Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Становление государства у восточных славян. Политика первых киевских князей.

  • 3. Принятие христианства на Руси.

  • 4. «Русская правда» - древнерусский свод законов. Социальная организация древнерусского общества и система управления государством.

  • Причины феодальной раздробленности

  • Галицко-Волынское княжество.

  • Новгородская феодальная республика

  • 6. Культура Киевской Руси.

  • Особенности древнерусской культуры

  • История экзамен. 1 курс.. Восточные славяне в древности


    Скачать 208.21 Kb.
    НазваниеВосточные славяне в древности
    Дата22.05.2020
    Размер208.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория экзамен. 1 курс..docx
    ТипДокументы
    #124647
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Восточные славяне в древности

    Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка.

    На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у озера Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье — дулебы. Возникали племенные союзы.
    Основным занятием ВС было земледелие. На севере господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Основными орудиями туда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

    В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

    Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славян рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел). Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

    К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

    Город строился на холме, на месте слияния двух рек, это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг нее возводилась крепостная стена (кремля). Там находились дворцы князей, дворы феодалов, храмы, позднее монастыри. С двух сторон кремль защищала водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные ремесленниками определенной специальности,— слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывал Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным дорогам.

    Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.

    2. Становление государства у восточных славян. Политика первых киевских князей.

    В IX веке у славян было 2 крупных объединения: У полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве; У словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей. 
    Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием. 
    Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами.

    в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г. 
    В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе. 
    Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда. 
    По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность. 

    .

    3. Принятие христианства на Руси.

    Христианство первоначально было принято только теми племенами, что жили по линии Днепра — Волхова. В других областях новая вера встретила упорное сопротивление со стороны населения, язычество, соединившись с новой религией, образовали двоеверие. Христианство произвело в древнерусском обществе глубокую нравственную перемену. Принятие христианства на Руси повлияло на политическое устройство Руси. На киевского князя греческое духовенство перенесло византийское понятие «государь», который был поставлен Богом не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка.

    Русская церковь возглавлялась киевским митрополитом, который одновременно был и патриархом всея Руси. Его назначал Патриарх Константинопольский, от которого зависела вся русская митрополия. В наиболее важные русские города киевский митрополит ставил епископов. Был образован Киево Печерский монастырь. Руководством для церковных судей служил сборник церковных законов «Кормчая книга». Церковному управлению и юрисдикции были подчинены так называемые церковные люди:1) монахи;2) белое духовенство с их семьями;3) вдовы-попадьи и взрослые поповичи;4) церковнослужители;5) просвирни;6) странники;7) люди, находящиеся в больницах и странноприемницах, и те, кто обслуживал их;8) «задутные люди», изгои, нищие, население, жившее

    на церковных землях.

    Церковная власть вершила суд над всеми христианами, которые совершали преступления против религии и нравственности, и разбирала все дела, касающиеся семейных отношений.

    Христианство принесло славянам письменность, основанную на церковнославянском алфавите, составленном братьями просветителями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. Центром древнерусского просвещения стали монастыри, в частности знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный Святым Антонием и Святым Феодосием во второй половине XI в. Первым летописцем был преподобный Нестор. В монастырях и при епископских кафедрах были собраны большие библиотеки рукописных книг. В Киевскую эпоху наиболее выдающимися были митрополиты Илларион и Кирилл Туровский, игумен Даниил.

    4. «Русская правда» - древнерусский свод законов. Социальная организация древнерусского общества и система управления государством.

    Русская Правда - древнейший русский сборник законов сформировалась на протяжении Х1-Х11 вв., но отдельные ее статьи уходят» в языческую старину. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати Татищевым в 173Г. г. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав». «закон», «обычай». но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

    Принято делить сборник на три редакции: Краткую. Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком. Правда Ярославичей включает статьи 19-43 Краткой Правды. В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц Из феодального окружения. Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась. В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

    5. Политическая раздробленность Руси 12-14 вв. Особенности развития отдельных русских земель. (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская боярская республика).
    Период истории после Древнерусского государства, принято называть феодальной раздробленностью русских земель. Причины феодальной раздробленности:

    - расширение феодального землевладения;

    - рост экономического могущества местных феодалов;

    - слабость и нерегулярность торговых связей;

    - - необходимость для феодалов оперативного подавления народных выступлений;

    - ослабление роли Киева после набегов кочевников, рост и усиление других городов.

    250 княжеств в русских землях в период феодальной раздробленности выделилось три политических центра:1. Владимиро-Суздальское княжество;2. Галицко-Волынское княжество;

    3. Новгородская феодальная республика.

    Владимиро-Суздальское княжество

    Располагалась в междуречье Оки и Волги. к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия.

    Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. Был основан Нижний Новгород . Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва и др. Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений

    естественными преградами — лесами, реками. В Ростово-Суздальской земле (столица Суздаль) княжил шестой сын Владимира Мономаха — Юрий (1125—1157). Захватив Киев и став великим князем Киевским Он активно влиял на политику Новгорода Великого. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. В княжение Андрея (1157—1174) развернулась ожесточенная борьба с местным боярством. Андрей перенес столицу Ростова в городок Владимир-на-Клязьме. Были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор. В 1169 г. старший сын Андрея захватил Киев и подверг его жестокому разграблению. Андрей пытался подчинить Новгород и другие русские земли. В его политике находила отражение тенденция к объединению всех русских земель под властью одного князя. Политику Андрея продолжил его сводный брат — Всеволод II Большое Гнездо (1176—1212). При Всеволоде с большим размахом было продолжено белокаменное строительство во Владимире и других городах княжества. пытался подчинить своей власти Новгород, расширил территорию своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре, отодвинул границу Волжской Болгарии за Волгу.

    Галицко-Волынское княжество.

    Занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестром и Прутом. На территории возникли крупные города: Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, и др. Удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести активную внешнюю торговлю. земли княжества находились в относительной безопасности от кочевников. Объединение Галицкого и Волынского княжеств произошло в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче. В 1203 г. он захватил Киев и принял титул великого князя. в 1238 г. Даниил Романович утвердил свою власть над Галицко-Волынской землей. В 1240г., заняв Киев, Даниил сумел объединить юго-западную Русь и Киевскую землю. Однако в том же году Галицко-Волынское княжество былоразорено монголо-татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) иПольши (Галич).

    Новгородская феодальная республика

    Занимала территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией. Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь «из варяг в греки» и доминировать на Руси. Высшим органом было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т. д. Наряду с вечем существовали «кончанские» и «уличанские» вечевые сходы.

    Главным должностным лицом в управлении был посадник. был главой правительства, в его руках были управление и суд. Вече выбирало главу новгородской церкви — епископа. Владыка распоряжался казной, контролировал внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т. д., имел даже свой полк. Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе.
    6. Культура Киевской Руси.

    Киевская Русь -средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

    Особенности древнерусской культуры: характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство. Характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии

    религиозного мировоззрения.

    Древнерусская культура не развивалась обособленно, а постоянно взаимодействовала с культурами соседних народов — попадала под иноземное влияние (скандинавов, византийцев). Принятие православия в 988 г. предопределило влияние христианской византийской традиции на все направления русской культуры, открыв широкие перспективы для укрепления контактов с Европой.

    К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголицу . обучались грамоте в школах при монастырях и церквах( богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.). Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

    В то время писали на пергаменте (из специально выделанной телячьей кожи). Текст начинали писать с большой красной буквы. Широкое распространение на Руси получила переводная литература («Александрия», «Повесть о разорении Иерусалима»). Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись (самая знаменитая Древней Руси - «Повести временных лет»). Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

    Одно из первых каменных сооружений церковь в честь Богородицы в Киеве, Софийский собор (1037), Золотые ворота в Киеве, Софийские соборы (Новгороде и Полоцке), Спасский собор в Чернигове. Храмы возводились из плоского кирпича, Тип храма крестово-купольный. В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.

    Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Необходимым украшением храмов были иконы (изображение Богоматери с младенцем на руках). С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы. Широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов.

    Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта