Революционные движения начала 20-го века. 1 Основные темы поэзии Ломоносова
Скачать 42.94 Kb.
|
1 Основные темы поэзии Ломоносова Воспевание: 1)всесильного разума человека. 2)прославления мира как основы всеобщего благоденствия. 3)заботы о преобразовании государства на разумных началах. 4)силы и славы России. 5)восхищения наукой. 6)героев Ода Лирическое начало - 1)Главное в оде-выражение поэтом чувств, вызванных известным событием. 2)Лирический геройивыражает общие чувства, в монологе часто говорит не "я", а "мы". Эпическое начало - 1)Возвышенные образы-монархи, полководцы. 2)Четкая композиция. 2 "Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года" (1747, Лирика, Классицизм, Ода, Михаил Ломоносов) Тема - прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны. Композиция - в первой части прославляется монарх, во второй - описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя. Сравнения - "душа ее зефира тише", "зрак прекраснее рая". Олицетворения - "вихри, не дерзайте реветь" Гипербола - "чрез горы, реки и моря". Славянизмы - "град", "дщерь", "выя", "узреть". 3 "Властителям и судьям" Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина "содержит в себе вредные якобинские замыслы". (1780, Лирика, Классицизм, Ода, Гавриил Державин) Тема - произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Композиция - в конце утверждается мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, а потом взывает к Богу как к высшей инстанции. Эпитеты - "последний раб", "увядший лист", "земные боги". Сравнения - "как с древ увядший лист падет", " "Вы умрете, как ваш последний раб умрет". 4 "Памятник" (1795, Лирика, Классицизм, Ода, Гавриил Державин) Тема - прославление поэтического творчества и утверждение высокого предназначения поэта. Композиция - композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое назначение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой - обращается к Музе. Эпитеты - "вечный", "чудесный", "быстротечный". Гипербола - "металлов тверже он и выше пирамид". Инверсия - "и презрит кто тебя" Олицетворения - "ни гром не сломит", "слух пройдет", "ни времени полет не сокрушит". 5 «Море» Элегия, Василий Жуковский Тема - красота и могущество морской стихии. Герои- лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, автор создает статичный и динамичный пейзажи. Композиция - делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы. Жанр – элегия, созерцательны характер, а в его строках проявляются мотивы тоски. Метафоры – «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемпешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него». Эпитеты - «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя». Романтизм – 1)Неудовлетворённость действительностью. 2)Красота, выразительность языка, обилие эпитетов и метафор, передающих внутреннее состояние героя. 3)Стремление к мечте. 4)Близость героя и автора Темы – 1)Любовь 2)Борьба 3)Одиночество 6 «Невыразимое» Элегия, Василий Жуковский Герой считает, что человеческий язык никогда не сравнится с природой. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир гармонию: «...разновидное с единством согласила». Тема - Совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства. Композиция - монолог лирического героя. две части: рассказ о «святых таинствах» природы и размышления об искусстве. Метафоры - «она рассыпала повсюду красоту», «но ʌьзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты легко их ловит мысль крылата». Эпитеты - «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие». Темы – 1)Человеческий язык мертвеет перед настоящими красотами живой природы. 2)все, даже величайшие произведения искусства, меркнут перед подлинной красотой природы. 7 «К Чаадаеву» (1818, Лирика, послание) Композиция – в первой части: сожаления об уходящей юности, вторая часть: появляется надежда на счастье, третья часть: кульминация, наполнен призывом, финал: побуждает к героическим поступкам. Темы – Патриотизм – герой видит проблемы в стране но он верит в светлое будущее, жаждет спасти свою страну, дружба – пытается развеять тоску друга, мотивирует на достижение новых целей. Метафоры – «горит ещё желанье» Эпитеты – «юные забавы», «утренний туман», «власти роковой» Оксюморон – «тихой славы» Сравнение – «как сон, как утренний туман», «как ждёт любовник» 8 «Узник» (1822, лирика) Герой противопоставлен всему миру Тема – борьба свободы и заключения Композиция – в начале: описание ситуации, ближе к концу: тон становится более напряженным и эмоциональным. Антитеза – «темнице сырой» - «за тучей белеет гора» Олицетворение – «гуляем лишь ветер… да я!» 9 «К морю» (1824, лирика, элегия) Тема – красота и могущество морской стихии Композиция – 1)обращение к морю, 2)рассказ пережитого морем, 3)рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Метафоры – «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой» Эпитеты – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса» Сравнения – «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений» 10 «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829, Лирика) Тема – неразделенная любовь Композиция – всё произведение составляет собой наполненное искренними эмоциями. Метафоры – «любовь в душе угасла не совсем», «то робостью, то ревностью томим» 11 «Анчар» (1828, Лирика) Тема – пагубность неограниченной власти одного человека Композиция – первая часть: изображение истекающего ядом дерева, символизирующее зло. Потом: рассказ про человека отравившегося его ядом. Метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти прибежит», «послушно в путь потёк». Эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою». Сравнения – «анчар, как грязный часовой» Инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный» 12 «19 октября» (1825, лирика, послание) Тема – лицейская жизнь и дружба Композиция - Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. Первая часть: обращение ко всем друзьям-лицеистам, к самым близким, хвала лицею и царю, размышления о будущем-лицеистов. Метафоры - «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «ʌоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада». Эпитеты - «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный». Сравнения - «он как душа неразделим и вечен», «для всех чужой, как сирота бездомный». 13 «И.И. Пущину» (1825, лирика, послание) Тема - дружба и ее высокая ценность для Пушкина. Композиция – первая часть: автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй: поддерживает друга в трагическую для него минуту Метафоры - «лучом лицейских...дней». Эпитеты - «бесценный», «печальным», «ясных». Олицетворение - «колокольчик огласил». Анафора - «Да голос.... Да озарит...». 14 «K****» (1825, любовная лирика, послание) Тема – любовь, помогает герою пережить тяжёлые моменты, пробуждает вдохновение. Композиция – 1)о чудном мгновении, когда герой увидел героиню. 2)изображение тяжёлых, серых дней без любви. 3)героиня вновь является ему Метафоры - «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты» Эпитеты - «небесные черты», «безнадежная грусть», «чудное мгновенье». Сравнения - «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». 15 «Пророк» (1826, лирика, ода) Тема – поэт и поэзия Композиция – герой влачился в мрачной пустыне, посланник начинает наделять героя дарами Метафоры - «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье» «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Эпитеты - «шестикрылый серафим», «горный поʌет», «доʌьняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый». Сравнения – «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал» 16 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836, лирика, ода) Тема – Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с творчеством. Метафоры - «не зарастет народная тропа». Эпитеты - «памятник нерукотворный», «народная тропа», «гордый внук». Инверсии - «главою непокорной», «и славен буду я...» Анафора - «что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу». 17 «Бесы» (1830, философская Лирика) Тема - Поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне («бесы») водят по кругу, не давая выбраться на свободу. Композиция – сюжет закольцовывается в конце каждой строчки с помощью повторяющегося фрагмента Эпитеты - «снег летучий», «мутная игра», «чистое поле», «неведомые равнины» «одичалый конь», «небывалая верста». Метафоры - «мутно небо», «ночь мутна», «вьюга плачет». 18 «Парус»(1832, философская лирика, романтизм, Лермонтов) Тема – одиночество и неопределённость. Главная мысль - человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. Композиция – первые две строках картина, в двух последних толкование внутреннего состояния. Заканчивается риторическим восклицанием. Метафоры - «парус бежит», «волны играют», «ветер свищет». Эпитеты - «мятежный», «луч золотой», «тумане голубом», «парус одинокий». Оксюморон - «в бурях есть покой». 19 «Дума»(1838, философско-гражданское лирическое стихотворение, М. Лермонтов) Тема - Духовная и социальная трагедия потерявшего нравственные ориентиры поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут «ошибками отцов», не видят смысла в жизни, не совершают значимых для общества поступков, «плывут по течению», трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону «могилы», которая их совершенно не страшит. Метафоры - «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслаждения». Эпитеты - «презренные рабы», «поздний ум», «тощий плод», «бесплодная наука», «осмеянные страсти», «сладостный восторг», «бесполезный клад», «тайный холод», «роскошные забавы», «добросовестный», «угрюмая толпа», «презрительный стих». Сравнение - «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом». Оксюморон - «добросовестный, ребяческий разврат». 20 «Поэт» (1838, философская лирика, послание, М. Лермонтов,) Тема – 1)назначение поэта и поэзии для общества. 2)презрение к молодому поколению за безразличие ко всему, что происходит вокруг. Композиция – первая часть: описание истории кинжала, во второй: сравнение дара с оружием Метафоры - «изнеженный век», «покрытый ржавчиной презренья». Эпитеты - «таинственный закал», «надёжный клинок», «бесславная игрушка», «хладный труп», «могучие слова», «изнеженный век», «ветхая краса», «осмеянный пророк». Сравнение - «стих, как божий дух..... как колоко...», «игрушкой золотой (кинжал) он блещет на стене», «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны», «звук(стихи)... как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы». «Поэт» наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-мессии, призванном «глаголом жечь сердца людей». 21 «Смерть поэта» (1837, лирика, элегия, М. Лермонтов) Тема – поэт и поэзия, свобода творчества. Композиция – монолог, посвящённый гибели Пушкина. Первая строфа: оплакивание смерти товарища Метафоры - «звон злата», «чёрная кровь», «торжественный венок», «пустое сердце», «ловля счастья и чинов», «взят могилой», «печать на устах». Эпитеты - «свободный смелый дар», «дивный гений», «кровавый миг», «глухая ревность», «пламенные страсти», «ничтожные клеветники», «грозный суд» 22 «Бородино» (1837, лирическое стихотворение, М. Лермонтов) Тема – родина, показ подвига русского народа на войне. Мысль - сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея - показать героическое прошлое своей страны. Композиция – рассказ пожилого солдата, описание подготовки к бою и сражение. Кольцевая композиция Метафоры - «постоим головою», «ломить стеною», «пала тень», «Отец Солдатам», «спит в земле сырой», «гора тел». Эпитеты - «грозной сечи», «кровавых тел», «удаʌый бой», «протяжный вой», «могучее, лихое племя». Синекдоха - «ликовал француз», «рука бойцов», «изведал враг», «французу отдана». Олицетворение - «картечь визжала», «звенел булат», «затрещали Барабаны». Сравнение - «земля тряслась, как наши груди», «Французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени». Гипербола - «рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел», «земля тряслась...», «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий...», «тогда считать мы стали раны». 23 «Родина» (1841, лирическое стихотворение, М. Лермонтов) Тема - любовь к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Композиция – в первой части: любовь к родине, вторая: признание героя в истинной любви к родине Метафоры - «слава, купленная кровью», «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «чета берëз». Эпитеты - «тёмная старина», «заветные придания», «отрадное мечтание», «холодное молчание», «печальные деревни», «безбрежные леса», «росистый вечер». Сравнение - «разливы рек её, подобные морям». 24 «Я не унижусь пред тобой…» (1832, лирика, любовное послание, М. Лермонтов) Тема – разочарование в любви Эпитеты -«юные годы», «небесная мысль», «чудесный дар», «чужие горы», «младая рука», «коварная измена». Метафоры - «ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою», «пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «надежда юных лет». 