Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2: власть и соц.нормы как средства, с помощью которых управляется и организуется общество.

  • Тема 3:Гос правовое воздействие на экономику, политику и культуру.

  • Тема 4: Первобытное (догосударственное) общество Структура родоплеменной организации.

  • Тема 5: Переход от присваивающей к производящей экономике («Неополитическая революция») как фактор социального расслоения общества

  • Тема 6: Общая характеристика социальной власти первобытного общества

  • Тема 7: Социальные регуляторы первобытного общества

  • ТГП тема 4. Тема 4. 1. Общество и его институты


    Скачать 23.05 Kb.
    Название1. Общество и его институты
    АнкорТГП тема 4
    Дата21.11.2022
    Размер23.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 4.docx
    ТипДокументы
    #803875

    1.Общество и его институты

    сущ большое кол-во опеределений понятия общество. Эти определения зачастую отличаются друг от друга, но все сходятся в том, что общество - результат постоянного взаимодействия людей, определенным способом устроенная организация совместной жизни людей и их групп. Это внутренний, противоречивый организм, подлинный смысл, сущность которого заключается в самых различных связях и отношениях между индивидами, их группами и объединениями. Эти связи и отношения могут быть семейными, нравственными, религиозными и т.д.
    Общество это сложная, саморазвивающаяся система связи людей, объединенных семейными, групповыми, экономическими, этническими, религиозными, классовыми, сословными отношениями и интересами. Если рассматривать человека как соц существо, важно упомянуть что в социуме действуют уже не биологические, а именно социальные законы. Общество возникло когда человек выделился из мира животных. Важнейшая черта человеческого общества состоит в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей именно разумных существ. В различные периоды своего исторического развития, общество имело различные формы. Изменялась степень развития общества, его формы развития. По мнению учёных, сначала был матриархат, впоследствии роль мужчины возвысилась. Общество не может обойтись без социальных, экономических, политических институтов (устойчивые социальные, политические или экономические установления, учреждения, объединения и общности, которые выполняют необходимые для данного общества социальные, политические или экономические функции. Люди не могут жить, трудиться не объединяясь по целям и интересам. Другими словами, социал-полит институты возникают по необходимости в силу ряда причин, среди них: биологические, социальных, полит.
    Тема 2: власть и соц.нормы как средства, с помощью которых управляется и организуется общество.


    Любое человеческое общество состоит из огромного кол-ва взаимосвязей и взаимоотношений. В человеческом обществе вместе с его возникновением возникла соц власть - она важна для существования человечества. В общеголосовском смысле власть это способность одним субъектам (властным субъектом) навязывать свою волю другому субъекту или другим субъектам (подвластные субъекты). Властеотношения состоят как минимум из двух субъектов - властвующие и подвластные. Власть придает обществу целостность, управляемость, организованность, порядок и дисциплину. Власть это систематизирующий элемент, обеспечиваюзий жизнеспособность любого человеч общества. Соц власть - организованная сила, которая призвана обеспечивать способность опред соц.общества - рода, группы и т.д. подчинять своей воле индивидов на опред. Территории. При этом властвующий субъект может использовать различные методы, в том числе метод принуждения. Власть делится на подвиды: власть неполит и полит. Политика - искусство управления гос-вом. Важнейшим полит институтом явл гос-во. Прочие полит.институты ставят целью захват власти. Неполит власть - власть в семье, религиозная, корпоративная и т.д. Важно, чтобы подвластные субъекты подчинялись, поэтому используются самые различные методы, в т.ч. убеждения. Власть постоянно воздействует на обещственные процессы. Иногда субъект и объект власти могут совпадать, иногда не совпадают. Властвующих гораздо меньше, чем подвластных. Одной из целей властеотношения является упорядоченность в социуме, поэтому сущ правила, по которым живёт та или иная соц группа. Общественный порядок это необх условие надлежащей жизнедеятельности и функционирования любого общества. Для того, чтобы урег общ отношения, 2 вида регулирования: индивидуальное (межчеловеческие связи и отношения упорядочиваются при помощи разовых, определенных решений к конкретным случаям и лицам) и нормативное (соц отношения упоряд посредством установления моделей поведения. Первая - обычай - правило поведения общего характера, в силу многократности своего повторения вошедшее в привычку людей), норма морали - правило поведения общего характера, представляющее собой господствующие в обществе представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, плохом и хорошем, чести и бесчестии и т.д. В разные этапы развития чел общ, менялась мораль. Нормы морали во многом Регул отношения в духовной сфере, и именно поэтому все офиц конфессии говорят своим прихожанам, что такое хорошо и плохо. Всё это является разновидностями соц норм, но их различие меркнет по сравнению с нормами права - важнейшим соц регулятором. Появился соц суд в виде госва. Имеет общеобязательный характер, содержащееся в офиц документе (нормативно-правовом акте), изданное или санкционированное госвом, обесп возможностью прим мер гос принуждения.
    Тема 3:Гос правовое воздействие на экономику, политику и культуру.


    Экономика - система связей и отношений в обществе по производству, распределение, обмену и потреблению мат благ. Вся экономическая деятельность - базис общества (экономический базис). Г и П - общественно политические институты, которые обусловлены экономическими отношениями, преоблад. В том или ином обществе. Гос-во посредством издания нормативных правовых актов (формирования права) устанавливает правило осуществления в том числе и экономических отношений на своей территории. Гос-во через высшие органы определяет финансовый бюджет, денежную политику, устанавливает систему акцизов, налогов и сборов с хоз.субьектов. гос-во посредством права Регул, какие виды хозяйственно экономической деятельности являются разрешенными, а какие нет. Гос-вом устанавливается порядок формирования и функционирования всех без исключения хоз субъектов. Госво через систему своих органов и через нормативно-правовые акты оказывает поддержку опред отраслям экономики. Традиционно противопоставляются экономика командно административная и рыночная. Роль гос-ва гораздо более велика при командно административной. На политику гос-правовое воздействие осущ по трем направлениям: выработка стратегич курса развития госва, выбор того или иного стратегич курса, реализация того или иного стратегич курса. Политика - гораздо более широкое по объему и содержанию явление. Каждый из участников общ отношений постоянно сталкивается с политикой госва, которое осуществляется через всю систему гос органов. Гос-во через создание нормативно правовых актов устанавливает, какие ещё помимо гос-ва полит институты могут возникать и функционировать на территории той или иной страны. Гос-во осущ свою политику при помощи аппарата управления и принуждения через издание нормативно правовых актов и правосудие. Чем больше в политике гос-ва учит мнение населения народов страны, тем более эффективным становится государство. Также гос-во через право воздействует на политику посредством заркепления полит строя, механизмов функционирования полит системы через закрепление политических прав и свобод граждан. Также гос-во через право передает законность и легитимность полит решениям и деятельности органам гос власти. Противодействие, нарушения предписания карается в соответствии с правовыми установками. Правые государства постоянно находятся во взаимодействии с культурой. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей индивида, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими мат и дух ценностях. Различают материальную и духовную культуру. Когда характ уровень развития отрасли знания, степень общ и нравственного развития представителя общества, задача гос-ва повышать уровень культуры. Поэтому госвом поддерживается образование.



    Тема 4: Первобытное (догосударственное) общество

    Структура родоплеменной организации.
    С момента возникновения человеческое общество изменялось не только в направлении роста потребностей и способов их удовлетворения, по и в направлении организации и регуляции совместной жизнедеятельности индивидов. Это выражалось в том, что на смену примитивным формам организации жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходила более совершенная и сложная - государство. Исходя из средств и методов, с помощью которых организовывалась и упорядочивалась жизнедеятельность человека, можно выделить два этапа в развитии человеческого общества:

    1) общество без государства - догосударственное;
    2) государственно-организованное общество.

    Человек современного типа - Homo sapiens (человек разумный) появился 40 тыс. лет назад, а государство и право возникли в Египте 5 тыс. лет назад. Следовательно, около 35 тыс. лет человек жил без государства. Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Исторически первой формой его объединения с другими людьми было первобытное стадо, насчитывающее от 20 до 40 чел. Оно возникло на низшей ступени дикости.

    Первобытное стадо людей отличалось большой сплоченностью, необходимой для совместной защиты от хищных зверей и добычи пищи. Первобытное стадо представляло собой биологическую и одновременно хозяйственную общность, все члены которой были равны в своих правах. Занимались первобытные люди собирательством, рыболовством и охотой, т.е. присваивали то, что давала природа. После первобытного стада люди начали собираться в родовые общины, к концу периода родовых общин обязательно нужно выделить переход от матриархата к патриархату. Далее начали появляться первые признаки классообразования, эпоха родовой общины начинает уходить
    (С сайта Гекомс + дополнение к содержанию учебника «История первобытного общества»)


    Тема 5: Переход от присваивающей к производящей экономике («Неополитическая революция») как фактор социального расслоения общества

    Около 8—7 тыс. лет назад начинается период неолита, с которым связано появление производящего хозяйства: земледелия и скотоводства. Этот переход получил в науке название «неолитическая революция»

    Неолитическая революция или неолитиза́ция — переход человечества от присваивающего хозяйства к производящей экономике, имеющей в своём составе сельскохозяйственные подотрасли, а также выделяющееся в отдельную отрасль ремесло.

    Человество, чел общество с течением времени постоянно прогрессировало, отношения внутри общества постоянно усложнялись. Власти рода и сущ соц норм уже не хватало чтобы упорядочить общественные отношения. Поэтому на смену присваивающей экономике пришла возникла экономика производящая. Общ отношения усложнялись, возникло 3 крупных разделения труда: скотоводство отделилось от земледелия, затем из сельского хозва выделилось ремесло, затем появилась категория торговцев. В результате разделений произошло расслоение общества.

    Тема 6: Общая характеристика социальной власти первобытного общества


    Для первобытного общества характерно отсутствие политической организации и правовых норм - инструментов государственного управления. Власть в догосударственный период носила сугубо общественный характер.

    Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами:

    1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть личный, а не территориальный союз;

    2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (субъект и объект власти здесь совпадали). В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями;

    3) общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Принуждение, применяемое к отдельным членам, исходило от всего рода и поддерживалось им.

    Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги».

    Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, распространялась только на членов рода (племени), выражала их волю и базировалась на кровных связях.

    Тема 7: Социальные регуляторы первобытного общества


    Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.

    Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. Понятно, что по содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др.

    Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.

    Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.

    Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.

    Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.

    В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности. Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.


    написать администратору сайта