Тема Особенности философии Древнего Востока Особенности развития Древневосточных обществ и их влияние на формирование философских учений
Скачать 0.7 Mb.
|
Тема 2. Философия Древней Греции План
2.Досократовский период развития древнегреческой философии (Милетская школа, элейская школа, Гераклит, пифагорейцы, атомисты, софисты) Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в VI— IV вв. до н. э. в условиях рабовладельческого строя, давшего возможность свободного миросозерцания. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Выше говорилось, что мифология является также мировоззрением, однако таким, в котором философские элементы даны в слитном и нерасчлененном виде. А.Ф. Лосев определяет такую философию дорефлективной. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Космос воспринимался греками как чувственный и материальный, так же воспринимались и его элементы — огонь, вода, воздух, земля. Для раннегреческого мышления характерен гилозоизм (от греч. hyle, здесь — вещество, материя и zoe — жизнь) — т.е. «ожитворение», одушевление природы. Греки живо интересовались природой, поэтому не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. физис — природа). Начало философского мышления в Греции носило ярко выраженный монистический характер (от греч. mónos — один, единственный). Монизм раннегреческой философии выражался в том, что мыслители видели первоначалом мира какую либо одну стихию, основу, субстанцию. Вопрос о первоначале мира был главным на первом этапе греческой философии. Начало философствования в Греции приписывают т.н. «семи мудрецам», один из которых — Фалес Милетский (около 625—547 до н. э.) — считается первым. Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского (р. ок. 544—540 до н. э. — г. смерти неизвестен). В своем главном сочинении — «О природе» — Гераклит называет несотворимым и вечным началом огонь, из которого все появляется и в который все возвращается. В истории философии Гераклит примечателен тем, что именно с его именем связывают возникновение диалектики, правда, стихийного характера. Диалектика Гераклита заключается в следующем: все существует в единстве: жизнь и смерть, добро и зло и т.д. Это — единство противоположностей. Противоположности пребывают в вечной борьбе. Поэтому мир находится в состоянии непрерывного изменения, которые подчиняются и регулируются Логосом, всеобщим законом. Гераклит чрезвычайно почитался своими современниками и последующими поколениями. Именно ему приписывается знаменитое высказывание «панта рей» — «все течет», метафорой которой стало выражение «в одну реку нельзя войти дважды». Однако, не всем был доступен метафорический язык философа, именно из-за этого он и получил свое прозвище — «Темный», т.е. неясный, загадочный, трудно понимаемый. Следующей в истории философии выделяют пифагорийскую школу. В отличие от ионийской школы представители пифагореизма уделяли внимание не стихиям, а их оформлению, на их арифметически-геометрической структуре, которую соединяли с акустикой и астрономией. Родоначальником этой школы является легендарный Пифагор Самосский (около 570 — около 500 до н.э.). Трудно отделить мифы о Пифагоре от реальности. Ему приписаны многочисленные открытия в области геометрии, учение о четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях. Пифагорейцы проповедовали здоровый и праведный образ жизни, Крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы. Родоначальником Элейской школы считается Ксенофан Колофонский (VI-V вв. до н.э.). Он выступил с жесткой критикой антропоморфизма. Первоначалом всего он считал землю («из земли все (возникло) и в землю всё обратится в конце концов»). Ксенофан убежденно проводит мысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего. Последователи Ксенофана уже отказались от обращения к конкретным стихиям и встали на путь абстрагирования философского мышления. В центр внимания элеатов выходит Бытие. Парменид (родился около 540 до н.э.)