасностью: славянские племена вынуждены были находиться в состоянии постоянного противоборства с южными и восточными соседями, отстаивая свою независимость. Ситуация не изменилась в следующем тысячелетии. В 1054 г. отпал католический Запад, с 1054 по 1462 гг. (образование централизованного Российского государства) на Россию было совершено 245 военных нашествий, с 1240 по 1462 гг. не было ни одного года без войны. Из 537 лет (с Куликовской битвы 1380 по 1917 гг.) Россия была в состоянии войны 334 года. В XVI в. она вынуждена была находиться в состоянии войны 43 года, в XVII в. - 48 лет, в XVIII в. - 56 лет.

    В таких условиях складывались психология, менталитет русского человека: сословия в отношении к верховной власти имеют только повинности и обязанности, прав нет. Вполне естественно, что идеи независимости, единства Русских земель, сильной княжеской власти становились ведущими в политической мысли. Проблемы социальных противоречий отодвигались во вторую очередь.


    2. Политико-правовая концепция митр. Илариона в «Слове о Законе и Благодати».

    Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом, о котором известно из скупой летописной характеристики: «Ларион муж благ, книжен и постник». Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина (в данном случае государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного Учения и воплощением его требований непосредственно в своем «сведении» и деятельности. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины». Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления, так как сначала, словно «скверный сосуд», омывается «водой-законом», а затем становится способным вместить уже «молоко Благодати». Закон и Истина не противопоставляются друг другу – напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет). «Слово о Законе и Благодати» утверждает идею о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распространяется на всех без исключения людей независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на гегемонию во всем христианском мире. В «Слове...» он стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран. Князь Владимир владычествовал не в «худой земле», а в той, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли». Иларион характеризует его как «единодержца всей земли», сумевшего «покорить под ее окружные страны» (в данном случае – части русской земли). Власть великого князя крепка и основана на «правде». В Ярославе Иларион видит преемника Святослава и Владимира. Источник верховной власти он усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», обязанный перед Богом отвечать «за труд паствы лю-дий его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти») и хорошее управление («глады угобзи... боляры умудри, грады разсели»).

    В Древней Руси шла активная политико-правовая жизнь: вечевые собрания, принятие первого правового сборника (Русская правда), внешнеполитическая деятельность - все это способствовало развитию политико-правового мышления. Уже летописи, появившиеся в первой половине XI в., содержат сюжеты политической идеологии. Первый политический трактат "Слово о законе и благодати"написан первым (из русичей) киевским митрополитом Иларионом(середина XI в.). До избрания собором епископов на этот пост он был пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом. Кандидатуру Илариона активно поддерживал князь Ярослав Мудрый в целях утверждения независимости, освобождения от опеки Византии в церковных делах. До этого глава русской метрополии назначался Константинопольским патриархом при активном участии императора Византии. Как правило, это были греки, проводившие, естественно, провизантийскую политику на Руси.

    Избрание Илариона главой русской церкви, его идея канонизации Владимира (отца Ярослава Мудрого) не были одобрены в Константинополе, его кандидатура не была утверждена и ему пришлось уйти в отставку. О последующей его судьбе сведений практически не сохранилось.

    Известно, что он обладал высокими нравственными и интеллектуальными качествами, был "муж благ, книжен и постник". Илари-он часто предавался уединенным молитвам на холме у Днепра, где впоследствии была создана Киево-Печерская лавра. Он поддерживал политику киевских князей, объединивших Русские земли перед лицом внешнего врага, анализировал ситуацию на Руси, формулировал свой политический идеал.

    В "Слове" Иларион предпринимает попытку обосновать неза висимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Законаи Истины.Закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога и Господина. Он призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли совершенства. Благодаря подзаконному состоянию человечество избегает взаимного истребления. Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и следованием ему в своей жизни. Достигнув внутреннего совершенства на основе Истины, христианин не нуждается в Законе.

    Закон и Истина не противопоставляются друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением Истины и достижением в силу этого Благодатикак идеала христианина. В распространении морально-этического идеала христианства Иларион видит путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет).

    Основываясь на этих идеях, Иларион излагает концепцию всемирной истории, которая делится на два периода. Период богоизбранности одного, иудейского народа, Ветхого Завета, период подчинения Закону. Сменивший его период Нового Завета - период Благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно.

    Русский народ приобщился к христианству по собственному почину, а не под влиянием Византии и не нуждается в опеке. А поскольку центральной фигурой этого процесса был князь Владимир Святославич (Креститель), то киевский князь является главным среди остальных русских князей. Его власть крепка и основана на правде.

    Источник верховной власти - в божественной воле и поэтому Великий князь воспринимается как "причастник Божественного царства", который обязан отвечать перед Богом "за труд паствы людий его", обеспечивать мир и хорошее управление.

    Политико-юридические проблемы, затронутые Иларионом (представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике князя, ответственности за управление страной, мирном курсе), были восприняты русской политико-правовой мыслью.

    Даниил -Заточник

    Идея единовластия, сильной княжеской власти, рассматриваемой главным образом в плане внутриполитических и социальных отношений, выражена в "Молении Даниила Заточника"(конец XII или начало XIII вв.).

    Автор "Моления" принадлежал к привилегированным кругам, но потерял состояние, стал нищим и оказался в заточении. Смена сословного положения позволила ему глубже понять социально-политическую действительность. Находясь в заточении, он обращается к князю (в первой редакции - к основателю Москвы Юрию Долгорукому, во второй - к переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу) с просьбой защитить его от притеснений и освободить от оков.

    Все беды (свои и "сирот") Даниил усматривает от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. Самоуправство

    бояр беззаконно и несправедливо, порождает в стране неурядицу. Их действия ведут к ослаблению государства. Все надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной "яко дуб" княжеской властью.

    Силовые методы в деятельности князя, направленные на укрепление суверенитета государства, стабильности политической жизни, внутреннего порядка и внешней безопасности, Даниил величает "царскою грозою". "Грозная власть" восстанавливает нарушенную справедливость и пресекает беззаконие.

    Установление единовластия князя - основная идея "Моления". Единовластие - единственное средство возвеличивания государства, установления твердого порядка и избавления простых людей от бедствий. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих поданных, защищать их от произвола. "Земля плод дает обилия, древеса овощ; а ты нам княже богатству и славу".

    Эта идеализация "хорошего князя" послужила основой широко распространившимся позже царским иллюзиям русского крестьянства.


    3. Государственно-правовые взгляды Владимира Мономаха.

    Владимир Мономах (1053—1125) — знаковая фигура в истории русской политической идеологии, воплощающая собой идеал русского князя, самодержца, царя и одновременно идею преемственности царской власти на Руси от императорской власти в Византии. В этом своем качестве он намного пережил эпоху Киевской Руси.

    С началом XVI в. персона Владимира Мономаха приобретает особое значение для русского самодержавия. Московские государи начинают смотреть на него как на своего родоначальника. В официальной политической идеологии утверждается концепция, согласно которой Московское государство является наследником Византийской империи ("Москва — Третий Рим"), Владимир Мономах рассматривается в рамках данной концепции в качестве лица, через которого московские государи получили от византийских императоров царский венец.*

    * См. подробнее об этом § 2 гл. 8 "Политическая и правовая мысль Московского государства".

    Основание для такого взгляда дало событие, произошедшее приблизительно в 1114—1116 гг., после того, как русские войска разбили византийскую армию во Фракии. Тогдашний византийский император Алексий I Комнин (1081—1118 гг.), желая помириться с великим князем Владимиром Мономахом, прислал ему в дар царский венец византийского императора Константина Мономаха ("шапку Мономаха") и другие драгоценные предметы, знаменующие царскую власть. Все это доставил русскому князю митрополит Эфесский Ниофит. Прибыв к Владимиру Мономаху в сопровождении византийских епископов и знатных сановников, он возложил на него венец и назвал царем. Свою мировоззренческую позицию и, в частности, взгляд на то, каким должен быть русский князь, как должны строиться его отношения с другими князьями и со своей администрацией, Владимир Мономах изложил в сочинении, вошедшем в историю русской литературы под названием "Поучение". Текст его дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи. В нем явно выделяются три части, которые можно рассматривать в качестве отдельных произведений: это, во-первых, собственно "Поучение", во-вторых, автобиографические заметки и, в-третьих, письмо к князю Олегу Святославичу.

    Несмотря на то, что в Лаврентьев скую летопись все три указанных произведения вставлены под 1096 г., написаны они в разное время. Названным годом может быть датировано только письмо к Олегу Святославичу. Собственно "Поучение" писалось, вероятнее всего, в 1099 г., а заметки о своей жизни Владимир Мономах окончил не ранее 1117 г.

    В научных трудах, рассматривающих содержание "Поучения", доминирует мнение, что это произведение предназначалось для русских князей. Однако сам Владимир Мономах обращался с размышлениями и советами прежде всего к своим детям. "Да дтуги мои, или инъ кто, слышавъ ею грамотицю, не посм1зйтеся, но ему же люба дтугий моихъ (т.е. кому она люба из детей моих), а приметь е в сердце свое...",— просит он в начале своего "Поучения". "Поистин1з, дтуги моя, разум1зйте, како ти есть челов-Ьколюбець Бог милостивъ и премилостивъ", — говорит Владимир Мономах в ходе своих размышлений. Подобным обращением начинаются и его автобиографические заметки: "А се поведаю, д1зти моя, трудъ свой, оже ся есмь тружалъ, пути д1зя и ловы с 13 л1зт".

    Содержание "Поучения" показывает, что Владимир Мономах обращался к своим детям прежде всего как к "христианским людям". Он обильно цитирует Псалтырь, призывает соблюдать "слово Господне". Его "Поучение" — это в первую очередь нравственная проповедь. "Научися, верный (т.е. верующий) челов1зче, быти благочестию делатель, — взывает Владимир Мономах, — научися, по евангельскому словеси, очима управленье, языку удержанье, уму смиренье, тблу порабощенье, гн1зву погубленье, помыслъ чист имтуги, понужаяся на добрая д1зла, Господа ради; лишаемъ — не мьсти, ненавидимъ — люби, гонимъ — терпи, хулим1з — моли, умертви гр1зхъ".

    Однако формулируя для своих детей христианские нормы поведения, Владимир Мономах подразумевал, что они не простые "христианские люди", а русские князья. Собственно говоря, и непосредственным поводом к написанию "Поучения" явилось, как сам автор признавал, поведение его братьев-князей, которые прибыли к нему с предложением пойти совместно на князей Ростиславичей и отобрать у них их волость. Владимир Мономах ответил им, что не может пойти с ними и преступить крестоцелованье. Отпустив князей, взял он Псалтырь, в печали разогнул его и стал читать, размышляя при этом о том, что такое человек и как жить ему должно. Так возникло его "Поучение".

    Подлинный смысл данного произведения становится ясным только в том случае, если его рассматривать в контексте той социально-политической обстановки, в которой оно писалось. Усиление самостоятельности удельных князей,* утверждение принципа "кождо да дер жить отчину свою" означало, что межкняжеские отношения принимали отныне сугубо договорный характер. Причем соблюдение договоров все больше зависело от доброй воли самих князей для принуждения кого-либо из них к выполнению договорных условий на практике не оставалось другого средства, кроме нравственной проповеди — взывания к его христианской совести.

    * С развитием феодальных отношений усиливалась удельная раздроблённость Руси. Если в XII в. Русь делилась на 15 княжеств, то в XIII в. — уже на 50, а в XIV — на 250 обособленных княжеств.

    В своем "Поучении" Владимир особо подчеркивал необходимость соблюдения договоров, заключение которых на Руси в ту пору скреплялось крестоцелованием. "Аще ли вы будете кресть целовати к братьи или г кому, а ли управивъше сердце свое, на нем же можете устояти, тоже ц1злуйте, и ц-бловавше блюдтуге, да не, приступни, погубите душЬ свое1з". То есть, если будете крест целовать, говорил Владимир Мономах своим детям, то, проверив сердце свое, целуйте на том, на чем можете устоять, а поцеловав, соблюдайте, а иначе, преступив, погубите свою душу.

    Заслугой Владимира Мономаха явилось то, что он, пожалуй, раньше всех русских князей и яснее их всех осознал, что в новой социально-политической обстановке, сложившейся на Руси к концу XI в., нравственные качества властвующих приобретают важное политическое значение, что судьба Русского государства, его будущее стало в огромной мере зависеть от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках власть.

    Как прекратить княжеские междоусобицы на Руси? В новых условиях ничего не оставалось, как взывать к соблюдению Христовых заповедей. И Владимир Мономах взывал: "Мы, челов1зци, гр1зшни суще и смертни, то оже ны зло створить, то хощемъ и пожрети и кровь его прольяти вскор1з; а Господь нашь, владея и животомъ и смертью, согр1зшенья наша выше главы нашея терпить, и пакы и до живота нашего. Яко отець, чадо свое любя, бья, и пакы привлачить е к соб1з, тако же и Господь нашь показал ны есть на врагы победу, 3-ми д1злы добрыми избыти его и поб1здити его: покаяньемъ, слезами и милостынею. Да то вы, д1зти мои, не тяжька заповедь Божья, оже теми д1злы 3-ми избыти гр1зховъ своихъ и царствия не лишитися". Не следует проливать кровь того, кто причинит нам зло, говорил Владимир Мономах, но тремя добрыми делами можно избавиться от врагов и победить их: покаянием, слезами и милостыней.

    Любопытно, что в своем "Поучении", составленном из принципов религиозной христианской этики, наполненном словами о Боге, Владимир Мономах нигде не обмолвился о божественном происхождении власти. И это, думается, не случайно. Автор "Поучения" исходил из того, что власть — это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т.д.

    Обращаясь к своим детям-князьям, Владимир Мономах неоднократно призывал их не лениться. По его мнению, князь — это великий труженик. Он просил, в частности, своих детей самолично за всем наблюдать в своем доме, не полагаясь на тиуна. Советовал им, будучи на войне, не надеяться на воевод, самим наряжать сторожей, самим расставлять ночью стражу и спать среди воинов.

    Князь, согласно представлению Владимира Мономаха, также милосердный судья. "Ни права, ни крива (ни правого, ни виновного) не убивайте, ни повелевайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны", — поучал он.

    Честь себе князь приобретает не положением своим, а знанием, — такую мысль внушал Владимир Мономах, советуя своим детям учиться. Что умеете доброго, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, писал он и при этом приводил в пример своего отца, мудрого и образованного князя Всеволода Ярославича, который знал пять языков и оттого и честь имел от

    "иньхъ земль".

    Творя добро, князь не должен лениться ни на что хорошее, и прежде всего к церкви, подчеркивал в своем "Поучении" Владимир Мономах. Он призывал чтить епископов, попов и игуменов, не устраняться от них, а с любовью принимать от них благословенье и по возможности заботиться о них.

    Автобиографические заметки Владимира Мономаха, хотя и составляют отдельное произведение, тем не менее находятся в связке с "Поучением". Судя по всему, обратиться к описанию своей жизни Владимира Мономаха заставило желание подкрепить сказанное в "Поучении" собственным примером. В заключении данного жизнеописания автор прямо заявлял, что не хвалит он себя и не прославляет. Но хвалит и прославляет Бога, который его, грешного и худого, столько лет оберегал от разных смертных опасностей и создал на всякие человеческие дела годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его, говорил Владимир Мономах. "Смерти бо ся, д1зти, не боячи, ни от рати, ни от зв1зри, но мужьское д1зло творите, како вы Богь подасть. Оже бо язъ от рати, и от зв1зри, и от воды, от коня спадаяся, то никто же вас не можеть вредитися и убити, понеже не будет от Бога повелъно. А иже от Бога будеть смерть, то ни отець, ни мати, ни братья не могуть отьяти, но аче добро есть блюсти, Божие блюденье л1зпл1з1з есть челов1зчьскаго".

      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта