восточные славяне. 1. Основы общественного и хозяйственного уклада восточных славян
Скачать 39.59 Kb.
|
Содержание Введение………………………………………………………………………..3 1. Основы общественного и хозяйственного уклада восточных славян….. 5 1.1 Общественный строй восточных славян. Формирование элит в древнеславянском обществе…………………………………………………..5 1.2 Хозяйственный уклад…………………………………………………….. 7 2. Культура восточных славян………………………………………………. 9 3. Религиозные верования восточных славян………………………………11 Заключение……………………………………………………………………13 Список использованной литературы………………………………………..15 Введение Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, которая связана родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. Проблема происхождения и расселения восточных славян представляет интерес для исторической науки и до сих пор остается нерешенной. В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). В это время создаются крупные племенные союзы восточных славян, объединявшие до двухсот отдельных племен. Летописи сохранили сведения о расселении племенных союзов: поляне жили на правом берегу Днепра, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам реки Припяти жили древляне, по Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне расселились северяне, по реке Сож, притоку Днепра - радимичи, возле озера Ильмень - ильменские славяне, называемые словене. Поляне согласно историческим источникам, были самым развитым племенем. Земля, которую они населяли, называлась Русь. Историки дают различные объяснения происхождению слова «Русь». Наиболее популярное связывает его с названием реки Рось, являющейся притоком Днепра.1 В настоящее время изучение истории восточных славян представляет особую актуальность. Создаются новые теории и выдвигаются гипотезы, касающиеся происхождения славян, их образа жизни, верований. Культуру славян исследовали Б.А. Рыбаков, Н.И. Толстой, В.В. Иванов, В.Н. Топоров и другие ученые. Но в литературе, посвященной истории восточных славян, еще много нераскрытого. В частности, не затронуты вопросы мировоззрения и духовного мира славян. Углубленное исследование различных аспектов жизни славян может помочь в поиске ответов на вопросы, роли наших предков в истории. Цель работы - рассмотрение различных сторон жизни и быта восточных славян в древности. Для достижения цели поставлены задачи: 1. Рассмотрение характерных особенностей общественного строя восточных славян, 2. Анализ особенностей жизни и хозяйственного уклада восточных славян, 3. Рассмотрение особенностей материальной и духовной культуры восточных славян, 4. Рассмотрение религиозных верований восточных славян. Работа состоит из введения, трех частей, заключения, в которых анализируется рассматриваемая проблема. 1. Основы общественного и хозяйственного уклада восточных славян 1.1 Общественный строй восточных славян. Формирование элит в древнеславянском обществе Изначально, восточнославянские племена жили согласно традициям первобытнообщинного строя. Славянская община назвалась родом. Во главе рода стояли старейшины, которые имели большую власть. Они разбирали и разрешали споры между членами рода, решали проблемы войны и мира. Для решения различных вопросов родовые старейшины собирались на совет, на котором выбирали предводителей, способных организовать войско и нанести удар противнику. Однако этот патриархально-родовой образ жизни начал быстро меняться по мере расселения славян в районе Днепра, далее на восток и север. 2 Уровень развития производительных сил в то время требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Сложные работы могли быть выполнены только в процессе коллективного труда, поэтому роль общины в жизни восточных славян древности была чрезвычайно велика. 3 В то время, когда обработка земли стала возможной силами одной семьи, на смену родовой общине пришла община соседская. Родовая община также разрушалась в ходе освоения новых земель и включения в состав общины рабов, которыми становились захваченные пленники. Каждая соседская община имела власть над определенной территорией, на которой жило несколько семей. Все хозяйство подразделялось на общественное и личное. Дом, земельный участок, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общей собственностью являлась лес, луг, пашня, промысловые угодья, реки, озера. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками. Славяне устраивали военные походы. Прежде всего, на Византию. Участники этих походов получали часть военной добычи. Большая часть добычи доставалась предводителю войска и родоплеменной знати. В дальнейшем вокруг князя формировалась складывалась особая организация профессиональных воинов - дружина. Члены дружины пользовались привилегированным положением, имели авторитет и различные материальные ценности, недоступные простым общинникам. Дружина подразделялась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, охранявшую князя и обслуживавшую его двор и хозяйство. Важнейшие вопросы жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Кроме профессиональной дружины в древнеславянском обществе имела место армия, именовавшаяся «полк» или «тысяча». Славяне были мужественными и благородными воинами, зачастую миловавшими пленников. Сближению славянских родов кроме хозяйственной деятельности и расселения, также способствовали браки. В VII-VIII вв. у восточных славян усиливается общественное разложение. Военный союз, возникший на Карпатах, распался на племена, племена разложились на роды, роды - на дворы, семьи.4 Под воздействием объективных условий начал формироваться обратный процесс объединения, элементом объединения в котором было уже не родство, а интересы экономического характера. Благодаря торговле, маленькие населенные пункты укрупнялись, перерастая в торговые города. Люди стремились к взаимодействию на основании общих интересов. 1.2 Хозяйственный уклад Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. В лесах Среднего Приднепровья развивалось подсечное земледелие, в лесостепях Нижнего Приднепровья - плужное земледелие. Восточные славяне выращивали пшеницу, ячмень, рожь, гречиху, просо, горох. Зерно хранилось в ямах - хранилищах, вмещавших до 5 тонн собранного урожая. Урожай убирали при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами. Выращивали огородные культуры: репу, капусту, морковь, свеклу, редьку; технические культуры: лен, коноплю. Основным орудием обработки почвы было рало, а позже - плуг с железным лемехом. Другими важными сельскохозяйственными занятиями были скотоводство, охота, рыболовство, бортничество - сбор меда. Восточные славяне занимались скотоводством, разводя свиней, овец, коз. Лошади и волы использовались в качестве тягловых животных. Славяне успешно торговали с другими племенами. Предметами торговли были мед, воск, меха. У восточных славян было широко было развито кузнечное и литейное дело, также они изготавливали керамику, мастерили оружие и украшения. В VII-VIII вв. ремесло окончательно отделилось от земледелия. Возникли специалисты: литейщики, кузнецы, оружейники, мастера золотых и серебряных дел, гончары. Ремесленники селились в племенных центрах. Славяне лесного севера жили в маленьких городищах. Славяне лесостепи - в больших селах, тянувшихся по берегам рек на один - полтора км. Жилище славян было объемом 10-20 кв.м., кроме «обычных» домов строили большие дома-огнища - площадью 100-120 кв.м, предназначавшие для челяди. Поселения восточных славян ограждались рвами и кольями и постепенно из военных укреплений превращались в центры ремесла и торговли. 5 Города возникали часто на территориях при слиянии двух рек. Это расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и рвом, наполненным водой, называлась кремлем или детинцем. К кремлю примыкали слободы - селения ремесленников, эта часть города называлась посадом. Древнейшие города возникали на пересечении важнейших торговых путей. Наиболее известным из них был «из варяг в греки» (Финский залив - река Нева - Ладожское озеро - река Волхов - озеро Ильмень - река Ловать - Днепр - Черное море), сложившийся в IX в.. Другим древнейшим на территории Восточной Европы был Волжский торговый путь, связывающий Русь со странами Востока. Таким образом, природные условия, изменения социального уклада жизни вызвали развитие торговли, а вместе с ней и развитие государственности у восточных славян. 2. Культура восточных славян Материальная культура восточных славян была довольно простой и непритязательной. Изначально славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из бревен, внутри располагалась печь - каменка. Поселения древних славян не были укрепленными. При приближении врага славяне скрывались в лесах, оставляя захватчикам на разграбление свои небогатые дома. Керамика была грубой и крепкой, металлических изделий было мало, и их практически никогда не клали в могилы.6 К V в. на месте киевской культуры возникает целый ряд родственных культур, например, корчакская, колочинская и другие. Славяне мигрировали и в IV-V вв. в районе озер Чудское и Ильмень сформировали культуру псковских длинных курганов. Эта культура находилась под сильным влиянием финно-угорских и балтийских народов, от которых славяне переняли специфический погребальный обряд и некоторые особенности керамики, но в целом образ жизни славян изменился мало.7 Предки кривичей, с которыми ассоциируют культуру псковских длинных курганов, занимались в V-VIII вв. подсечно-огневым земледелием, их практически жилища также могли находиться у берега реки, но для могил они уже выбирали высокие места, природные холмы или искусственные курганы. Такого же образа не ранее VIII в. придерживались славяне, принадлежавшие к культуре новгородских сопок, считающихся предками ильменских словен. Они занимались земледелием, разводили скот. Две славянские культуры в бассейне озера Ильмень в течение длительного времени существовали порознь, сближаясь медленно. Окончательный переход псковских кривичей на образ жизни, присущий ильменским словенам, имел место лишь к X-XI вв. О духовной культуре славянских племен сведений мало. Это объясняется крайне скудными данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. В устном народном творчестве были отражены представления восточных славян о мире, жизни людей, их быте и проблемах. До наших дней дошло крайне мало образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден клад из вещей VI-VIII веков, среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц, змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени. 3. Религиозные верования восточных славян У восточных славян долго господствовал патриархально-родовой строй, это вызвало к жизни рождение культа предков, связанного с ним погребального культа. Славяне чтили умерших предков. Все умершие делились на две категории: «чистых» покойников, умерших естественной смертью («родители») и «нечистых» - тех, кто умер насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Почитали тех, кто умер естественной смертью, а вторых боялись и старались обезвредить. Считалось, что после смерти их души могут приносить значительный вред живым. С культом почитания предков связан праздник Масленницы, Радуница, Троица и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), приговаривания такие как «Чур меня», «Чур это мое» использовались в качестве заклинаний, призывающих Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового, славяне называли его хозяином дома и старались задобрить лакомствами. 8 У славян был целый пантеон богов и божеств. Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь. Перун был главным из богов, бог - громовержец, после он стал покровителем князей и княжеской власти. После принятия христианства в 988 году образ Перуна стал отождествляться с Ильей Пророком. Велес был богом скотоводства, покровителем животных, помощником земледельцев, а Мокошь - покровительницей женских работ, прядения и ткачества. Кроме этого существовало немало местных культов. Другими богами были Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Лада, Лель - покровители радости и любви, Род и Роженица - боги - покровители быта, семьи. Из низших мифологических представителей можно выделить лешего - враждебного человеку существа, хозяина леса, водяного, олицетворявшего страх перед водой, полудницы - полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, полуночницы - дух, являющийся ночью, похищающий младенцев и т.д. В 980-е годы князем Владимиром, будущим крестителем Руси, была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь официально закрепил в сознании соотечественников культ языческих богов во главе с Перуном. Но разнородность верований не смогла укрепить единство племен. Представления верований древних славян о мире могли реализовываться эпосе, сказках, заговорах, отдельных речениях, относящихся к приметам, проклятиям, и т. п. У восточных славян существовали различные обряды, например, хождение с козой, гонение змей, заклание быка, сожжение скота, завивание бороды (Велесу), вызывание дождя, окликание звезды, юрьевские и купальские праздники. Благодаря этим действам люди стремились задобрить богов, улучшить свою жизнь, изменить судьбу, обрести силу и долголетие. Заключение Восточные славяне представляют собой культурно - языковую общность славян. Восточные славяне составляли большую часть населения Киевской Руси. Благодаря открытиям археологам, известно, что предки нынешних славянских народов - праславяне известны с середины II тысячелетия до н. э. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н. э. Античные авторы упоминали славян под именами венедов, антов, склавинов. Они называют их «бесчисленными племенами», «великим народом». В V- VIII веках у восточных славян совершается переход общества «военной демократии» к обществу классовому, начинается процесс развития государства. К XI веку у восточных славян уже складываются государства, многие из которых существуют и поныне, а некоторые остались только в памяти народа и истории, оставив свой культурный след. Славяне были тружениками - земледельцами и скотоводами. Кроме земледелия и скотоводства большую роль играли рыболовство, охота, бортничество. Славянские языческие идеи характеризуются отличительными чертами, которые свойственны мышлению всех людей того времени. Боги славян отражали явления природы, были покровителями жизни, труда, домашнего хозяйства. Боги могли быть жестокими и мстительными, потому необходимо было задабривать их. Восточные славяне чтили культ предков и считали, что жизнь людей продолжается после смерти. Отражение их верований нашло свою реализацию в легендах, песнях, сказаниях наших предков. Можно сделать вывод о том, что духовная культура восточных славян была богата и имела влияние на последующие эпохи. Языческим богам продолжали поклоняться и после введения христианства на Руси, а отдельные обрядовые фольклорные элементы дошли до нашего времени. Список использованной литературы 1. Думин С.В., Турилов А.А.Откуда есть пошла Русская земля // История Отечества: люди, идеи, решения: очерки истории России IX - начала XX в. - М.: Кно-рус, 2012. 2. Иванов В.В. Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. - М.: 1974. 3. Пархоменко В.А. Из древнейшей истории восточного славянства. 3-е изд. - М.: 1997. 4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1997. 5. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. - М.: 1996. 6. Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.: 1992. 7. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. - М.: Фонд археологии, 1995. 8. Смирнов А.Н. Древние славяне. - М.: АСТ, 2004. 9. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. - Л.: 1970. 10. Щавелева Н.И. Происхождение и ранняя история славянских народов// Преподавание истории в школе. - 2011. - №1. 1 Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. - Л.: 1970, с.4. 2 Думин С.В., Турилов А.А.Откуда есть пошла Русская земля // История Отечества: люди, идеи, решения: очерки истории России IX - начала XX в. - М.: Кно-рус, 2012, с. 24. 3 Щавелева Н.И.Происхождение и ранняя история славянских народов// Преподавание истории в школе. - 2011. - №1,с.38. 4 Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.: 1992, с. 21. 5 Щавелева Н.И.Происхождение и ранняя история славянских народов// Преподавание истории в школе, 2011. - №1,с.39. 6 Пархоменко В.А. Из древнейшей истории восточного славянства. 3-е изд. - М.: 1997,с.27. 7 Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. - М.: 1996,с.68. 8 Смирнов А.Н. Древние славяне. - М.: АСТ, 2004,с. 46. |