Главная страница

Социология. социология. 1. определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Социология и естественные науки


Скачать 127.49 Kb.
Название1. определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Социология и естественные науки
АнкорСоциология
Дата09.02.2021
Размер127.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласоциология.docx
ТипЗадача
#175130
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Общество - наиболее сложная социальная система. Его элементами являются люди, деятельность которых обусловливается социальными статусами социальными ролями, нормами, ценностями и социальными качествами.

24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Общество - сложное образование с развитой структурой. Структура - это способ связи и иерархия элементов в социальной системе. Проблема социальной структуры общества - одна из центральных в социологии.

Любое общество разделяется на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социальноэкономических, политических, духовных, образуя общественную систему. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать. Основные элементы общества: люди (индивиды) социальные связи и действия (взаимодействия). Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений; социальные отношения - это:

- относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами;

- социальные институты и организации;

- социальные группы и общности;

- классы;

- сословия (принадлежность к тому или иному сословию определяется сложившимися традициями, действующими законами и уровнем экономического благосостояния);

- социальные нормы и ценности.

Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе. Задача социологии состоит, прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных образований. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. При этом социальная система имеет новые, интегральные качества, не сводимые к характеристике отдельных людей или их групп.

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Признаки общества: целостность; • устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); • динамизм (смена поколений, преемственность, замедление, ускорение); • открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену информацией с природой и другими обществами); • саморазвитие (его источник находится внутри общества - производство, распределение, потребление); • пространство, время и способы социального бытия (цели, потребности, нормы жизни, которые постоянно меняются).

Структура общества рассматривается в различных ракурсах: при детерминистском (причинно-следственном) подходе общество обычно рассматривается как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую).

Дезорганизующие общество факторы: отсут ствие справедливого и работающего законодательства; • отсутствие социального контроля и системы наказывающих или поощряющих санкций; • нарушения в социальной структуре общества (отсутствие среднего класса, наличие криминальных сообществ и люмпенизированных элементов); • отсутствие стабильной системы внешней и внутренней политики государства.

Характеризуя социальную структуру того или иного общества, необходимо отметить наличие такого явления, как социальная мобильность, - возможность перехода из одной общественной страты в другую Виды социальной мобильности: вертикальная (переход с повышением или понижением статуса - например, из интеллигента средней руки стать администратором - новая категория - руководитель высшего звена); • горизонтальная (из одной социальной группы в другую на своем же уровне: из ученика стать студентом - категория прежняя - учащийся).

Проблемы социальной структуры связаны с проблемой гражданского общества. Гражданское общество - взаимодействие всех социальных групп в обществе. Эта проблема была поставлена европейскими мыслителями XVIII в., а позднее глубоко разработана Г.В. Гегелем. Он ввел понятия гражданского общества и государства, охарактеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов. На первом плане - проблема человека и гражданина как носителя отношений частной собственности, гражданских прав и свобод. Основные элементы гражданского общества: системы социальных потребностей; отправление правосудия; полиция. В гражданском обществе реализуются интересы равных перед законом личностей.

Задача состоит в том, чтобы на соответствующей экономической основе развивать и совершенствовать гражданское общество, в котором каждый гражданин мог бы свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и всему обществу. Причем любой человек в реализации своих прав должен быть всесторонне защищен действующими законами и правоохранительными органами. В свою очередь, каждый гражданин должен выполнять свои обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.

26. ПОНЯТИЕ "КУЛЬТУРА". ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ И УНИВЕРСАЛИИ

Культура (от лат. - возделывание земли, воспитание) - способ мышления и поведения, система материальных, научных, духовных, общественных компонентов. До XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, т. е. природе. Культура подразделяется на: материальную (жилище, одежда, оружие, пища, предметы быта орудия труда);духовную (миф, религия, литература, фольклор и т. д.). С течением времени культура изменяется. Так, культура представителей одного поколения отличается от культуры представителей другого поколения. Возникает множество культур.

Культура изучается особой отраслью социологии - социологией культуры, которая зародилась в Европе в 1870-х гг. Предмет социологии культуры необы чайно сложен и разнообразен. Она изучает: воздействие идей на социальную структуру общества и функционирование этих идей (их рождение, развитие и постепенное отмирание); общие тенденции культурного развития общества (влияние СМИ, НТП, последствия войн, революций, реформ, урбанизации) в национальной, духовной, семейной, бытовой и других сферах; происходящие в культурной жизни процессы (обновление, отмирание тех или иных элементов культуры). В целом социология культуры изучает культуру как социальную систему.

Культурная парадигма - это культурный образец или модель, используемая для обозначения преобладающих в науке проблем, блоков проблем и их решений. Термин "культурная парадигма" был введен в употребление американским философом и историком Т. Куном. Парадигма предполагает наличие основного русла теорий, а также дополнений, уточнений, углублений уже сформулированных принципов Переход от одной парадигмы к другой может тянуться сотни лет. Т. Кун называл этот период научной революцией - временем крушения существующих авторитетов, методологий и теорий. Смена парадигмы - не просто смена теорий и концепций, но и методов исследования и целей, а иногда и самого предмета исследования.

Каждой культуре присущи культурные универсалии (термин Дж. Мердока) - общие черты, свойственные для всех цивилизаций: совместный труд, спорт, образование, системы родства, правила взаимоотношений полов и др.

Факторами, значительно влияющими на культу ру, являются:

- литература, прочитанная в детстве и юности;

- биологические факторы (уровень физического и психического здоровья);

- менталитет родителей;

- воздействие авторитетов;

- телевидение, СМИ;

- школа;

- иные формы искусства.

27. СОСТАВ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ, ПРИНЦИПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Культура включает в себя архетипы, национальную психологию, мифы, универсальные, общечеловеческие ценности. Миф - это исторически первая форма культуры и наиболее древняя система ценностей Особенности мифа: манипулирует исторически ми данными для достижения совершенно иных целей; • требует слепой веры; • обслуживает совершенно конкретную современную задачу, например стремление сохранить свое культурное наследие; • не признает разночтений;он основан на стереотипизации действительности; • создает почву для возникновения символов и ритуалов, которые приобретают для людей огромное значение. Он обращен в прошлое и будущее, полностью игнорируя настоящее.

В истории каждого народа есть моменты, с которыми он склонен прежде всего отождествлять себя и свою судьбу (например, для португальцев - эпоха Великих географических открытий, для грузин - царствование царицы Тамары). В центре внимания народов находятся события, связанные с обретением родины, с формированием и расцветом своей собственной государственности, с великими завоеваниями или ужасной катастрофой, прервавшей развитие данного народа. Первый из этих моментов легитимизирует право данного народа на территорию дает право на образование своей государственности, наконец, третий и четвертый позволяют занять достойное место в современном сообществе народов.

Культура имеет сложную разветвленную структуру. Основные элементы культуры: представления, образцы, ценности, нормы, обычаи, искусство, идеология, язык, религия, символы, спорт и т. д. Принципы культуры: преемственность - связь между новым и старым; целостность - единство материальной и духовной культуры; саморазвитие (сознательное и неосознанное) - инновации, реформы; взаимодействие с другими культурами. Функции культуры: определяет общественную жизнь, способствует социализации личности; транслирует и сохраняет общественные (политические, экономические, эстетические, нравственные] ценности; коммуникативная функция и др.

Типы развития культуры: культурогенез - один из видов изменения культуры, означает появление новых форм культуры и их применение. Связан с принципом самообновления культуры. Это циклический, постоянно идущий процесс. Причина культурогенеза - необходимость адаптации существующей культуры к новым условиям действительности:

диффузия культуры - пространственно-временное распространение культуры, ее заимствования и обмен отдельными элементами; • трансформация культуры - модернизация отдельных элементов (прогресс или регресс вплоть до их исчезновения)

реинтерпретация культуры - изменение смыслов и значения уже существующих символов; • системная трансформация культуры (выделяется не всеми социологами) - глобальные процессы эволюции деградации, распада и слияния культур.

Стадии эволюции культуры: первобытная; в ее основе - нормы и ритуалы; • архаическая; основа - миф и традиция; • доиндустриальная; основа - сословность, идеология, религия; • индустриальная основа - национальность, государственность и др.:

- постиндустриальная - политика, экономика, информация.

28. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Еще со времен разложения первобытного общества и социальной дифференциации возникла и дифференциация культуры.Основные формы культуры:

1. Массовая ("коммерческая") культура - возникла вместе с появлением общества массового производства и массового потребления (феномен XX в.) Считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям и ее потребление не требует специальной подготовки, - кинематограф, массовая и периодическая печать, радио, поп-музыка, мода, грамзапись, аудио-, видеозапись, цирк. Возникновению массовой культуры способствовали уничтожение сословий, урбанизация развитие СМИ.

2. Элитарная культура - утонченная, сложная и высокоинтеллектуальная культура, ориентирована на более узкий круг потребителей.

3. Субкультура - самостоятельное образование внутри доминирующей, официальной культуры со своими ценностями, нормами и институтами. Чаще всего образуется среди неформальной молодежи (хиппи, панки и др.), в крупных городах. У разных национальностей, возрастов, профессий, состояний - собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Виды субкультур: молодежная субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, криминальная субкультура и др.

4. Контркультура - установки, ценности и настроения, прямо противопоставляющие себя доминирующей культуре. Практически любая субкультура может принимать формы контр культуры. Она находится в конфликте с существующими ценностями.

5. Народная культура - создается, как правило анонимными творцами, тесно соприкасается с повседневной жизнью.

6. Повседневная, обыденная культура - отражается в рамках семейного воспитания и через социальные институты. Изучением обыденной культуры занимаются такие науки, как этнография и этнология, история, филология и культурология.

Основные проблемы современной культуры:

1) деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. Положительные последствия - свобода творчества и свобода выбора, отрицательные - потеря контроля за качеством культурной продукции; 2) коммерциализация культуры; 3) явление "массовой культуры", антипода высокой культуры; 4) рост интереса к различным сектам; 5) падение общего уровня культуры посещаемости театров, музеев, библиотек; 6) сильное изменение русского языка, появление большого количества американизмов и прочих иностранных слов, рост сквернословия.

Состояние современной культуры характеризует понятие "техногенная цивилизация". Акцент делается на развитии техники и технологии вне их социокультурного, человеческого измерения. Возникает техногенный образ жизни. В связи с глобализацией становится актуальным вопрос сохранения уникальности и своеобразия национальных и этнических культур.

Современное состояние культуры характеризуется как кризисное. Пути выхода из этого кризиса: изменение приоритетов в ценностной шкале; создание экологической культуры; переключение акцента с технико-технологической и экономической эффективности на социокультурное измерение.

29. РОЛЬ БЫТОВОЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Быт - это непроизводственная, непрофессиональная сфера жизнедеятельности человека. Его также можно назвать укладом жизни. Процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей человека характеризует уклад жизни, удовлетворение потребностей определяет и новые потребности, тем самым намечая формирование дальнейшей жизни человека, следовательно, уклада жизни.

Быт можно разделить на несколько уровней: индивидуальный, семейный, производственный и общественный. В бытовой сфере, как уже сказано, главную роль играют духовные и материальные потребности.

Важную роль также играет трудовая и нетрудовая деятельность. Трудовая связана с процессом создания материальных благ, а нетрудовая - с процессом потребления. Важную роль выполняют эти виды деятельности в бытовой сфере. Бытовая сфера же готовит к социальной деятельности. Она закладывает особый тип социальных отношений. Социально-бытовые отношения формируют отношения между людьми по поводу производства и потребления социальных благ. Для общества бытовая сфера служит определением уровня и качества жизни индивидов. Это также определяет социальное расслоение в обществе, поэтому бытовая сфера жизни очень тесно связана с имущественным расслоением общества.

Улучшая бытовую сферу жизни, можно сгладить противоречия, возникшие на основе имущественного неравенства. Это поможет избежать социального недовольства и волнений.

Проблемы человека и личности занимают в системе современной социологии важное место и выражаются в большом количестве различных понятий Понятия "человек" и "личность" относятся к одному объекту и часто употребляются в качестве синонимов. Однако между ними имеются глубокие различия Индивид - человек, который представляет общество. Понятие "личность" тоже применяется по отношению к человеку, но подразумевает наличие в нем некоторых индивидуальных, оригинальных, глубоко личных черт. Основными характеристиками личности являются:

- самосознание

- самоконтроль (т. е. способность контролировать свои поступки и нести за них ответственность)

- наличие определенных жизненных ценностей и включенность в общественные отношения

Если определяющих качеств нет, то про такого человека говорят, что "он не состоялся как личность". Считается, что нет ничего более пагубного для личности, чем беспринципность. При этом личность не растворяется в обществе: сохраняя свои индивидуальность и самостоятельность, она влияет на него.

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Существует два основных научных подхода к формированию личности:

1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;

2) личность - это продукт в первую очередь социального опыта.

Необходимо отметить, что для создания полной картины, несомненно, нужно учитывать и биологические особенности личности, и ее социальный опыт. Большинство современных социологов считают, что социальные факторы формирования личности более значимы и являются определяющими. На формирование личности влияют: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и индивидуальный опыт.

Одна из главных задач социологии - проблема структурного анализа личности. Структура личности складывается из следующих элементов:

- социальная память;

- культура;

- деятельность;

- опыт (умения, знания, навыки, привычки)

- особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов - эмоций, чувств и др.);

- личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы);

- биологические характеристики (протекание нервных процессов - возбуждения, торможения и т. п.; особенности, присущие определенному полу и возрасту).
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта