Главная страница
Навигация по странице:

  • Прокомментируйте цитаты средневековых философов

  • Знать следующие имена

  • Уметь объяснять следующие понятия

  • Тема 4. Философия нового времени

  • Прокомментируйте цитаты философов эпохи Возрождения и нового времени

  • Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм

  • Тема Особенности философии Древнего Востока Особенности развития Древневосточных обществ и их влияние на формирование философских учений


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеТема Особенности философии Древнего Востока Особенности развития Древневосточных обществ и их влияние на формирование философских учений
    Дата13.03.2018
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia_33__33__33__33__33__33__33__33.doc
    ТипДокументы
    #38371
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Заключение

    Возрождение - философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17 вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.


    Прокомментируйте цитаты средневековых философов


    • «Возлюби Бога и поступай, как хочешь» (Августин)

    • «Будем же верить, если не можем уразуметь» (Августин)

    • «Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя» (Августин)

    • «Верую, потому что абсурдно» (Тертуллиан)

    • «Пусть мысли заключённые в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого — процентами на него» (Фома Аквинский)

    • «Философия – служанка богословия» (Дамиани)


    Знать следующие имена: Тертуллиан ertullianus) Квинт Септимий Флоренс (155/165 — после 220) — основатель и один из крупнейшихпредставителей лат. патристики. Получил риторическое и филос. образование; в молодости былпротивником христианства. Изучив право, возможно, имел адвокатскую практику в Риме. Возвратившись народину в Карфаген, принял христианство. В нач. 200-х гг. обратился в монтанизм (сектантское направление,проповедовавшее аскетизм, отказ от собственности) и отошел от церкви; затем порвал с монтанистами иосновал секту «тертуллианистов», которая существовала и после его смерти.

    Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (родился в 1225, замок Роккасекка, близАквино, умер недалеко от Неаполя — 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — первыйсхоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма; с 1879года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианскоевероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

    Августин Блаженный, (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Блаже́нный Августи́н; 13 ноября 354 года, Тагаст,Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) — христианский теолог ифилософ, влиятельнейший проповедникепископ Гиппонский (с 395 года). Один из Отцов христианской церкви, основательавгустинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал взападноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизмАльберта Великого и Фомы Аквинского. Но августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера. Учение Августина о предопределении, вырванное из контекста догматов православной и католической церкви, стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — индепендентов.

    Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».

    Оккам(Ockkam, Occam) Уильям (ок. 1285—1349) -англ. философ, логик и церковно-политический писатель,представитель поздней схоластики. Монах-францисканец. Учился и преподавал в Оксфорде. В 1323 в связис обвинением в ереси был вызван папой Иоанном XXII в Авиньон, где находился в течение 4 лет. С 1328 жилв Мюнхене при дворе противника папы императора Людвига Баварского, которому О., по преданию, сказал:«Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером». Как политический писатель О. выступал противпретензий папы на светскую власть, против абсолютизма церковной и светской власти; отстаивал принцип«евангелической бедности», предвосхитив во многом идеи Реформации. 

    Буридан  фр. философ и логик, представитель поздней схоластики, ученик У. Оккама.Хотя в целом Б. все еще стоял на позициях схоластического аристотелизма, однако подверг критикеаристотелевское понятие «целевая причина» и вообще учение о целесообразности в природе. Вопрекифизике Аристотеля рассматривал вопрос о возможности движения тела в пустоте, подготавливая темсамым почву для постепенного формирования понятия инерции. В логике Б. осуществил подробный анализнепосредственных модальных умозаключений и разработал специфическую теорию устранениясемантических антиномий, некоторые черты которой сохранились в семантике А. Тарского.

    Дамиани  (итал. Damiano Damiani23 июля 1922Пазиано-ди-ПорденонеФриули-Венеция-Джулия — 7 марта2013Рим) — итальянский режиссёр и сценарист.

    Аверроэс,(собств. Ибн-Рошд; Абуль-Валид Мохаммед Ибн-Ахмет Ибн-Мохаммед Ибн-Рошд) — самый знаменитыйарабский философ, родился в 1126 (520 Геджры) в Кордове, в Испании, где отец его занимал должностьглавного судьи и муфтия. Он обучался у знаменитейших ученых своего века и был в самых дружескихотношениях с теософом Ибн-эль-Араби и известными учеными Ибн-Тофаиль (Abubaces) и Ибн-Зор(Avenzoar). Благодаря своим талантам и познаниям достиг при альмогадийском султане Юссуфе (1163—84)высших почетных должностей и действовал то в Марокко, то в Севилье или Кордове

    Абеляр        (Abelard,Abailard) Пьер (1079,Падле,—21.4.1142,аббатствоСен-Марсель,близШалон-сюр-Сон),франц. философ, теолог и поэт. Учился у Рос-целина и Гильома из Шамио. В 1113 открыл собств. школу,привлекшую множество учеников. Трагич. история любви А. к Элоизе закончилась уходом их в монастырь(1119).,
    Уметь объяснять следующие понятия: патристика(от греч. pater, или лат. pater — отец) — термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность ученийхристианских авторов кон. 1 — 8 в., — т.н. отцов церкви. К кон. 5 в. были сформулированы три признака,отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии кним был добавлен четвертый — одобрение церкви). Этим критериям соответствовали не все крупныехристианские авторы; поэтому с современной т.зр. составной частью П. являются и те учения, которыехристианская традиция не считаетвполне ортодоксальными, а «отцом» может быть назван почти всякийавтор первых веков христианства. , апологетика(от греч. apologeisthai - защищаться). 1) ученое изложение доказательств истины и божественного источникахристианской религии, написанное Тертуллианом. 2) наука, задачею которой служит доказательствоистинности христианского учения и его божественности, а также защита христианской веры.

