Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение 18 Список использованной литературы

  • 1. Особенности исторического периода

  • 2. Средневековое сознание

  • 3. Средневековая наука

  • 4. Естествознание в арабском мире

  • 5. Начало возрождения научной мысли в Европе

  • 6. Средневековая алхимия

  • 7. Ренессанс

  • Список использованной литературы

  • Реферат (исправить). 1. Особенности исторического периода


    Скачать 113.5 Kb.
    Название1. Особенности исторического периода
    Дата12.06.2022
    Размер113.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат (исправить).doc
    ТипРеферат
    #586289

    Содержание

    Введение

    3

    1. Особенности исторического периода

    4

    2. Средневековое сознание

    5

    3. Средневековая наука

    6

    4. Естествознание в арабском мире

    7

    5. Начало возрождения научной мысли в Европе

    9

    6. Средневековая алхимия

    11

    7. Ренессанс

    14

    Заключение

    18

    Список использованной литературы

    19



    Введение

    В Эпоху Средних веков происходит постепенное ослабление влияния античной культуры. Вместе с тем усиливается религиозное христианское миро воззрение, которое, отнюдь не приветствуя естественнонаучные исследования ученых, старалось насадить в сознании людей догматические религиозные положения об устройстве мира. Религию совершенно не устраивал научный метод познания, ориентированный на наблюдение и эксперимент, истина для неё содержится в Священном Писании.

    Естествознание в средневековой Европе в течение несколькихстолетий находилось в жалком состоянии. Это было обусловлено идеологическим давлением церкви и общим застоем экономической жизни. Однако было бы ошибочным недооценивать роль средневековой науки в становлении современных областей знания. Постепенно накопились многочисленные технические изобретения. Систематизация и обобщение накопленного материала начнётся лишь в конце XIII в. под влиянием развития торговли, городов и мореходства. Тем не менее, синтез христианского богословия и античной традиции дал определённые результаты и во многом определил содержание научного естествознания того времени.

    Эпоха Возрождения, которая начинается в Европе со второй половины XIV века – это принципиально новый период в её развитии, переходный этап от Средневековья к Новому времени. Возрождение или Ренессанс обычно характеризуют как возрождение античных наук и искусств. Действительно в это время началось возрождение античной культуры, образа жизни и способа мышления. Развитие науки в эпоху Возрождения происходит на основе принципиально новых идей, утверждающих личную свободу и упразднение традиционной власти, как политической, так и религиозной.
    1. Особенности исторического периода

    Данный период охватывает V – XVI века, то есть более тысячи лет. Датой начала Средневековья считают год захвата Рима войсками вандалов, и низложение последнего римского императора Ромула Августа – 476 год. Для философии и науки год начала Средневековья – 529, когда Юстиниан запретил деятельность последней античной философской Академии. Окончание этого периода приходится на середину XVII века и совпадает со временем открытия Колумбом Америки и первой буржуазной революцией общеевропейского значения – английской революцией 1640 – 1660 гг. Но вообще этот вопрос относится к числу дискуссионных.

    Монопольную роль в духовной жизни общества играла церковь и особенно католичество. Христианская религия способствовала укреплению и централизации государств, однако жестоко подавляла всякое свободомыслие и выход за рамки христианской доктрины.1

    Во времена упадка Римской империи (V век), наступившего после нашествия вандалов научная мысль далеко отошла от гениальной античной догадки об устройстве и единстве природы. Большинство трудов древних философов были утрачены в ходе варварского нашествия. Случайно уцелевшие труды Аристотеля, в число которых входили его трактаты « О категориях» и « Об истолковании» подвергались пересмотру с христианских позиций. Комментаторы Аристотеля очищали его представления от всего того, что вело к познанию мира и причин его возникновения и развития. Зато активно использовались его идеи, которые можно было приспособить для нужд христианства – идея первотолчка в развитии мира, идея о геоцентрическом строении Вселенной и Земле, как центре Мира.

    Античный мир погибал, торговля сокращалась, население городов вымирало или разбегалось. Этот процесс разрушения античной цивилизации продолжался долго, в течение нескольких веков. В итоге античная наука была почти забыта. Ее отрывочные элементы сохранились в школах при монастырях. Они составили две ступени школьного обучения. Грамматика, риторика и логика составляли низшую ступень средневекового образования – трехпутье или тривиум (откуда и слово «тривиальный») и усваивались небольшим числом духовных лиц и еще меньшим числом мирян. Более высокая ступень – четырехпутье или квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) – была уделом совсем немногих.

    Естественнонаучное наследство античного мира, включенное в тривиум и квадривиум, было очень узким. Такими же узкими и искаженными были отрывки античной науки, попавшие компиляции Средневековья, представлявшие собой набор цитат из Библии и Аристотеля, снабженные комментариями авторов. Причинами этого являлись не только утрата наследия античности в ходе варварского нашествия, но и особенности Средневекового сознания, не совпадающего с античными представлениями о мире.2
    2. Средневековое сознание

    В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно-рациональным. Любой объект рассматривался прежде всего с точки зрения полезности для человека, а не в объективных связях. Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами (деловитостью, активностью, способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж – авторитет – власть и др.

    1. Стержнем средневекового сознания выступало религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы.

    2. Представление о сверхъестественных силах было порождено к практическим бессилием человека как перед природой (неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства), так и перед государством и обществом (социальный гнет, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др.).

    3. Средневековый человек не рассматривал природу как самостоятельную сущность. Природа рассматривалась им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него. Природа – проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

    4. Для средневекового человека природа - это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть лишь символы бога. Поэтому и познавательный аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных свойств предметов зримого мира, а на осмысление их отношения к божеству.

    Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на сложную иерархизированную систему ценностей, ценностное сознание.

    Таким образом, средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Поэтому и развитие наук о природе в этот период было практически невозможно.

    Из этих особенностей средневекового сознания следует специфический способ мышления – телеологизм – истолкование явлений действительности как существующих по промыслу Божию для исполнения заранее предусмотренных целей.


    3. Средневековая наука

    Основное направление в Средневековой науке – схоластика. Происхождение этого термина идет от латинского слова школа – то есть это школьная философия. Схоластика – философия, ведущая начало от теологии, но не тождественная ей. Это особый тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи. Выдающийся деятель схоластической науки Пьер Абеляр, активно разрабатывал проблемы схоластической логики. Однако он рационализировал отношение веры и разума и считал понимание обязательным условием веры. Исходным положением Абеляра было - «понимать, чтобы верить». Эта опасная попытка отделения разума от веры не могла остаться безнаказанной. Как следствие – заточение в монастырь.

    Опасные тенденции в схоластике попытался приостановить Фома Аквинский, который таким образом трансформировал учение Аристотеля, чтобы полностью подчинить его теологии. Он создал особое философское течение, имеющее естественнонаучную ориентацию - томизм. Согласно этому учению:

    1. Все науки являются служебными по отношению к теологии

    2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки – опыт и разум

    3. Существует область объектов, общая для наук и теологии, но есть истины, которые нельзя познать разумом- это сотворение мира, воскрешение и т.д.

    Таким образом, Фома не только отделил науку от теологии, но и отвел ей подчиненную роль – « наука-служанка теологии».

    В результате схоластика была обречена на бесплодное теоретизирование и оторванность от реальной действительности. Ученые схоласты не принимали античную естественнонаучную картину мира и пытались определенным образом преобразовать ее.3

    Ссылки на всемогущество бога служили у средневековых схоластов основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских представлений и выработки качественно новых образов и представлений, которые впоследствии и способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира.
    4. Естествознание в арабском мире

    На Востоке с античной наукой дела обстояли совершенно иначе, нежели в Европе. Когда император Юстиниан в 529 году запретил античные школы в Афинах и других городах, многие ученые переселились в Персию, где образовался новый научный центр. Здесь переводились на персидский и арабский языки античные авторы.

