Контрольная. 1. Основные идеи и представители прагматизма
Скачать 17.67 Kb.
|
1.Основные идеи и представители прагматизма Прагматизм – философское учение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Основная идея Прагматизма такова: философия не должна иметь дела с отвлеченными понятиями. Вместо этого следует обратить внимание на земное, полезное для человека. То есть нужно переместить центр внимания с заоблачных далей на простую человеческую жизнь с ее хлопотами и проблемами. Представители: Чарльз Пирс, Уильям Джеймс. 2..Основные идеи и представители экзестенционализма Экзистенциали́зм, также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. - человек может отказаться от свободы, стать “как все”, но только ценной отречения от себя как от уникальной личности. - Свобода – тяжелое бремя, поскольку подразумевает личную ответственность за каждый поступок. - Человек сам творит себя и свою жизнь – он есть то, как он поступает. Фёдор Достоевский, Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше. 4. Цивилизационные категории права. Важнейшими цивилизационными категориями или доминирующими идеями арабо- мусульманской правовой культуры является: 1. Религиозность – правовое мышления арабо-мусульманской цивилизации находящийся в прямой и непосредственной зависимости от религиозного догматика. Государство, а вернее законодательство не отделено в исламе от религии. Христианский принцип:«Богу – Богово, кесарю – кесарево", в исламе не действует. Поэтому мусульманин всегда стремится жить по религиозным законам – шариату и в халифате (мусульманском государстве); 2. Логичность. Арабо-мусульманская правовая система носит рациональный характер, но рационализм мусульманских прав, систем имеет преимущественно не эмпирический, а логический характер, в конечном итоге логика правовых умозаключений нацелена на согласие правового судебного решения с религиозными представлениями. Важнейшими правовыми категориями арабо-мусульманской культуры являются: 1. Кияс – личное мнение судьи в процессе применения коранических норм морали и права. Судья может опираться на личное мнение, которое должно быть подтверждено священными писаниями; 2. Иджма – согласованность правового решения при отсутствии прямого указания в Коране (Священном Писании) с общим мнением сахабов (сподвижников Пророка), при их отсутствии, с мнением духовных авторитетов более низкого уровня; 3. Иджтихад – авторитетное мнение знатока Корана и Сунны, основателя религиозно-правовой школы; 4. Таклид – принятие правового решения на основе определённой юридической традиции. 5. Основные виды философского правопонимания. Юридический позитивизм и юстнатурализм, они предлагают два противоположных подхода к определению сущности права. Для юридического позитивизма характерно внешнее рассмотрение права и обнаружение в действующем законодательстве самоочевидных черт, которые определяются как сущность права. Можно выделить три основных разновидности позитивистского правопонимания: 1. этатический 2. психологический, 3. социологический. - Согласно этатическому позитивизму, главным источником создания правовых норм является государство. Отсюда следует, что главным критерием правового поведения служит подчинение приказам, исходящим от государства. - В противоположность этатизму, социологический подход полагает, что государство на является конечным источником правовых норм, поскольку оно вынуждено реагировать на изменения, происходящие в обществе. Кроме того, сущность права, согласно сторонникам социологического подхода, несводимо к нормативности. В повседневной жизни для индивида большое значение имеет не нормы права, а конкретные судебные решения. - Поэтому сущность права определяется как социальное признание. Психологический или антропологический позитивизм в исследовании права опирается на данные естественных наук, изучающих человека. Для данного направления юридического позитивизма характерно сведение сущности права к эмоциональному переживанию, поскольку правовые нормы не воспринимаются человеком безразлично. Он всегда осознанно или нет, дает им оценку. Эмоциональная оценка присутствует и в процессе создания самих юридических норм. Юстнатурализм стремится во внутренний, идеальный план права. Сущность права в юстнатурализме сводится к нравственному началу в человеке, которое способно противостоять социальному злу, а в некоторых случаях и государству. Основанием для такого противостояния служит понимание того, что право в первую очередь, есть должное, анне наличное. Можно выделить несколько направлений в современном юстпозитивизме. Важнейшими из них являются: ценностный и моралистический. Согласно ценностному или аксеологическому подходу, право представляет собой средство силовой защиты фундаментальных человеческих ценностей. К числу таковых крупнейших представитель данного подхода Дж. Финнис относит жизнь, знание, игру, эстетическое переживание, общение, практический разум и религию. С точки зрения моралистического подхода сущность пава имеет этический характер. По мнению крупнейшего представителя данного подхода Л. Фуллера, это обусловлено тем, что право представляет собой не совокупность законов, а совокупность правовых систем. Эти правила Фуллер называет правилами процессуальной корректности. К ним относятся такие требования, предъявляемые к законотворчеству, как публичность, ясность, понятность, беспристрастность и т.д. На основании того, что процессуальные правила имеют этико-правовой характер, Фуллер называет их «Внутренней моралью права». Каждая правовая система может и должна оцениваться со стороны соответствия моральным стандартам. |