Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальные нормы

  • Культурная конвергенция – это когда разные культуры становятс я все более и более похожими, а

  • Основные элементы культуры. 1. Основные элементы культуры


    Скачать 168.54 Kb.
    Название1. Основные элементы культуры
    АнкорОсновные элементы культуры
    Дата01.12.2022
    Размер168.54 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла8 неделя социология.pdf
    ТипДокументы
    #822836

    1. Основные элементы культуры
    Язык — объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Понятие «язык» имеет два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем;
    2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.
    Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей и поэтому является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека
    Ценности — это набор тех социально значимых предпочтений, приоритет которым отдают различные социальные группы в обществе. Ценности демонстрируют прежде всего ту значимость, которую имеют для людей те или иные предметы, отношения, явления, нормы, идеалы, правила. Ценности могут быть моральными, политическими, религиозными, экономическими, эстетическими и др.
    Социальные нормыпредставляют собой образцы конкретного поведения. Социальные нормы воспроизводятся на основе социальных ценностей.
    Нормы выполняют функции формирования ожидаемого поведения и исключения влияния субъективных мотивов и обстоятельств.
    Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Иначе говоря, если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
    2.
    Религия существует во всех известных обществах, хотя религиозные веров ания и обряды варьируются от культуры к культуре. Все религии предполагают тот или и ной набор символов, внушающих чувство благоговения и связанных с ритуалами, со вершаемыми определенной общиной верующих.

    Взгляды социологов в области религии испытали в значительной степени влияние трех
    «классических» мыслителей: Маркса, Дюркгейма и Вебера. Все они пони мали религию как в своей сущности иллюзию. Они считали, что созданный религией «за гробный» мир есть наш собственный мир, преломленный сквозь призму религиозного с имволизма.
    Для Маркса религия включает сильный идеологический компонент: религ ия обеспечивает оправдание существующему в обществе неравенству в обладании богатст вом и властью. Для Дюркгейма религия важна благодаря выполняемой е й функции сплочения — она обеспечивает, в частности, регулярные встре чи людей для подтверждения их приверженности к общим верованиям и ценностям.
    Для Вебера религия важна в силу той роли, которую она играет в социальных из менениях, в частности, в развитии западного капитализма.
    Конфликтологические теории религии имеют своим истоком учение Маркса. Существование религии он связывал с разделением общества на враждебные классы и видел в ней инструмент классовой борьбы. В классовом обществе религию питает социальный антагонизм - производная от частной собственности на средства производства. Классовая борьба между господствующим меньшинством и эксплуатируемым бесправным большинством пронизывает все сферы жизни таких обществ. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуатации человека человеком
    , помимо принуждения необходима идеологическая опора
    , необходимо, чтобы идеи господствующего класса становились господствующими идеями и представляли частный, эгоистический интерес господствующих классов в качестве всеобщего интереса. Выполняя эту функцию, религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т.е. служит инструментом в руках господствующих классов: затушевывает классовые противоречия, примиряет обездоленных с их участью. За послушание и смирение в этом мире религия обещает награду в потустороннем мире к является
    , таким образом, опиумом народа.
    С точки зрения Маркса, религия играет негативную роль, как и в силу того, что она служит фактором социально классовой интеграции и помогает господствующим классам поддерживать стабильность общества, существующий
    порядок вещей, тогда как историческая необходимость и справедливость заключаются в революционном преобразовании общества посредством классовой борьбы. Вместо того чтобы пробуждать классовое сознание и поднимать угнетенных на борьбу
    , развивать критическое отношение к действительности, религия культивирует социальный конформизм: всякая власть - от Бога. Согласно христианскому учению о воздаянии плачущие утешатся, страждущие и смиренные будут вознаграждены, их ждет Царство небесное.
    Социальная функция религии
    2взгляда на роль религии: религия способствует конфликтной ситуации, ведущей к социальному изменению, рассматривается как форма идеологии
    , религия соответствует интересам правящего класса, отвлекает угнетаемых от проблемы социального неравенства и с наступлением бесклассового общества уйдет потребность в ней
    (МАРКС)
    Религия интегрирует общество, способствует сохранению поддержанию его целостности вспоминаем элементарные формы религиозного общества и т.д.
    (ДЮРКГЕЙМ)
    Религия может вызывать конфликты и способствовать дезинтеграции общества на разных уровнях, включая макросоциологический.
    Конфликтологические теории религии имеют своим истоком учение Маркса.
    Существование религии он связывал с разделением общества на враждебные классы и видел в ней инструмент классовой борьбы. В классовом обществе религию питает социальный антагонизм - производная от частной собственности на средства производства.. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуатации человека человеком, помимо принуждения необходима идеологическая опора, необходимо, чтобы идеи господствующего класса становились господствующими идеями.
    Религия как социальный институт выполняет свои особые функции. они классифицированы следующим образом:

    Мировоззренческая функция религии;


    Компенсаторская функция религии;

    Функция социальной самоидентификации;

    Социально-регламентирующая функция;

    Функция социального контроля;

    Адаптационная функция;

    Охранительная функция;

    Социально-критическая функция
    Данные функции создают в человеке определенную картину мира, определяет культурные ценности и ведет общество к стабильности. Еще одним из функции религии является психотерапевтическая – поддержка во время смерти близкого человека или при тяжелой болезни.
    Благодаря религии человек идентифицирует себя в обществе, находит свое предназначение
    , что помогает ему налаживать социальные связи на основе общности религии и вероисповедания. В этом реализуется коммуникативная функция религии, что помогает личности идентифицировать себя в среде себе подобных. Таким образом, религия выступает в качестве полноправного социального института, одного из древнейших, с очень богатой историей и разнообразным функционалом.
    3. Культурная конвергенция это когда разные культуры становятс
    я все более и более похожими, а вещи, такие как убеждения, ценн
    ости, обычаи и поведение, становятся одинаковыми. В основном это проявляется в странах, которые взаимодействуют и общаются, таких как Индия и Пакистан. Коммуникация и языки невероятно важны, так как через языки мы видим влияние культурной конвергенции и глобализации во всем мире.
    Таким образом, культурный империализм - это практика продвижения и
    навязывания культуры, обычно культуры политически могущест
    венной нации, менее могущественного общественного общества; словами, культурная гегемония промышленно развитая или политически и экономически влиятельных стран, которые определяют общие культурные ценности и стандартизируют цивилизацию во всем мире.



    написать администратору сайта