Гомилетика. Образцом для гомилетики стала Нагорная проповедь Христа
Скачать 19.2 Kb.
|
Гомилетика Понятие "гомилетика" возникло от греческого слова гомилия, обозначающего раннехристианскую проповедь, собрание, сообщество, беседу или учение.. Но позже гомилетика стала обозначать учение о содержании и правилах составления христианской проповеди, науку о церковном красноречии Образцом для гомилетики стала Нагорная проповедь Христа. Нагорной проповедь называется потому, что Иисус Христос проповедовал ее своим ученикам, и другим людям со склона горы. Именно с помощью данной проповеди Иисус смог донести до людей, до каждого верующего необходимые наставления из Ветхого Завета. Главной целью гомилетика ставит совершенствование искусства проповеди для убеждения верующих следовать законам Христа, воспитания и поддержания православных морально-этических норм поведения. Поэтому требовался специальный подбор слов и словесных формул, отражавших тему проповеди. Особое внимание в теории гомилетики уделялось формам речей, таким, как беседа, поучение, слово и их видам: нравоучительному, церковно-историческому, богослужебно-литургическому, а также произнесению проповеди и ее воздействию на слушателей Разработка проповеди начинается с нахождения темы и необходимого материала. Для этого использовались правила пяти разделов античной риторики. Так, "Изобретение" ("Inventio") и "Словесное выражение" ("Elocutio") повествовали о правильном отборе слов, а также о риторических фигурах и тропах. Проповедь строится в строгом соответствии с законами, приведенными в разделе "Расположение" ("Dispo-sitio"). Гомилетика восприняла и такие разделы античной теории, как "Запоминание" ("Memoria") и "Произнесение" ("Pronuntiatio"). В соответствии с их положениями большое внимание в речи проповедника уделялось манере произнесения, артикуляции звуков, логическим и грамматическим паузам, а также его поведению на амвоне и жестикуляции во время проповеди. Речь должна была быть плавной, торжественной с некоторыми элементами театральности, что способствовало лучшему восприятию содержания проповеди. Несмотря на очевидное сходство риторической науки с искусством церковного красноречия, между ними имеются и существенные отличия. Искусство риторики в светской культуре уже с древних времен постепенно превращалось в технологию составления речей с акцентом на том, "как сказать". Теория подсказывала оратору, как правильно выбрать выражения и какие конструкции использовать, чтобы речь звучала красиво и убедительно. В результате содержательная ценность речи подменялась внешней красивостью. Гомилетика на первое место выдвигала духовно-нравственную сторону выступления. Главный акцент падал на то, "что должен говорить" священнослужитель, а "риторические технологии", связанные с тем, "как должен говорить", уходили на второй план. Красочная и выразительная речь хотя и ценилась достаточно высоко, ее излишнее украшательство, отвлекающее от духовного содержания, рассматривалось как серьезный недостаток. Также гомилетика- это личный разговор с каждый прихожанином. Священник или проповедник обращается не к обезличенной толпе, а к каждому брату или сестре. Пришедшее на Русь вместе с православием учение о церковном красноречии стало неотъемлемой частью русской религиозной и светской культуры. Поэтому не случайно высказывание Ю.В. Рождественского о том, что с гомилетикой "связано становление русской культуры. Можно сказать, что русская гомилетика - основа русского миросозерцания до сих пор" Большую роль в распространении гомилетики играли приехавшие из Византии греческие церковнослужители. Через проповеди, общение с учениками и прихожанами они передавали основы ораторского риторического искусства. Сохранились свидетельства, что в Древней Руси высоко ценили ораторские способности приезжих греков, которые владели "риторическим художеством" Спустя годы традиции церковного красноречия развили и продолжили митрополит Иларион, Нил Сорский, Кирилл Туровский, протопоп Аввакум и другие выдающиеся русские проповедники. Классическими стали "Слово о законе и благодати" Илариона и "Молитвы Кирилла Туровского". Четкие по структуре, наполненные яркими образными сравнениями, метафорами и антитезами, они были образцами русской публичной речи. Примером использования риторики в проповеди служит фрагмент из "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона. Написанное в 1037-1050 годах "Слово" посвящено сопоставлению библейского закона Моисея и христианской благодати, пришедшей с Иисусом Христом, а также прославлению Руси как христианского государства вместе с князьями Владимиром Святославичем и Ярославом Мудрым: "И что успе закон? Что ли благодать? Прежде закон, Ти потом благодать; Прежде стень, Ти потом истина,. Отрывок демонстрирует активное использование целого комплекса риторических фигур. Риторические вопросы "И что успе закон?", "Что ли благодать?", с которыми Иларион обращается к слушателям, наполняют фрагмент античным пафосом и заставляют задуматься о его содержании. В тексте на словах "прежде закон... прежде стень" и "ти потом благодать.. .ти потом истина" вводится фигура "синонимического параллелизма", включающая несколько синонимических строк, которые выражают один и тот же смысл различными, но близкими по сути средствами Параллелизм строк подчеркивается анафорой, основанной на повторе слов прежде и ти потом в начале строк, эпифорой, в которой повторяются слова закон и благодать в конце строк, а также антитезой прежде закон - потом благодать, прежде стень - потом истина, подчеркивающей противопоставление понятий закон - благодать, стень -истина. Благодаря риторическим средствам Иларион создал образно-яркую, логически выстроенную и хорошо воспринимаемую на слух композицию, которая на протяжении многих веков была образцом для создания произведений подобного жанра. Законы гомилетики, а вместе с ними и риторика как наука, существовали на Руси в религиозной литературе. В эпоху Нового времени духовные произведения продвигают риторику в светскую жизнь. Не случайно первыми авторами русских трактатов по риторике были либо служители церкви, либо воспитанные духовной средой люди. К примеру "Риторика" вологодского епископа Макария (1617-1619 гг.) и развивавшая ее "Риторика" М.И. Усачева (1699 г.), а также "Риторика" (1620 г.), которая была переводом латинской "Риторики" Филиппа Меланхтона (1577 г., Франкфурт) в переработке Луки Лоссия. Обучение риторике начиналось в духовных учебных заведениях, где ее сначала учили по латинским, а затем и по русским учебникам. В 1632 году путем объединения школы Киево-Богоявленского братства и школы Киево-Печерской лавры была основана знаменитая Киево-Могилянская академия. В 1687 году была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве. Академии стали важными центрами отечественной науки. Они готовили наставников славяно-греко-латинских академий, деятелей в области духовного просвещения, ректоров и преподавателей духовных семинарий, а также светских просветителей. Наряду с философией, арифметикой, геометрией, астрономией, славянским, греческим, латинским и другими языками, здесь учили риторике и богословию. Сохранились трактаты по риторике преподававшего в Киево-Могилянской академии Феофана Прокоповича. В 1705 году им был написан курс лекций ("О поэтическом искусстве"), в 1706 году ("О риторическом искусстве"), а также "Наставления проповеднику", содержащиеся в "Духовном регламенте". Говоря о риторике как науке, изучаемой в духовных учебных заведениях, следует упомянуть "Риторику" Софрония Лихуды, читавшего этот курс в конце XVII века в московской Славяно-греко-латинской академии. В 1792 году М.М. Сперанским были написаны "Правила высшего красноречия", которые читались в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге и были опубликованы в 1844 году. Авторы русских риторик требовали ясности в изложении содержания текста, подчеркивая тем самым важность того, "что говорить". В то же время, они не отрицали необходимости использования "риторических технологий", позволяющих воспитывать слушателя через воздействие на его эмоции. Оба этих качества присутствовали и в средневековой гомилетике. Таким образом, русская риторика имеет глубокие духовные корни. Став частью светской культуры в XVIII веке, риторическая теория продолжала восприниматься через призму нравственной культуры. Нельзя не упомянуть, что М.В. Ломоносов в своем выдающемся трактате "Краткое руководство к красноречию" (1748 г.) подчеркивал воспитательно-нравственную сторону искусства слова и специально указывал, что целью риторики является "формирование человека через обучение его наилучшим образом мыслить и чувствовать и выражать это прекрасным, красноречивым образом" |