|
тгп. 1 Общество изучается различными науками, в каждой из которых существует свой подход к пониманию этой категории
1 Общество изучается различными науками, в каждой из которых существует свой подход к пониманию этой категории. Самый общий (философский) подход рассматривает общество как «выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общностей и групп, а также отдельных индивидов».
Общество в таком понимании представляет собой обособившуюся от Природы часть Мира. Обособление общества от природы проявляется в следующем.
Во-первых, в различии движущих сил (или источников развития). В природе действуют стихийные силы, в силу чего она развивается по своим собственным законам. В обществе первичным элементом всей социальной системы является человек, обладающий сознанием и волей, он и является источником (движителем) исторического процесса. Человеческая деятельность выступает как сознательный целенаправленный процесс создания материальных и духовных благ.
Во-вторых, в различии общих направлений развития. Природа развивается спонтанно (самопроизвольно), в силу действия естественных законов. В этом случае нельзя говорить о какой-то направленности развития. Общество выступает в качестве творца, преобразователя не только себя, но и природы — создателя культуры.
Сознательная деятельность людей всегда имеет какую-то цель, следовательно, общественное развитие имеет ту или иную направленность, например, в сторону совершенствования или в сторону ухудшения.
Обособление общества от природы нельзя абсолютизировать. Самостоятельность общества весьма относительна. Взаимосвязь природы и общества проявляется в следующем. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают определенное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темпы. Это отмечалось в трудах известных российских и зарубежных исследователей (В. О. Ключевский, Ш. Л. де Монтескьё и др.).
Вряд ли допустимо говорить о жесткой детерминированности (т. е. предопределенности) общества природными факторами. В то же время нельзя отрицать и зависимость общества от природы. Особенно ярко такая зависимость наблюдалась в период древности. На начальных этапах развития общества зависимость человека от сил природы предопределила появление антропоморфизма — системы верований и обрядов, связанных с убеждением в кровном родстве человека с природой. Первобытные люди считали своими сородичами животных, птиц, растения, «одушевляли» объекты неживой природы и природные явления (грозу, землетрясения и т. п.).
С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. Это влияние может быть и благотворным (преобразование пустынь или болот в цветущие сады), и вредным, разрушающим природную среду, о чем будет сказано в связи с экологическими проблемами.
Категорию «общество» можно рассматривать и в более узком смысле, как исторически конкретный тип социальной системы, например, древнее общество, или как отдельный социальный организм — французское общество, российское общество и т. п. При таком подходе общество раскрывается через внутренне присущие ему признаки.
Один из таких признаков состоит в том, что общество представляет собой объединение людей. Но это не просто объединение людей по каким-либо признакам (например, старики, молодежь и т. п., в этом случае говорят о номинальном объединении людей), а объединение людей, связанных осознанием необходимости совместного удовлетворения своих разнообразных интересов и потребностей (в пище, одежде, жилище, духовном общении и т. п.). То есть объединение, основанное на взаимодействии, решающее общие задачи. Такое объединение называется реальным.
Следующим признаком общества является многообразие и единство интересов. В обществе существует множество объединений, в каждом из этих объединений приоритетным является какой-либо один интерес. Когда же мы говорим об обществе в целом, то имеется в виду множество разнообразных и равнозначных интересов. Единство интересов проявляется в том, что все эти многообразные интересы могут быть удовлетворены совместной деятельностью всех членов общества. Интересы могут полностью совпадать либо характеризоваться противоречивостью и даже антагонизмом, но все они объединяют, связывают людей, осознающих свою взаимообусловленность и взаимную необходимость.
Еще одним признаком общества является самодостаточность. Самодостаточность выражается в том, что объединение людей способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования. Иными словами, в обществе создаются все необходимые социальные блага, обеспечивающие жизнь каждого человека и всего общества, — возводятся жилые дома, производятся продукты питания, обеспечивается досуг и т. п.
В процессе создания этих социальных благ и в процессе их потребления люди вступают во взаимную связь друг с другом, между ними складываются общественные отношения, что является еще одним признаком общества. Данные общественные отношения характеризуются устойчивостью. Это означает, что люди постоянно находятся во взаимоотношениях друг с другом. Могут меняться участники отношений. Может меняться содержание этих отношений, но отношения не прекращаются в обществе никогда.
Еще одним признаком общества является организованность, упорядоченность всей социальной жизни. Общество — это не хаотические действия множества людей, а целенаправленная сознательная деятельность человека и человеческих коллективов. Организованность обеспечивается различными социальными институтами, что является следующим признаком общества.
С учетом рассмотренных признаков можно дать следующее определение общества. Под обществом понимается определенным образом организованное самодостаточное реальное объединение людей, связанных единством экономических (материальных), духовно-культурных, исторических, национальных и иных интересов и потребностей, характеризующееся устойчивостью общественных отношений при их многообразии.
Общество представляет собой целостную, непрерывно развивающуюся систему. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, соединение. Это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Отсюда анализ системы (системный анализ) предполагает выделение составных элементов изучаемого предмета или явления и раскрытие взаимосвязей между ними.
Структурными элементами общества являются субъекты, объекты и социальные связи. Субъект — это активный участник социальной деятельности. В качестве субъектов выступают индивиды и объединения людей. Объекты или предметы социальной деятельности — это все то, на что направлена эта деятельность, а также то, с помощью чего деятельность осуществляется. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействие людей в процессе социальной деятельности. Данные связи могут выражать отношения людей к предметам социальной деятельности, а также отношения между людьми по поводу этих предметов.
Общественные отношения — это многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения являются важнейшим специфическим признаком общества и придают обществу качество системы. Через многообразие общественных отношений и проявляются связи между элементами социальной системы.
Специфика общественных отношений заключается в том, что люди не просто встречаются друг с другом, а это — связь индивидов как представителей определенных социальных групп. Иными словами, общественные отношения строятся не на основе симпатий или антипатий индивидов, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе. Таким образом, сущность общественных отношений состоит не во взаимодействии конкретных людей, а во взаимосвязи выполняемых людьми социальных ролей.
При характеристике общества как целостной системы используется категория «общественный строй». При существующем множестве подходов к определению этого понятия, в самых общих чертах общественный строй можно рассматривать как систему общественных отношений, сложившихся во всех сферах жизнедеятельности общества на том или ином конкретном историческом этапе его развития, обусловленную определенным уровнем развития производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и соответствующими этому уровню формами социальной организации.
Иными словами, общественный строй и есть само общество в целом, рассматриваемое как целостный социальный организм, характеризующийся слаженностью всей общественной жизни. Общественный строй выражает характер способа производства материальных и духовных благ, формы организации социального управления. В этом смысле характеристику общественного строя можно дать через раскрытие основных черт всех сфер общественной жизни.
В то же время категория «общественный строй» имеет и более узкое значение. В конституционном праве, например, данная категория определяется как выражающая «сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений» В Российской Федерации эта категория воплощена в конституционно-правовом институте «основы конституционного строя».
Социальная саморегуляция. Общество характеризуется упорядоченностью, организованностью общественной жизни. Если брать отдельных индивидов или отдельные объединения людей (социальные группы), то на первый взгляд кажется, что все они действуют самостоятельно, имеют свои специфические интересы и потребности, которые и реализуются каждым по отдельности. На самом же деле между всеми людьми и группами существуют общественные связи, которые настраивают их на совместное действие, точнее говоря, взаимодействие. В этом проявляется такое важное качество социальной системы, как самоорганизация. Общество представляет собой самоорганизующийся организм, в котором все элементы и подсистемы действуют слаженно, подчиняясь каким-то внутренним правилам.
Такая организованность достигается не какими-то внешними (по отношению к обществу) элементами, а внутренними, возникающими непосредственно в обществе. Социальное управление обеспечивается наличием таких важнейших начал (социальных институтов), как социальная самоорганизация, проявляющаяся в спонтанных (т. е. самопроизвольных) процессах внутриколлективного регулирования, в возникновении отношений соподчиненности, когда одни индивиды выдвигаются на роль ведущих, другие становятся ведомыми. Это выражается в такой категории, как власть. Следующим компонентом социального управления является управленческий механизм, т. е. субъект властвования, или орган (носитель) власти. Наконец, третьим компонентом социального управления являются социальные нормы, т. е. стихийно сложившиеся или сознательно установленные правила поведения в обществе.
Таким образом, власть, орган (носитель) власти и социальные нормы являются важнейшими началами социальной саморегуляции.
Изучение процесса происхождения государства и права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.
Появление государства и права тесно связано с развитием экономических отношений, социальной власти, нравственных и иных правил, семьи и много другого, что неотъемлемо от человеческой жизни, переплетается с ней, образует ее условия и является необходимой основой.
2
До возникновения государственной организации общества человечество прошло длительный период развития, именуемый первобытнообщинным строем. при характеристике предистории человечества стало шире использоваться понятие «первобытность» или «первобытная эпоха». Оно означает те стадии развития, которые предшествовали зарождению первых древнейших цивилизаций. Следовательно, первобытная эпоха охватывает период в миллионы лет – от появления предков современного человека до III-I тысячелетий до н.э. Будучи самой продолжительной в истории человечества, она не имела развитых социальных предпосылок для своего возникновения, если не считать тенденций самого процесса антропоcоциогенеза. Ее формирование совпадает с генезисом социальности вообще.
В этом новом понимании первобытного общества, прежде всего, следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» – новый каменный век).
Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII-III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования использовало человечество. Для теории государства и права появляется наконец возможность также четко определять, какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей экономики.
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.
Как и когда возник род до конца не ясно, но начинался он с экзогамии(запрета брачных отношений между кровными родственниками). Вместо стада появился экзогамный коллектив род, внутри которого браки окончательно запрещались, а члены рода составляли родовую общину. Первой формой брака в истории человечества был групповой брак, когда женщины всех поколений одного рода являлись реальными или потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. На первых этапах родство считалось только по женской линии.
В эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род. Первоначальное появление материнско-родовой общины связано с особым положением, занимаемым женщиной. На нее возлагалось все, что было связано с оседлостью: уход за жилищем и очагом, воспитание детей, приготовление пищи, шитье одежды, хранение продуктов. Женщины составляли ядро рода. К тому же они, вероятно, обладали значительной выносливостью. В период преобладания собирательства женщина играла главную роль в добывании средств к существованию. Материнский родовой строй является всеобщим, универсальным этапом в истории человечества
Семейные общины могли объединяться, но только на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяют как родовой строй. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Последние варьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сложившихся форм брака – от моногамных до гаремных форм семей.
Разумеется, такая организация знала и властные институты: власть предводителя, совета старейшин. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д. Причем существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин.
Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.
Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных мононорм, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Мононормы изначально были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы — обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Словом, такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.
Переход к неолиту и его продолжительность в разных районах Евразии существенно отличались друг от друга. В эпоху неолита произошел грандиозный переворот, названный английским ученым Гордоном Чайльдом неолитической революцией. Главным содержаниемнеолитической революциистало возникновение производящего хозяйства: переход от случайного выращивания злаков и эпизодического приручения животных к регулярному, целенаправленному воспроизводству главных продуктов питания на основе развития земледелия и скотоводства. Это был глубочайший переворот, занявший не одно тысячелетие, радикально изменивший образ жизни первобытных людей. Сам человек мало изменился за три тысячелетия, но семья и первобытная община получила более устойчивые источники существования. Расширились как потребности человека, так и возможности удовлетворять их.
Для неолита характерен развитый родоплеменной строй, создаются крупные объединения родов – племена. Из образовавшихся племен постоянно выделялись новые. Причина этого явления – быстрый рост и подвижность неолитического населения.
Прогресс производительных сил, повышение искусности работника стали возможными на основе общественного разделения труда. К первоначальным видам деятельности (охоте, собирательству, рыболовству), основанным на половозрастном разделении труда, добавились группы людей, а затем и общины, которые специализировались на земледелии и скотоводстве, изготавливали и умело использовали необходимый для этого набор орудий труда. Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда – первое крупное общественное разделение труда, существенно повысившее его производительность.
Поскольку в земледелии и скотоводстве применялся все более сложный набор орудий труда, возникла необходимость сохранять выработанные специализированные навыки и передавать их из поколения в поколение. Произошло второе крупное общественное разделение труда – выделениеремесла. Появляются отдельные семьи или даже общины специализирующиеся на производстве ремесленных изделий.
Занятие земледелием, которое предполагало оседлый образ жизни, привело к увеличению средних размеров общины, возникновению территориальнойобщины и в итоге довольно больших постоянных поселений, а затем и городов, которые насчитывали десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские. Город обычно окружался рвом. По сути дела это уже город. Неолитические города обнаружены в Передней Азии, на Ближнем Востоке.
Усложнение структуры общества, необходимость следить за природными циклами, определять сроки посевов, уборки урожаев, находить наилучшие пастбища, распределять труд между различными видами занятий (особенно в связи с сезонностью земледелия и скотоводства), соединять эти занятия с обрядами, религиозными поклонениями, а также охранять поселения и имущество от покушения соседних общин или мигрирующих скотоводческих племен привело к выделению вождей, жрецов и воинов.
Крупные сдвиги произошли в экономических отношениях. Для охоты, собирательства, рыболовства природные богатства выступали как ничьи, не являлись объектами собственности. Хотя община и стремилась закрепить свой приоритет на охотничьи угодья, но их границы носили условный характер, часто менялись с перемещением общины к новым угодьям или вслед за движением стад животных. Иное дело, когда нужны годы чтобы освоить и использовать пригодные для обработки участки земли, лучшие пастбища для скота. Расширился круг объектов присвоения, утверждается общинная собственность на все более широкий круг средств производства, включая природные ресурсы.
Специализация семей и общин на определенных видах деятельности неизбежно вела к развитию обмена продуктами труда как внутри общины, так и между общинами – соседними и отдаленными. Существенная черта неолита – появление межплеменных связей.
Столь же значительные перемены наблюдались и в духовной сфере жизни общества. Резко возрос уровень познания окружающего мира. Вести земледелие в соответствии с природными циклами, выращивать скот, заниматься строительством, ремеслом невозможно без обширных и разнообразных знаний, накопленных предыдущими поколениями. Конечно, до абстрактных обобщений было далеко, но первичное миросозерцание находило отражение в системе верований, мифов. Искусство неолита – живопись, обрядовая музыка и танцы – отражало эти мифы. Все более сложными становились религиозные верования, создавая и поддерживая множество норм и табу; мораль и первичную религию было трудно обособить.
С развитием пахотного земледелия сельскохозяйственные работы перешли из рук женщины в руки мужчины. Мужчина земледелец кормилец стал главой семьи. Степное скотоводство также преимущественно дело мужчин. Оно обогащало людей, давая реальный и по масштабам того времени ощутимый доход, не сравнимый с результатом труда женщины-домохозяйки. Мужчина постепенно становится господином не только скота и всего хозяйства, но и самой женщины. Ее роль и влияние уменьшились. В результате изменился характер семьи и рода. Возник патриархат, т.е. господство мужчин, и в соответствии с этим не муж стал приходить в дом и родовой коллектив жены, а жена в дом и родовой коллектив мужа. Наследство семьи получали сыновья, особенно старший сын. Постепенно стали вести счет родства уже не по материнской линии, а по отцу. В такой патриархальной семье женщине отводилась подчиненная роль. Обязательность единобрачия устанавливалась только для женщин. Для мужчины допускалась полигамия.
Значение семьи выросло. Она уже противостояла родовому коллективу. Патриархальная, или большая семья, состояла нескольких, обычно трех или четырех поколений ближайших родственников. Разрастаясь, патриархальная семья делилась на другие семьи, связанные близким родством. Они жили по соседству и были объединены обязанностью взаимопомощи, взаимной ответственности и защиты, общим культом, особым наименованием, вели свое происхождение от одного предка. В семье стали накапливаться богатства, причем, не в равной мере. Внутри рода выделялись семьи выборных вождей, жрецов, других знатных людей, которые по праву руководителей распоряжались родовой собственностью, использовали ее для личного обогащения.
Когда подобные семьи обогащались, то обязаны были, согласно родовым традициям, поделиться с членами рода. Однако, они не были в этом заинтересованы. Возникали и такие ситуации, когда семьи сама не могла справиться с хозяйством, и нуждалась в помощи других членов рода, что последних не всегда устраивало. Таким образом, на этапе перехода к цивилизации стало очевидным, что в родственных отношениях уже не было прежней заинтересованности, которая так укрепляла род, ибо родственники всем начали приносить неудобства, хлопоты, тяготы, убытки. С этого момента родовой коллектив начал разрушаться, исчезало последнее препятствие для развития частной собственности, появления неравенства и классов.
Родовые связи начали уступать место чисто соседским, и родовая община сменялась соседской общиной, где только земля оставалась общей, а остальное имущество семей становилось частной собственностью. Переход к цивилизации это путь к частной собственности, ибо цивилизация в определенном смысле строй частной собственности. Погоня за умножением богатства приводила к междуобщинным и межплеменным войнам, а вслед за этим к превращению пленных в настоящих рабов. Поскольку рабство в то время оказалось экономически более выгодной системой, оно явилось основой самых первых древних цивилизаций.
Имущественное неравенство порождало и неравенство общественное. Стала складываться верхушка родовой знати, ведавшая практически всеми делами. Знатные общинники становились вождями, жрецами, заседали в совете племени. Внутри племени выделялись богатые и сильные роды, в подчинении которых оказались роды обедневшие и ослабевшие. Благодаря частым войнам, иногда в подчинении могли оказаться целые племена или группы племен. Затем начинает признаваться неравенство, устанавливая вначале с помощью обычая, а потом и закона различные перегородки между людьми. Такие социальные группы людей уже отражали и классовые и профессиональные различия. К высшим сословиям относились жрецы и воины, к низшим крестьяне, ремесленники, купцы.
При той социальной структуре, которая сложилась в раннеземледельческой мире, уже не могла сохраниться старая система управления, основанная на правах родства и на личном авторитете вождя. Моральных средств управления уже было недостаточно, и постепенно вошли в практику силовые методы. Формируются новые органы управления, которые опираются на силу, служащую порядку: армия, полиция, законодательство, суд, бюрократия, одним словом государство. Власть вождя становится царской, власть родовых старейшин властью богатых и знатных над родом, власть народных собраний властью меньшинства. Вождь лидер опирается на воинскую силу, с течением времени узурпируя жреческие функции. Его личность объявляется священной, появляются особая одежда, специфические атрибуты власти, формируются прижизненный и заупокойный культ.
Появление войн как постоянного промысла способствовало развитию военной техники и военной организации. В этих условиях большое значение приобретает военный предводитель. Поначалу это был обычный старейшина, но в дальнейшем, как правило, появлялся особый военный вождь племени или союза племен, оттеснявший на задний план других старейшин. Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии.
Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, военная демократия, где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
3
Перерастание военно-демократического управления в вождистско-иерархическое не вело автоматически к образованию государственных структур. У разных народов в разное время сложились такие признаки становления государства, как отделение от общества публичной власти, располагающей особым аппаратом принуждения, разделение населения по территориальному признаку (во многих африканских и азиатских обществах сохранилось разделение по родоплеменному признаку и не было больших поселений), возникновение права как системы норм, выражающих волю господствующих классов и обеспеченных принудительной силой публичной власти. У многих народов процесс классообразования отставал от появления государственных структур.
Становление надобщинных властных структур было связано с узурпацией общинной верхушкой наряду с военнопредводительными функциями общественных функций, прежде всего по организации хозяйственной деятельности (в одном случае это была организация ирригационной инфраструктуры, в другом — распределение земельных наделов, в третьем — определение мест пастбищ и т.д.) и по перераспределению избыточного продукта.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями.
К числу очагов древнейших цивилизаций, возникших независимо и самостоятельно, относятся Шумер, Египет, Хараппа, циньский Китай, крито-микенская Греция, группа мезоамериканских цивилизаций и древние цивилизации Перу. С переходом к цивилизации усилилась неравномерность исторического развития. Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга.
Первоначально они возникают как города-государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний.
Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.
В городе-государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.
Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмена внутри города-государства почти не существует: каждая «большая семья» – родители, их дети, молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники – обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т.е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т.п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при переплетении таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций.
Таким образом, государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием неолитической революции. Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства человечества, т.е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.
Первая государственность на земле, возникшая на Древнем Востоке – в Египте, Вавилоне, – отличается особыми закономерностями, обусловленными спецификой египетской, вавилонской и иных современных им цивилизаций. Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.
Возникновение государства на Древнем Востоке характеризуется следующими основными чертами:
сохранением основных экономических и социальных структур первобытного строя (земельная община и слабое развитие индивидуальной собственности на землю; значительная роль коллективной собственности, в частности, коллективной собственности на рабов, которые принадлежали в основном государству, храмам);
наличием институтов патриархального быта, а в отдельных странах — даже следов матриархата;
первобытными формами рабства с сохранением домашнего рабства, где у раба имелась возможность пользоваться и распоряжаться своим имуществом и даже заводить семью.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
В отличие от Востока, который создал несколько вариантов цивилизационного развития, Европа не отличалась таким разнообразием. Но здесь появилась античная цивилизация, которая по праву считается вершиной древности, ее удивительно ярким и плодотворным финалом. Фактически в эту эпоху здесь зародилась демократия, было признано право собственности, определена непреложность закона, сформировалась идея уважения к человеку, возникло рационалистическое мышление, зародились основы наук, выработалась привычка к личной инициативе и самостоятельному труду. В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших.
Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия). Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.
Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – это не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община.
Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Механизм образования полисов, а точнее, формирования исходной структуры для их последующего развития осуществлялся чаще всего посредством синойкизма, то есть сселения или насильственного объединения всех или значительной части жителей данной области в одно большое, более укрепленное и более жизнеспособное поселение. Так, в Афинах примером синойкизма служит объединение проживавших в Аттике племен вокруг Акрополя. Это объединение античная традиция приписывала легендарному Тезею. Иногда на промежуточном этапе объединялись сельские общины, которые впоследствии так и не превратились в города. Такой пример являет Спарта, которая оставалась объединением 4-х поселков, так и не ставших городом на протяжении всей классической античности.
Не каждый город-государство является полисом.Характерными чертами полиса являются:
Понятие гражданин |
|
|