История экзамен. 1 курс.. Восточные славяне в древности
Скачать 208.21 Kb.
|
Консервативное направлениеКонсерваторы – выступали за органические самодержавия в рамках законодательной Думы при сохранении за царем значительной законодательной и исполнительной власти, за сохранение помещичьего землевладения и передачу крестьянам за выкуп небольшого количество земли, за «единую и неделимую Россию» и активную внешнюю политику, за сохранение национального и сословного неравенства. Главной целью консерваторов было оградить императорскую власть от влияния либеральной бюрократии и если необходимо проводить реформы, то только в интересах дворянства. Лидером консервативных кругов был граф Шувалов (противник отмены крепостного права и проведения либеральных реформ). Идеологом и вдохновителем консервативного курса был Катков М.Н. – публицист и издатель. Либерально-революционное направлениев 1860-1870-е было представлено Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846—1866), Златовратским, Оболенским, Михайловским, Короленко («Отечественные записки», 1868—1884), Кривенко, Южаковым, Воронцовым, Даниельсоном, Лесевичем, Успенским, Щаповым («Русское богатство», 1876—1918). Ведущими идеологами этого направления в народничестве были Лавром, Михайловский. Социально-революционное направлениеэто направление называлось «заговорщицким». Основные теоретики этого напрвления — Ткачев и в определенной мере Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были Бакунин и Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности. Бакунин полагал, что революционерам осталось перейти к организации всенародного бунта. Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций. Земля и Воля — тайное революционное общество, возникшее в России в 1861 году и просуществовавшее до 1864 года, с 1876 года по 1879 годы восстановившееся как народническая организация. Вдохновителями общества были Герцен и Чернышевский. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. В числе организаторов были Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин и другие. Военная организация Земли и воли была представлена «Комитетом русских офицеров в Польше» под руководством подпоручика А. А. Потебни. Летом 1862 год царские власти нанесли серьёзный удар по организации, арестовав его лидеров — Чернышевского и Серно-Соловьёвича, а также радикального журналиста Д. И. Писарева, связанного с революционерами. В 1863 году в связи с истечением срока действия уставных грамот члены организации ожидали мощное крестьянское восстание, но польские подпольщики вынуждены были организовать восстание раньше. либералы большей частью отказались поддерживать революционный лагерь. «Земля и воля» вынуждена была самоликвидироваться в начале 1864 года. Второй состав «Земли и Воли», восстановившейся в 1876 году как народническая организация, включал в себя А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Д. А. Лизогуб, и др. Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм».( передача всей земли крестьянам ,введение полного общинного самоуправления, введение свободы вероисповеданий, предоставление нациям права на самоопределение) Организация просуществовала до 1879 года, после чего распалась. Террористическое крыло образовало новую организацию «Народная воля», а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям — общество «Чёрный Передел». После раскола «Земли и воли» на Воронежском съезде Исполнительный комитет Липецкого съезда положил начало новой организации «Народная воля». 56. Сущность и формы исторического знания Исто́рия — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом. возникла в древней Греции. Основатель Геродот. К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие: формационный (К. Маркс, Ф.Энгельс, Ленин, . Дьяконов и др.). Разделил на формации: первобытно общинный строй, рабовладельческий, феодальный, коммунистический, капиталистический. цивилизационный (Данилевский, Шпенглер, Тойнби,и др.). разделили на зарождение расцвет и угасание. Функции истории: познавательная, прогностическая, социальная память, воспитательная. Методы изучения: сравнительный, математический, метод ассоциация, проблемно хронологический, ретроспективный. Периодизации: первобытное общество – связано с появлением чел. Древний мир – появление первых цивилизаций. Средние века – падение римской империи. Новое время-15в-конец19в. Новейшая истрия-1мир война 19в. Историография — это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации. Историография начинается в Греции с Гекатея и Геродота. Историки их работы. Карамзин. До этого создателем русского языка был М. В, Ломоносов. Карамзин хотел освободить язык от зависимости от латинизма и церковно-славянского языка. Его язык стал элегантным. В 1803 году он обратился к Александру первому о назначении официальным историографом с соответствующим жалованием с правом пользования архивами. Просьбу Карамзина удовлетворили. Он получал очень большое жалование ( 2000 в год ). В 1805 году он написал "Историю государства Российского". Соловьев написал "Историю России с древнейших времён". Каждый год выходил один том этого труда. Всего их 29 томов. Свою историю Соловьёв довёл до 1774 года (до времён Екатерины Второй). При такой скорости написания "Истории" успевал писать и монографии. Грушевский. В годы первой русской революции в 1904-1905 годах у него вышел труд "История украинского народа". Это однотомник. Потом был издан десятитомник "История Украины — Руси". Этот труд незавершён. Последний том вышел после смерти Грушевского. |