Главная страница
Навигация по странице:

  • Как вы относитесь к браку

  • 3. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак

  • 5. Для вас имеет значение социальное положение вашей половины

  • 7. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18лет)

  • 8. Хотели ли вообще вступать в брак а) да б) да, но сначала доучусьв) не знаю г) нет 9. Состоите ли вы в браке

  • 10. Ваш пол а) мужской б) женский11. Ваша национальность

  • Отношение молодежи к браку и семье в современной России: установки, тенденции …на примера Сахалинской области. Курсовая работа. 1. Основные теоретические аспекты семейных отношений


    Скачать 119.5 Kb.
    Название1. Основные теоретические аспекты семейных отношений
    АнкорОтношение молодежи к браку и семье в современной России: установки, тенденции …на примера Сахалинской области
    Дата19.06.2022
    Размер119.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа.doc
    ТипДокументы
    #602600




    Оглавление

    Введение……………………………………………………………………………...3

    1. Основные теоретические аспекты семейных отношений……………………...5

    1.1. Понятие брака и брачных отношений…………………………………………5

    1.2. Ресурсы и перспективы брачных отношений…………………………………7

    2. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи………………………..9

    2.1. Подготовка к семейной жизни…………………………………………………9

    2.2. Устойчивость семейных отношений…………………………………………14

    2.3. Правовые нормы брачно-семейных отношений…………………………….19

    3. Исследование…………………………………………………………………….22

    Заключение………………………………………………………………………….24

    Список литературы…………………………………………………………………25

    Приложение…………………………………………………………………………26

    Введение

    В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.

    И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы. Но сейчас такое время, когда большинство молодёжи вступают в брак, не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и делают это без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

    С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение брака не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зер­кало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов при­водит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепок брак — крепка держава» и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не прихо­дится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что сто­ило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плава­ние.

    Гипотеза: особенностью готовности к браку современной молодёжи является: неадекватность ролевых ожиданий будущих супругов, потребительская нереалистичность.

    Поэтому цель данной работы – определить готовность людей к брачным отношениям в ранней взрослости.

    Объектом работы являются студенты в возрасте 20-22 лет.

    Предмет – психологическая готовность к браку.

    Задачи:

      • изучить теоретические аспекты брачных отношений;

      • выявить степень подготовки молодежи к браку;

      • исследовать степень готовности студентов к созданию семьи.

    Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

    Глава 1. Основные теоретические аспекты семейных отношений

      1. Понятие брака и брачных отношений

    В современном мире понятие отношений используется во многих сферах жизнедеятельности человека. Отношения бесконечно разнообразны.

    Под этим термином понимается - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. Выделяют отношения пространственные, временные, причинно -следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания и прочее.

    Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:

    1. на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые и семейные;

    2. на уровне занятых некой деятельностью - отношения производственные, учебные;

    3. на уровне взаимосвязей между людьми в группах – межличностные отношения

    4. отношения внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки человека по отношению к себе.

    При рассмотрении типов отношений возникает вопрос: «К какому типу отношений можно отнести брачные отношения? К межличностным или к отношениям на уровне социальных общностей»? Если рассматривать брачные отношения как межличностные, то можно сказать, что это субъективные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний в ходе совместной деятельности и общении. Это некоторая система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

    Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

    1. Регулирование личных половых отношений.

    2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

    Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.

    Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.

    Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться и первым и вторым типами отношений.

      1. Ресурсы и перспективы брачных отношений

    На наш взгляд ресурс - это то, с что уже имеется в брачных отношениях, то, что позволяет строить их межличностные взаимоотношения и то, что может предопределить перспективы развития брачных отношений. То есть это тот набор, который состоит: выработанных стереотипных реакций, приобретенных в системе своей семьи и скорректированные влиянием референтной группы, физическим и психологическим здоровьем, физическим возрастом, временной длительностью брачных отношений, правилами сексуальных отношений, отношением детей к родителям, и многое другое, независимо от того какая это семья, но ресурсами семья обладает во всех случаях. Сами супруги, пожалуй, могут и не осознавать, всех граней своих ресурсов, поэтому задача психотерапевта изучить имеющиеся ресурсы брачных отношений и в соответствии с этим выстроить концепцию перспектив развития брачных отношений.

    В процессе брачных отношений ресурс может изменяться в том или ином качестве, например либо истощаться, либо пополняться, обновляться. И, как правило, перспективы брачных отношений напрямую связаны с ресурсами, а именно с качеством изменения ресурса.

    Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, является некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, изменение физического возраста и соответственные изменения стадий психического развития. Как любое другое развитие, брачные отношения претерпевает в процессе развития периоды: кризиса и стабилизации отношений.

    Брачные ресурсы и перспективы развития рассматриваются многими теоретическими направлениями, но все соглашаются с тем, что брачные ресурсы претерпевают изменения в процессе прохождения жизненного цикла семьи и стратегия построения перспектив развития брачных отношений будут четко определены, если можно будет определить имеющиеся ресурсы, их качество на определенных этапах развития семьи.


    1. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи



      1. Подготовка к семейной жизни

    Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в “список” этого необходимого? По мнению специалистов в этот “список” входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи. Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни.

    Начнем с осознания социальной сущности семьи, т.е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака”. Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности. Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсах. И понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным). Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной. Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества. Почему именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека. Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи - репродуктивной. Главное здесь - воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту “общественную нагрузку”.

    Подготовка к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей. Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д. Следует усилить и антиалкогольную пропаганду среди молодежи, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги употребляют алкогольные напитки, курят. Естественно, следует постоянно обращать внимание молодых супругов на пагубное влияние на психическое здоровье детей семейных конфликтов и ссор, учитывая, что семейные конфликты часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. В комплексной программе подготовки молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие вопросы, как наиболее рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и экономное распределение бюджета семьи. С точки зрения целей и задач демографической политики и полноценного воспитания будущих поколений необходимо ориентировать молодежь на рождение в семье не одного, а двоих-троих детей. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание вследствие акселерации наступает в среднем на два года раньше (у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет). Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость, экономическая самостоятельность молодежи в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20—25 лет. Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный смысл и значение указанных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д.

    Подготовка к браку означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний — важнейший показатель подготовленности человека к браку.

    Итак, нравственно-психологическая подготовленность к браку означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.

      1. Устойчивость семейно-брачных отношений

    Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
    Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.
    Тем не менее, исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, где наблюдается смещение ролей или отказ от их распределения. В последнее время (1997-1998 гг.) характерно выдвижение женщины на ведущую роль в семье. С другой стороны, отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могут проявить свое главенство.
    При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, существует большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования семьи, например, супружеские конфликты.

    Исследование супружеских конфликтов, как и самих супружеских взаимоотношений, весьма затруднено, так как это область сугубо личной и интимной жизни человека. В этом смысле брак и семья – “закрытые” малые группы, в которые посторонним лицам, как говориться, “вход воспрещен”. Естественно, что при исследовании супружеских взаимоотношений испытывается большой дефицит информации о том, что происходит в отношениях между супругами при возникновении тех или иных конфликтных ситуациях.

    Как только схлынут первые восторги и упоение “медового” месяца, а иногда и раньше, молодые супруги начинают замечать, что брак “изнутри” воспринимается по-иному, чем представлялось. Молодожены вступают в первый, и не единственный, кризисный период брака. Выделяется несколько таких периодов, или спадов, в отношениях, которые не все преодолевают:

    • первые дни после брака;

    • примерно через два-три месяца супружеской жизни;

    • после полугода совместной жизни;

    • после первой годовщины брака;

    • после рождения первого ребенка;

    • в интервале трех – пяти лет;

    • после семи – восьми лет супружества;

    • при 12-летнем семейном стаже;

    • через 20 – 25 лет семейной жизни.

    Кризисный период можно рассматривать как болезнь семьи, которая не всегда заканчивается разводом.

    Не вдаваясь в анализ причин спадов, следует помнить, что они, во-первых, в чем-то закономерны, а во-вторых, не вечны – имеют не такую уж большую продолжительность и преодолеваются при соответствующей подготовленности и внутреннем настрое.

    У супругов может быть все, но если у них нет постоянного притока положительных эмоций и уверенности в том, что брачный партнер всегда готов поддержать его во всем, оказать ему содействие и помощь в преодолении возникающих затруднений (даже тем, что нисколько не сомневается, что они будут преодолены), у них нет главного – удовлетворенности самим браком, семейными отношениями, самим супругом. А без такой удовлетворенности (если все же брак не распадается) нет активной жизнедеятельности, жизненного тонуса, высокой работоспособности, творческой активности.

    Как известно, брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака. Конфликты на почве неудовлетворенных потребностей и легли в основу предлагаемой классификации.

    1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего “Я”, нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.

    2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильная хроническая и нервная переутомленность одного из супругов и т.д.

    3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов.

    4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи.

    5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

    6. Конфликты, размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов.

    7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимо-поддержки, в кооперации и сотрудничестве, связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

    8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных “хобби” и увлечений.

    Разумеется, эта классификация не охватывает всего многообразия супружеских конфликтов, но дает возможность систематизировать основные из них.

    Использование категории “потребность” в создании теории супружеской конфликтности целесообразно во многих отношениях. Как известно, от анализа потребностей легко перейти к мотивам и интересам, отрицательным и положительным эмоциям. А отсюда уже прямой путь к анализу всех видов неврозов и депрессивных состояний, источником которых могут быть семейные неурядицы.

    Большая группа конфликтов возникает на основе неудовлетворенного чувства собственного достоинства, значимости, ценности нашего “Я”. Любой человек сильно переживает, когда ущемляется его личное достоинство, когда он лишается уважения, когда к нему относятся без должного почтения.

    Если один из супругов чувствует себя ущемленным, то это порождает целый ряд отрицательных чувств против другого супруга и в определенной мере переходит в неудовлетворенную потребность в положительных чувствах, неудовлетворенность в ласке, нежности, заботе. Психическое отчуждение между супругами начинается с пониженной оценки, с критических замечаний относительно личности партнера. Таким образом, нарушается душевная гармония, устойчивость психической жизни, ощущение своей полезности и ценности для другого человека. Все эти обстоятельства приводят к тому, что в браке и семье человек не может утвердить самого себя. В собственной семье он чувствует психический дискомфорт. У него исчезает чувство поддержки, солидарности, защищенности.

    Теория конфликтности, которая имеет в своей основе неудовлетворенные потребности супругов, дополняется системой взглядов на то, что другая большая группа конфликтов возникает на почве разделения труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье. В основе этой группы конфликтов лежит теория ролей, интенсивно разрабатываемая в современной социальной социологии. Правда, эта группа конфликтов без особого труда может быть объединена с первой, так как разделение труда между супругами можно рассматривать не только как конфликт разного понимания мужем и женой своих взаимных прав и обязанностей, т.е. как конфликт ролей, но и как рассогласование потребностей супругов во взаимопомощи, сотрудничестве, кооперации и психической поддержке. Следовательно, конфликт ролей можно рассматривать как конфликт особой специфической потребности. Это дополнение очень важно, так как если исходить из теории ролей, то оказываются все же непонятными многие аспекты супружеской дисгармонии.

    Итак, за мотивами разводов стоят те или иные неудовлетворенные потребности супругов или по крайней мере одного из них. Это положение дает возможность по-новому взглянуть на проблему дестабилизации брачной жизни. Развод свидетельствует о том , что в развитии данного брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония при удовлетворении каких-то потребностей Более того, один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей.

    Человеческие взаимоотношения всегда состоят из взаимного влияния, столкновения характеров, интересов, потребностей, стремления навязать другому свои взгляды, суждения и оценки.

    Исход конфликтной ситуации часто зависит от того, в каком психическом состоянии находятся супруги, поэтому во взаимоотношениях с близкими членами семьи мы часто бываем субъективны. Следовательно, чувство неудовлетворенности браком также субъективно и зависит от того, насколько человек удовлетворен, например, своим трудом, заработком, жильем, сферой обслуживания и т.д.

    Итак, можно сказать, что удовлетворенность или неудовлетворенность браком зависит от многих слагаемых, в которых самому человеку порою очень трудно разобраться.



      1. Правовые нормы брачно-семейных отношений

    Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

    С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения. Между тем исследования показали, что только у 55% учащихся старших классов и ПТУ сложилось положительное отношение к праву как к личной ценности. При этом у 61% из них оно носит устойчивый и сознательный характер, обеспечивающий регуляцию их поведения. У 39% этих учащихся положительное отношение к праву неустойчиво, ситуативно. Регулятивная функция права опосредуется у них сугубо эгоистической мотивацией, основанной на эмоциональном переживании конкретной ситуации. У 45% старшеклассников и учащихся ПТУ положительное отношение к праву не сформировано. В том числе у 36% юношей и девушек обнаружено устойчиво отрицательное отношение к праву как необходимой ценности для личности. По мере взросления представление о праве как необходимой ценности для личности не только не увеличивается, а часто уменьшается. 83% учащихся получают информацию о праве от учителей, бесед, организуемых в школе, при чтении книг, просмотре телепередач и кинофильмов. При обсуждении правовых вопросов в семьях, в беседах с близкими они получают часто негативное отношение к праву в пользу других видов социальных норм. Среди норм, противоречащих правовой регламентации, первое место занимают те, которые якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказываются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного товарищества. При определенных условиях частные (по отношению к обществу) нормы микросоциальной среды осознаются индивидом как общепринятые нормами практической морали, подменяя нормы права и общественной морали.

    Исследование
    Чтобы попробовать определить готовность студентов к браку, мы провели опрос на данную тему (см. приложение).

