Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Философские учения Древней Индии (Веды, джайнизм, буддизм)

  • Первый период. Ведический (XV-VI вв. до н.э.).

  • 3.Философские учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм, моизм) Китай как государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры.

  • Прокомментируйте цитаты известных философов древнего Китая.

  • Знать следующие имена

  • Уметь объяснять следующие понятия

  • Тема Особенности философии Древнего Востока Особенности развития Древневосточных обществ и их влияние на формирование философских учений


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеТема Особенности философии Древнего Востока Особенности развития Древневосточных обществ и их влияние на формирование философских учений
    Дата13.03.2018
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia_33__33__33__33__33__33__33__33.doc
    ТипДокументы
    #38371
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Темы семинарских занятий по философии для студентов заочного отделения.
    Тема 1. Особенности философии Древнего Востока

    Особенности развития Древневосточных обществ и их влияние на формирование философских учений.

    Особенностями развития древневосточных государств являются:

    1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя., таких как наличие следов матриархата и патриархальной семьи, а также преобладание коллективной собственности на средства производства над частной.

    2. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер. Структура замкнутых общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляли основу социальной жизни древневосточных государств. Основным фактором, сдерживающим распад общины, является необходимость использования коллективного труда для организации сложных гидротехнических работ, которых требовали особые условия климата и почвы.

    3. Отсутствие на Востоке четкости социально-классовых границ, существование различных категорий зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами. Можно выделить три основные социально-классовые образования: 1/ лица, лишенные средств производства, в том числе и рабы; 2/ свободные крестьяне-общинники и ремесленники; 3/ господствующий социальный слой (придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и др.)

    4. Как и любое другое, древневосточное государство в первую очередь являлось орудием господства над эксплуатируемыми массами. Госаппарат этих государств строился в соответствии с этими функциями. Типичной формой правления в этих государствах была деспотия (от греческого “despoteia” – неограниченная власть), которая характеризовалась сосредоточением в руках монарха всей политической, законодательной и судебной власти. Это подкреплялось и прочнейшим переплетением государственного и религиозного подчинения. Признание неограниченных деспотических полномочий правителя вытекало не только из божественного характера царствования, но и в силу отводимой монархам единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия и социальной справедливости в обществе.

    2.Философские учения Древней Индии (Веды, джайнизм, буддизм)

    Возникновение философии в Древней Индии относится к середине I тысячелетия до н.э., когда на ее территории формируются рабовладельческие государства с характерной для них кастовой организацией общества. Власть главы государства - раджи опиралась на касту военной аристократии - кшатриев и касту жрецов - брахманов.

    Все философские системы в древней Индии разделяют на ортодоксальные – астика (строго придерживающиеся каких-либо учений) и неортодоксальные - настика. Первые признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья), вторые, напротив, не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака).

    В истории индийской философии можно выделить три периода.

    Первый период. Ведический (XV-VI вв. до н.э.). Первым памятником религиозно-мифологической мысли древних индийцев, положивших начало философской традиции, были знаменитые «Веды», представляющие собой сборник гимнов, молитв, жертвенных обрядов, заклинаний и т.п. В них оправдывается существование в древней Индии касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста). Со временем Веды обрастают комментариями, подразделяемыми на жанры: брахманы, араньяки, упанишады.

    Брахманы - ритуальная часть Вед, написанная брахманами (жрецами) и используемая при отправлении религиозных культов, иными словами в них даются наставления, относящиеся к религиозной жизни людей.

    Араньяки – представляют собой описание образа жизни лесных мудрецов - отшельников.

    Упанишады - философские комментарии к Ведам.

    Следует подчеркнуть, что Упанишады - это истоки древнеиндийской философии, здесь уже заметен переход от мифологии к философии. В них сосредоточены основные понятия и представления философского характера, получившие развитие в последующей истории Индии.

    Веданта одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад. Первооснову мира ведантисты видели во всепроникающем, всеобъемлющем Абсолюте, или чистом сознании - Брахмане. Брахман - самотождественен, един, лишен всяких свойств. Представляет собой нечто вроде актуальной бесконечности, когда нельзя ничего убавить и прибавить.
    Реальный мир, множество предметов и явлений, не имеет собственной сущности. Это множество - лишь совокупность феноменов, иллюзорная реальность (майя), за которой скрывается все тот же Брахман.

    Сущность Брахмана невозможно постичь обыденным сознанием и разумом, егопознают лишь высшей религиозной интуицией. Он пребывает в душе каждого человека, в то же время он и есть воплощенная в людях вселенская душа (Пуруша), человеческое «я», или индивидуальный жизненный дух, то есть атман.

    Итак, Брахман - это безличная, объективная, наполняющая Вселенную основа и Атман - всепроникающее субъективное духовное начало - таков главный смысл Упанишад. Истинная сущность и всеобщность Брахмана достигается через осознание самого себя. Тождество Брахмана и атмана, объекта и субъекта, всеобщего и индивидуального, Вселенной (макрокосмоса) и души (микрокосмоса) выражалась в формулах: «Этот атман есть Брахман».

    Философия Веданта содержала этические принципы, так как согласно этой этике, добро есть то, что помогает познать Брахмана. Зло же напротив, то, что этому мешает, отвлекает от медитации, от напряженных целеустремленных размышлений. Эгоистические чувства и устремления являются главными препятствиями к возвышению души.
    3.Философские учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм, моизм)

    Китай как государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры.

    Древнекитайское государство представляло собой иерархическую деспотию. Во главе государства стоял монарх. Наследственный монарх являлся также первым жрецом и единственным землевладельцем. Далее по иерархии стояла земельная аристократия, за аристократами находились простолюдины.

    Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.

    По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.

    В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее.

    Это следующие первоначала:

    • Вода

    • Огонь

    • Дерево

    • Металл

    • Земля

    В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди

    В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств.

    Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе.

    Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений:

    • Даосизм

    • Конфуцианство

    • Моизм

    • Мин-цзя

    • Фа-цзя

    Даосизм.

    Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.

    Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.

    Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.

    Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.

    Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.

    Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

    Конфуцианство.

    Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.

    Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.

    Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.

    Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)

    Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.

    Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.

    Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:

    • Жестокости

    • Грубости

    • Разбоя

    • Жадности

    В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.

    Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.

    В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить:

    • Ритуал

    • Музыка

    • Искусство стрельбы из лука

    • Управления лошадьми

    • История и математика

    О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».

    Моизм.

    Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.

    Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку».

    Мо-Цзы, как и Кун-Цзы, близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.

    Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее…

    Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей».

    Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.

    Мин-цзя (школа имён).

    Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках до нашей эры.

    Идеей последователей мин-цзя была следующая идея: В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию – «начинают враждовать между собой названия и сущность вещей». Считалось, что непристойные, беспутные речи приводят к утрате смысла имени (Инь Вэнь).

    Представители школы считали, что понятия глубже охватывают существенное в вещах, чем чувственные представления.

    Последователи учения мин-цзя много занимались анализом значений понятий. Но постепенно дискуссия о значениях понятий принимает софистический характер. В итоге они приходят к выводу о невозможности достижения истины.

    Фа-цзя (Легисты).

    Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры.

    Легисты Шан Ян, Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости , братской любви и так далее…

    Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.

    Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо:

    • Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград

    • Карать жёстко, внушая трепет

    • Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится

    • Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами

    Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном, который ввёл единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественную и социальную градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат

    Прокомментируйте цитаты известных философов древнего Китая.

    • «Учение без размышления — напрасно, размышление без учения — опасно». (Конфуций)

    Конфуцианство можно охарактеризовать как философско-обоснованный кодекс социально-этических норм и одновременно всеобъемлющую политическую идеологию и определенный образ жизни. При этом основной акцент в конфуцианском учении делается на том, что является истинным, а что — ложным в человеческом поведении, и на необходимости внутренней дисциплины. Конфуцианство было государственной религией Китая во времена Ханьской династии (206 до н.э. — 220 н. э.) и до сих пор имеет большую нравственную ценность в стране, способствуя формированию стабильного общества, основанного на стойких семейных отношениях и порождающего, в свою очередь, мораль-ноустойчивых индивидов.

