Главная страница
Навигация по странице:

  • Что же такое позитивизм Позитивизм

  • В этом тесте я рассмотрю такие исторические формы позитивизма, как

  • Первый позитивизм

  • Конт - основоположник позитивизма

  • Милль и его позитивизм

  • Эволюционный позитивизм Х. Спенсера

  • Список литературы

  • реферат по философии. Реферат филсоф. Содержание Введение Что же такое позитивизм Первый позитивизм Конт основоположник позитивизма Милль и его позитивизм Эволюционный позитивизм Х. Спенсера Заключение Список литературы Введение


    Скачать 35.42 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Что же такое позитивизм Первый позитивизм Конт основоположник позитивизма Милль и его позитивизм Эволюционный позитивизм Х. Спенсера Заключение Список литературы Введение
    Анкорреферат по философии
    Дата24.05.2023
    Размер35.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат филсоф.docx
    ТипРеферат
    #1156071

    Содержание:

    1. Введение

    2. Что же такое позитивизм?

    3. Первый позитивизм

    4. Конт - основоположник позитивизма

    5. Милль и его позитивизм

    6. Эволюционный позитивизм Х. Спенсера

    7. Заключение

    8. Список литературы



    Введение

    Через 30-40 лет. XIX век. Возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857). Это называлось философией позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм распространяется в Англии, Германии и других странах Западной Европы. К нему проявляют интерес и мыслители в России. Во Франции позитивизм наиболее заметно представлен Огюстом Контом (1798–1857), в Англии - Джоном Стюартом Миллем (1806–1873) и Гербертом Спенсером (1820–1903); Якоб Молешотт (1822-1893) и Эрнст Геккель (1834-1919) - в Германии, Роберто Ардиго (1828-1920) - в Италии. В разных странах позитивизм по-разному переплетается с разными культурными традициями.         

    Во Франции он вписывается в рационализм картезианского и образовательного толкования. В Англии он развивается на основе эмпиризма и утилитарных традиций. В Германии это принимает форму сухого сциентизма и материалистического монизма. В Италии он приобрел черты ренессансного натурализма, что нашло отражение в акценте на педагогике и антропологии. Петербург,   

    Позитивизм - сложное движение, которое доминировало в европейской культуре - философии, политике, педагогике, историографии и литературе - с 1840 года и почти до начала Первой мировой войны. Европа вступала на путь индустриальной трансформации и социальных последствий этой революции. были поразительными. Применение научных открытий трансформирует весь мир производства: растут города, транспортные сети, столицы, медицина побеждает инфекционные болезни, прежнего баланса между городом и деревней больше нет. Образ жизни меняется до неузнаваемости. Казалось, что инструменты для решения любой проблемы (в прикладной науке, свободном обмене и даже образовании) освоены, и поэтому социальный прогресс очевиден и не остановить.    

    Основоположником позитивизма является французский мыслитель О. Конт. Основу его философской программы раскрывает тезис: Долой метафизику, да здравствует физика!. Поиск первых и последних начал бытия - занятие абсолютно недоступное и бессмысленное. Их просто не существует. Философия: Конспект лекций / Коробкова Ю.Е. - М.: МИЭМП, 2005, с. 49 Философия в том виде, в каком она существовала раньше, по мнению Конта, была бесполезной и ненужной. В конце концов, только частные науки могут быть источником подлинного знания, поскольку все явления подчиняются законам природы. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, она должна полагаться на себя. Наука - это собственная философия. Поэтому цель новой, позитивной философии, с точки зрения О. Конта, - развитие методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия - это синтез, совокупность общенаучных положений всего положительного естественнонаучного и общественного материала.            

    Что же такое позитивизм?

    Позитивизм (лат. Positivus - позитивный) - парарадигмальная гносеологическая методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено в результате чисто научного (не философского) знания; Программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии (метафизики) как познавательной деятельности, имеющей синтезирующий и прогностический потенциал в контексте развития конкретного научного познания. 