    Арабский мир, не подвергшийся таким серьезным потрясениям, как Европа, в период с VIII по XII век активно развивался. Наука должна была удовлетворять растущие потребности земледелия, промышленности и торговли. Арабы создают ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделяются Багдад (VIII – IX в.в.) и Кордова (X в.).

    В IX-X веках в Багдаде существовала значительная школа ученых, активно продолжавших античную традицию. Здесь работали известный врач и химик Закария Рази, философ Фараби, математик, астроном и поэт Омар Хайям. Арабские ученые достигли больших успехов в области астрономии. Они перевели труд Клавдия Птолемея, дав ему название «Альмагест», сооружали обсерватории и вели систематические наблюдения за Солнцем, Луной и звездами. Им были известны такие астрономические приборы как астролябия и стенные квадранты. Составленные ими астрономические таблицы были точнее, чем в Древней Греции. Занятие астрономией стимулировало достижения в области математики, физики (в частности оптики). Были уточнены значения длины экватора и дуги меридиана. Развивалась и практическая химия, были отработаны процессы кристаллизации, перегонки, возгонки, растворения и обжигания различных веществ и соединений. В это время арабы познакомились с сочинениями Аристотеля, что дало начало своеобразному научно-философскому движению – арабскому аристотелизму.

    В 980 г. родился Абу-Али ибн Сина – один из виднейших представителей средневековой науки. В Европе он прославился под латинизированным именем Авиценна.4

    Авиценна известен, прежде всего, как врач, и его книга «Медицинский канон» – много веков и на Востоке и в Европе (она переиздавалась более 30 раз на латыни) служила основным медицинским руководством и справочником. До сих пор описание клинической картины многих болезней в этой книге поражает своей полнотой и точностью.

    Высшей точкой развития Кордовской школы было творчество ибн Рушда, известного нам как Аверроэс (1126-1198). Он стал наиболее последовательным из арабских сторонников аристотелизма.

    Современники говорили, что Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля. Дошедшие до нас работы Аверроэса имеют форму комментариев к «Метафизике» Аристотеля, но это вполне оригинальные разработки, в частности, о самозарождении организмов под влиянием теплоты. Согласно учению Авэрроэса, материальный мир безначален и бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует только благодаря движению, и мы наблюдаем его только при помощи перемен. Он отвергал момент творения мира Богом из ничего. Бог также вечен, как и природа, утверждал ученый.5

    Ученый считал возможным расхождение между наукой и религией. То, что истинно с точки зрения науки, может быть ложно в аспекте теологии и наоборот.

    Идеи Аверроэса были связаны со значительным развитием положительных естественнонаучных знаний в арабском мире вообще и в Кордовском халифате в частности.

    Рационально мыслящие деятели Западной Европы активно восприняли учение Аверроэса. Именно его философская система в форме арабского аверроизма на несколько веков вперед стала для средневековых европейских ученых основной философской доктриной.
    5. Начало возрождения научной мысли в Европе

    В XII веке начались крестовые походы, что стимулировало развитие промышленности в Европе, и, соответственно, увеличило потребность в прикладных разработках, особенно по металлургии, ткачеству, красильному делу, взрывчатым веществам и т.д. По-видимому, в этот период научная работа была фактически совмещена с производством, т.е. изобретения немедленно пускались в дело, хотя принципиальных технологических новшеств было мало.

    Большую часть технических нововведений Европа этого периода получила от арабского мира. Это: арабские цифры и десятеричная позиционная система счисления, бумага, новые химические средства и препараты – кислоты, щелочи, купоросы. Оттуда же попадали и новые знания в области математики, химии, медицины и анатомии.