25 «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (1832, лирика, элегия, М. Лермонтов) Тема – любовь, хранящейся в сердце долгие годы. Композиция – монолог, откровение героя Метафоры - «красы твоей блистанье», «люблю в тебе... молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые». Эпитеты - «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор. 26 «Молитва» (1839, лирика, М. Лермонтов) Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Композиция – первая строфа: тяжёлое душевное состояние, вторая строфа: раскрывает сущность слов, обращённых к Богу Метафоры - «сила слов», «теснится грусть», «дышит святая прелесть». Эпитеты - «сила благодатная», «слов живых», «молитва чудная», «святая прелесть». 27 «Ангел» (1831,лирика,элегия,М.Лермонтов) Темы - одиночество, поэт и толпа, вера. Композиция – 1 строфа: образ небес, где летит ангел, 2: содержание песни, 3)картина, на которой ангел несёт душу для земной жизни, конец: проблема человека будет всю жизнь томиться в поисках Метафоры – «и месяц, и звёзды, и тучи толпой», «мир печали и слёз». Эпитеты - «чудное желание», «молодая душа», «святая песня», «безгрешные души», «райские сады», «непритворная хвала», «скучные песни» Антитеза - «скучные песни земли» и «ангела песня святая». 28 «Tyчи» (1840,лирика,элегия,Лермонтов) Тема - одиночество. мотив изгнания Композиция – 1 строфа: сравнение героя с тучами. 2: человеческие пороки. 3: понимание что тучи не понимают героя Эпитеты - «степью лазурною», «милый север», «цепью жемчужною», «вечные странники», «тайная зависть», «ядовитая клевета». Олицетворения - «мчитесь вы», «кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы». 29 «Листок» (1840,лирика,элегия,лермонтов) Тема - Жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе Идея - трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Композиция – 1:путешествия листка. 2:разговор листка и чинары Метафоры - «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт и сынам моим свежим не пара». Эпитеты - «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «ʌистья изумрудные». 30 «И скучно и грустно» (1840,лирика,элегия,лермонтов) Мотив - разочарование Тема – одиночество, проблемы разочарования в жизни Композиция – монолог-рассуждение героя. Метафоры - «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходя», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Эпитеты - «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». 31 Особенности поэзии Ф.И. Тютчева 1)Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. 2)Ф.И.Тютчев - открыватель новых образных миров в поэзии. 3)Творчеству Ф.И. Тютчева присуще живое ощущение бесконечности и вечности как реальности, а не каких-то отвлечённых, абстрактных категорий. 32 «С поляны коршун поднялся..» (1835,лирика,элегия) Тема - внутренняя несвобода человека. человеку лишь кажется, что он царь земли, на самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны. Композиция - монолог, описание и рассуждение. две части: пейзажная зарисовка и размышления героя. Метафоры – «природа-мать ему дала / два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». Устойчивые метафоры - «природа-мать», «царь земли». Эпитеты - «два мощных, два живых крыла». Олицетворения - «коршун взвился, вьётся», «ушёл за небосклон» 33 «Есть в осени первоначальной...» (1857,лирика) Лирика – пейзажная и философская Тема - осенняя природа, размышления о жизни. Проблемы – 1)Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. 2)Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом. 3)Смысл жизни. Наступление осени способствует подведению итогов уходящего года, оценке его со стороны. Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «...серп гулял...». Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле». Сравнения: «...день стоит как бы хрустальный». 34 «Чародейкою Зимою…» (1852, пейзажное стихотворение) Тема - зимняя природа, прекрасная в своем покое. Поэт как прекрасную женщину, обладающую волшебной силой. Она создает прекрасный мир. Композиция - открывающие строки - это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа. Эпитеты - "неподвижная, немая снежная бахрома", "чудная жизнь", "сон волшебный", "легкая пуховая цепь", "косой луч", "зимнее солнце", "ослепительная краса". Метафоры - "Чародейкою Зимою /околдовалн лес", лес "окутан пуховой цепью" Олицетворения - "лес стоит", "солнце мещет". 35 «Весенняя гроза» (пейзажная лирика) Тема – гроза, символ стремления к переменам. Композиция - три части. Первая главный образ - грозу, Вторая: картины, связанные с грозой. Третья: Божественное начало, изображена смеющаяся богиня Геба. Эпитеты - "весенний, первый гром", "небо голубое", "молодые раскаты", "Дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”. Метафоры - "солнце нити золотит", "гром грохочет". Олицетворения - "поток бежит", "гром резвится и играет" 36 «Ещё шумел весёлый день...»(элегия) Тема – 1)неизбежная смены дня и ночи, шума и тишины; 2)наполнения сердца жизненной энергией и умиротворённым, одиночеством; 3)духовной связи природы и человека; 4)столкновения реального и таинственного. Композиция - Три ряда: день-вечер-ночь. День-весёлый, светлый, шумный, многозвучный и свежий. Вечер-приходит с потемневшими облаками и физической усталостью после «дел насущных». Ночь-главная «царица» поэтического повествования. Эпитеты - "весёлый день", "благодатная жизнь", "Весенняя нега", "полусонное мерцанье", "невольное забвенье", "бледное светило". Метафоры: "царство теней", "звуки жизни". Олицетворения: "День шумел", "улица блистала", "тень пролетала", "шум и гам затих", "молчанье воцарилося", "ходили мерцанье (тени)", "глядело (сторожило) светило", "глядело украдкою", "гений увлёк". 37 Особенности поэзии Афанасия Фета 1)Стихи не имеют сюжета. 2)Поэзия намёков, догадок, умолчаний. 3)Искусство не должно быть связано с жизнью. 4)Поэт не должен вмешиваться в дела бренного мира. 5)Это поэзия для избранных. 38 «Вечер» (1855, пейзажная) Тема - природа, таинственное очарование природы, в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Композиция - Первая часть: наполнена безличными предложениями. вторая часть – попытка разгадать загадку . Эпитеты - "ясная река", "померкший луг", "немая роща", "золотые каймы", "ночное дыханье", "голубой и зеленый огонь". Метафоры - "убегает на запад река", "облака разлетелись", "вздохи дня", "зарница теплится". Сравнение - "облака как дым". 39 «Учись у них - у дуба, у берёзы...» (1883, пейзажно-философская лирика) Тема - жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча. Композиция - Первая строфа- зимний лес, деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи. Вторая-зимняя катастрофа. Третьей-у них появляется надежда. Олицетворения - "метель рвет листы", "метель все злей", "Душа переболит". Эпитеты - "жестокая пора", "лютый холод", "ясные дни", "новые откровения", "скорбящая душа". Метафоры - "застыли слезы", "верь весне", "промчится гений, опять теплом и жизнию дыша", "холод хватает за сердце". 40 «Ласточки пропали...» (1854, Пейзажная лирика) Тема - перемены в природе, оказывающие влияние на человека. Внезапная сонливость связана с предстоящей зимней спячкой. Метафора - "ясная улыбка природы" и "утро года". Олицетворение - "Ночью ветер элится". Антитеза - "Заря" - "Осень". Аллитерация - первая строфа перекликается с четвертой (аллитерация на л-р), вторая - с третьей (аллитерация на с-т). 41 «Ещё весны душистой нега...» (1854, пейзажная элегия) Тема - природа, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Композиция – 1)описание зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове "еще", показывая, что это временное состояние природы, и в то же время намекая на 2)завершающую часть. Эпитеты - "душистая весна", "весть живая", "пролетные журавли", "сизый румянец", "степная красавица". Метафоры - "зарей гремит телега", "нега не успела снизойти". Олицетворения - "солнце греет", "краснеет липа", "березник желтеет“. 42 «На заре ты еë не буди...» (1842, элегия) Тема - смерть Композиция - две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Метафоры - «сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, / что, скользя, затевала луна>>. Эпитеты - «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон». 43 «Железная дорога» (Николай Некрасов, 1864, гражданская лирика) Тема - рельсы лежат на костях крестьян, замученных голодом, болезнями, несправедливостью и бедностью. Идея - Граф Клейнмихель и весь чиновничий свет, который получил лавры, признание и немалое вознаграждение, дорогу не строили. Эти рельсы лежат на костях крестьян, замученных голодом, болезнями, несправедливостью и бедностью. Композиция - Разговор двух попутчиков: 1)Описание природы, красоты родных краев. 2) Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда. 3)Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история Эпитеты - "Здоровый, ядреный воздух", "славная осень". Сравнения - "Лед... словно как тающий сахар лежит", "Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно" Гиперболы - "Труд этот, Ваня, был страшно громаден". Метонимия - "А по бокам-то всë косточки русские". Олицетворение - "Свисток оглушительный взвизгнул". 44 «Душно! Без счастья и воли...» (1868, гражданская лирика,) Тема - Без воли и счастья можно задохнуться, и безотлагательное вмешательство в это безрадостное существование должно состояться. Композиция – 1 строка)крик измученной без счастья души; 2)многовековое издевательство над народом; 3)душевное прозрение и попытка заявить о беспределе; 4)катастрофически унизительное положение бесправных людей; 5)воззвание к перевороту; 6)масштабность вреда самодержавия; 7)жалость и сочувствие к народу; 8)решительность и твёрдость в действиях. Эпитет – «вселенского горя» Метафора – «буря бы грянула…», «чаша с краями полна», «чашу горя» Олицетворение – «буря…в лесу засвищи, чашу…расплещи» 45 «О, весна без конца и без краю...» (1907, элегия, признаки послания: обращение к жизни, Александр Блок) Тема – Весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. В центре ее герой, который обращается к своей жизни и отдельным ее проявлениям: мечте, удачи и неудаче. Герой – верующий, благородный. Лишён чувства мстительности и ненависти, принимает удачу Композиция – монолог лир.героя Метафоры – «звоном щита», «в заколдованной области плача», в тайне смеха – позорного нет» Эпитеты – «бессонные споры», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта» 46 «О доблестях, о подвигах, о славе» (1908, любовное послание,) Тема – разочарование в любви, Измена и уход любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательства и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной. Композиция – кольцевая композиция: причина замыкания произведения в некий безысходный круг. Метафоры - «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо», «вино и страсть терзали жизнь мою». Эпитеты - «горестная», «сырая», «проклятый». Олицетворения - «летели дни». Сравнения - «И звал тебя, кок молодость свою». Инверсия — «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла». 47 «О, я хочу безумно жить» (1914, Элегия) Грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Тема - любовь к жизни, Предназначение поэта в обществе. Композиция – форма: монолог лир.героя, две части: желание героя жить и надежды но то, что он сможет оставить после себя хорошую память. Метафоры - «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество». Эпитеты - «сон тяжелый», «юноша веселый». 48 «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920, лирика) Тема – назначение поэта и поэзии Гиперболы -«в сто сорок солнц закат пылал». Неологизмы -«занежен», «златолобо». Метафор - множество. 49 «Хорошее отношение к лошадям» (1918, лирическое стихотворение) Тема - равнодушие и жестокости, которая очень волновала Маяковского. Эпитеты -«глаза лошадиные», «общая звериная тоска», «рыжий ребенок». Метафоры - «улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась». Неологизмы — «клешить», «ржанула». 50 «Прозаседавшиеся» (1922, Фельетон) Тема – чиновнические рабочие будни. Метафоры - «исколесишь сто лестниц», «взъяренный, на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. Эпитеты -«верхний этаж», «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее». 51 «Берёза» (1915, Есенин, пейзажная лирика) Тема - Красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года. Эпитеты – «белая береза», «пушистые ветки», «снежная кайма», «белая бахрома», «сонная тишина», «золотой огонь», «новое серебро». Метафоры – «береза принакрылась снегом», «распустились кисти», «горят снежинки», «заря обходит кругом». Сравнение – «снегом точно серебром». 52 «Пороша» (1914, пейзажная лирика) Тема - Любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Метафоры - «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль». Эпитеты -«серые вороны», «белою косынкой», «бесконечная дорога». Сравнения - «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Олицетворения - «вороны раскричались», «дремлет лес». Инверсия -«повязалася сосна», «скачет конь» 53 «Край любимый! Сердцу снятся...» (1914, пейзажная лирика) Тема - связь лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни. Эпитеты: «край любимый», «кроткие монашки», «в небесном коромысле», «в зеленях стоозвонных». Метафоры: «сердцу снятся», «душу вынуть», «скирды солнца». Олицетворение: «курит болото», «вызванивают ивы» 54 «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» (1924, Элегия, так как автор с ноткой грусти рассказывает о Родине, предаётся воспоминаниям. Тема - Симпатия к женщине, любовь к о Родине. Метафоры - «я готов рассказать тебе поле», «эти волосы взял я у ржи», «не буди только память во мне». Эпитеты — «красив Шираз», «волнистая рожь», 55 «Я покинул родимый дом...» (1918, лир.стихотворение) Тема – любовь к малой родине, тоска по ней. Метафоры – «березняк над прудом теплит... грусть», «Золотою лягушкой луна распласталась...», “седина у отца пролилась в бороде". Олицетворения – «долго петь и звенеть пурге», «Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге». Эпитеты – «голубую Русь», "Золотою лягушкой», «на тихой воде» Сравнение – «Словно яблонный цвет, седина». 1 Основные темы поэзии Ломоносова 2 "Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года" (1747, Лирика, Классицизм, Ода, Михаил Ломоносов) 3 "Властителям и судьям" 4 "Памятник" (1795, Лирика, Классицизм, Ода, Гавриил Державин) 5 «Море» Элегия, Василий Жуковский 6 Невыразимое» Элегия, Василий Жуковский 7 «К Чаадаеву» (1818, Лирика, послание) 8 «Узник» (1822, лирика) 9 «К морю» (1824, лирика, элегия) 10 «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829, Лирика) 11 «Анчар» (1828, Лирика) 12 «19 октября» (1825, лирика, послание) 13 «И.И. Пущину» (1825, лирика, послание) 14 «K****» (1825, любовная лирика, послание) 15 «Пророк» (1826, лирика, ода) 16 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836, лирика, ода) 17 «Бесы» (1830, философская Лирика) 18 «Парус»(1832, философская лирика, романтизм, Лермонтов) 19 «Дума»(1838, философско-гражданское лирическое стихотворение, М. Лермонтов) 20 «Поэт» (1838, философская лирика, послание, М. Лермонтов,) 21 «Смерть поэта» (1837, лирика, элегия, М. Лермонтов) 22 «Бородино» (1837, лирическое стихотворение, М. Лермонтов) 23 «Родина» (1841, лирическое стихотворение, М. Лермонтов) 24 «Я не унижусь пред тобой…» (1832, лирика, любовное послание, М. Лермонтов) 25 «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (1832, лирика, элегия, М. Лермонтов) 26 «Молитва» (1839, лирика, М. Лермонтов) 27 «Ангел» (1831,лирика,элегия,М.Лермонтов) 28 «Tyчи» (1840,лирика,элегия,Лермонтов) 29 «Листок» (1840,лирика,элегия,лермонтов) 30 «И скучно и грустно» (1840,лирика,элегия,лермонтов) 31 Особенности поэзии Ф.И. Тютчева 32 «С поляны коршун поднялся..» (1835,лирика,элегия) 33 «Есть в осени первоначальной...» (1857,лирика) 34 «Чародейкою Зимою…» (1852, пейзажное стихотворение) 35 «Весенняя гроза» (пейзажная лирика) 36 «Ещё шумел весёлый день...»(элегия) 37 Особенности поэзии Афанасия Фета 38 «Вечер» (1855, пейзажная) 39 «Учись у них - у дуба, у берёзы...» (1883, пейзажно-философская лирика) 40 «Ласточки пропали...» (1854, Пейзажная лирика) 41 «Ещё весны душистой нега...» (1854, пейзажная элегия) 42 «На заре ты еë не буди...» (1842, элегия) 43 «Железная дорога» (Николай Некрасов, 1864, гражданская лирика) 44 «Душно! Без счастья и воли...» (1868, гражданская лирика,) 45 «О, весна без конца и без краю...» (1907, элегия, признаки послания: обращение к жизни, Александр Блок) 46 «О доблестях, о подвигах, о славе» (1908, любовное послание,) 47 «О, я хочу безумно жить» (1914, Элегия) 48 «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920, лирика) 49 «Хорошее отношение к лошадям» (1918, лирическое стихотворение) 50 «Прозаседавшиеся» (1922, Фельетон) 51 «Берёза» (1915, Есенин, пейзажная лирика) 52 «Пороша» (1914, пейзажная лирика) 53 «Край любимый! Сердцу снятся...» (1914, пейзажная лирика) 54 «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» (1924, Элегия, так как автор с ноткой грусти рассказывает о Родине, предаётся воспоминаниям. 55 «Я покинул родимый дом...» (1918, лир.стихотворение) |