    Среди 60 опрошенных, представлены студенты социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета (две группы).

    По результату опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 80% от числа всех респондентов. Остальные 20% пока не задумывались об этом. Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных, не было по этому поводу можно сделать ряд выводов.

    Среди опрощенных 96,6% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, и всего лишь незначительная часть (3,3%) считают от 30 и старше. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16-20лет. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем.

    На вопрос об отношении к браку с разными национальностями мнение разделилось следующим образом: 46,6% опрошенных ответили, что это их не интересует. Но 19,9% ответили, что для них это не главное, но родители против. Остальные опрошенные (а именно 33,2%) затруднились ответить. Причина, как я считаю, в том, что многие еще не определились и не разговаривали с родителями на эту тему.

    Очень интересный ответ мы получили на 12 вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь». 66% ответили, что в школе, но лично нас огорчил ответ, 23,3% опрошенных, еще не встретил. У незначительной части, первая любовь встретилась в институте, и у 13,3% в детском саду. Это говорит о том, что время в школе прошло недаром.

    На вопрос как относитесь к браку с разными национальностями (вопрос№5) 33,3% из опрошенных студентов русской национальности ответили, что это их не интересует; 16,6%- для меня это не имеет значения, но родители против; 16,6% затруднились ответить. Из числа опрошенных татарской национальности 13,3% ответили, что не интересует; 3,3% проблема с родителями; 16,6% затруднились ответить. Процентное соотношение опрошенных: 60% русские, 36,6% татары, 3,3% другая национальность.

    Для большинства опрошенных парней социальное положение девушки их не интересует, так ответили 33,3%, но вот девушки к этому вопросу относятся по-другому, социальное положение не интересует всего лишь 10% из числа опрошенных девушек. 26,6% девушек ответили, что может это и лучше, но вообще нет, а вот 13,3 % девушек ответили, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от парней, из них так ответили 6,6%.

    На вопрос состоите ли вы в браке, лишь семь человек ответили положительно.

    Заключение




    Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. - все это общая направленность современной молодежи.

    Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности.

    Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.

    Волевые качества, без сомнения, являются решающими в ряде жизненных ситуациях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам порой требуются большое самообладание, выдержка, терпение как по отношению друг к другу, так и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма скромны. Единственный выход из создавшегося положения - готовность и умение ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек, «хобби» и др.

    Список литературы

    1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права// Актуальные проблемы поведения. №3, 2003.

    2. Гребонников И.В., Кованько Л.В. М., 1986, 271с.

    3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 160с.

    4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, М., 1987.

    5. Ковалев С.В. Психология современной семьи, М., 1988.

    6. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 1990.

    7. Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. М., 1986.

    8. Сборник статей «Культура семейных отношений». М., 1985.

    9. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. М., 1996.

    10. Сысенко В.А. Супружеские конфликты, М., 1983.

    11. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" М.,1999.

    12. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

    13. Христианская семья и брак. М., 1992.

    14. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.

    Приложение




    1. Как вы относитесь к браку?

    а) положительно

    б) отрицательно

    в) пока не думал об этом

    г) затрудняюсь ответить

    2. Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в ВУЗе?


    а) да, это нормально

    б) нет, брак мешает учебе

    в) может быть

    г) не знаю


    3. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

    а) от 16-18 лет

    б) от 18-20 лет

    в) от 20-30 лет

    г) от 30 и старше

    4. Как относитесь к браку с разными национальностями?

    а) это меня не интересует

    б) так нельзя

    в) для меня нет разницы, а родители против

    г) затрудняюсь ответить

    5. Для вас имеет значение социальное положение вашей половины?

    а) да

    б) нет

    в) может быть, это и лучше, но вообще, нет

    г) не знаю

    6. На каком социальном уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе внимание?

    а) студент

    б) служащий

    в) интеллигент

    г) бизнесмен

    д) не имеет значение


    7. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18лет)?

    а) нормально

    б) нормально, но это не надолго

    в) отрицательно

    г) затрудняюсь ответить

    8. Хотели ли вообще вступать в брак?

    а) да

    б) да, но сначала доучусь

    в) не знаю

    г) нет

    9. Состоите ли вы в браке?

    а) да

    б) нет
    О себе.

    10. Ваш пол?

    а) мужской

    б) женский

    11. Ваша национальность?

    а) русский(ая)

    б) татарин(ка)

    в) другая

    12. Ваш возраст?

    а) от 20-22 лет

    б) старше 22 лет

    13. Место вашего рождения?

    а) деревня

    б) село

    в) город

    г) мегаполис


    написать администратору сайта