    В Европе проблемы с обеспечением людей продовольствием привели к появлению новшеств в земледелии. Устаревший шейный хомут был заменен плечевым, что позволило в четыре раза увеличить силу тяги животных. Изобретение подковы привело к тому, что в качестве рабочего животного стали использовать лошадей, кроме того, впервые стали использовать в одной упряжке несколько животных одновременно. Это привело к изобретению более тяжелого металлического плуга, лучше рыхлившего почву. Широко распространяются водяные мельницы, в Испании появляются впервые отмеченные у арабов ветряные мельницы. Расширялось кузнечное и шорное производство.

    Следствием революции в земледелии явился значительный рост урожайности культур и, соответственно, появление избыточной сельскохозяйственной продукции.

    Многочисленные военные походы вызвали взлет в производстве оружия. Изобретение ткацкого станка привело к существенному росту ткацкого производства. Вновь, спустя почти 2000 лет, для строительства домов стали применять обожженный кирпич.

    Происходят изменения в ремесленных искусствах – варка цветного стекла, плавка чугуна, благодаря мощным мехам, приводимым в движение силой воды. В руках человека впервые в истории сосредоточивается такая сила – мощность водяных мельниц достигает 40 – 60 лошадиных сил. Все это, в свою очередь; приводит к развитию торговли и росту городов. Не стоит отбрасывать последствия крестовых походов, существенно раздвинувших горизонты общественной мысли. В обществе наряду со знатью и крестьянством, появились еще два многочисленных класса: буржуа и рыцарство.

    Одним из наиболее ярких выражений оживления светской жизни явилось возникновение светских образовательных учреждений – университетов.6

    Еще в XII веке возник первый светский университет в Болонье. 1200 год считается годом основания Парижского университета. В XIII веке появляется много университетов в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), в Тулузе (1229) и др. В XIV веке появляются университеты в Германии: Пражский (1349), Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и др. Несмотря на то, что в преподавании здесь еще отдается предпочтение вере перед знанием, впервые появляется возможность получить и светское образование на медицинском факультете.

    Появляются ученые, делающие первые попытки научных разработок. Одним из немногих таких людей был Роджер Бэкон (1214-1294). Бэкон, в отличие от многих своих коллег, изучал Аристотеля и арабские источники в подлинниках, и он быстро понял, насколько заблуждались его современники в своей трактовке этих учений. Бэкон со знанием дела критиковал средневековую схоластику, обличал пороки духовенства, не щадя и самого папы. Он придавал исключительное значение проблемам естествознания, большое внимание уделял математике.

    Очень важны для развития естествознания основные принципы, которые Бэкон предложил применять для разработки любых наук. Центральным моментом этих положений является утверждение о примате эксперимента. Он предлагал два метода исследования: путем доводов и путем опытов. Но сразу же предупреждал, что доводы никогда не бывают достаточны. Они могут дать ответ на вопрос, но не дают уверенности, доказательности. Уверенность дает только опыт.
    6. Средневековая алхимия

    Большой толчок в развитии естественных наук в Европе дала такая специфическая наука, как алхимия.

    Алхимия основана на предположении, что Вселенная в своем строении едина. Основой единства и порядка была для алхимиков первоматерия, которая остается неизменной при всем разнообразии ее проявлений. Первоматерия- это то, что остается от предмета, когда он лишен всех характеристик. Вплоть до XVIII века, а то и позже, алхимики считали, что объект может быть лишен своих свойств и низведен до первоматерии, к которой затем можно прибавить другие, лучшие свойства. Они базировались на распространенной тогда теории четырех первоэлементов. Согласно этой теории, не подвергавшейся сомнениям вплоть до XVII века, Вселенная создана из первоматерии. После чего первоматерия была оформлена и одухотворена. Четыре элемента - огонь, воздух, земля и вода - были получены из нее первыми. В различных сочетаниях они встречаются во всех материальных телах. Если одно из свойств элемента нарушено, он превращается в другой элемент.

    Эта теория важна для алхимии, поскольку допускает возможность трансмутации. Золото – это соединение четырех элементов в определенной пропорции. Другие материалы являются соединением тех же элементов, но в немного других пропорциях. Изменяя пропорции в этих соединениях, нагревая или охлаждая, высушивая или увлажняя, можно другие металлы превратить в золото.

    Нарушить соотношение элементов внутри неблагородных металлов под силу только субстанции, называемой философским камнем. Философский камень (Красный Лев, Великий Эликсир, Магистериум), мог облагораживать металлы и служить универсальным лекарством. Его раствор определенных концентраций (золотой напиток) мог молодить стариков, продлять жизнь, просто исцелять от болезней.

    Для получения философского камня использовалась ртуть, которая путем различных превращений приобретала вид красного рыхлого порошка, который и использовался в алхимических фокусах. Полученный по прописям алхимиков « философский камень» был проанализирован современными химиками и оказался химически чистым хлорауратом серебра Ag( AuCl 4) , имевшим в своем составе 44% золота. Теоретически он мог вызвать поверхностное золочение опускаемого в его раствор предмета.

    Церковь относилась к алхимии со сдержанной заинтересованностью, да и представляли это ремесло главным образом монахи. Этому не были чужды и церковные иерархи, такие как уже упомянутые Роджер Бэкон, Раймонд Луллий, Альберт Великий, Бонавентура и др.

    Помимо алхимических фокусов, алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов. Созданы были технологии и отдельные приемы технической химии: перегонка, возгонка, фильтрование, осаждение из растворов, сплавление металлов, получение материалов из руд, обогащение руд и т.д. Для этих целей изобрели

    специальное оборудование, химическую посуду, измерительные средства – весы, термометры, мерные чаши и цилиндры.

    Самым важным для естествознания является то, что эмпирическая алхимия проложила путь к прямому научному эксперименту, сознательно и целенаправленно поставленному.

    История алхимии, несомненно, может быть включена в систему естественнонаучных знаний средневековья. Более того, это, по-видимому, единственный серьезный вклад этой эпохи в развитие науки.7

    В XIV веке в наиболее развитых странах Европы (прежде всего, в городах Северной Италии) начали появляться первые ростки капитализма, из среднего сословия граждан, прежде всего ремесленников, стали формироваться предприниматели.

    Экологическая, политическая и демографическая ситуация этого периода были крайне неблагоприятны. В Европе началось похолодание, ранее богатые земледельческие районы стали приносить гораздо меньшие урожаи. По всем странам прокатилась чума – «черная смерть» – в результате которой вымерло до трети населения Европы. Выход из кризиса был достигнут с помощью роста производительности труда и внедрения новых механизмов и технологий. Появились: колесный домкрат, сверлильный станок, подъемный кран, землеройная машина и даже первый автомат – механические часы. К этому времени относят и появление очков, стальных игл для шитья, игральных карт, тряпичной бумаги. Огромные сдвиги пережило военное дело – появилось огнестрельное оружие, основанное на использовании пороха.

    Стали активно развиваться сельскохозяйственные науки. В частности, появилась потребность в выведении новых сортов растений, устойчивых к изменившимся климатическим условиям. Были получены новые сорта ячменя, пшеницы, винограда. В рацион человека стали вводиться новые виды овощных растений – цветная капуста, красная свекла, морковь и т.д.

    Именно в этот период отчетливо проявилась потребность в истинно научных знаниях о природе.

    7. Ренессанс

    В условиях оживления культуры на первый план вышла человеческая личность, обязанная своим положением и успехом не знатному происхождению, а собственным усилиям, предприимчивости, знаниям и удаче.

    Началась новая эпоха истории нашей цивилизации – Возрождение (Ренессанс).

    Понятие «Ренессанс» означает духовное обновление, подъем культуры после ее тысячелетнего упадка. Идейной основой этого периода был гуманизм, светски-рационалистическое мировоззрение. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного положения, но, главными выразителями этих тенденций стали люди творческого труда – поэты, художники, философы, филологи – представители профессий, имеющих объектом воздействия и изучения самого человека, все человеческое. Отсюда возникло их наименование – гуманисты (humanus – человеческий), а нового мировоззрения – гуманизм.

    Первым гуманистом принято считать Петрарку. Однако его гуманизм был довольно специфичен. В его философии свободомыслие сочеталось с платонизмом.

    В итальянских городах, ближе других связанных со средиземноморской торговлей, ремесло, культура, общественная жизнь и политическая активность горожан получили наиболее заметный импульс от крестовых походов. Во Флоренции, Генуе, Болонье, Лукке возникли не только обычные мастерские, но и крупные мануфактуры.

    В 1440 году произошло событие, изменившее условия распространения и развития художественной и научной литературы: Иоганном Гутенбергом был изобретен печатный станок. Через несколько лет он появляется в Италии. Начинается расцвет книжной учености. Книга становится достоянием широких кругов. Вопреки сложившемуся мнению о засилии богословской литературы в первичном книгопечатании, в реальности доля такой литературы не превышала 30%. Собственно научная книга также занимала немного места – около 10% тиража, это в первую очередь медицинские и астрологические трактаты, описание растительного и животного мира, труды по арифметике, геометрии и физике, алхимии, агрикультуре. Широко представлены в литературе того времени были книги по праву, музыке, поэзии, истории и философии.8

    Итальянский гуманизм достигает высшей точки своего развития к концу XV века. Но уже тогда все чаще встречались люди, которые стали сомневаться в книжной учености гуманистов. Они стремились к изучению природы, освобожденному не только от церковных запретов, но и от груза литературных традиций, который гуманисты повесили на свободную мысль и свободное творчество.

    Представителем этих кругов был энциклопедист Ренессанса Леонардо да Винчи (1452-1519). Леонардо был одной из наиболее оригинальных фигур в мировой культуре: живописец, скульптор, музыкант, поэт, архитектор, ученый.

    В собственно научной работе можно отнести его исследования по анатомии, физиологии человека и животных и ботанике. Леонардо отвергал средневековое представление о Земле, как центре мироздания. 9

    Леонардо да Винчи фигурирует в изучаемом аспекте как ученый и деятель культуры, являющийся примером бесконечных творческих возможностей человека. Такие люди олицетворяли эпоху Возрождения с ее новым пониманием места и роли человека в объективном мире. Человек стал пониматься не просто как природное существо, а как творец самого себя, что и выделяет его из прочих живых существ. Поэтому столь большое и символическое значение получает фигура художника – в ней наиболее адекватно выражается самая глубокая идея Ренессанса – идея человека-творца, человека, вставшего на место Бога.

    Античность предпочитала созерцание, считая, что оно приобщает человека к сущности природы, к вечному. Средние века делали упор на деятельность в нравственно-религиозной сфере. Возрождение придает человеческой деятельности оттенок божественности: человек не просто удовлетворяет свои земные нужды, но творит мир, красоту, самого себя.

    Церковь к началу эпохи Возрождения была еще очень сильна и влиятельна. Можно сказать, что век великих открытий был одновременно и веком «охоты за ведьмами» как в прямом, так и переносном смысле этого слова. Церковники со всей силой цеплялись за свою непререкаемую власть. А сил у них было еще достаточно. По всей Европе заполыхали костры.

    Церковь подавляла всякое свободомыслие, в какой бы области знаний оно не проявлялось. Существо конфликта между знанием и церковью выразил Фома Аквинский: хотя знание – благо, но лишь то, которое не выходит за рамки церковной догмы.

    Однако у церкви возникли серьезные внутренние проблемы, связанные с реформацией.

    Реформация, отход от католичества целых государств (Германия, Швейцария, Швеция, Норвегия и т.п.), заставили церковь сменить акценты в своей деятельности, проявлять терпимость к инакомыслию и даже поддерживать некоторые научные школы. К концу XVII века опасность физической расправы с инакомыслящими со стороны церкви фактически исчезла.

    Выдающимися для истории человечества достижениями, определившими приближение коренного перелома в развитии естественнонаучных знаний, стали географические открытия этой эпохи.

    Великие географические открытия середины XV – середины XVII веков были следствием процесса первоначального накопления капитала в Европе. Новые торговые пути, новые страны, их ограбление способствовали усилению этого процесса и складыванию мирового рынка. Также важной причиной этого явления стало появление в Средневековом обществе большого количества пассионарных личностей, которым было тесно в рамках теократического деспотизма. Их тянуло к свободе, подальше от оков церкви.

    Последствия великих географических открытий были различны как для колонизаторов, так и для колоний. Больше всего от их последствий пострадали великие цивилизации Американского континента – майя, инки, ацтеки. Однако и сами колонизаторы довели до полного упадка свою экономику и навсегда потеряли былое влияние в мире.10

    Заключение

    В результате данной работы был сделан вывод, что итогом длительного периода в развитии человечества, каким являлось Средневековье и его заключительный период – Возрождение, стала подготовка перелома в общественном сознании. Такие ученые, как Роджер Бэкон, Леонардо да Винчи, Николай Кузанский и многие другие вполне подготовили почву для принятия нового представления о мире, которое выразилось в работах ученых последующего поколения - Галилео Галилея, Джордано Бруно, Рене Декарта и Исаака Ньютона.11

    Таким образом, необходимо сделать три главных замечания:

    1. Медленное развитие естествознания с период средневековья было обусловлено идеологическим давлением церкви и общим застоем экономической жизни.

    2. Арабский Восток сумел спасти античную науку Запада, в связи с чем Европа продолжила развитие естествознания не изменяя религиозного сознания людей, а просто внедряя новые практически применяемые изобретения арабов.

    3. Настоящая революция в естествознании произошла именно в эпоху Ренессанса, однако было бы ошибочным недооценивать вклад и средневековой науки в становление современных областей знания.

    Все вышесказанное свидетельствует о том, что на протяжении средневековья интерес к познанию явлений окружающего мира все же не угасал, и процесс поиска Истины продолжался. Появлялись все новые и новые поколения ученых, стремящихся изучать природу. Вместе с тем научные знания этой эпохи ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности. Естествознание в его нынешнем понимании еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки».
    Список использованной литературы

    1. Азимов А. Краткая история химии. - М., Центрполиграф, 20022. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982. – 120 с.

    2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.-74 с.

    3. Близнюк С.В. История средних веков в 2 томах. М., Высшая школа, 1990.-247 с.

    4. Генри Моррис Сотворение мира: научный подход, Калифорния, Институт креационистских исследований, 1990.-174 с.

    5. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М.: Мысль, 1977.-22 с.

    6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:,1980.-64 с.

    7. Кассиодор. Об изучении наук божественных и человеческих. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996. – 157с.

    8. Марчукова С.М. Наука и религия в культуре Ренессанса. - М.: СПб, Европейский дом, 2001. – 47с.

    9. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания, М. 1999г.– 210 с.

    10. Повель Л., Бержье Ж. Утро магов. - М.: София, 1994. – 89 с.

    11. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. М., 1988. – 168 с.

    1 Близнюк С.В. История средних веков в 2 томах. М., Высшая школа, 1990.-247 с.

    2 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:,1980.-64 с.

    3 Кассиодор. Об изучении наук божественных и человеческих. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996. – 157с.

    4 Найдыш В.М. Концепция современного естествознания, М. 1999г.– 210 с

    5 Повель Л., Бержье Ж. Утро магов. - М.: София, 1994. – 89 с.

    6 Генри Моррис Сотворение мира: научный подход, Калифорния, Институт креационистских исследований, 1990.-174 с.

    7 Азимов А. Краткая история химии. - М., Центрполиграф, 20022. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982. – 120 с.

    8 Марчукова С.М. Наука и религия в культуре Ренессанса. - М.: СПб, Европейский дом, 2001. – 47с.

    9 Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М.: Мысль, 1977.-22 с.

    10 Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. М., 1988. – 168 с.

    11Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.-74 с.



    написать администратору сайта