    • «Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим». (Конфуций)

    • «Если у вас есть недостатки, не бойтесь избавляться от них». (Конфуций)

    • «Потеря есть начало размножения, множество начало потери». (Лао-Цзы)

    • «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков». (Лао-Цзы)

    • «Найди себе дело по душе и тебе больше никогда не придётся работать» (Конфуций)

    • «Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков» (Конфуций)

    • «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства». (Лао-Цзы)

    • «Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен». (Лао-Цзы)

    • «Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню». (Лао-Цзы)


    Знать следующие имена: Гуань Чжун, Гуань Чжун, или Гуань Иу, (720 до н.э. — 645 до н. э.) — выдающийся китайский мыслитель и политик периода Весны и Осени, признанный основоположник легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма иконфуцианства.

    Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в "Го юй" (5 - 3 вв. до н.э.). Гуань Чжун был назначен цисскимправителем Хуань-гуном на пост премьер-министра в 685 г. до н. э., и за 40 лет его управления Ци стало самым могущественным государством в этот период. Ослаблял наследственную аристократию и укрепляв царскую власть[1]. Первым в истории Китая выдвинул концепцию об управлении страной на основании закона («Законы — отец и мать народа»). Утверждал всеобщность закона: «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые — все должны следовать закону. Это и называется великим искусством управления».[2] Пытался поставить закон над правителем, однако более поздние теоретики легизма не поддержали эту идею. Вероятно, законы, создаваемые правителем, мыслились Г.Ч. как средство ограничения прав наследств, аристократии на наследование высших администр. постов: "Только управляя на основании закона, можно выдвигать достойных и устранять плохих" (гл. 46). Возможно, Гуань Чжун первым предложил идею наказания в качестве гл. метода управления: "когда боятся наказаний, то управлять легко" (гл. 48).[3]

    Гаутама Сиддхартха

    Гаутама Сиддхартха (623—544 гг. до н.э.) — основатель буддизма. Он был сыном царя из Северной Индии. Однажды принц Гаутама покинул дворец и увидел в миру больного старика, нищего и покойника. Потрясённый, он решил отказаться от обеспеченной жизни. Несколько лет он жил в нищете. Когда Гаутама однажды сидел у дерева бодхи в селении Урувела, на него внезапно снизошло просветление: он познал тайну страдания. Гаутама умер, не считая себя Богом. Но после его смерти ему стали поклоняться. Новая религия стала называться буддизм (от санскритского слова будда, что значит просветлённый).

    Кунь Фу-Цзы, Кун-Фу-цзы

    (K'ung-fu-tzu, Khoung-fon-tseou) — правильное китайское название знаменитого философа, переделанное католическими миссионерами в Confucius (у нас, отсюда, Конфуций). Собственно имя К. — Чжун-ни (как его и называют не-конфуцианские писатели), а малое имя или кличка — Цю (так называет он сам себя). Родился он в 551 г. до Р. Хр., в средней части нынешней провинции Шань-дун. В зрелом возрасте он странствовал из удела в удел, но умер на родине в 479 г. Его могила указывается теперь в г. Цюй-фоу-сянь, где находится обширный храм в его честь и живут его потомки, служащие жертвоприносителями в этом храме (чествование К. жертвоприношениями началось с 195 г. до Р. Хр.). Первая биография К. помещена в Сы-ма-цяневых "Исторических записках" (Ши-цзи, I в. до Р. Хр.). Весьма вероятно, что деятельность К. отличалась гораздо более скромными размерами, чем ее описывают китайские ученые, и что только впоследствии его приверженцы, достигнув первенствующего значения в государстве, старались возвысить своего первоучителя. Конфуцианство известно в Китае под именем жу-цзяо, "религии ученых"; в названии его не упоминается ни о К., ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). Из классических книг произведением

    Лао-ЦзыЛАО-ЦЗЫ

    («Старик-младенец», «Старый философ») (6— 5 вв. до н.э.) — др.-кит. легендарный основатель даосизма. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня (145—87 до н.э.), Л.-ц. уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя Эр, второе имя Дань, фамилию Ли, прожил якобы 160 или 200 лет, служил архивариусом при Чжо-уском дворе. Видя упадок царства Чжоу, удалился на Запад. При пересечении границы по просьбе начальника заставы написал трактат (первоначально назван «Лао-цзы», впоследствии — «Дао дэ цзин»), в котором изложил филос. основы учения, названного даосизмом.
    Даоский образжизни (отшельничество, «молчание», «недеяние») сказался на гражданской биографии Л.-ц.: она сплошь состоит из легенд, поэтому в настоящеевремя реальность его личности подвергается сомнению. Однако отсутствие достоверных свидетельств о Л.-ц. возмещается изложением в «Дао дэ цзине» филос. автобиографии Л.-ц. Местом своего филос. рождения Л.-ц. называет вселенскую пустоту.

    Мо-Цзы,мо-цзы

    МО ДИ Мо-цзы. 468 (или 478, 480, 490 и др.) до н.э., гос-во Лу (или гос-во Сун),- 376 (или 403, 392 и др.) до н.э.

    Мыслитель, политич. деятель, основатель филос. школы и орг-ции моистов (мо изя). Разработал оригинальное филос. учение, во многом противостоящее взглядам ранних конфуцианцев. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) высказывается предположение, что М.Д. был сановником (дафу) в гос-ве Сун. Сведения о жизни и творчестве содержатся также в "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) Бань Гу и трактате "Мо-цзы", часть к-рого могла быть написана самим М.Д., а также в "Сюнь-цзы", "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), "Хань Фэй-цзы", "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.). Вел подвижническую жизнь, проповедуя свое учение, побывал в гос-вах Лу, Ци, Сун, Чжэн, Чу, Юэ и др.

    Чжуан-Цзы. ЧЖУАН-ЦЗЫ

    — кит. филос. трактат, назван по имени одного из главных представителей даосизма Чжуан Чжоу (ок. 369 — 286 до н.э.). «Ч.-ц.» состоит из трех частей: «внутренней» (первые семь глав), предположительно написанной самим Чжуан-цзы, «внешней» (следующие 15 глав) и «смешанной» (остальные 11 глав), написанных учениками и последователями.
    Наряду с «Ле-цзы» отличается художественностью стилистики в передаче филос. идей, превращая мифологический образ в понятие и обыденную сценку в филос. притчу.
    «Ч.-ц.» завершает второй этап эволюции даоской философии: первый — «Хуан-Лао чжи сюэ» («Учение Хуан(ди) и Лао(-цзы)») отражает процесс становления, второй — «Лао-Чжуан чжи сюэ» («Учение Лао (-цзы) и Чжуан(-цзы)») показывает степень ее развития. «Ч.-ц.» детализирует и совершенствует философию дао—дэ «Дао дэ цзина». Несомненным достоинством трактата является раскрытие мифологосной модели даоского филос. мышления, спроецированной на космос и воспроизводящей в одном из вариантов объемную спираль архетипа усин

    Уметь объяснять следующие понятия: инь, ян, ЯН и ИНЬ


    взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная — означает И.; однако каждая из половин включает в себя кружок — вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. и И., взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Я. и И. описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем — другого и обратно.

    карма (санскр. каппа, пали kamma — обряд, действие, деяние) — одна из основополагающих концепций инд. мысли, определившая мировоззренческие парадигмы всех инд. религий и обусловившая специфику инд. социально-этических воззрений. К. соотносится прежде всего с «законом К.», по которому «история индивида» подчиняется причинно-следственной детерминации, обусловливающей характеристики настоящей жизни индивида предыдущими телесными, вербальными и ментальными действиями в предыдущих воплощениях. Хотя возможность возвращения умерших на землю предполагалась и до Упанишад, только начиная с этих текстов качество реинкарнации связывалось с балансом результатов предшествовавших действий индивида. В «Брихадараньяка-упанишаде» новое учение было выражено как представление о «пути богов» — пути огня и «пути предков» — пути дыма: первый — путь восхождения от Земли через Солнце в миры Брахмана, второй же предполагает после достижения Луны возвращение на Землю, и следующие этому пути «совершают круговращение», а те, кто этих путей не знает, становятся — вследствие самого своего неведения — насекомыми, мотыльками и кусающимися тварями (VI. 2. 16)

    Веды

    (санскр. veda — знание) — обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. культуры, включающей: 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахман («истолкование Брахмана» — значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр), Араньяк («лесные книги», предназначенные для дополнительного и «тайного» истолкования ритуала), Упанишад — эзотерическую интерпретацию реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистерию «сокровенного знания»; 3) руководства для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги («члены Вед») — фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия. Преимущественно В. понимаются в значениях (1) и (2): указанные руководства и связанные с ними шраута-, грихья- и дхарма-сутры относятся к разряду текстов смрити (букв. — память или предание), тогда как четыре первых класса текстов — к наиболее авторитетной группе, шрути.
    Упанишады (санскр. upa-ni-sad - сидеть около, т.е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда - сокровенное знание, тайное учение) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути (»откровения»), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, У. происходят от корня sad - «уничтожение». Отсюда У. - «разрушающие узы незнания» и «приближающие к Брахману». У. иногда называются ведантой (»конец Вед»), т.к. составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта. Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 - собрание Муктика (от mukti -освобождение). Древнейшие из У. записаны, видимо, около 6 в. до н.э. (добуддийский период). Последние - в 14-15 вв. Из основных У. наиболее ранний слой образуют: «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Тайттирия», «Айтарея», «Кена», «Каушитаки». Несколько позже составлены «Катха», «Ища», «Шветашва-ра», «Мундука». Более поздние У.: «Прашна», «Майтри», «Ман-дукья». Уходя корнями в древне-ведийскую мудрость, У. касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о природе и сущности Непроявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов (Вишну, Яма и др.), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой «души» и «Эго» (Атмана). Одна из центральных мыслей У. - тождество Брахмана (высшей объективной Реальности, Абсолюта) и Атмана (субъективного, индивидуального начала, «огненного зерна» человека).

    брахман (санскр. brahman, первоначально «молитва», «молитвенная формула») — одно из системообразующих понятий инд. мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов. Это понятие оказалось инструментом структурирования мифологических (Б. персонифицируемый в виде божества Брахмы), ритуалистических и мистических парадигм всей ортодоксальной религиозной традиции Индии, начиная с Брахман, Араньяк и Упанишад (см. ВЕДЫ ). Уже в Атхарваведе Б. есть «лоно (всего) сущего и не-сущего» (IV. 1.1), и в нем заключены все боги — «как коровы в коровнике» (XI.8.32). Одновременно уже в поздневедийский период складываются основные понятийные производные от Б.: брахманы как класс жрецов, Б. как жрец с особой сферой компетентности, Б. как истолкования священнодейства и священного слова, Брахма как персонифицированное божество, один из будущих верховных богов индуизма.,

    Атман (санскр. atman — сам себя; тело; сущность, душа, дух, мировой дух) — кардинальное понятие инд. мысли, означающее безначальное и непреходящее, «субстанциональное» духовное начало индивида, онтологически внеположенное его телу и всей психоментальной структуре. Первые свидетельства об А. как о духовно-сущностном начале человека содержатся в Атхарваведе (Х.2.32) и в др. гимне того же собрания, где достигший совершенства в воздержании знает того А., который мудр, непреходящ и «вечно юн» (Х.2.43— 44). Инд. мысль рано начинает осваивать идею единства сущности микро- и макрокосма: в «Шатапатха-брахмане» прямо утверждается, что А. есть правитель и царь всех существ (XIV.5.5.15).

    Дао — универсальный символ кит. культуры. Вероятно, термин «Д.» впервые введен в предфилософский и филос. язык анонимными «совершенномудрыми людьми» (шэн жэнь), непосредственными предшественниками философов (цзы). Д. — ключевая гносеологическая, онтологическая и психологическая категория китайской философии. Соответственно диадическому принципу формирования единое Д. внутренне удваивается на Д.-дэ (=ян—инь). Вместе со своими противоположностями Д. образует триаду и т.о. выстраивает основную смыслообразующую модель, налагаемую на физическую, духовную и идеальную области природно-социального космоса, и создает условия филос. суждения о нем.,

    джива         (санскр., букв.— живущий, живой), живое существо, душа; понятие инд. философии, прежде всего джайнизма, где Д.— одна из осн. сущностей или субстанций. Д. присущи сознание, вечность (несотворён-ность и неразрушимость), способность к деятельности.

    сансара(санскр. sarnsara — прохождение, протекание) — основной термин инд. мировоззренческих текстов для обозначения реинкарнации, повторных рождений, подразумевающих, что бестелесное начало индивида после распада одной телесной оболочки соединяется с другой и приобретает соответствующие результатам предшествующего существования ментальные, перцептивные и деятельные способности, а также «высокое» или «низкое» рождение в соответствии с действием «закона кармы

    реикарнация [< лат. re... - снова + incarnatio - воплощение] - в верованиях Востока: повторное воплощение человека, возрождение души в новом теле. Ср. ПАЛИНГЕНЕЗ, САМСАРА, ТАНАСУХ, МЕТЕМПСИХОЗ.

    нирвана (санскр. nirvana, пали nibbana — затухание, угасание, иссякание, успокоение) — согласно всем школам буддизма, конечнаяцель человеческого существования, осуществление которой равнозначно окончательному уничтожению страдания, исчерпанности притоков аффектированного сознания, прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов «закона кармы».

    мокша (санскр. moksa — освобождение, избавление) — основное понятие инд. «практической философии», высшая из целей человеческого существования, означающая избавление индивида от всех страданий, будущих перевоплощений (сансара) и механизмов действия «закона кармы», включая не только «вызревшие» и «вызревающие» семена прошлых действий, но и латентные потенции их «плодоношения».

    ДЭ (кит. — добродетель, благодать, атакже качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность) — одна из фундаментальных категорий китайской философии, манифестация дао. Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддистского понятия лгуна”. В самом общем смысле обозначает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т. е. индивидуальную “благодать”, поэтому часто определяется посредством омонима—дэ-“достижение”.

    кастытермин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в свои ряды., у-вэйУ ВЭЙ (кит., букв. — недеяние, отсутствие [целенаправленной] деятельности) — термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов “у” (“отсутствие/ небытие”, см. Ю—у), выполняющего роль оптативного отрицания, и “вэй” (“деяние, свершение, осуществление”), означающего целенаправленный процесс деятельности по достижению конкретного состояния.

    ли (кит. — принцип, закон, основание, порядок, мотив, атрибут, теория, истина, идеал, разумное) — одна из главных категорий кит. философии. Этимологически восходит к идеограмме, обозначающей разметку полей. Как филос. понятие выражает идею упорядочивающего начала, свойства, присущего всем вещам.
    Категориальное оформление понятия «Л.» заняло несколько столетий, начиная с 4 в. до н.э., в процессе которого оно претерпело серьезные изменения, прежде чем превратилось в устойчивую категорию «закон/принцип» в неоконфуцианстве (11 — 16 вв.), оппозиционную понятию «субстрат/субстанция» (ци). Согласно взглядам Чжу Си (12 в.), Л. выступает как всеобщий и в то же время отдельный множественный.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта