1 Особенности литературного процесса на рубеже 1819 веков Основная проблематика и основные темы
Скачать 1.01 Mb.
|
Социальная идея-Заключается в том, что “маленький человек” беззащитен перед людьми, государства перед властью, перед природой;государству до него самого и его проблем нет дела. “Строитель чудотворный” не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его деяния немногого стоят в глазах “маленького человека”, который грозит Медному всаднику будущими карами: “Ужо тебе!..”. Философская идея-Решается общая проблема взаимоотношения и отдельной личности. в “Медном всаднике” представлен финал эволюции образа Петра Первого в пушкинском творчестве: человеческие черты в Петре вообще отсутствуют, автор называет его “кумир на бронзовом коне” - ни разъяренная стихия, ни людские беды не касаются его. Император предстает символом русского государства, чуждого интересам простых людей. Поскольку поэма является наиболее поздним крупным произведением о Петре, можно сделать вывод, что Пушкин пришел к многостороннему взгляду на личность Петра, в котором соединяются и уважение, и резко критическое отношение.Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового (реалистического) типа, отличную от классицистической героической поэмы. «Медный всадник» – поэма историческая, поскольку в ней упоминается русский император Петр I, а также его поступки и достижения. Вполне логично предположить, что прототипом Евгения тоже является историческая личность. Вероятно, это сын Петра I царевич Алексей, поскольку биографии наследника первого российского императора и молодого человека, героя «Медного Всадника» по многим пунктам совпадают. «Медный всадник» – это символическая поэма с ярким описанием стихийного бедствия, и понимание символа «наводнение» у критиков различно: всемирный потоп, восстание декабристов на Сенатской площади. Можно предположить, что А. С. Пушкин подразумевал близкое ему по времени событие – Отечественную войну с Наполеоном 1812 года. В Петербурге произошло страшное событие – наводнение затопило весь город, погибли люди, волны бушуют, но с памятником ничего не случилось. Нева вернулась в своё русло, а Медный Всадник, главный герой поэмы, продолжает возвышаться на своем постаменте. Так и Россия участвовала в войне с Наполеоном, погибли люди, но сражения закончились, и наша страна всё также существует на политической карте мира. И в этом, вероятно, и заключается идейный смысл поэмы: 18 Полтава как историко-героическая и социально- психологическая поэма Один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории, героем которого выступает народ-защитник родины. "Полтава" была новаторским произведением, В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху. Поэма "Полтава" основана на реальных исторических событиях. Однако Пушкин не летописец, а художник-психолог, создающий из сочетания реальных фактов «Полтава» - героическая поэма. В центре ее - изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе В «Полтаве» героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа, то, что сохранилось в памяти народной. Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам. Петра окружает реальная обстановка Возвеличивая подвиг и мужество петровского воинства, Пушкин отдает должное и сильным противникам русских-шведам. Однако поэт дает почувствовать, что и сам Карл XII и его воинственные дружины не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе, за ними возникает образ всей России. И сам поэт полон гордого патриотического чувства и восхищения перед славной победой. Изображение огромного исторического события совмещается в «Полтаве» с трагедией личности, с романтическим сюжетом о драматической любви Марии к Мазепе. Образ Марии Кочубей, ее трагическая судьба, гибель ее отца - все давало Пушкину возможность создать типично романтическую поэму. Любовь Марии Пушкин тщательно обосновывает психологически, в необычной страсти дочери Кочубея поэт видит сложное проявление человеческой натуры, жизни. Отнюдь не романтический злодей и сам Мазепа. Пушкин стремится правдиво развить характер Мазепы как хитрого и коварного интригана-изменника, одержимого не столько старческой страстью к Марии, сколько жаждой власти и честолюбием. В «Полтаве» Пушкин пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам «Полтавы». Используя художественные достижения романтической поэтики и стилистики, Пушкин вместе с тем стремится к реалистическому воспроизведению национального колорита в изображении картин Украины и украинской природы. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент. Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее. Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет «мальчиком бойким и отважным», перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора «Полтава», посвященная национально-историческому гению Петра I, так блистательно проявившемуся в Полтавской битве, утверждает святость служения родине и осуждает предательство. Эта поэма обозначила рождение реалистической историко-героической и социально-психологической поэмы. О проблематике «Полтавы» шли длительные споры. Часть дооктябрьских литературоведов провозглашала се романтико-психологической, воплощавшей по преимуществу любовные перипетии Мазепы и Марии. Другая группа литературоведов, признавая поэму в определяющей направленности исторической, считает неоправданной и излишней романическую ее ситуацию, якобы совершенно заслоняющую и затемняющую смысл поэмы. Но романическая линия подчинена в «Полтаве» исторической. Пушкин, последовательно дискредитируя Мазепу, показывает его бесчестность и в государственно-политических, и в личных, интимно-бытовых отношениях. Для этого в поэму вводится Мария. Опыт объединения историко-героической и любовной интриги уже бытовал в поэмах гражданско-героического романтизма В поэме отчетливо проглядывают мысли о слитности национально-государственных интересов русского и украинского народов, о насущной необходимости для России укреплять свою самостоятельность и мощь. В этой поэме мастерски сплавляется историческая правда характеров и событий, драматизм и психологизм, лиризм и лаконизм. «Полтава» задумана была и возникла как поэма историко-героическая, где политические события, лица и обстановка играют первенствующую, ведущую роль. В эту историческую тему введена другая — историко-романтическая — тема любви Марии Кочубей к Мазепе,— органически слитая с первой и существенно важная по требованиям задуманного и разработанного Пушкиным жанра, но все же подчиненная и вторичная, вставленная в историческую раму и вплетенная в исторический фон. Пушкинская поэма с самого начала вводит читателя в судьбу частных лиц: Кочубея, Марии, Мазепы. В первых же стихах поэмы завязывается любовный сюжет, развитие которого долгое время занимает первый план. До конца поэмы прослеживает Пушкин развитие этой сюжетной линии. Место любовной интриги в «Полтаве» настолько значительно, что приходится констатировать: в отношении темы и сюжета пушкинская поэма не удовлетворяет строгим требованиям классической эпопеи, где любовные истории допускались только как побочные эпизоды. Частные отношения, с изображения которых начинается «Полтава», в своем дальнейшем развитии влекли автора к историческим, политическим событиям. Новеллистический сюжет неизбежно вырастал в исторический. Проследим логику сюжета. Мазепа сватается к дочери Кочубея, но получает от родителей невесты отказ. Тогда он тайно увозит Марию. Оскорбленный Кочубей доносит Петру о политических замыслах Мазепы. Так в орбиту действия вовлекается русский царь, а вместе с тем выступает и вторая сюжетная линия: политическая борьба Мазепы. Петр не верит доносу и выдает доносчиков Мазепе. Интересы любовника оказываются в противоречии с интересами гетмана. Мазепа решает, что «любовник гетману уступит», и обрекает Кочубея на казнь. Это событие входит одновременно в обе сюжетных линии: Мазепа устраняет своего политического врага, но тем самым вырывает пропасть между собой и любимой женщиной. Новеллистическая сюжетная линия развязывается исчезновением Марии после казни отца, с эпилогом — встречей бегущего гетмана с помешанной любовницей. Историческая линия сюжета имеет свое продолжение, несмотря на то осложнение ее, которое было вызвано вторжением в нее событий личной жизни: Мазепа открыто переходит на сторону Карла и выступает против Петра. Историческая линия сюжета приводит к кульминации — Полтавской битве, где решается исход политической борьбы. Бегством Мазепы и его союзника сюжет развязывается. Это сплетение в «Полтаве» двух сюжетных линий и давало повод критике упрекать пушкинскую поэму в двойственности сюжета, в отсутствии цельности.Пушкин создал сюжет нового качества, органически объединив в нем события частной и общественной жизни. В «Полтаве присутствует фактическая точность художественного историзма – наличие в ней подлинно исторических, то есть обусловленных эпохой и ее в себе олицетворяющих, образов-характеров. Победа под Полтавой была критическим, решающим моментом в истории всего петровского времени. От исхода борьбы с Карлом XII зависело существование России как великой державы. Тем недопустимее и преступнее была продиктованная личными, корыстно-эгоистичными целями измена Мазепы. Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и он одинок: украинские народные массы его не поддержали, за ним пошла только небольшая кучка его приверженцев. Из душного и мрачного мира мелких интересов, эгоистических целей и узколичных страстей - мира Мазепы, поэт выводит нас на просторы большого национально-исторического и народного подвига. В этом и смысл необычного построения поэмы Пушкина, 19 Южные поэмы Пушкина Пафос социального протеста борьба за свободу личности В пушкинском творчестве поэмы занимают самое большое место наряду с лирикой. С 1820 г. Пушкин включается в этот ряд, создавая одну за другой свои романтические поэмы, серьезные и глубокие по содержанию, современные по проблематике и высокопоэтические по форме. С этими поэмами («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан») в русскую литературу входит новое направление: передовой, революционный романтизм — поэтическое выражение чувств и взглядов самого передового общественного слоя, революционно-настроенной дворянской молодежи, наиболее активной частью которой были декабристы. Резкое недовольство всем окружающим, всем общественным укладом, при котором жизнь представляется тюрьмой, а человек-узником; пламенное стремление к свободе; свобода как предмет почти религиозного культа — это одна сторона мироощущения революционных романтиков 20-х гг. Чувства и трагические переживания одинокой, гордой, высоко над толпой стоящей личности стали основным содержанием романтического творчества Пушкина. Протест против всякого гнета, тяготеющего над человеком в «цивилизованном» обществе, — гнета политического, социального, морального, религиозного, — заставлял его, как и всех революционных романтиков того времени, сочувственно изображать своего героя преступником, нарушителем всех принятых в обществе норм — религиозных, юридических, моральных. Внешние особенности южных поэм Пушкина связаны с байроновской традицией: простой, неразвитый сюжет, малое количество действующих лиц (двое, трое), отрывочность и иногда нарочитая неясность изложения. создавая романтические образы природы и людей, Пушкин не выдумывал их, не писал о том, чего сам не видел, а всегда основывался на живых личных впечатлениях — Кавказа, Крыма, бессарабских степей. Пушкиным написано двенадцать поэм (одна из них — «Тазит» — осталась неоконченной), и еще более двенадцати сохранилось в набросках, планах, начальных строках. С 1820 г. Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических "южных" поэм. Южные поэмы Пушкина, строятся с использованием приемов, характерных для романтиков, но эти приемы у Пушкина выполняют совершенно противоположную роль. антиромантический пафос Пушкина сосредоточен в «южных» поэмах на демонстрации «скрытых достоинств» романтического героя — тех, о которых молчали сами романтики. Пушкин показывает романтического героя во всей его неприглядной наготе, очистив образ от внешней романтической «красивости». У Пушкина он превращается в обыкновенного эгоиста, который в угоду своим желаниям и амбициям готов без зазрения совести топтать достоинство и честь других людей, жертвовать ими в угоду своим «идеальным» представлениям. Пушкин выдвигает на первый план зацикленность героя на себе и своих не слишком приглядных чувствах, подчеркивает его закрытость для окружающего мира и, как следствие этого, неспособность радоваться жизни, ощущать красоту бытия. . По Пушкину, романтический герой обречен на одиночество вовсе не потому, что мир плох, плох романтический герой, который из-за своего эгоизма и душевной неразвитости не видит и не слышит ничего вокруг. В 1823 г. Пушкин переживает сильнейший кризис своего романтического мировоззрения. Разочаровавшись в надежде на близкое осуществление победы революции сначала на Западе, а затем и в России, — а в этой победе Пушкин был совершенно убежден, — он скоро разочаровался и во всех своих романтических идеалах — свободы, возвышенного героя, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви. Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических "южных" поэм. Так, герой "Кавказского пленника" (1820 - 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за "весёлым призраком свободы", попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника "дева гор", черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека... Первая южная поэма Пушкина, для него самого считавшаяся неудачной, т.к образ Пленника он "списал с себя". Но этот образ и отличен от авторского, являя собой байроновского "демонического" героя. В заточении внешнем герой выбирает для себя и внутреннее заточение, предпочитая благому самоанализу жить прошлым, отвергая настоящее. И для него настолько приемлема эта жизнь воспоминаний, что он даже и не думает о побеге и не желает себе сочувствия: В следующей поэму, "Бахчисарайский фонтан", главный герой как будто бы хан А на самом далее в центре поэмы находятся две женщины - Мария и Зарема. В "Бахчисарайском фонтане" сталкиваются добро и зло, вера и безверие, разное мировосприятие, во дворце хана Гирея, Но в душе он остается резким и диким воином. Понимая, что Зарема ему больше не нужна, он приказывает убить ее. А Мария была для хана действительно как ангел: пожила, помолилась, наставила на путь истинный В поэме "Цыганы" (1824 год), замкнувшей "байронический" цикл, романтический герой изменяется сам. Предельно сблизившись с ним, связав его имя (Алеко) со своим (Александр), Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление, подытожив поэму жёсткими, почти холодными стихами: К числу подобных произведений относится и поэма «Цыганы», написанная в 1824 г. Ее содержание — критическое разоблачение романтического идеала свободы и романтического героя. Романтический герой Алеко, попавший в желанную для него обстановку полной свободы, возможности беспрепятственно делать все, что ему хочется, — обнаруживает свою подлинную сущность: он оказывается эгоистом и насильником. Образы Цыган похожи на первых христиан. Им нет понимания в мире и нет пристанища, и они кочуют, проповедуя истину. А Алеко проигрывает на их фоне, он, типичный франт 19 века. В поэме получается, что цивилизованный человек диче дикаря! Мысль Пушкина ясная: цивилизация влечет за собой регресс духовный. Цыганы, не успевшие вкусить всех благ цивилизации еще творят дела благие на уровне подсознания. А успевшие вкусить этих плодов, сознательно отказываются от Бога. И это отражается на их делах. Алеко: Вот и разгадка различия этих людей. Алеко живет только ради себя, а Цыганы заботятся друг о друге, они все делают "дружною толпой". Поэтому и история разрыва Алеко и Земфиры - это история разрыва Алеко и всех Цыган. Все за нее. Здесь просвечивает христианство, которое предполагает "возлюбить ближнего своего как самого себя". Но Алеко может любить только себя. Старик прощает Алеко все, хоть это не просто, доказывая тем самым, что лучше быть "диким", но с чистой совестью, чем "культурным" с грязной совестью, душой и руками. |