первым в истории античной философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью, между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Мир для Парменида есть Единое, Бытие — вечное, неподвижное, неделимое, законченное. Текучесть мира — его кажущееся свойство. Нет прошлого и будущего, есть только настоящее. «Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать». Парменид проводит тождество между Бытием и мышлением: «мыслить и быть есть одно и то же». Философ не отрицал существования чувственного мира, но считал что мир нельзя познать с помощью чувств — ощущений, — определяя критерием истины разум. Парменид противопоставил мышление (единое) мнению (многое). Для него истинно одно неизменное бытие, а множественность и изменение, передаваемые посредством ощущений — иллюзия. 3.Классический период развития древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель) Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философскиой культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени. Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый - это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда нутурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период - расцвет древнегреческой философии (V - IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период( III в. до н.э.-IV в. н.э.) - это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства. Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н. э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает академию. До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога. Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи- это бытие кажущиеся. Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т. е. идеи и материи. Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Этот весьма одаренный мыслитель проявил себя в логике и эстетике, в политической теории и естествознании. Аристотель - «самая универсальная голова среди всех древних греков». «Бытие существует, а небытия нет» - так гласит основной закон мыслителя. Основой бытия он считал первую материю. Промежуточной ступенью между материей и вещами являются: огонь, воздух, вода и земля. По Аристотелю. реальный мир являет собой единство материи и формы. Формой всех форм выступает Бог как некий «перводвигатель». Аристотель критиковал своего учителя Платона за то, что тот разделил сущее на две реальности - мир идей и мир вещей. Тем самым предметы были лишены их внутреннего источника, оказавшись безжизненными. Критикуя Платона, Аристотель старался соединить вещественное и духовное. Аристотель В отличии от Платона, как бы восстанавливал в правах вещи. По Аристотелю развитие мира являет собой цепь превращений возможности в реальность. Греческий философ выделил такие категории, как «сущность», «количество» и «качество», «время», «место» и другие. Аристотеля принято считать основателем логики - науки о способах, формах, и законах мышления. Логика является орудием поиска знаний о мире. Он пытался исследовать экономические отношения в обществе того времени. Он был сторонником частной собственности. От животных человека отличается прежде всего тем, что обладает разумом, способностью думать и познавать. Наряду с этим, человек имеет речь, науку и волю, что делает его способным знать, общаться и делать выбор. Аристотель отстаивал тезис о естественности рабства. В его представлении рабы - это варвары, отличающиеся от господ приспособленностью к физическому труду. Формы государственного устройства, Аристотель разделил на «неправильные» и «правильные». Условием существования государства он считал гражданина как полноправного участника всех государственных дел. Аристотель известен также и как основатель биологии. Ему принадлежит определение жизни: «...всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом». Планету Земля Аристотель считал центром мироздания, а конечным и вечным источником всех форм жизни и движения на ней - Бога. Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период в древнегреческой философии. Наступила эпоха эллинизма связанная с завоеванием Греции, постепенным кризисом оснований рабовладельческого общества. Период заката древнегреческой философии совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах. Интерес к философствованию значительно снизился. Возникло раннее христианство. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм. 4.Философия в эпоху эллинизма (киники, киренаики, скептики, стоики, эпикурейцы) Школа киников(циников), которую основал Антисфен (V-1V вв. до н.э.), отвергала потребительскую жизнь, осуждала стремление людей к наслаждению. Но они не были аскетами и не отрицали того, что естественные потребности нужно удовлетворять. Мудрость, считали киники, состоит не в теоретическом знании, которое для человека недоступно, а в познании блага. Высшее благо – это не имущество, не чувственные наслаждения и даже не сама жизнь (это все человеку неподвластно), а спокойствие, невозмутимость, отрешенностьот всего, в том числе от условностей, принятых среди людей. Иными словами, этика киников – это проповедь естественности и личной свободы. Киники развивают и реализуют ряд сократовских принципов. Так, разрабатывая концепцию автономии нравственной личности, Антисфен доводит сократовское «ни в чем не нуждаться» до крайности - «автаркии»(т.е.автономии нравственной личности). Самодостаточность становится для него целью философствования. В обыденной жизни, следуя этому принципу, он призывает решительно отвергать общепринятые традиции и законы, то есть отстаивает аполитичный индивидуализм. Наиболее известным последователем этики киников был Диоген из Синопа, избравший скромный, аскетичный образ жизни. Его идеал - возврат к природе, безразличие к почестям, окружающему миру, обществу. Аскетизм Диогена граничил с «докультурным» состоянием. Легенда гласит, что однажды его посетил Александр Македонский, засвидетельствовал ему свое уважение и спросил Диогена - чего ты хоче Учение Эпикура можно разделить на три части: учение о природе (физика), учение о нравственности (этика) и учение о познании (каноника). При разработке этих вопросов он опирался на учение милетцев о первооснове всего сущего, диалектику Гераклита, атомизм Демокрита, сенсуализм Аристотеля, учение киренаиков о наслаждении. Как известно, Аристипп из Киреныпровозгласил наслаждение «основной пружиной жизни». Он утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи реально существуют, но познать их, человеку не дано. В эпикуреизме центральное место занимает этика. Определив, что счастье человека состоит в наслаждении и удовольствии, последователи этого учения переформулировали сократовский принципсамообладания, согласно которому человек властвует над инстинктами и жаждой наслаждения, в принцип «господства самого наслаждения». Этика Эпикура имеет своей целью не теорию наслаждения (гедонизм), в чем часто упрекали эпикурейцев, а нечто иное, и в первую очередь – защиту достоинства и свободы человека. «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении,… но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог», - писал Эпикур Менекею, как свидетельствует Тит Лукреций Кар в своей работе «О природе вещей», где изложены основы философии эпикурейцев. Высшим принципом этического учения Эпикура было удовольствие. Оно выступало критерием счастья (по аналогии с критерием истины). Развивая эту концепцию, Эпикур указывает на два вида удовольствий: «удовольствие покоя» (т.е. отсутствие страданий тела) и «удовольствие движения».шь? Ответ был: «Не заслоняй мне солнце». Как и всякое значительное явление философской мысли, скептицизм возник не на пустом месте. Он сформировался на основе идей, которые были выработаны предшествующим ему развитием философии. Уже наивная диалектика первых ранних школ греческих физиков и материалистов выявила постоянную текучесть всех вещей и явлений, обнаружила ряд противоречий между чувственными впечатлениями и понятиями. Были осмыслены не только относительность всех явлений, воспринимаемых на чувственном уровне, но равно и отсутствие оснований, которые сделали бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями, поскольку они опираются на свидетельства и данные чувств и чувственных восприятий. Родоначальник скептицизма Пиррон(365–275 до н. э.) считает, что счастье состоит в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. Потому для его достижения человеку надо ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как мы должны к ним относиться; 3) какую выгоду получим мы из нашего к ним отношения. Школа стоиков была основана в 302 г. до н. э. в Афинах Зеноном из Китиона (336-264 гг. до н. э.). Наиболее видными представителями «старой стои» (греческого периода) являются Клеанф, Аристон из Хиоса, Хрисипп из Сол, Панэтий Родосский, Посидоний. Во II в. до н.э., когда на большей части древнего мира усиливается влияние и власть Рима, это учение широко распространилось в средних и высших классах Римской империи, где его как «новую стою» развивают Эпиктет, Люций Сенека, Марк Аврелий, Цицерон. Для стоиков необходимость («судьба», «рок») непреложна, а потому действия людей совершаются только по необходимости(они предопределены). Так как человек – существо общественное и вместе с тем он - часть мира, то его поведение обусловлено естественным стремлением к самосохранению. И потому индивид, по мнению стоиков, возвышается до заботы о благе государства и даже до понимания обязанностей по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного блага ставит благо государства и при необходимости не задумываясь, приносит ему в жертву собственную жизнь. Стоики обосновали идеал человека – спокойного, всегда уравновешенного, свободного от страстей, даже «бесчувственного» мудреца, который превыше всего ценит «покой и волю». Разумный человек, - считали они, - должен закалять свою волю, стойко переносить невзгоды и противостоять им, не надеясь на помощь, и не теряя своего достоинства. Материальные блага для стоиков не имели большой ценности. Они резко критиковали эпикурейцев, которые своим учением о наслаждении «не воспитывают и не возвышают человека, а низводят его до положения животного» (Эпиктет). Обличая пороки своего времени, стоики по-своему толковали идею Блага: не ропщи, не жалуйся и не проси; будь во всем естественен («не превозносись, получая, и не ропщи, когда отдаешь»). Благо, добродетель и нравственное поведение состоят в умении «жить сообразно природе»(т.е. в согласии с ней). Эпикуреизм- еще одно из учений поздней античности. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) был наиболее известным философом-материалистом эллинистического периода древнегреческой философии, разделявший атомистические взгляды Демокрита. В 306 г. до н.э. он основал в Афинах собственную школу, известную под названием «Сад Эпикура». С его именем связывается широко распространившееся в Греции (а с I в. н.э. - и в Риме) философское направление, получившее название «эпикуреизм». Он и его последователи считали, что смыслом человеческой жизни является получение удовольствия и наслаждения. Причем Эпикур утверждал, что «истинное удовольствие и наслаждение человек получает тогда, когда его тело не страдает, а душа не возмущается». Ко времени возникновения христианства на территории Древней Греции и Римской республики господствовала крайняя форма эпикуреизма, что проявлялось в массовом обжорстве, пьянстве и пустом прожигании жизни. Толпа жила и управлялась власть имущими на основе принципа «Хлеба и зрелищ!» Влияние крайнего эпикуреизма на христианство было опосредованным, через проповедь, осуждающую эгоизм, индивидуализм и потребительство. Смысл жизни граждан периода эллинизма был перенесен в личную, индивидуальную сферу. Однако существующий образ жизни не спасал их от страданий, потому они пытались найти спасение в «чем-то» или «ком-то» сверхъестественном. Прокомментируйте цитаты древнегреческих философов
Знать следующие имена: Фалес, Анаксимандр, следователи Милетской школы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен – главные мыслители ионийской школы – могут считаться основоположниками всей вообще древнегреческой философии. Их теории развивались в малоазиатской (а не европейской и не островной) Ионии. Основной центр школы Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – Милет – находился на берегу Анатолии. Греки, жившие в этих местах, были теснее связаны с азиатским Востоком, имели больше возможности заимствовать культурные элементы и учения семитской и египетской цивилизаций, более древних, чем эллинская, и уже приходивших в упадок. Не исключено, что зачатки идей Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена идут именно от восточных народов. Фалесу некоторые источники приписывают даже не греческое, а финикийское происхождение. Анаксимен, Анаксимен, сын Эвристрата (см. кратко о нём), ученик и друг Анаксимандра, жил в наиболее критический период существования Милета. Видимо, поэтому практически ничего не известно о его жизни мы не знаем даже дат его рождения и смерти иначе как ориентировочно – принимаются обычно 588–525 гг. до н. э. Впрочем, не исключается возможность того, что он дожил до падения Милета в 494 г. до н. э. Хотя от его книги, написанной «просто и безыскусственно», осталось не больше, чем от книги его учителя, философия Анаксимена известна нам гораздо лучше. Вот свидетельство Симпликия, опирающееся на Теофраста: «... Анаксимен, бывший другом Анаксимандра, говорит, согласно с ним, что природа, лежащая в основе [всего], едина и бесконечна, но вопреки ему, признает ее не неопределенной, но [качественно] определенной, ибо он называет ее воздухом (aer). Она бывает различной по степени разрежения и уплотнения, соответственно веществам. А именно, разрежаясь, она становится огнем; сгущаясь же – ветром, затем облаком, затем землей, потом камнями, прочее же возникает из них. И он также признает вечное движение, вследствие которого происходит изменение» (ДК 13 А 5). . Гераклит Эфесский, Гераклит Эфесский - древнегреческий философ, которому принадлежит заслуга создания первой исторической диалектики; его считают автором знаменитой фразы «Все течет, все изменяется». В биографии Гераклита очень мало достоверной информации. Известно, что его родина - город Эфес (Малая Азия). Во время проведения 69-ой Олимпиады (504-501 гг. до н. э.) философ был зрелым человеком, находился в расцвете сил, на основании чего исследователи сделали предположение, что родился он приблизительно в 540 г. до н. э. Гераклит был потомком древнего аристократического рода, его предок Андрокл основал Эфес. По наследству Гераклит получил сан жреца в храме Артемиды Эфесской. Но от полагаемых в силу происхождения почестей он отказался, более того - полностью самоустранился от законотворчества и участия в общественной жизни города. Гераклит придерживался о городских порядках крайне негативного мнения, с презрением относился к согражданам и людям в целом, считая, что те сами не сознают, что делают и что говорят. Особенно он обозлился на земляков, когда горожане выгнали из Эфеса его друга Гермодора. Тем не менее, когда его приглашали к себе жители Афин и царь Персии Дарий, философ не захотел уехать из родного города. Ближе концу жизни он превратился в настоящего отшельника, ушел жить в горы, где питался подножным кормом. Зенон Элейский, род. ок. 490 до н. э.), др.-греч. философ, представительЭлейскойшколы,ученик Парменида.Родился в г. Элея в Южн. Италии. Согласно Аполлодору, акме464-461 до н. э. Согласно описанию Платона в диалоге «Парменид» - ок. 449: (ср.: Parm. 127b: «Парменидбыл уже очень стар... ему было примерно за шестьдесят пять. Зенону же тогда было около сорока»; вбеседе с ними участвует молодой Сократ, предположительно, не моложе двадцати лет,отсюда указанная датировка). У Платона 3. изображен как знаменитый автор сборника аргументов, который он составил «вмолодости» (Parm. 128d6-7) для защиты учения Парменида. Парменид(ок. 540 — ок. 470 до н.э.) — др.-греч. философ, элеат (город-государство Элея). В своей филос. поэме «Оприроде» поставил проблемы бытия и небытия; сформулировал идею тождества бытия и мышления.Небытия нет, ибо оно немыслимо и несказанно, бытийно лишь мыслимое (мысль о предмете и предметмысли одно и то же). Не будучи разделенным небытием, бытие едино. Т.к. изменение и перемещениепредполагает небытие (движущееся не находится там, где оно только что было, и его нет там, где оносейчас будет), то бытие неизменно и неподвижно, вечно, вне времени, «все в настоящем». Эта истиннаякартинамира («путь истины») — плод разума. Демокрит(Demokritos) из Абдеры во Фракии (ок. 470 или 460 — 360-е гг. до н.э.) — др.-греч. философ, основоположникатомистического учения. Автор более 70 сочинений по этике, физике, математике, языку и литературе,различным прикладным наукам, в т.ч. медицине, от которых сохранились лишь фрагменты. В античностибыл известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений. Стиль Д. отличаликраткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использованиериторических антитез: атомы и пустота; макрокосм — Вселенная и микрокосм — человек; то, что есть, и то,чего нет, и т.д. Пифагор, один из первых др.-греч. философов (6 в. до н.э.), основатель легендарного Пифагорейскоготоварищества. По совету Фалеса учился мудрости в Египте (22 года), затем в Вавилонии (12 лет), кудапопал в числе плененных персами египтян, и, возможно, в Индии. Учение П. типичная протофилософия,сочетающая пережитки художественно-мифолого-религиозного мировоззренческого комплекса и магии, содной стороны, и ростки нового филос. мировоззрения на основе пифагорейской науки (математика,астрономия, медицина, евгеника, диететика и др.) — с др. Протагор (ок. 485-415 до н. э.), основоположник движения софистов,ритор,философ, политический деятель. Жизнь.Род. в г. Абдеры во Фракии. Известный в изложении Диогена Лаэртия рассказ о том, что П. вмолодости был носильщиком (хвороста или корзин) и затем, придумав хитроумное устройство дляпереноски грузов, попал, уже немолодым человеком, в ученики и секретари кДемокриту,недостоверен(Heinimann 1976, S. 143; само изобретение П., возможно, исторично, ср. D. L. IX 53 = Arist. fr. 63 Rose) ивосходит к Эпикуру (DK68 А 9, DK80 В 3; D. L. IX 53, ср. IX 50), который, по-видимому, таким образом пыталсяобвинить П. в плагиате у Демокрита. Бесспорно, напротив, что Демокрит писал против П. (68 В 156, 80 А 15). Сократ(Socrates) из Афин (469—399 до н.э.) — антич. философ, учитель Платона. Учение С. было устным; всесвободноевремя он проводил в беседах о добре и зле, прекрасном и безобразном, добродетели и пороке, отом, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание, — все эти темы традиционнообсуждали и современные С. софисты. Проблема достоверности изображения личности С. — ключевойвопрос всех исследований о нем. На основании различных свидетельств обычно указывают по крайней меретри особенности Сократовой философии: ее разговорный характер; определение понятий путем индукции;этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание». , Платон(ок. 427-347 до н.э.), греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же ввозрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал ксемье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид,родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж засвоего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в семье,члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеаламигреческой демократии. Аристотель(Aristoteles) (384-322 до н.э.) — великий др.-греч. философ и ученый, создатель логики, основательпсихологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо-востоке Греции (г.Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см. АКАДЕМИЯ ) в Афинах. После смерти Платона жил в греч.Малой Азии, затем в Македонии как воспитатель Александра Македонского. Потом снова в Афинах как главасвоей филос. школы — Ликея. Второй и третий периоды жизни А. занимают каждый по 12 лет. А.принадлежит большое количество сочинений, в основном до нас дошедших: по философии, физике,биологии, психологии, логике, этике, политике, поэтике. Антисфен (ок. 455 - ок. 360 до н. э.), др.-греч. философ, учился у ГоргияизЛеонтин,был близок Продикуи Гиппию,затем увлекся учением Сократаи, несмотря на возраст (старшеКсенофонта, Платона и Исократа), стал преданнейшим из его учеников (Xen. Symp. 8,4-6; Mem. Ill 11, 17).После смерти Сократа А. открыл свою школу в Киносарге («Быстрый / зоркий? Пес») - гимнасии длянеполноправных граждан (по преданию, сам А. - сын рабыни, D. L. VI 1, 1). К названию гимнасия возводятназвание основанной А. школы киников(VI 1, 13). А. - плодовитый писатель. Известны названия более 70 философских и риторических сочиненийАнтисфена (в основном это сократические диалоги, трактаты и речи), из которых сохранились дведекламации — «Аякс» и «Одиссей». В ситуации спора за оружие мифических героев противопоставлены не«сильная» и «слабая» речь, как у софистов, но верная позиция мудреца и ложная позиция глупца. Судя понекоторым фрагментам, А. аллегорически комментировал Гомера и был первым комментатором Софокла. Аристипп из Кирены (ум.после366дон.э.), др.-греч. философ, основатель киренской школы. Привлечённыйславой Сократа, явился в Афины и стал его учеником (Ксенофонт,ВоспоминанияоСократеII1;III8). Кконцу жизни вернулся на родину и основал филос. школу (ДиогенЛаэртийII65—85). А. считал, что всёсуществующее действует ради к.-л. блага или зла и единственным достойным внимания предметомявляются ценности — хорошее и плохое. Поэтому А. отвергал, в частности, математику, для которой этиразличия не существуют (Аристотель,Метафизика996а32слл.), и изучение природы как делоневозможное и бесполезное. Уже Сократ делал акцент на недостаточности человеч. знания, а А. утверждал,что мы можем постигнуть только наши ощущения, вызвавший же их предмет непознаваем (СекстЭмпирик,ПротивучёныхVII191—193)., Зенон из Китиона из Кирены (ум.после366дон.э.), др.-греч. философ, основатель киренской школы. Привлечённыйславой Сократа, явился в Афины и стал его учеником (Ксенофонт,ВоспоминанияоСократеII1;III8). Кконцу жизни вернулся на родину и основал филос. школу (ДиогенЛаэртийII65—85). А. считал, что всёсуществующее действует ради к.-л. блага или зла и единственным достойным внимания предметомявляются ценности — хорошее и плохое. Поэтому А. отвергал, в частности, математику, для которой этиразличия не существуют (Аристотель,Метафизика996а32слл.), и изучение природы как делоневозможное и бесполезное. Уже Сократ делал акцент на недостаточности человеч. знания, а А. утверждал,что мы можем постигнуть только наши ощущения, вызвавший же их предмет непознаваем (СекстЭмпирик Диоген Диоген Лаэртийский (биография неизвестна) - писатель конца II-го иначала III-го в. после Р. X. Сочинениеего, дошедшее до нас в неполномобъеме, называется "Жизнь, учение и мнения знаменитых философов"исостоит из 10 книг. Несмотря на полное отсутствие критики, напереполнение книги нелепыми анекдотамииз жизни философов, несмотря наотсутствие философского дарования в авторе - книга егопредставляетнаиважнейший источник при изучении истории греческой философии., Эпикур(Epicures) (341/342 — 271/270 до н.э.) — др.-греч. философ, основатель эпикуреизма — филос. учения,популярного в античности и имевшего последователей и почитателей в Новое время. Учился философии уНавсифана, в 310 основал филос. школу сначала в Колофоне и Митилене, затем в Лампсаке. В 306 переехалв Афины и основал филос. школу, получившую название «Сад», которая просуществовала более 600 лет. Изнаписанных им 300 произведений до нас дошли лишь три его письма к ученикам, отрывки из писем к др.лицам, собрание изречений «Главные мысли» и т.н. Ватиканское собрание; цитаты из разных трудов всочинениях поздних эпикурейцев, их оппонентов, а также отцов церкви; кроме этого, фрагменты изфундаментального труда Э. в 37 кн. «О природе», обнаруженные при расшифровке геркуланских папирусов. Пиррониз Элиды(4в.—нач.3в.дон.э.), др.-греч. философ, основатель скептич. школы (см.Скептицизм).Участвовал в походе Александра Македонского и, как утверждает биографич. традиция (ДиогенЛаэртийIХ61,63), общался с инд. мудрецами. Воспринял ряд идей Демокрита, критически относившегося к знанию,опирающемуся на показания органов чувств. П. ничего не писал и излагал свои взгляды в беседах сучениками. К учению П., по-видимому, восходят 1—4-й и 6-й скептич. тропы Энесидема — аргументы противвозможности достоверного знания (ДиогенЛаэртийIX79—82,84—85): нельзя ничего утверждать, так какодни и те же вещи вызывают у различных живых существ разные ощущения; одним они полезны, а другимвредны; различные люди также испытывают от вещей разные ощущения; один и тот же предмет различныеорганычувств воспринимают по-разному; в разных состояниях люди воспринимают вещи неодинаково, идаже то, что видят сумасшедшие, не противоречит природе; вещи не могут восприниматься изолированно, всочетании с различными привходящими обстоятельствами они воспринимаются по-разному, так, каменькажется в воде легче, чем в воздухе. Уметь объяснять следующие понятия: натурфилософия(от лат. natura — природа) — философияприроды, умозрительное истолкование природы,рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философииисторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первойисторической формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, имевших большоезначение в истории науки, напр. атомистическая гипотеза. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикойили физиологией, т.е. учением оприроде. Само понятие «Н.» (philosophia naturalis) восходит к стоицизму(Сенека). архэ 1. при замене монархического образа правления республиканским атрибуты царской власти перешли ктой власти, которая в государстве сделалась верховной, т. е. или к совокупности целого народа, или, варистократических республиках, к привилегированному классу населения. Но т. к. весь народ или всяаристократия не могли исполнять сами всех государственных дел, то известные части управления были отделены и переданы особым ответственным должностным лицам, полномочия которых, в начале весьмазначительные и подобные царским, со временем все более и более ограничивались. Эти-то ответственные(ύπεύθυνοι), но во время своего служения неприкосновенные (в знак чего они носили венки), безвозмезднослужившие государству должностные лица назывались ρχαία; их деятельность обозначалась глаголомρχεινα. Атрибуты их Аристотель (pol. 4, 12, 3) определяет так: μάλιστα δ' ώς πλω̃ςα είπει̃ν ςρχααλεκτέον ταύτας σαιςο, ποδέδοταια βουλεύεσθαί τε περί τινων και κρι̃ναι και πιτάττεινε και μάλιστα τοΰτο,το ργα πιτάττεινε ρχικώτερόνα στιε. Эти атрибуты, к которым относится еще заведование известнымисвященнодействиями, вообще соответствовали атрибутам римских высших должностных лиц: referre,iudicare, imperare, разумеется, лишь в пределах законом установленного ведомства каждой власти. Так, вАфинах после Солона, а отчасти и до него, судебная власть должностных лиц ограничивалась правомпредседательства на судах и производством предварительного дознания (см. 2). Как лицо, переставшееисполнять известную должность, подвергалось так называемой θυναευ, так и вступлению в должностьпредшествовало испытание (δοκιμασία), которое, впрочем, не касалось способностей и знаний, а имелоцелью определить, чисто ли афинского происхождения (γνήσιος ξε μφοι̃να) испытуемый, не имеет лителесных недостатков и не лишен ли по судебному приговору гражданского полноправия (τιμή). Кроме того,никто не имел права ни занимать в одно и то же время двух должностей, ни занимать одну и ту жедолжность несколько раз или дольше одного года (Demosth. Timocr. 150). От этих высших должностных лицследует отличать так называемых υπηρέται, низших чиновников (к числу которых принадлежали, напр.,различные разряды писцов, за исключением ςγραμματευ τη̃ς βουλη̃ς и γρ. του̃ δήμου); эти не подвергалисьдокимасии и по исполнении должности не обязаны были давать отчета (θυναευ) пред логистами. Членысовета (ср. Βουλή, Буле), как собрания только совещательного и лишь в совершенно исключительныхслучаях действовавшего как власть исполнительная и управляющая, не причислялись к ρχαία; , софизм(греч. sophisma — хитрая уловка, измышление) — рассуждение, кажущееся правильным, но содержащеескрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. С.является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и темсамым ввести в заблуждение. Отсюда «софист» в одиозном значении — это человек, готовый с помощьюлюбых, в т.ч. недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, истинны они на самомделе или нет. апейрон(от греч. apeiron — беспредельное, безграничное, безмерное) — единственное вещественное первоначалои первооснова всего сущего (Анаксимандр). Истолкования: «мигма» — смесь (земли, воды, воздуха и огня); «метаксю» — нечто среднее (между огнем и воздухом), нечто принципиально неопределенное инеопределимое как внутренне неразграниченное, безмерное. апории, бытие, Логос, атом, знание-мнение и знание-истина, майевтика, диалектика, эйдос, идеальное государство, познание как припоминание, перипатетики, Ликей, Академия, метафизика, гедонизм, эпохе, атараксия. |