Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Выбор и обоснование средств и методов разработки

  • 1.3 Анализ требований и определение спецификации программного продукта

  • 2. Специальный раздел 2.1 Проектирование логической структуры программного продукта

  • 2.2 Разработка физической структуры программы продукта

  • 2.3 Разработка интерфейсных компонентов

  • 2.4 Описание разработанного приложения

  • 2.5 Выбор стратегии тестирования программного продукта

  • 2.6 Руководство пользователя

  • Список используемой литературы

  • 1. Общий раздел 1 Постановка задачи


    Скачать 387.45 Kb.
    Название1. Общий раздел 1 Постановка задачи
    Дата08.05.2023
    Размер387.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаnaumov5_PZ (1).docx
    ТипДокументы
    #1115455




    1. Общий раздел

    1.1 Постановка задачи

    Целью курсового проекта является разработка информационной системы «Пекарня».

    В рамках курсового проектирования необходимо разработать приложение, которое состоит из шести окон:

    Первое окно – авторизация пользователя;

    Второе окно – регистрация пользователя (если у пользователя отсутствует аккаунт в приложении);

    Третье окно – главное окно, на которое пользователь попадает после авторизации;

    Четвертое окно – окно с подробностями выбранного пользователем товара;

    Пятое окно – окно с заказам пользователя названием товара на которое он попадает через главное окно;

    Шестое окно – окно предоставляющие возможность создания, изменения, удаления карточек отеля;

    Пекарня – средство покупки выпечки, состоящее из определённого количества товара, имеющее единое руководство.

    Чтобы показать графически, что представляет сущность предметной области и связи между ними, выводится следующая ER-диаграмма, предоставлен рисунок 1.


    Рисунок 1 – ER-диаграмма

    1.2 Выбор и обоснование средств и методов разработки

    Для создания и тестирования информационного ресурса используются программные средства, такие как – C#, Visual Studio.

    C# — современный объектно-ориентированный и типобезопасный язык программирования. C# позволяет разработчикам создавать разные типы безопасных и надежных приложений, выполняющихся в .NET. C# относится к широко известному семейству языков C, и покажется хорошо знакомым любому, кто работал с C, C++, Java или JavaScript. Программы C# выполняются в .NET, виртуальной системе выполнения, вызывающей общеязыковую среду выполнения (CLR) и набор библиотек классов. Среда CLR — это реализация общеязыковой инфраструктуры языка (CLI), являющейся международным стандартом, от корпорации Майкрософт. CLI является основой для создания сред выполнения и разработки, в которых языки и библиотеки прозрачно работают друг с другом.

    Microsoft Visual Studio – это интегрированная среда разработки от Microsoft. Она используется для разработки компьютерных программ, а также веб-сайтов, веб-приложений, веб-сервисов и мобильных приложений. Visual Studio использует платформы разработки программного обеспечения Microsoft, такие как Windows API, Windows Forms, Windows Presentation Foundation, Windows Store и Microsoft.

    Для хранения данных использовался интерфейс для работы с базами данных phpMyAdmin.

    phpMyAdmin - веб-приложение с открытым кодом, написанное на языке PHP и представляющее собой веб-интерфейс для администрирования СУБД MySQL. PhpMyAdmin позволяет через браузер и не только осуществлять администрирование сервера MySQL, запускать команды SQL и просматривать содержимое таблиц и баз данных.

    Для разработки и тестирования приложения использовался персональный компьютер:

    • процессор Intel(R) Core(TM) i5 2300 CPU с тактовой частотой процессора 3.10 ГГц;

    • оперативная память объемом 6 Гб;

    • жесткий диск объемом 2 Тб;

    • разрядность системной шины равна 64 бит.

    Для использования приложения пользователю требуется компьютер:

    • процессор с тактовой частотой не менее 1 ГГц;

    • оперативная память объемом не менее 256 Мб;

    • видеокарта с объёмом памяти не меньше 256 Мб;

    • разрядность системной шины не менее 32 бит



    1.3 Анализ требований и определение спецификации программного продукта

    В соответствие с целью курсового проекта к разрабатываемому приложению предъявляют следующие функциональные требования:

    – реализация авторизации, регистрации;

    – добавление карточки товара;

    – изменение карточки товара;

    – удаление карточки товара;

    – просмотр выбранной карточки товара;

    – покупка выбранной карточки товара;

    – сортировка товара по:

    – названию продукта

    Также к ресурсу предъявляются нефункциональные требования:

    – не перегруженный дизайн;

    – удобный интерфейс;

    – быстрота отклика;

    – минимальные требования к безопасности.

    При анализе требований к разрабатываемой информационной системе, выводится следующая диаграмма вариантов использования, предоставлен рисунок 2.



    Рисунок 2 – Диаграмма вариантов использования

    2. Специальный раздел

    2.1 Проектирование логической структуры программного продукта

    Логическая структура информационной системы описывает состав модулей переработки информации, которые образуют эту систему, а также информационные и управляющие отношения между ними. Разработав логическую структуру системы, вы можете производить проектирование каждого модуля отдельно. Для успешной реализации такой конструкции очень важно обеспечить реализацию принципа модульности – представление системы в виде совокупности относительно независимых частей (модулей).

    Таблица «users» содержит следующие поля:

    – id – тип данных счётчик (уникальный порядковый номер);

    – login – тип данных текстовый (текстовая информация);

    – password – тип данных текстовый (текстовая информация);

    – name – тип данных текстовый (текстовая информация);

    – fio – тип данных текстовый (текстовая информация);

    – admin – тип данных числовой (математические операции);

    Таблица «bakery1» содержит следующие поля:

    – id – тип данных счётчик (уникальный порядковый номер);

    – name – тип данных текстовый (текстовая информация);

    – form – тип данный текстовый (текстовая информация)

    – description – тип данных текстовый (текстовая информация);

    – price – тип данных числовой (математические операции);

    – value – тип данных числовой (математические операции);

    Таблица «asort» содержит следующие поля:

    – id – тип данных счётчик (уникальный порядковый номер);

    – name – тип данных текстовый (текстовая информация);

    Вся структура пользовательских классов изображена на UML диаграмме классов, которая отображает связи и зависимости классов, а также используемые в них методы и переменные (представлена рисунке 2.1).




    Рисунок 2.1 – UML диаграмма

    2.2 Разработка физической структуры программы продукта

    Физическая структура – это модель ресурса, отражающая схему расположения физических файлов на носителе. Структура подкаталогов соответствует разбиению ресурса на разделы по типам хранимой информации.

    При разработке приложения была спроектирована физическая структура информационной системы.

    Для информационной системы «Пекарня» была создана база данных, в которой располагаются все основные данные.

    В таблице user (рисунок 3) находятся данные о пользователе приложения, а именно:

    – id пользователя

    – логин;

    – пароль;

    – имя пользователя;

    – фамилия пользователя;



    Рисунок 3 – Таблица user

    В таблице bakery1 (рисунок 4) находятся данные о товаре, а именно:

    – id продукта

    – имя продукта;

    – описание продукта;

    – кол-во продукта;

    – цена продукта;


    Рисунок 4 – Таблица bakery1

    В таблице asort (рисунок 5) находятся данные о купленном товаре, а именно:

    – id продукта

    – имя продукта;



    Рисунок 5 – Таблица asort
    2.3 Разработка интерфейсных компонентов

    Первое окно – авторизация, состоит из двух полей, трёх кнопок: 1) строка ввода логина; 2) строка ввода пароля; 3) кнопка, отправляющая на главное окно, если введённые пользователем данные будут в базе данных; 4) кнопка для выхода из приложения; 5) кнопка отправляющая в окно регистрации (рисунок 6).



    Рисунок 6 – Окно авторизации

    Второе окно – регистрация, состоит из трёх полей, трёх кнопок: 1) строка ввода логина; 2) строка ввода пароля; 3) строка ввода ФИО; 4) кнопка зарегистрироваться 5) кнопка, отправляющая в окно авторизации для входа нового пользователя; 6) кнопка для выхода из приложения (рисунок 7).



    Рисунок 7 – Окно регистрации

    Если в окне авторизации войти как администратор, то откроются возможности администратора (рисунок 8) где присутствует возможность добавления/удаления/изменения будущей карточки товара.



    Рисунок 8 – Возможности администратора

    После авторизации пользователь попадает на главное окно приложения (рисунок 9), где расположена панель в которой находится меню с доступными товарами, кнопка поиска, сортировка, кнопка, ведущая на окно купленных товаров. В таблице располагаются сами карточки товаров, при нажатии на которой открывается окно с подробной информации выбранной карточки товара. Также присутствуют кнопки выхода из аккаунта и выхода из приложения.

    Рисунок 9 – Главное окно пользователя

    После нажатия на карточку товара, открывается окно с подробной информации (рисунок 11). Пользователь может нажать на товар из списка, затем нажать кнопку купить.


    Рисунок 11 – Окно выбранного пользователем продукта

    Кнопка «Мои заказы» отправляет пользователя на окно купленных товаров (рисунок 11). В данном окне также присутствуют кнопки ее закрытия и возвращения на главную форму.



    Рисунок 11 – Окно мои заказы

    Для понятия соотношений между собой интерфейсных компонентов была создана диаграмма компонентов (рисунок 12).



    Рисунок 12 – Диаграмма компонентов
    2.4 Описание разработанного приложения

    Для создания информационного ресурса использовались следующие средства:

    C# — это объектно-ориентированный язык программирования. Четыре основных принципа объектно-ориентированного программирования следующие:

    – абстракция. Моделирование требуемых атрибутов и взаимодействий сущностей в виде классов для определения абстрактного представления системы;

    – инкапсуляция. Скрытие внутреннего состояния и функций объекта и предоставление доступа только через открытый набор функций;

    – наследование. Возможность создания новых абстракций на основе существующих;

    – полиморфизм. Возможность реализации наследуемых свойств или методов отличающимися способами в рамках множества абстракций.

    Некоторая часть приложений содержат в основе своей разработки язык С#.

    В нашем случае C# был основным языком программирования, используемый в программе Visual Studio.

    Visual Studio — это стартовая площадка для написания, отладки и сборки кода, а также последующей публикации приложений. Интегрированная среда разработки представляет собой многофункциональную программу, которую можно использовать для различных аспектов разработки программного обеспечения. Помимо стандартного редактора и отладчика, которые существуют в большинстве сред IDE, Visual Studio включает в себя компиляторы, средства автозавершения кода, графические конструкторы и многие другие функции для упрощения процесса разработки.

    Для хранения данных использовалось веб-приложение phpMyAdmin.

    phpMyAdmin – PHP приложение, запущенное на Web-сервере; универсальный язык, применяемый для создания, модификации и управления данными в реляционных базах данных.

    Архитектура данных, к которой обращается SQL называется реляционной. В реляционных базах данных все данные представлены в виде простых таблиц, разбитых на строки и столбцы, на пересечении которых расположены данные. Запросы к таким таблицам возвращают таблицы, которые сами могут становиться предметом дальнейших запросов. Каждая база данных может включать несколько таблиц, которые, как правило, связаны друг с другом, откуда и произошло название реляционные.

    Для демонстрации работы между пользователем и приложением и базой данных разработана диаграмма последовательности действий (рисунок 12).

    Для демонстрации работы между администратором и приложением и базой данных разработана диаграмма последовательности действий (рисунок 13).


    Рисунок 12 – Диаграмма последовательности действий для пользователя



    Рисунок 13 – Диаграмма последовательности действий для администратора

    2.5 Выбор стратегии тестирования программного продукта

    Рассмотрим виды тестирования и выберем подходящее.

    Системное тестирование программного обеспечения — это тестирование программного обеспечения (ПО), выполняемое на полной, интегрированной системе, с целью проверки соответствия системы исходным требованиям.

    Модульное тестирование — процесс в программировании, позволяющий проверить на корректность отдельные модули исходного кода программы, наборы из одного или более программных модулей вместе с соответствующими управляющими данными, процедурами использования и обработки.

    Регрессионное тестирование — собирательное название для всех видов тестирования программного обеспечения, направленных на обнаружение ошибок в уже протестированных участках исходного кода.

    Функциональное тестирование — это тестирование ПО в целях проверки реализуемости функциональных требований, то есть способности ПО в определённых условиях решать задачи, нужные пользователям. Функциональные требования определяют, что именно делает ПО, какие задачи оно решает.

    Для проверки работоспособности информационного ресурса данного курсового проекта «Пекарня» минимальным достаточно было определенно функциональное тестирование, так как при данном виде тестирования проверяется реализуемость функциональных требований. Благодаря данному виду тестирования можно точно сказать, как поведёт себя программа при различных входных данных и как отреагирует на действия пользователя.

    При тестировании был использован метод «чёрного ящика». Данный метод выбран по следующей причине: важно было знать поведение пользователя, который не видел исходный код приложения, нежели разработчика, разбирающегося в своей программе.

    В качестве средств тестирования использованы тестовые графы и тестовые пути, а также обработка исключений и промежуточный вывод результатов.

    Первый этап тестирования проходил вручную по следующим тестовым путям:

    – Тестовый путь 1:

    1. Открытие приложения

    2. Введение в окне «Авторизация» неверного логина

    3. Закрытие приложения

    – Тестовый путь 2:

    1. Открытие приложения

    2. Введение в окне «Авторизация» неверного пароля

    3. Закрытие приложения

    – Тестовый путь 3:

    1. Открытие приложения

    2. Введение верных данных в окне «Авторизация»

    3. Закрытие приложения

    – Тестовый путь 4:

    1. Открытие приложения

    2. Введение в окне «Регистрация» повторные данные пользователя

    3. Закрытие приложения

    – Тестовый путь 5:

    1. Открытие приложения

    2. Введение новых данных пользователя в окне «Регистрация»

    3. Закрытие приложения

    – Тестовый путь 6:

    1. Открытие приложения

    2. Введение в окне «Подробности товара» при неправильном указании дат прибытия или выезда.

    3. Закрытие приложения

    Для ручного тестирования был составлен тестовый граф (рисунок 2.5.1), где 1 – Открытие приложения, 6 – Закрытие приложение, а 2 – 5 – тестовые действия:



    Рисунок 2.5.1 – Граф программы

    Выявлены следующие результаты тестирования:

    Тестовый путь 1 (1,2,6)

    Тестовый путь 2 (1,3,6)

    Тестовый путь 3 (1,4,6)

    Тестовый путь 4 (1,5,6)

    Ошибка при авторизации представлена на рисунке 2.5.2:



    Рисунок 2.5.2 – Ошибка при авторизации

    Ошибка при регистрации представлена на рисунке 2.5.3:



    Рисунок 2.5.3 – Ошибка при авторизации
    Одним из самых главных средств отладки программы была непосредственно интегрированная среда разработки Visual Studio. В случае нахождения критических ошибок IDLE подсвечивала их красной волнистой линией и выдавала предупреждение перед попыткой запустить процедуру отладки. В случае если ошибки были не критическими, выводилось предупреждение, с которым можно было запустить программу, но проблемы связанные с этими замечаниями могли проявиться в будущем и привести к ошибочному завершению программы. На момент итогов тестирования все ошибки и предупреждения были устранены, о чем свидетельствует сама среда разработки (представлено на рисунке – 14).



    Рисунок 14 – Visual Studio не обнаружила проблем

    Помимо стандартной процедуры «прогона» неоднократно, в особенности при модульном тестировании и тестировании белого ящика использовалась пошаговая процедура отладки.

    2.6 Руководство пользователя

    Для работы с программным продуктом необходимо его запустить, кликнув дважды по «WindowsFormsApp21.exe» (рисунок 15).


    Рисунок 15 – Запуск приложения

    После запуска появляется первое окно – авторизация (рисунок 16), где нужно ввести данные в поля, затем нажать на кнопку «Войти», после этого вы попадёте на главное окно (рисунок 18).



    Рисунок 16 – Авторизация

    Если у вас нет аккаунта в приложении, то нужно нажать на кнопку «Зарегистрироваться» и вас перебросит на окно регистрации (рисунок 17).



    Рисунок 17 – Регистрация

    После авторизации или регистрации попадаем на главное окно, где можно узнать подробную информацию о выбранном пользователем товаре, произвести их сортировку и поиск по названию (рисунок 18).


    Рисунок 18 – Главное окно

    Нажав на кнопку «Подробнее», с главной страницы откроется страница с подробной информацией выбранного пользователем товара. Здесь мы можем указать кол-во товара, тип товара. После выбора товара нажать кнопку купить.



    Рисунок 19 – Подробности товара

    С главной страницы пользователь также может попасть на страницу со своими заказами, воспользовавшись кнопкой «Мои заказы».



    Рисунок 20 – страница Мои заказы


    Заключение

    В процессе выполнения данного курсового проекта была изучена научно-техническая и справочная литература по разработки в Visual Studio, а также выполнен анализ предметной области «Пекарня».

    Во время работы над пояснительной запиской было сформировано руководство пользователя и техническая задание.

    Кроме того, были проанализированы и уточнены функциональные и не функциональные требования, предъявляемые к программному продукту;

    Также в приложении были учтены требования к дизайну. Дизайн был создан для конкретного пользователя, приложение удобное и интуитивно понятное, использовались знакомые и привычные схемы оформления приложения, которые помогают человеку легко привыкнуть к программе, а отклик дает пользователю представление о том, выполнена задача или нет.

    Для проверки работоспособности приложения «Пекарня» было использовано функциональное тестирование, также был использован метод «чёрного ящика».

    Таким образом, все задачи, поставленные в курсовом проекте выполнены, цели достигнуты.

    Список используемой литературы

    1. Абрамян, Михаил Visual C# на примерах / Михаил Абрамян. - М.: БХВ-Петербург, 2016.

    2. Албахари. C# 7.0. Справочник. Полное описание языка, 2017.

    3. Билл Вагнер: Наиболее эффективное программирование на C#, 2018.

    4. Вагнер, Билл С# Эффективное программирование / Билл Вагнер. - М.: ЛОРИ, 2017.

    5. Модификатор internal C#: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/langua. (дата обращения: 21.03.2022).

    6. Модификатор internal protected C#: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/langua.. (дата обращения: 08.04.2021).

    7. Модификатор private C#: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/langua.. (дата обращения: 20.03.2022).

    8. Модификаторы C#: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/langua.. (дата обращения: 22.03.2022).

    9. Мюллер Д. П. C# для чайников, 2019.

    10. Обзор Microsoft Visual Studio: [сайт]. – URL: https://wikichi.ru/wiki/Microsoft_Visual_Studio (дата обращения: 06.04.2021).

    11. Обзор языка C#: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/tour-o.. (дата обращения: 22.03.2022).

    12. Общая программа структуры C#: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/progra.. (дата обращения: 20.03.2022).

    13. Создание базы данных MySQL: [сайт]. – URL: https://yandex.ru/turbo/internet-technologies.ru/s/articles/osnovy-sozdaniya-baz-dannyh-mysql.html (дата обращения: 21.03.2022).

    14. Создание и удаление баз данных в MySQL: [сайт]. – URL: https://www.dmosk.ru/miniinstruktions.php?mini=mysql-create-db (дата обращения: 21.03.2022).

    15. Типы данных C#: [сайт]. – URL: https://metanit.com/sharp/tutorial/2.1.php (дата обращения: 20.03.2022).

    16. Уровни доступности C#: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/langua.. (дата обращения: 22.03.2022).

    17. Фримен, Адам ASP.NET MVC 4 с примерами на C# 5.0 для профессионалов / Адам Фримен. - М.: Вильямс, 2017.

    18. Элемент управления ComboBox: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru_ru/dotnet/desktop/winfo.. (дата обращения: 08.04.2021).

    19. Элемент управления Label: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/desktop/winfo.. (дата обращения: 23.03.2022).

    20. Элемент управления LinkLabel: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/desktop/winfo.. (дата обращения: 23.03.2022).

    21. Элемент управления TextBox: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/desktop/winfo.. (дата обращения: 23.03.2022).

    22. Элемент управления FlowLayoutGrid: [сайт]. – URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/desktop/winfo.. (дата обращения: 23.03.2022).

    23. Microsoft Visual C#. Подробное руководство. Джон Шарп, 2017.

    24. Определение термина отель: [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.. (дата обращения: 23.03.2022).

    25. Определение Бронирования гостиничных номеров: [сайт]. – URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/bronirovanie-gostinichnykh-nomerov (дата обращения: 23.03.2022).




    Лист





    КП.09.02.07.ПКИПТ.32-С.167.23 ПЗ


    Дата

    Подпись


    № докум.

    Лист

    Изм.




    написать администратору сайта