Главная страница
Навигация по странице:

  • К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести

  • Основные принципы.

  • философия древнего востока. Астапенкова. Философия Древнего Востока


    Скачать 5.43 Mb.
    НазваниеФилософия Древнего Востока
    Анкорфилософия древнего востока
    Дата19.11.2022
    Размер5.43 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаАстапенкова.pptx
    ТипДокументы
    #798648

    Философия Древнего Востока

    Выполнила студентка гр. СОДП-11

    Астапенкова А.А.

    Философия Древнего Востока

    Общие черты, характерные для древневосточной философии(философии Древнего Китая и древней Индии):
      • Неполное отделение от предфилософии – мистического образа мышления. До возникновения философских учений люди одушевляли силы природы, верили в существование духов. Эти верования частично отобразились в философии, переплетаясь с научными дисциплинами.
      • Традиционализм. Восточные мыслители отвергали скепсис, присущий античным философам. Их учения базировались на знаниях, полученных от предков. Подвергать какую-либо идею предшественников сомнению считалось непочтительным и недопустимым поступком.
      • Неадекватное отображение естественнонаучных знаний. Географии, физике и другим наукам в восточной философии отводилось второстепенное место. Древних мыслителей гораздо больше интересовали процессы развития общества и человека, религия и политическое устройство государств. Также пристальное внимание уделялось развитию искусства.

    .


    Особенности философии Древнего Китая

    К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести:
    • Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих.
    • Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.

    • Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.

    .


    Особенности философии Древней Индии
    • Окружающий мир и человек тесно связаны
    • Философия обращена внутрь человека
    • Жизненные принципы: аскоза(отказ от желаний и удовольствий), самоанализ, самоуглубление, недияние
    • Философия носит абстрактивный характер, решает проблемы первопричины абсолюта
    • Ученье о бесконечной цепи перерождения души(учения сансары), вечном круговороте жизни и смерти
    • Учение о карме(соотношение хороших и плохих дел)

    • Основная проблема: Если жизнь, которую мы не выбираем, есть цепь страданий, то как следует от них избавляться или, по крайней мере, их преуменьшать?

      Древнеиндийская философия достигла довольно высокого уровня развития. Индийская философия - это по-настоящему "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия и по сей день сохранила полную преемственность. Индийская философия оказала самое сильное влияние на запад из всех других философий мира.

    .

    • .

    Отличия философии Древнего Востока и Древней Греции, почему философия как наука не могла возникнуть на Востоке.

    Первостепенное различие состоит в объяснении происхождения и развития мира. Так, древневосточная философия является религиозно-мифологической: весь мир уподоблялся человеку, а человек - миру и Богу. Касательно философии Древней Греции, здесь возникают материалистические и идеалистические идеи миропонимания. В поздней античности возникает метафизика. Во-вторых, в рассматриваемых философиях по-разному трактуется роль человека. В философии Древнего Востока человек, уподобляясь божественному, приходит в мир для совершения красоты, для внутреннего познания и совершенствования. Древнегреческая же философия рассматривает человека, напротив, как мыслителя, искателя мировой истины, как философа, ищущего ответ на вечные и вновь возникающие вопросы. Человек рассматривается здесь с научной точки зрения, а его роль в обществе представляет некую социальную субординацию. В-третьих, обе системы имеют различные диалектические идеи, а также взгляды на бытие, небытие, проблемы материи и ее форм. Точнее сказать, восточная античная философия занимается данным вопросом с позиции религии. Философы же Древней Греции, разделившись на материалистов и идеалистов, рассматривают бытие с научной точки зрения.

    Исходя из вышесказанного, можно ответить на вопрос «почему философия, как наука, не могла возникнуть на Востоке». На Востоке бытие рассматривается с позиции религии, там преобладает религиозное мировоззрение. И в Индии, и Китае интеллект был слаб, а связь философии со слабой наукой еще слабее. Поэтому в Китае в философии господствовал больше практический рассудок, чем теоретический разум, а в Индии — неуемное и часто болезненное воображение. Греческая же философия с самого начала стояла на плечах ближневосточной преднауки.

    .………….

    .


    Основные понятия Древней Индии

    Веды-это Изначальные, Совершенные Знания, переданные человечеству Верховным Господом в самом начале истории Вселенной как свод законов и правил для гармоничного проживания в материальном мире, духовного развития и достижения совершенства.

    Упанишады- это философские тексты, которые подытоживают учение отдельных глав четырех Вед и обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк.

    Брахманизм- политеистическая религия, в основе которой лежит вера во множество Богов, хотя во главе пантеона стоит триада: Вишну – творец мира, Брахма – хранитель мира, Шива – разрушитель мира.

    Карма- совокупность поступков человека, определяющих будущее перевоплощение.

    Сансара- это безначальный цикл повторяющихся рождений, мирского существования и повторного умирания.

    Нирвана- полное пресечение страданий и источника страданий:

    Учения, лежащие в основе брахманизма и буддизма- В основе брахманизма лежал закон кармы-суммы совершенных при жизни поступков, обеспечивающих перевоплощение души человека, в основе буддизма лежало ученье будды о четырех благородных истинах и ученье дхармы.

    Буддизм- это философия, построенная на учениях будды.

    Благородные Истины буддизма- существует 4 истины буддизма: Жизнь есть страдания; Причина страданий- в зависимости от желаний; Избавление от страданий; Стремление к нирване.

    Джайнизм- это транстеистическая религия, утверждающая, что вселенная не была сотворена и будет существовать вечно.

    .………….

    .


    Основные понятия Древней Индии

    Основные школы (миманса, веданта, йога, ньяя, вайшешика, санкхья):

    Миманса - одна из шести школ религиозной философии, мысли Индии. Обосновывала правильность и действенность предписанной Ведами дхармы – традиц. мировоззрения и уклада жизни, сложившегося под влиянием прежде всего жреческого сословия и основанного на строгом распределении обязанностей между разными социальными сословиями.

    Веданта - ортодоксальная, религиозно-философская основа брахманизма. Утверждает, что Веды – источник истинного знания о Боге и смысле жизни, знания о единстве Брахмана и Атмана. Основу.

    Йога-древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившееся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

    Ньяя - Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики.

    Вайшешика- школа индийской философии, признающая авторитет Вед, но развивающая свои доктрины на независимых основаниях. В индийской мысли вайшешика известна своим учением об атомах и системой категорий.

    Санкхья - философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

    Локаята- Это неортодоксальная школа индийской философии. Чарвака считает прямое восприятие, эмпиризм и условный вывод правильными источниками знания, принимает философский скептицизм и отвергает ритуализм и сверхъестественное.

    .

    • .

    Основные понятия Древнего Китая

    .

    Особенностями китайской мифологии является смешение реальных личностей и выдуманных мифических героев, неразрывная связь верований с образом жизни. Все мифические персонажи наделяются качествами присущими обычным людям. В каждом феномене наблюдается божественное вмешательство.

    Дао— одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.

    Дэ — манифестация Дао — одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась или сравнивалась с индийской кармой.

    Инь и ян — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов — белого и чёрного.

    У-вэй — созерцательная пассивность. Это слово часто переводится как «неделание» или «недеяние», другим вариантом перевода является «немотивированность» или, согласно И. А. Арсееву, «спонтанность». Самым главным качеством неделания является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчёта, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов.

    .

    • .

    Основные понятия Древнего Китая

    Основные положения и проблемы философии конфуцианства, даосизма. Конфуцианство – это одна из современных национальных религий Китая, формировавшаяся на рубеже новой эры на основе этико-философского учения Конфуция (Кун фу-цзы) и его последователей. Из Китая конфуцианство проникло и получило большое распространение в Японии и Корее. Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения и его нормах.

    Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как о правильном порядке в семейном быту.

    Даосизм признает существование первоисточника и хранителя всего в мире – Дао, что означает «путь» или «истина». Цель адептов даосизма – достичь гармонии с природой посредством медитации, следуя Дао, путем, который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия.

    Основные принципы. Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.

    Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.

    .


    Спасибо за внимание!


    написать администратору сайта