Главная страница
Навигация по странице:

  • Детство и юность

  • Основные работы

  • Интересные факты

  • Герберт Спенсер

  • ОСНОВАТЕЛИ СОЦИОЛОГИИ Термин «социология» О. Конт

  • Основная идея Конта

  • Социальная теория Конта

  • Спенсер и Конт - основатели социологии. Огюст Конт основоположник социологии, как самостоятельной науки, а также родоначальник позитивизма


    Скачать 21.99 Kb.
    НазваниеОгюст Конт основоположник социологии, как самостоятельной науки, а также родоначальник позитивизма
    Дата14.05.2023
    Размер21.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСпенсер и Конт - основатели социологии.docx
    ТипДокументы
    #1130264

    Огюст Конт — основоположник социологии, как самостоятельной науки, а также родоначальник позитивизма.

    Детство и юность

    Огюст Конт родился на юге Франции. Его родителей звали Луи и Розалия Конт. Учился в лицее Жофре и в Университете Монпелье. С началом Французской революции он глубоко проникся идеями республиканизма. В 1814 году он поступил в Политехническую школу Парижа. Когда в 1816 году заведение закрыли на реорганизацию, он перешёл на учёбу в медицинскую школу в Монпелье.

    Не получив законченного образования, Конт осел в Париже. Там он жил на заработки от уроков по математике и журнализму, которые он давал, в это же время усиленно изучая экономику, историю и философию. В 1817 году он познакомился с Анри Сен-Симоном — социальным теоретиком, после чего стал его секретарём и соавтором. Их сотрудничество закончилось в 1924 году из-за разногласий, возникших на почве спора за право авторства.

    Карьера

    В апреле 1826 года Конт начал читать лекции, которые были частью курса позитивизма. Среди его слушателей были известные учёные Фурье и Пуансо. Из-за проблем со здоровьем он не смог дочитать курс, и смог вернуться к прочтению лишь в 1829 году. Позже Конт написал шесть томов этого курса с названием «Курс позитивной философии». Работа была опубликована с 1830 по 1842 годы.

    С 1832 года он преподавал анализ и механику в Политехнической школе, но в 1842 году потерял работу из-за драки с администратором заведения. В 1843 году он представил книгу «Элементарный трактат аналитической геометрии». В 1844 году появились такие его книги как «Философский трактат популярной астрономии» и «Трактат о позитивном духе», и в том же году он работал над книгой «Система позитивной политики».

    Вдохновившись идеями клуба Якобианов, Конт основал Позитивное общество. Его книга с названием «Общий взгляд на позитивизм» появилась практически в то же время.

    С 1851 по 1854 годы Конт занимался написанием четырёх томов книги «Система позитивной политики». Несколько месяцев в 1852 году он посвятил написанию работы «Позитивный катехИзис».

    В 1855 году он опубликовал книгу «Обращение к консерваторам», после которой опубликовал первый том следующей книги с названием «Субъективный синтез», которая является философской книгой о математике.

    Основные работы

    Огюст Конт написал шесть томов «Курса позитивной философии» между 1830 и 1842 годом. В этих книгах он пишет о математике, астрономии, физике, химии и биологии, указывая на историческую и теоретическую общность этих наук.

    С 1851 по 1854 год он опубликовал четыре тома «Системы позитивной политики». В этой книге он делится своими уникальными взглядами на демократию.

    Конт скончался из-за рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. В квартире, в которой он жил с 1841 по 1857 год, всё было сохранено в том состоянии, в котором оно было при жизни Конта, а затем там был создан частный музей.

    Его работы оказали огромное влияние на Карла Маркса, Джона Стюарта Миллаи др. А его идеи социального эволюционизма оказали необычайно сильное воздействие на развитие современной социологии.

    Интересные факты

    Огюст Конт, являясь известным философом, поступил на лечение в психиатрическую лечебницу в 1826 году, но покинул её, не будучи полноценно излеченным. А на следующий год он попытался совершить самоубийство.

    Герберт Спенсер – известнейший философ викторианской эпохи, заслуживший признание своими характерными политическими взглядами.

    Детство и ранние годы


    Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в английском городе Дерби. Его отец, Уильям Джордж Спенсер, был верующим, восставшим против официальных религиозных догм и перешедшим из методистской церкви в общество квакеров. Он также был секретарём Философской школы Дерби. Отец обучал сына эмпиризму, а другие представители Философской школы познакомили мальчика с додАрвиновскими взглядами на теорию эволюции. Дядя Герберта, Реверенд Томас Спенсер, дал мальчику необходимое образование, обучив его математике, физике и латыни. Он же привил племяннику физиократические и антигосударственные взгляды.

    Философская деятельность


    Не найдя себе применение в области интеллектуальных знаний и профессиональных специальностей, Герберт работает инженером путей сообщения на железной дороге. Но в это же время он издаёт провинциальные журналы, нонконформИстские по взглядам на религию и радикальные в своих политических идеях. С 1848 г. по 1853 г. Спенсер является помощником редактора физиократического журнала “The Economist”. Одновременно, он пишет свою первую работу, «Социальная статистика» (1851 г.). Издатель, взявшийся за публикацию книги, Джон Чапман, представляет Спенсера ведущим прогрессивным умам своего времени – Джону Стюарту Миллу, Джорджу Генри Льюису и Мэри Энн Эванс. Как раз в это время Спенсер знакомится с биологом Томасом Генри Хаксли, с которыми в дальнейшем их свяжет близкая дружба. С помощью Льюиса и Эванс Спенсер знакомится с «Системой логики» Джона Стюарта Милла и позитивизмом Огюста Конта. Всё это ляжет основу его второй книги, «Принципы психологии» (1855 г.). К изучению психологии его приводит истинное стремление установления единства естественного права. Как и большинство мыслителей того времени, Спенсер был буквально одержим идеей доказательства того, что любое явление во Вселенной, включая общечеловеческую культуру, можно объяснить законами универсального характера. Это убеждение шло вразрез с современными ему богословскими представлениями, гласившими, что ряд элементов создания – как, например, душа человека – находится за пределами научных исследований. В 1858 г. у Спенсера начинают формироваться взгляды, которые приведут к написанию «Системы синтетической философии», целью которой является демонстрация применения принципов эволюции в биологии, психологии, социологии и этике.

    Поздние годы


    К 1870-м г.г. Спенсер становится самым популярным философом своего времени. Его работы получают широкую известность. Статьи, написанные им для викторианских журналов, позднее будут объединены в собрание «Эссе». Работы его будут переведены на немецкий, итальянский, испанский, а также многие другие языки мира. В станах Европы и Северной Америки Спенсер получает многочисленные почести и награды. Он становится членом “Athenaeum” – привилегированного клуба джентльменов в Лондоне, открытого лишь для самых выдающихся деятелей искусства и науки. Спенсер также вступает в ряды престижного клуба “X” – общества, основанного Т. Г. Хаксли, в котором имели честь состоять лишь девять человек, самых влиятельных мыслителей викторианской эпохи. Гостями клуба “X” были сам Чарльз Дарвин и Герман фон ГельмгОльц. Такие хорошие связи помогли Спенсеру занять особое положение в научном мире. Всю жизнь он оставался холостяком, а потому последние десятилетия жизни он проводит в одиночестве и всё больше разочаровывается в собственных прежних взглядах. В конце жизни он беспрестанно жалуется на боли и душевные расстройства. В противовес своим ранним теориям относительно защиты прав женщин и национализации земли, изложенным в «Социальной статистике», в свой поздний период Спенсер становится ярым противником предоставления женщинам права голоса. Эти политические убеждения он чётко излагает в своей работе «Человек и государство». В 1902 г., за год до смерти, Герберт Спенсер был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

    Смерть


    Над своими книгами Спенсер трудился до конца своих дней. Умер он 8 декабря 1903 г., в возрасте 83-х лет. Прах его захоронен Лондоне.

    ОСНОВАТЕЛИ СОЦИОЛОГИИ

    Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание об­щества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума

    В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание.

    Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, фи­зики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы.

    Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный истори­ческий метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценоч­ных суждений исследования.

    Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, мета­физики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых во­просов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм.

    Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная ди­намика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает за­коны их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория обществен­ного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в об­ществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным эле­ментом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор со­циальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества. Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизиче­ской и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным зве­ном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.

    О. Конт ввёл понятие «система», которое до сих пор является одним из ключевых в социологии. Все социальные явления, вместе взятые – составляют социальный организм. Человек как личность обладает не только эгоистическими интересами, но и социальными. Доказательство этого – стремление человека образовать собственную семью, жить вместе с другими людьми. Семья, по О. Конту, является очень важным элементом общества

    Герберт Спенсер (1820-1903), разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Точно так же, как человеческое тело состоит из органов, например почек, легких и сердца, общество состоит из различных социальных институтов – семьи, религии, системы образования, государства и экономики. Подобно биологам, описывающим организм в виде его структур и функций, которые обеспечивают выживание организма, Спенсер так же описывал общество. Такое представление об обществе соотносится с тем, что современные социологи называют структурно-функциональной теорией.

    Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч. Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определен как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди “приспособленные” будут выживать, а “неприспособленные” – вымирать. По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободно функционировал, то человеческие существа и их социальные институты, подобно растениям и животным, смогли бы постепенно приспособиться к существующим условиям и достигать все более высоких уровней исторического развития.

    Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем. Большинство главнейших трудов Спенсера было создано в эпоху расцвета капиталистической свободной конкуренции, поэтому совсем неудивительно, что Спенсер придерживался доктрины, согласно которой вульгарный индивидуализм, неограниченная конкуренция и невмешательство государства способны привести к достижению самых положительных результатов.


    написать администратору сайта