    В соответствии с тем, как позитивные науки - в отличие от предыдущего умозрительного знания - должны опираться на факты наблюдения и эксперимента, полезная философия, по-видимому, должна заняться изучением реального знания и реального процесса познания, как они осуществляются. в уважаемых науках. 

    В этом тесте я рассмотрю такие исторические формы позитивизма, как:

    1. Позитивизм, так называемый первый позитивизм (основные мыслители О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль и др.), Где главными идеями являются позитивное знание и очищение философии от метафизических иллюзий. Те. Первый позитивизм стремился повернуть философию на пользу науки, приспособить методологические принципы к быстрорастущему естественнонаучному знанию.  

    2. Эмпириокритицизм, так называемый второй позитивизм, или его еще называют махизмом (представители - Мах, Авенариус). Эта тенденция создает новую философию, основанную на естественном представлении о мире и устраняющую такие воображаемые проблемы, как отношения между бытием и мышлением, субъектом и объектом. Внешнее и внутреннее (окружение и Я) здесь представлены как неразрывно связанные, находящиеся в фундаментальной координации. Они состоят из однородных элементов мира (ощущений), которые в одном соединении выступают как физические, в другом - как ментальные. Точно так же содержание опыта описывается как нейтральное - ни материальное, ни идеальное, и в конечном итоге представляет собой поток ощущений.    

    3. Неопозитивизм, или третий позитивизм, представленный аналитической философией (мыслители Поппер, Дж. Уиздом, П. Страссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Гудман, А. Пап и др.) И Венский кружок. на основе чего складывается логический позитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгл, Г. Хан, В. Крофт, Ф. Кауфман, К. Гёдель и др.)

    4. Постпозитивизм, в рамках которого очевидна тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и ориентация на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (мыслители К. Поппер, Т. Кун и др.).

    Первый позитивизм

    Несмотря на то, что в каждой стране позитивизм приобретает свои особенности, можно выделить набор основных черт, позволяющих говорить о позитивизме как о движении мысли.

    В отличие от идеализма, позитивизм подтверждает науку как главное: мы знаем только то, что наука сообщает; единственный метод познания - это естественнонаучный метод. 

    Натуральный метод работает не только при изучении природы, но и общества.

     Вот почему социология, понимаемая как наука о естественных фактах, т.е. Человеческие отношения - довольно показательный продукт философской программы позитивизма. 

    Позитивизм вознес науку до небес как единственное средство решения всех проблем, которые веками мучили человечество.

    Общий оптимизм знаменует собой эпоху позитивизма с его верой в неизменность прогресса (иногда понимаемого как автоматический процесс, иногда как продукт человеческой изобретательности), будущего благосостояния и человеческой солидарности.

    Позитивизм (за возможным исключением Дж. С. Милля) характеризуется некритичной, часто поспешной и поверхностной верой в непрерывный беспрепятственный рост науки.

    Позитивность науки часто ассоциируется с борьбой против идеалистических и спиритических интерпретаций реальности.

    То есть позитивизм отказывается признавать априорное знание как единственное средство достижения подлинного знания. Позитивисты выделяют научные методы как единственное средство научного познания. Наука рассматривается позитивистами как средство познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности. Позитивисты считают, что наука способна раскрыть естественное в процессах, происходящих в природе и обществе, и вера в прогресс также характерна для позитивизма.    

    Конт - основоположник позитивизма

    Огюст Конт (1798-1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был студентом и секретарем (а затем решительным противником) Сен-Симона, а также выпускником знаменитой Политехнической школы (бывшая кузница кадров повстанческих войск, позже преобразованная в Школу инженеров и техников). Увлечение математикой не помешало ему прочитать работы английских эмпириков Дидро, Даламбера, Тюрго и Кондорсе. Конта часто называют родоначальником французского позитивизма и отцом социологии.   

    Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде Курс позитивной философии (1830 - 1842), в труде Дух позитивной философии (1844) и в труде Система позитивной политики (1852 - 1854 г.).

    По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием реальности, ее предметов и явлений, отказавшись от попыток раскрыть их сущность.

    В своей работе Курс позитивной философии Конт пишет:... Мне кажется, я открыл великий фундаментальный закон, согласно которому с неизменной необходимостью можно установить, как с помощью наших рациональных доказательств, так и путем тщательного анализа. прошлого, исторической достоверности. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий обязательно проходит три теоретически различных стадии: теологическую, или фиктивную, стадию; стадию метафизическую или абстрактную; научную стадию или позитивную стадию. один... Следовательно, есть три типа философии, или концентрические системы, обобщающие явления, которые исключают друг друга. Первая - это отправная точка, необходимая для человеческого понимания... третья - это фиксированная и определенная стадия, а вторая - предназначено служить перевалочным пунктом.     

    На богословской стадии явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия более или менее многочисленных сверхъестественных агентов. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил. Только на положительной стадии человеческий дух, осознавая невозможность достижения абсолютного знания, уже не спрашивает, каковы источник и судьба Вселенной, каковы внутренние причины явлений, а ищет и обнаруживает, сочетая рассуждение с наблюдением, их действующие законы, то есть неизменные связи последовательности и сходства.  

    Следовательно, согласно Конту, на теологической стадии преобладает сила, как, например, при феодализме, метафизическая стадия характеризуется революциями и реформами, например, реформа христианства, а положительная стадия характеризуется возникновение индустриального общества с его бесконечной свободой сознания.

    Конт вводит термин социология как науку об обществе. Как физика устанавливает законы природных явлений, так и социология посредством наблюдений и рассуждений устанавливает законы социальных явлений. Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, одинаковые для обществ любой эпохи, а социальная динамика изучает законы развития общества, главными из которых являются закон трех стадий и закон прогресса.   

    Однако вся социология Конта, подытоживая, состоит из следующих четырех пунктов: Социальная статика изучает условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса; Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно необходимыми этапами, история человечества - это развитие человеческой природы; 3. Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к положительной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое чревато настоящим, и человечество состоит больше из мертвых, чем из живых; 4. Социальная физика - необходимое условие рациональной политики. Проблема в том, что политика находится в руках юристов и писателей, которые ничего не знают о функционировании общества.          

    Хотя идеи Конта подвергались критике, эта критика не могла предотвратить распространение позитивизма. Такие идеи, как идея о важности науки для прогресса человечества, критика непроверяемых идей, идея социологии как автономной науки, акцент на традиции, признание историчности фактов, идея единство научного метода, мотивы положительного и длительного влияния истории научной мысли. 

    Следует также отметить, что закон трех стадий - это не что иное, как метафизика истории, явно противоречащая позитивному методу. Ведь классификация наук полна двусмысленностей: простота и сложность объекта всегда определяются выбранными критериями и не могут рассматриваться как абсолютные атрибуты объектов. 

    Милль и его позитивизм

    Дом Джеймса Милля, отца Джона Стюарта Милля (1806-1873), часто посещали британские радикалы, в том числе Рикардо и Бентам. С вниманием и интересом я слушал их разговоры, - вспоминал Джон в своей автобиографии, - и это постоянное присутствие позволило мне подружиться с обоими... Серьезное воспитание, либеральная атмосфера, дружба с французским экономистом Ж.-Б.. Мы сеем, читая сочинения Сен-Симона, Конта и Бентама - все это сформировало в будущем философе желание быть реформатором мира.  

    Как ученый Милль внимательно изучал логику. Согласно Миллю, логика - это наука доказательства, то есть правильного вывода одних положений из других. Каждый ответ и каждый сформулированный вопрос состоит из утверждения или предложения. Все, что может быть предметом согласия или разногласий, должно принимать форму предложения, которое выражается словами: каждая истина и каждая ошибка заключены в предложениях.  Но аргументы - это цепочки предложений, и если предпосылки верны, то верны и следствия. Милль в своих работах ищет значение силлогизма и приходит к выводу, что каждый вывод от одного частного к другому., и единственное оправдание того, что будет, - это то, что было.     

    Милль изучал индукцию как обобщение опыта. Индукция, - пишет Милль в третьей книге Логики, - это умственная операция вывода из знания одного или многих случаев знания всех подобных, в определенных аспектах, случаев. Чтобы отличить существенные обстоятельства от несущественных, выбрать из одного следующего обстоятельства те обстоятельства, которые связаны неизменным законом, Милль предлагает четыре индуктивных метода. Это метод согласия, метод различения, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Милль считает, что это обобщение основано на предыдущих обобщениях. То есть все, чего в мире не происходит, - это опыт прошлых лет, а это уже произошло.     

    Милль защищал права каждого человека, то есть защищал свободу личности. Книгу О свободе (1859) Милль в соавторстве с женой. В этой книге поразительно обилие аргументов в защиту индивидуальной автономии. Милль подчеркивает важность для человека и общества в целом максимального разнообразия характеров и полной свободы развития человеческой природы в бесчисленных противоположных направлениях. Свобода защищает не только от тирании власти, она страхует от тирании мнений и преобладающих чувств, от общих социальных тенденций, идей и привычек... Это предел законного проникновения коллективного мнения в индивидуальную независимость.      

    Милль ревностно защищает право человека жить так, как ему заблагорассудится. Каждый из нас самодостаточен в своем здоровье, как телесном, так и умственном и духовном. Понятно, что свобода каждого находит предел в свободе другого. Согласно Миллю, человек должен иметь возможность не посягать на интересы других или определенную группу интересов, которые по закону или молчаливому согласию должны считаться законными. Свобода подразумевает: а) свободу мысли, религии, выражения мнения; б) свобода вкусов, свобода планировать жизнь по своему усмотрению; в) свобода собраний. Таким образом, идеал Милля - это возможная свобода каждого для всеобщего процветания. Государство, пытающееся принизить ценность людей, чтобы сделать их послушными инструментами своих проектов (даже для лучших целей), очень скоро придет к выводу, что малыми людьми невозможно достичь больших целей, и совершенный механизм, которому все принесено в жертву, ибо ничто больше не подходит именно из-за отсутствия жизненного духа, подавленного для ускорения движений самого механизма.         

    Особенно остро в социальном анализе стоит работа Милля Подчинение женщины (1869). На протяжении веков женщины считались неполноценными по природе. Однако, отмечает Милль, женская природа - это искусственный факт, исторический факт. И эту проблему нужно решать политическим путем: создать равные социальные условия для мужчин и женщин. Не без влияния Милля феминистское движение в Англии расширилось на протяжении всего XIX века. В 1919 году британские женщины получили право голоса на выборах.     

    Следовательно, Милль внес значительный вклад в развитие не только философии, но также логики и политики.

    Эволюционный позитивизм Х. Спенсера

    Спенсер большую часть жизни провел кабинетным ученым. С 1862 по 1896 год он опубликовал 10 томов системы синтетической философии, в которую вошли Основные принципы (1862 г., книга о первых принципах бытия), Основы биологии (1864 - 1867), Социология как предмет изучения (1873 г.), Основы психологии (1879 - 1893 гг.), Основы социологии (в 3-х томах, 1876 - 1896 гг.), Основы этики. В 1850 г. была опубликована его Социальная статистика.   

    Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он считал, что наука помогает религии очиститься от мистики. Как каждое обобщение науки объединяет более узкие обобщения своего собственного раздела, так и философские обобщения объединяют широкие обобщения науки.  Философия - это наука о первых принципах, в ней процесс объединения знаний доведен до предела. Философия является конечным продуктом этого процесса, ведущего от связи между грубыми наблюдениями к разработке все более широких положений, отделенных от фактов. вплоть до универсальных суждений. Наука - это частично единое познание, философия - это полностью единое познание, - заключает Спенсер.     

    Он рассматривал философию как знание на стадии максимального обобщения, поскольку философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начинаться с самых общих принципов, к которым пришла наука. Это, по его мнению, принципы неразрушимости материи, непрерывности движения и силового сопротивления. Эти принципы должны использоваться всеми науками. Однако их можно объединить в более общий принцип - принцип непрерывного перераспределения материи и движения. Закон общего изменения - это закон эволюции.     

    Впервые термин эволюция был использован Спенсером в 1857 году. Два года спустя Дарвин в Происхождении видов будет использовать это понятие в отношении живых существ. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. Его первая характеристика - переход от менее связной формы к более последовательной. Вторая характеристика - это переход от однородного связанного состояния к неоднородному несвязанному состоянию. Третья характеристика эволюции - это переход от неопределенного к определенному. Спенсер заметил, что эволюция - это интеграция материи, сопровождаемая дисперсией движения; в нем материя переходит от неопределенной и неограниченной автономии к определенной и ограниченной однородности.       

    Спенсер выделил три фазы большей эволюции: неорганическую, органическую и надорганическую (или сверхорганическую), плавно переходящие друг в друга. Однако каждая фаза на определенном этапе зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другому. Социальная эволюция - это часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих индивидов, скоординированную коллективную деятельность, которая по своим последствиям превосходит возможности любых индивидуальных действий. Предметом социологии является изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме.    

    Спенсер, как и Милль, защищал права и свободы человека. В своих работах он утверждает, что общество существует для личности, а не наоборот, что развитие общества зависит от реализации личности. 

    Спенсер, несмотря на его либерализм, не согласен с теми, кто думает изменить мир, ускоряя ход истории с помощью волевых реформ или образования. Подобно тому, как невозможно сократить путь от детства к зрелости, избегая утомительного процесса прорастания и медленного роста побегов, так и нельзя ожидать, что из низших социальных форм сразу же образовались высшие, без серии небольших последовательных изменений.  Понятно, что это позиция консерватора, поддерживающего индустриальный путь развития.  

    Заключение

    Одно из самых влиятельных течений в буржуазной философской мысли - позитивизм. Как самостоятельное направление позитивизм оформился уже в 30-х годах 19 века. и за более чем вековую историю он эволюционировал в направлении все более четкого определения присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.  

    Понятие позитивизм означает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций, поскольку метафизические объяснения позитивисты считают теоретически невыполнимыми и практически бесполезными, и обращаются к изучению позитивного знания. В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о соотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинные, положительные (положительные) знания о реальности могут быть получены только в форме результатов отдельных частных наук или их синтетической комбинации, и что философия как особая наука, претендующая на быть содержательным исследованием особой сферы действительности, не имеет права на существование. Позитивизм как философское направление исходит из того, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе добывается в специальных науках, что позитивная наука должна отказаться от попыток осмыслить первые начала бытия и познания, которые философия с тех пор стремится к его возникновению. Таким образом, позитивное знание и позитивная наука противопоставляются традиционной философии как метафизике.     

    Таковы некоторые из результатов и тенденций эволюции позитивистской философии. Эта философия сегодня не только лишена крупных и влиятельных концепций, но и во многом утратила доверие к себе, охотно признавая возможность (и даже неизбежность) других, даже откровенно метафизических направлений. Идея о возможности исключения из науки конкретных философских проблем мировоззрения и превращения философии в некую особую техническую дисциплину оказалась мифом.  

    Список литературы

    1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-е издание, с изменениями и дополнениями. Электронная версия - М., 2012.    

    2. Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК Петрополис, Санкт-Петербург, 1975.   

    3. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Ред. Скакун В.М., 1987.     

    4. Орлов С.В. О-66 История философии. - СПб.: Питер, 2014.  

    5. Философия: Конспект лекций / Коробкова Ю.Е. - М.: МИЭМП, 2016. 

    6. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2010. 


    написать администратору сайта