    схоластика(лат. scholastica, от греч. scholastikos — школьный, ученый) — тип религиозной философии,характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматическихпредпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формальнологическойпроблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в Средние века. 

    Теодицея(греч. theos — Бог и dike — справедливость) — «оправдание Бога», общее обозначениерелигиозно-филос. доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божественногоуправления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом темных сторонбытия. Термин введен Г.В. Лейбницем в одноименном трактате (1710). 
    Исторические формы Т. целесообразно рассматривать в свете идеи о расширении «ответственности» Богаза мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-рим.мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а ихпостоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Однако и от такихбожеств можно требовать того же, что и от любого старейшины и судьи, т.е. справедливого распределениянаград и наказаний. Поэтому первая и самая общая форма критики божественного «управления» мироместь вопрос: почему дурным хорошо, а хорошим дурно? Наиболее примитивная форма Т.: в конце концовхорошему будет хорошо, а дурному — дурно. Новый вопрос: когда же наступит это «в конце концов»? Вотдобрый умер в безнадежности, а злой — в безнаказанности: где обещанная справедливость? Выводяперспективу возмездия за зло из ограниченных пределов жизни одного человека в бесконечные даливремени, Т. относила возмездие не к индивиду, а ко всему роду в целом (что представлялось справедливымс т.зр. патриархальной морали). Однако этот ход мысли перестал удовлетворять, когда идея личнойответственности восторжествовала над безличными родовыми связями: новые формы Т. апеллируют уже нек вечности рода, а к вечности индивида в перспективе эсхатологии. Таковы учения о перерождении уорфиков, в брахманизме, буддизме и т.д., предполагающие причинно-следственную связь между заслугамии винами предыдущей жизни и обстоятельствами последующего рождения (см. КАРМА ), (см. САНСАРА ), идоктрина о возмездии за гробом, характерная для др.-егип. религии, позднего иудаизма, особенно дляхристианства и ислама, однако играющая роль и в различных политеистических верованиях, в буддизмемахаяны и т.п. У представителей антич. идеализма миропонимание богов заранее ограничено предвечнымначалом — косной материей, которая сопротивляется устрашающей силе духа и ответственна за мировоенесовершенство.

    номинализм(от лат. nomen — имя, название) — филос. учение, отрицающее онтологическое значение универсалий(общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только вмышлении. В Средние века Н. был одним из течений схоластики, возникшим в ходе спора с реализмом обуниверсалиях. Однако основной тезис Н. был сформулирован еще др.-греч. философами — киникомАнтисфеном и стоиками (см. СТОИЦИЗМ ), которые критиковали теорию идей Платона; идеи, утверждалиони, не имеют реального существования и находятся только в уме. Проблему природы общих понятийотчетливо сформулировал Порфирий во введении к комментариям к «Категориям» Аристотеля; благодаряпереводам этого текста Викторином и Боэцием на лат. язык проблема привлекает внимание средневековыхмыслителей. Номиналистические взгляды высказывали Марциан Капелла (5 в.) и Беренгар Турский (11 в.),но самостоятельным течение Н. становится после его обоснования И. Росцелином, который утверждал, чтодействительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии — это имена (nomina)вещей, существующие только как «колебания голоса» (flatusvocis). Крайний Н. Росцелина вызвал критику состороны как схоластических «реалистов» (АнсельмКентерберийский), так и умеренных номиналистов (см.КОНЦЕПТУАЛИЗМ ). Н. вступил в противоречие с догматами о таинстве причащения (у Беренгара Турского)и о нераздельности Троицы (у Росцелина); церковь осудила учение Росцелина на Суассонском соборе(1092). 

    реализм  (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражениедействительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественноготворчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческиеметоды (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методыэти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различныпроявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.         

    В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма,так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2основных концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностейхудожественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культурычеловечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практическогоосвоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон икачеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того илииного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик,то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченныйметод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.       

    Тема 4. Философия нового времени

    План

    1. Основные идеи философии Возрождения.

    2. Особенности развития философии в новое время

    3. Рационализм

    4. Эмпиризм


    Прокомментируйте цитаты философов эпохи Возрождения и нового времени

    «Нельзя сильнее страдать, чем, вспоминая счастье в дни несчастий» (Данте)

    «Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем» (Петрарка)

    «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт)

    «Знание – сила» (Бэкон)

    «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц)

    «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» (Локк)
    Знать следующие имена: Данте, Петрарка, Л. Валла, П. Помпонацци, Н. Макиавелли, Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Д. Бруно, М. Монтень, Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бэкон, Г.-В. Лейбниц.
    Уметь объяснять следующие понятия: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, натурфилософия, гносеология, эмпиризм, рационализм, субстанция, дуализм и монизм, монада, материя, дедукция, индукция, учение об идолах (призраках), tabula rasa, «война всех против всех», либерализм.

    Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм

    План

    1.Особенности развития Германии в XVIII – XIX веках и их влияние на формирование философской мысли. С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.

    Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором развивает богословеко-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о "Москве как третьем Риме".

    Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

    Третий этап приходится на вторую половину XVIII в - первую четверть XIX в. В это время характерно распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта