Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Актуальность темы

  • Степень изученности темы

  • Объект исследования

  • Цель курсовой работы

  • Методы исследования

  • Работа имеет следующую структуру

  • Теоретические основы изучения видеоигровой зависимости у молодежи 1.1. Молодежь как социальная категория

  • Рис. 1 – Подгруппы (слои) молодежного возраста, с точки зрения социологии

  • 1.2. Особенности видеоигровой зависимости у молодежи

  • 1.3. Профилактика как средство предупреждения компьютерной игровой зависимости у подростков

  • курсовая без тинульника. Данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время компьютер стал частью жизни человечества, а для некоторых лиц и самой жизнью


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеДанной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время компьютер стал частью жизни человечества, а для некоторых лиц и самой жизнью
    Дата11.11.2022
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлакурсовая без тинульника.pdf
    ТипРеферат
    #783584
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Содержание
    Введение ............................................................................................................... 3 1. Теоретические основы изучения видеоигровой зависимости у молодежи.5 1.1. Молодежь как социальная категория ........................................................ 5 1.2. Особенности видеоигровой зависимости у молодежи ............................. 8 1.3. Профилактика как средство предупреждения компьютерной игровой зависимости у подростков ................................................................................. 12 2. Исследование видеоигровой зависимости молодежи городе Казань. ...... 14 2.1. Основные характеристики молодежи в городе Казань .......................... 14 2.2. Анализ видеоигровой зависимости молодежи ....................................... 17 2.3. Методы профилактики зависимости молодежи от видеоигр в городе
    Казань ................................................................................................................. 31 3. Проект предложений по совершенствованию профилактики видеоигровой зависимости молодежи в городе Казань ........................................................... 35
    Заключение ......................................................................................................... 40
    Список использованной литературы ................................................................. 42

    Введение
    Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время компьютер стал частью жизни человечества, а для некоторых лиц – и самой жизнью. Зависимость от видеоигр сравнима с формой наркомании, токсикомании и алкоголизма. Людей, страдающих игроманией, лечат в специализированных клиниках и центрах реабилитационной помощи.
    Компьютер зачастую воспринимается молодежью, в первую очередь, как средство суррогатного общения, или как форма проведения досуга с помощью различных видеоигр. В мире, где практически каждое действие совершается с помощью информационных технологий, не представляется возможным изолировать современную молодежь от пагубной стороны этой реальности, просто запретив пользоваться компьютером, ходить в компьютерные клубы, общаться с друзьями, которые увлекаются компьютерными играми и т.д.
    Решение данной проблемы требует комплексного подхода, направленного на реализацию организационных и психолого-педагогических мероприятий.
    Степень изученности темы:
    Ведется постоянная работа над разработкой общепринятой и эффективной системы профилактики данного феномена. Превентивные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко описаны как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, но реализация существующих наработок наталкивается на ряд трудностей, заключающихся в отсутствии как результатов полномасштабных теоретических исследований, так и апробированных психопрофилактических методик, и техник.
    Проведенный анализ научной литературы по рассматриваемой теме показал, что профилактика зависимости молодежи от видеоигр в нашей стране должна охватывать все сферы жизнедеятельности молодежи: семью, образовательную среду, общественную жизнь и досуг.

    Объект исследования – молодежь, которая находится в состоянии зависимости от видеоигр.
    Предмет исследования – особенности и проблемы зависимости молодежи от видеоигр в городе Казань, а также разработка научно- практических рекомендаций по совершенствованию профилактики видеоигровой зависимости молодежи в городе Казань.
    Цель курсовой работы – изучить теоретические основы видеоигровой зависимости у молодежи, провести исследование зависимости молодежи от видеоигр в городе Казань и разработать проект предложений по совершенствованию профилактики видеоигровой зависимости молодежи в в городе Казань.
    Задачи:
    1)
    Рассмотреть молодежь, как социальную категорию;
    2)
    Изучить особенности видеоигровой зависимости у молодежи;
    3)
    Охарактеризовать профилактику как средство предупреждения компьютерной игровой зависимости у подростков;
    4)
    Проанализировать основные характеристики молодежи в городе
    Казань;
    5)
    Провести анализ видеоигровой зависимости молодежи;
    6)
    Рассмотреть методы профилактики зависимости молодежи от видеоигр в городе Казань;
    7)
    Подготовить проект предложений по совершенствованию профилактики видеоигровой зависимости молодежи в городе Казань.
    Методы исследования. При выполнении данной курсовой работы, были использованы общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение и анализ учебной и научной литературы, формально-юридический, логический и статистический методы исследования.

    Работа имеет следующую структуру: состоит из введения, трех разделов, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
    1.
    Теоретические основы изучения видеоигровой зависимости у
    молодежи
    1.1. Молодежь как социальная категория
    Кризисы современного общества губительны для подрастающего поколения. Современная молодежь является крайне неустойчивой социальной группой.
    Несмотря на труды ученых, молодежная проблематика до сих пор стоит очень остро. Говоря о попытках дать определение понятию «молодежь», можно упомянуть несколько ее характеристик, которые обсуждаются еще с
    20-х гг. в буржуазной ювенологии. Ее определяют, как правило, либо по возрасту, либо по способу деятельности [5, c. 59]. Однако при этом, во-первых, демографические характеристики, как приходят к заключению исследователи, не имеют существенного значения для понимания ее природы. А во-вторых, даже при этом, если нижнюю границу, задаваемую пубертатным возрастом, как-то можно принять, то верхнюю возрастную границу определить никак не могут. И тогда молодежь пытаются определить не демографически, а по каким-то функциональным критериям, например, усвоенными ценностями.
    Но проблема все равно не решается.
    Понятие «молодёжь» входит в понятийный аппарат многих общественных дисциплин. В демографии, этнографии, например, нашёл своё применение к определению молодёжи возрастной подход [16, c. 149]. В основе данной концепции лежит понимание возраста, как основной, наиболее существенной характеристики, а группообразующим признаком в этом подходе является процесс социального взросления. Социология, рассматривая молодёжь, также учитывает возрастной критерий. Принято считать, что
    возраст молодёжи заключается в рамках от 14 до 30 лет. В результате такого большого интервала в границах молодёжного возраста выделяются подгруппы
    (слои).
    Рис. 1 – Подгруппы (слои) молодежного возраста, с точки зрения
    социологии
    1. От 14 до 16 лет – это подростки. У этой категории молодёжи прослеживаются максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. В этом возрасте продолжается половое созревание, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма.
    2. Период от 17 до 19 лет – юношество. Этот период характеризуется завершением физического созревания и началом социализации. Это возраст самоопределения молодёжи, приобретение ею всего диапазона гражданских прав, а вмести с этим и ответственности за свою деятельность. Приобретение новых ролей в общественно-политической сфере и др. Именно в этот период происходит разделение жизненных путей юношей и девушек.
    Подростки
    (возраст: от 14 до 16 лет)
    Юношество
    (возраст: от 17 до 19 лет)
    Молодость
    (возраст: от 20 до 24 лет)
    Старшая молодежь
    (возраст: от 25 до 30 лет)
    Подгруппы (слои) молодежного возраста

    3. Собственно молодость – это период от 20 до 24 лет. Продолжается процесс социализации, человек в этом возрасте считается взрослым с физиологической точки зрения.
    4. Старшая молодёжь – это молодые люди в возрастной категории от 25 до 30 лет. В этот период происходит завершение процесса формирования зрелой личности. У человека этой возрастной категории уже сформировался личный опыт в семейных и производственных отношениях. Часто в этом возрасте молодые люди уже выполняют роли родителей. Однако, говоря о молодёжи как о специфической социально-демографической группе общества, нельзя характеризовать её только возрастными рамками, надо учитывать и определённое место, которое она занимает в социальной структуре общества, особенности социального становления и развития [20, c.
    158].
    По мнению Н. Ф. Головатого, «всё это в совокупности, с одной стороны, отличает молодёжь от других возрастных и социальных групп общества, а с другой, позволяет ей объективно занимать весьма своеобразное место во всех сферах жизнедеятельности общества». В связи с этим он выделяет основные и второстепенные особенности молодого поколения. К основным относятся психологические, возрастные, физиологические, социально -классовые характеристики молодёжи.
    Второстепенные характеристики вытекают из основных и зависят от: места проживания, социального статуса человека в обществе и т.д. [7, c. 94].
    В рамках структурно-функционального подхода, молодёжь рассматривается как особая группа общества [13, c. 66]. Т. Парсонс трактует понятие молодёжь как объект социального обновления, социализации и проявления различного рода протестных настроений [22, c. 26]. Интерес в изучении молодёжи у Т. Парсонса был направлен на ценности, поведение различных молодёжных групп. Альтернативную точку зрения на молодежь выдвигает субкультурный подход. Его представители считали, что ошибкой
    функционалистов является представление молодёжи, как однородной массы, по их мнению, классовая принадлежность играет огромную роль в их социализации [14, c. 171]. Молодежь, как утверждают представители этого подхода, – это группа людей с определённым образом жизни, стилем жизни, культурными нормами. В психоаналитическом подходе исследователи подходят к рассмотрению молодёжи как к категории людей, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим социальным статусом, особенностями сознания и поведения. По их мнению, молодое поколение больше ориентируется на себя, имеет большую свободу выбора целей, разнообразный выбор средств их достижения, меньший контроль со стороны различных авторитетов (семьи, клана и др.)
    Согласно В. Т. Лисовскому, молодёжь представляет собой поколение, проходящее стадию социализации, усваивающее общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемое к выполнению социальных ролей [12, c. 201].
    В. Б. Голофаст: «Молодым можно назвать только такого человека, основной социальной функцией которого является подготовка к статусу взрослого члена общества». Выделение молодёжи в отдельную социально- демографическую группу происходит на основе наличия у этой категории людей особых характеристик, которые позволяют отличать молодёжь от других социальных групп. Молодое поколение отличается особенным социальным статусом, спецификой её группового сознания и ориентацией на субкультуру как на форму самоорганизации.
    Итак, рассматривая понятие молодёжь с позиций разных теорий можно сделать однозначный вывод, что молодёжь – это особая социально- демографическая группа, находящаяся в определённой возрастной категории
    (14 -30 лет), занимающая важную позицию в обществе и имеющая определенный образ и стиль жизни. Таким образом, можно сказать, что представители разных теоретических направлений по-разному трактуют
    данное понятие, кто-то делает акцент на возрастных границах, кто-то – на место, занимаемое молодежью в структуре общества, другие – на характеристиках молодежи как особой социальной группы и т. д. Но все они сходны в одном: молодежь – это ключевая ячейка общества, играющая важную роль в его развитии.
    1.2. Особенности видеоигровой зависимости у молодежи
    Главные симптомы видеоигровой аддикции или компульсивной игровой активности аналогичны в некоторой степени наркотической и алкогольной аддикциям.
    Во-первых, видеоигровой аддикт чувствует непреодолимую потребность играть все больше и больше по времени, и это сильное желание играть возрастает до такой степени, что он не в силах сопротивляться этому желанию. Когда игрок только начинает играть, 1 – 2 часа могут быть достаточным игровым сеансом для него. Подобно наркотической или алкогольной зависимости видеоигровая аддикция проявляется у игромана поэтапно: сначала снижается удовлетворенность от коротких игровых сессий, затем начинает развиваться потребность играть дополнительное время или играть с большей интенсивностью, и проблема усугубляется [23, c. 64].
    Второй признак, указывающий на то, что индивид имеет проблему видеоигровой аддикции, – это раздражительность, тревожность, если ему не удается поиграть в видеоигру [4, c. 129]. Компульсивный игрок может иметь следующие внешние признаки, указывающие на его зависимость: значительный набор или снижение веса; нарушение или потеря сна; резкое изменение настроения; избегание друзей и членов семьи; ложь в отношении количества времени, отводимого им на игру; пропуск приема пищи; плохая работоспособность; слабая академическая успеваемость. Подросток, который
    зависим от видеоигровой активности, скорее всего, не думает о других развлечениях [20, c. 1014]. Компульсивная игровая деятельность мешает подростку посещать школьные занятия, культурно-просветительские мероприятия, вредит гигиене, физическому и психическому здоровью и его работоспособности. Несмотря на то, что эксперты знают множество факторов, которые приводят к вещественной (химической) зависимости, стартовый механизм видеоигровой аддикции все еще остается неясным.
    Физические последствия от компульсивной игровой активности хорошо изучены и задокументированы. По большей части видеоигровая активность – это сидячая активность, которая может привести к проблемам со здоровьем, связанным с сидячим положением в течение долгого времени, таким как диабет, неврозы, плохая циркуляция крови, набор веса, гормональные нарушения. Длительная игра в видеоигры, постоянное нажимание кнопки игрового контроллера приводят к тому, что большой палец игрока повреждается, а долгое напряжение руки приводит к заболеваниям, таким как локтевой бурсит или тендинит, вызывающим серьезные боли и потерю подвижности руки, что делает невозможным заниматься любой физической деятельностью. Чрезмерная видеоигровая активность может также вызвать синдром запястного канала из-за компрессии медианного нерва – неврологическое заболевание, проявляющееся длительной болью и онемением пальцев кисти.
    Видеоигровая аддикция оказывает вредное воздействие не только на физическое здоровье игрока, но и на его психическое состояние. Одна из самых спорных на сегодняшний день тем среди психологов – это влияние жестоких видеоигр на поведение игроков. Согласно данным АПА, некоторые компульсивные геймеры проявляют жестокость и иногда неконтролируемую агрессию как осложнение, вызванное видеоигровой аддикцией. Это наблюдается в отношении членов семьи, пытающихся убедить игромана остановить свою компульсивную игровую активность [15, c. 46].

    Видеоигры, в которых герои в образе людей подвергаются насилию, убийствам, демонстрируют употребление наркотиков, должны быть запрещены детям и подросткам до 18 лет. Термин «жестокие видеоигры» относится к тем играм, в которых есть пытки, убийства, сексуальное насилие, применяемые к игровому герою в образе человека. В играх, в которые играют дети, не должны содержаться любые виды насилия над человекоподобным героем, которые происходят в самой игре или в игре предлагается это сделать самому игроку. Кроме того, в игре не должно присутствовать сцены потребления спиртного, наркотических веществ и сексуального насилия.
    Видеоигра, которая содержит один или более таких элементов, должна рассматриваться как жестокая и не должна продаваться детям и несовершеннолетним. Существует огромное отличие между нанесением вреда реальному человеку и виртуальному монстру. Молодежь не должна видеть жестокие сцены насилия и убийства человекоподобных андроидов, а также принимать решение уничтожить человекоподобное существо или оставить его жить в игре. Такие действия могут исказить восприятие у детей реального мира и привести в замешательство относительно того, что допустимо и позволительно с точки зрения закона в реальной жизни.
    1.3. Профилактика как средство предупреждения компьютерной
    игровой зависимости у подростков
    Профилактика как система мер, направленных на предупреждение возникновения болезней и сохранение здоровья может осуществляться как в индивидуальной, так и в общественной форме [9, c. 85].
    В зависимости от уровня и направленности профилактической работы по предотвращению аддиктивного поведения в молодежной среде Л. Н.
    Юрьева и Т. Ю. Больбот выделяют стратегии эффективной превентивной деятельности, включающие профилактику в образовательных учреждениях,
    семьях, группах риска и общественных молодежных группах, подготовку квалифицированных специалистов и т.д. [10, c. 142].
    Сегодня имеется не мало наработок в области профилактики компьютерной зависимости, что отражено в трудах Д. Д. Еникеевой, Г. М.
    Авилова, М. В. Бредихиной, А. Н. Бариновой, И. В. Бурмистрова, О. М.
    Овчинникова, С. А. Завражина, Л. К. Фортовой, Т Н. Беркалиева, A. M.
    Яковлева и т.д. Согласно проведенным исследованиям актуальным периодом для эффективной профилактической деятельности является подростковый возраст, поскольку специфическая ситуация развития зачастую толкает подростков к аддиктивным способам личностной реализации.
    Профилактика подростковой зависимости включает работу с подростками (тренинговые занятия, дискуссии, игры, и т.п.), работу с педагогами, направленную на информирование и умения, в области выявления и предупреждения компьютерной зависимости среди учащихся и работу с родителями. Рядом исследователей отмечается малая информационная грамотность и недостаток внимания к вопросу компьютерной игровой зависимости со стороны родителей и педагогов (И. И. Романцова, А. А.
    Малахатка, О. В. Хилько, Д. В. Шамсутдинова и др.).
    В качестве вывода, следует отметить следующее.
    На современном этапе отечественными и зарубежными учеными были выделены различные принципы, формы и модели профилактики, разработаны и апробированы основные подходы превентивной деятельности.
    Анализ современных подходов профилактики зависимостей показывает их ориентированность преимущественно на химические виды аддикций.
    Однако идентичность механизмов и факторов возникновения различных видов аддикций, при отсутствии химической составляющей в не химических формах зависимостей подразумевает использование наработанных подходов, применяемых к лечению наркозависимых. Целью превентивной работы в
    подростковом возрасте является создание благоприятных условий для развития здорового образа жизни, ценностных эмоциональных переживаний, восстанавливающих психическую энергию, адаптивных способов эмоциональной саморегуляции и самореализации, умения разрешать конфликтные ситуации, выработку адекватной самооценки, стрессоустойчивых форм поведения и коррекции уже сложившихся аддиктивных паттернов.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта