Реферат. реферат. 1. Основные теории происхождения государства 3 1 Теория общественного договора 3
Скачать 30.49 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ 1. Основные теории происхождения государства 3 1.1 Теория общественного договора 3 1.2 Патриархальная теория 4 1.3 Теория насилия 5 2. Концепции государства разных религий 7 2.1 Протестантское понимание концепции государства 7 2.2 Православное понимание концепции государства 8 2.3 Иудейская концепция по отношению к государству 9 2.4 Исламское понимание концепции государства 9 3. Возникновение государства, согласно Библии 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 Список использованной литературы: 14 Государство занимает важное место в системе организации общества и оказывает безусловное влияние на него. Джон Локк считал, что государство является совокупностью людей, которые соединились в одно целое под эгидой общего закона, установленного ими самими, и создали судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Происхождение государства – вопрос, который беспокоил людей с древних времен. И по сегодняшний день нет точного ответа на этот вопрос. Трудно сказать, когда возникло первое государство. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями [5, с. 85]. Несомненно, эта тема актуальна, ведь современные науки, такие как социология, этнология и антропология не в состоянии дать нам однозначный ответ на вопрос о происхождении государства, однако существует множество мнений и теорий, которые объясняют процесс возникновения и развития государства. Объект исследования работы – теологическая теория как теория происхождения государства. Цель исследования работы – изучить теологическую теорию возникновения государства. 1. Основные теории происхождения государстваВ современном мире существует множество теорий о возникновении государства. Однозначного ответа на вопрос как же появилось государство нет, но, к счастью, есть идеи, которые скорее всего близки к правде, и они дают возможность нам иметь хоть какое-то представление о том, с чего началось существование государства. Самыми известными на данный момент являются теории, изложенные в трудах Аристотеля - патриархальная теория; Жана Жака Руссо – теория общественного договора; Евгения Дюринга – теория насилия, и конечно же теологическая или религиозная теория, изучение которой является целью данного реферата. Для того, чтобы качественно раскрыть суть теологической теории, стоит уделить внимание остальным идеям. Так можно будет увидеть особенности именно религиозной теории и её отличия от остальных. 1.1 Теория общественного договораДанная теория является одной из самых известных на данный момент. Сторонниками этой идеи и её главными основателями, и создателями являются такие мыслители и философы, как Джон Локк, Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. В своем основном труде «Два трактата о правлении» Джон Локк говорил о том, что под общественным договором он понимает скачок от обычного состояния к социально-развитому обществу, который не нёс за собой никаких глобальных изменений в жизни и социальном положении граждан. Он учитывал только рекомбинацию властей [1, с. 23] Согласно этой теории, государство возникло в результате договора между народом и суверенитетом. Люди создают государство с целью сохранения своих прав. Суть этой теории состоит в том, что раннее состояние общества не было идеальным (удобным). Каждый человек должен был защищать себя, свою жизнь, свои права самостоятельно, в мире не существовало согласованного судьи, который мог бы справедливо разрешать споры и различные конфликты между людьми. Понимая это, люди решили заключить договор друг с другом, в котором правительство было способно обеспечить соблюдение закона и справедливости. Таким образом, каждый человек соглашался следовать решениям, которые были приняты большинством и соблюдать законы, которые установлены представителями народа, при условии, что они не посягают на его права. Власть правителя была ограничена, в отличии от теологической теории, в которой представитель подчинялся лишь одному богу, и никто не мог оспорить его решения и действия. 1.2 Патриархальная теорияОсновным представителем данной теории является выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Аристотель говорил о том, что государство – это результат постепенного развития семьи. Подобно тому, как мужчины и женщины объединяются в семьи, так и многие семьи образуются в деревни, а союз многих деревень образует государство, которое является самостоятельной единицей. Отличительной чертой патриархальной теории является то, что в этой теории высшим органом власти считался мужчина, ведь глава или отец патриархальной семьи обладал большой властью и влиянием на других членов семьи. Его приказы всегда выполнялись в домашнем хозяйстве. Патриархальная семья была самым древним общественным институтом в первобытном обществе. Таким образом, государь являлся своеобразным «отцом», по отношению к людям, которые должны были относиться к нему с уважением и слушаться беспрекословно. Другим основоположником данной идеи считается английский социолог Генри Мэн, который в свою очередь, говорил о том, что город представляет собой конгломерат из нескольких семей, которые развивались под контролем и властью старшего члена семьи мужского пола. Через процесс брака семьи начали расширяться, начало появляться домашнее хозяйство. Несколько родов составили один клан. Группа кланов составляла племя. Конфедерация различных племен, основанная на кровных отношениях с целью защиты от агрессоров, образовала одно содружество, которое называется государством. Эдвард Дженкс, английский юрист, другой сторонник патриархальной теории, считает, что основание государства было обусловлено тремя факторами, а именно мужским родством, постоянными браками и отцовской властью. Таким образом, отличительной чертой патриархальной теории является то, что семьи росли благодаря потомкам отца, а не матери. Население мужского пола поддерживало население через браки с одной или несколькими женщинами, потому что и моногамия, и многоженство были в порядке вещей. 1.3 Теория насилияГлавными мыслителями этой теории считаются Евгений Дюринг и Людвиг Гумплович. Они считали, что войны и агрессия со стороны какого-либо могущественного племени были главными факторами в создании государства. Сила и мощь преобладали над правом в первобытном обществе. Человек, физической силой превосходящий других людей устанавливал свою власть над ними. Поэтому самый сильный человек в племени становился вождем или лидером этого племени. Эта теория основана на общепринятых принципах выживания, ведь в те времена всегда существовала естественная борьба за существование. Эта теория отличается от теологической большим количеством насилия, религиозная теория выступала за мир и добро, когда теория насилия говорит о преимуществе силы, агрессии и насилии. 2. Концепции государства разных религийТеория божественного происхождения – это самая старая теория о возникновении государства. Обычно считается, что её основателем является Св. Фома Аквинский (1225 – 1274), чьи работы стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. Данный мыслитель полагал, что государство создано Богом. Эта теория объясняет возникновение государства, как осуществление Божественного замысла. Это и придавало самому государству статус святости и незыблемости. Государь выступал как помазанник Божий. Согласно этой теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, – Бог, проникнуть в тайну божественного замысла и постичь природу и сущность государства невозможно. [3, с. 71]. Теологическую теорию происхождения государства изучали многие философы и мыслители, такие как Фома Аквинский, Аврелий Августин, Ж. Мартин, Мерсье Д.Ж. и многие другие. Например, Аврелий Августин – христианский философ античности считал, что главными обязанностями любого монарха являются уважение к Богу и уважение к человеку [4, с. 2]. 2.1 Протестантское понимание концепции государстваГосударство, с точки зрения протестантов, является божественным установлением, но сакральными функциями не наделено. Протестанты не декларируют возможности в участии гражданами в акциях государственного неповиновения. Для протестантов республика, а не монархия. Концепция разделения властей взята была из протестантского понимания Писания. Ис.33:22: «Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасет нас». Джон Локк и Шарли Монтескье развили эту идею. Основная функция с точки зрения протестантов, охранять права граждан, не зависимо от их взглядов и отношения к религии. Потому, что основная ценность для них – это человек. 2.2 Православное понимание концепции государстваСоциальная концепция РПЦ (русская православная церковь) отвела значительно меньшее место в жизни общества, чем то, которое отведено православным вероучением. 1782-1867 г. Митрополит Филарет (Дроздов). Он выразил отношение православного богословия к государству. Он указывал на непроизвольный характер создания государства, как силы природы, предваряющий всякий договор и соглашение. Государство – это образование людей. Это западная концепция. А Филарет говорил, что государство не может быть идеей людей, но это Божие установление. И царь – Божий ставленник. 1737-1812. Митрополит Платон сформулировал суть Византийский симфонии. Он сказал, что Церковь и общество соединены таким образом, что одна от другого отличается не существом, а отношением. И то и другое создано Богом, и они должны пребывать в гармонии. Т.е., по сути, это одно и тоже. Патриарх Никон 1605-16 сделал реформы, что привело к расколу православной Церкви. Русский философ Николай Лоский. 1870-1965 гг. Он сказал, что государство, отделенное от Церкви, привело бы к религии человечества, или к само обожествлению, или к релятивизму, т.е. безверию. Он говорил, что отделение государства невозможно, потому что оно зиждется на христианских идеалах. Церковь – хранительница идеалов. Если не будет Церкви, то никакая конституция не поможет. Современная православная концепция указывает на светский характер власти государства. Но при этом она наделяет государство властью борьбы с грехом. Критической позиции РПЦ придерживается в вопросе равенстве религиозных объединений перед законом. (основы социальной концепции РПЦ). В документе весьма поверхностно сказано о возможности участия священства в политической жизни страны. Ясной позиции у них в этом вопросе нет. 2010 год. Синод. Сказано, что священник может участвовать в выборах и выбираться, если синод благословит. Двойственность позиций показывает, что на данном этапе собственная позиция в отношении государства еще не сформирована. Наблюдается дрейф от провозглашенного светского принципа в сторону богословского его определения (Византийской симфонии). 2.3 Иудейская концепция по отношению к государствуС точки зрения российских иудеев, государство – это институт власти, установленных Богом для поддержания порядка в обществе. Основными функциями государства иудей видят построения и защитой толерантного общества. Государство должно быть защитной функцией для граждан. 2.4 Исламское понимание концепции государстваОсновой государства с точки зрения построения общества мусульман является договор. Мир согласия – формула договора мусульман с не мусульманами. В Коране написано, чтобы помогали друг другу, но не участвовали в грехе. С точки зрения богословия Ислама, государство – это умма, что возможно только в конфессиональной стране. Для них это халифат. 3. Возникновение государства, согласно БиблииСамой распространенной религией в мире является христианство, его священная книга и к тому же самая читаемая на Земле книга – это Библия. Именно на ней основывается христианство. Поэтому, говоря о теологической теории происхождения государства, нельзя не сказать, что говорится о возникновении государства в этой книге. Согласно Библии, именно Бог создатель Израильского государства. В древности люди много воевали и часто нападали друг на друга. Поэтому всем нужно было как-то защищать себя, так люди постепенно стали объединяться семьями и вместе вести быт, что во многом упрощало жизнь и борьбу за существование. Потом появилась потребность в разделении труда, люди стали обмениваться различными материальными вещами и услугами, появился бартер. Затем в каждой общине создавался свой устав правил для упрощения совместной жизни и разрешения конфликтов. Так образовывалось всякое государство, это обычный, стандартный ход развития. Но есть один народ, у которого государство образовалось другим образом. Всё началось с одного человека по имени Авраам, который был потомком Ноя, он был праведным человеком и имел отношения с Богом. Бог сказал Аврааму, чтобы тот вышел из той общины, того объединения, где он жил, и Бог произведёт от него народ. Для того времени выйти из укрепленного стенами, безопасного места, где есть всё потребное для жизни и пойти по открытой пустыни только со своей семьей, небольшим составом считалось глупо и очевидно небезопасно, так как это была легкая добыча для любого народа. Но Авраам поверил Богу и вышел из той земли, в которой жил. В последствии Бог обогатил Авраама, произвел от него великий народ – евреев, даровал им землю и исполнил всё, что обещал Аврааму. Именно из этого народа в последствии пришел Иисус, сын Божий, Который взял на себя грех всего человечества. Законом этого народа были 10 заповедей, которые Бог дал им, 4 из них говорят об отношениях человека с Богом, а еще 6 – об отношениях человека с человеком. Спустя много лет, до сих пор, 10 заповедей являются нормой морали и поведения по всему миру. Когда евреи исполняли закон, который Бог им дал, они были самым сильным народом, которому никто не мог причинить вреда, но из-за того, что Израильский народ перестал слушаться Божьего закона, у них появилось много бед и поражений. История Израильского государства очень интересная и сильно отличается от общепринятых историй других государств. Сегодня многие люди по всей Земле изучают историю Еврейского народа и верят в их Бога, как в единственного и всемогущего, по воле Которого происходит всё и везде. ЗАКЛЮЧЕНИЕСуществует множество теорий происхождения государства и со временем их становится только больше. Теологическая идея возникновения государства является самой первой из основных теорий и на мой взгляд заслуживает внимания не меньше, чем все остальные. Данная теория гласит, что все в мире и истории человечества от самого её начала происходит по Божьей воле, в том числе возникновение государства. Но Бог дает человеку свободу выбора, от чего, если человек выбирает не Бога, попадает в беду. Это всё утверждает и Библия. Также эта теория гласит, что Бог дал человеку закон, на который сегодня опирается и которого придерживается весь мир. Данная теория не устанавливает, что правитель — это святой и идеальный человек, как многие считают, но говорит, что только Бог допускает человека к власти и позволяет чему-то быть, а чему то не быть, Он знает все, что происходит на Земле и несет ответственность это, но люди часто пытаются понять всё своим умом, поэтому считают многие вещи несправедливыми, но Бога человеческим умом понять невозможно. К сожалению, часто люди коверкали эту теорию для своей выгоды, так многие правители делали зло, утверждая, что Бог им дал эту власть. По этой причине, многие люди, понимая неправильно эту теорию, отвергают её, думая, что она лишает их свободы, но я считаю, что она дает надежду, на то, что есть причина всему происходящему и у Кого-то Всемогущего все под контролем. Теологическая теория до сих пор существует и признается в ряде стран, например, Саудовская Аравия, Иран и многие другие. Теологическая теория стимулирует дисциплину и законопослушность среди людей, также создает моральную ответственность правителей, потому что они несут ответственность перед Богом за свое правление. Также, эта теория препятствует возникновению насилия, революций и гражданских войн; а люди становятся более законопослушными, боясь греха [2, с. 108]. Как уже говорилось – теорий очень много. Это способствует созданию многогранного взгляда на происхождение государства. Дополняя друг друга, они способствуют воссозданию полной исторической картины развития сложного многофункционального процесса. Список использованной литературы:Бабазаде Н.Р.К. Учение Джона Локка о происхождении государства и права / Н.Р.К. Бабазаде // Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспективы развития. – 2017. – С. 20-23 Батейщиков А.И. К вопросу о теологической теории происхождения государства в современных реалиях / Батейщиков А.И., Антось П.А., Рассказова Л.Ф. // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» №1 (1) – 2018. – с. 4-11. Кобежиков А.А. Теологическая теория возникновения государства / Кобежиков А.А., Куюков Р.А. // Вестник науки. Журнал. – 2018. – Т. 5, №9. – с. 70-72. Спасенников Б.А. Актуальные теории происхождения государства / Спасенников Б.А. / Научно-практический журнал Аллея Науки – 2018. – №9 (25) – с. 2. Тетюхин И.Н. К истории возникновения теологической теории происхождения государства и права / Тетюхин И.Н., Фетисова О.В. // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернандского – 2016. – №1 (59) – с. 84-94. |