1 Особенности литературного процесса на рубеже 1819 веков Основная проблематика и основные темы
Скачать 1.01 Mb.
|
1 Особенности литературного процесса на рубеже 18-19 веков Основная проблематика и основные темы Конец XVIII - начало XIX века - эпоха стремительного развития литературы. На хронологически небольшом отрезке истории оказались сконцентрированы основные проблемы века восемнадцатого и поставлены вопросы, которые предстояло решать веку девятнадцатому. Сложность литературной ситуации объясняет возникновение в отечественном литературоведении множества терминов для характеристики явлений данного периода: барокко, классицизм, постклассицизм, неоклассицизм, просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, ампир, романтический эллинизм. Значительное место в литературе этого периода занимает тема античности Древняя Греция, Рим постепенно перестают быть только условным фоном для разговора о современности. При этом осознание исторической, географической и национальной конкретности античной культуры странным образом не удаляет её от современников, а приближает, включая в круг самых острых общественных, политических, эстетических проблем. Неоклассицизм требовал иного, чем у классицистов, отношения к античности. Исторический взгляд на греческую культуру делал античные произведения не абсолютным, а конкретно-историческим идеалом, поэтому подражание грекам получило иной смысл: в восприятии античного искусства на первый план вышла не его нормативность, а свобода, обусловленность правил, которые позже станут каноном, реальной жизнью народа. В 1790-х годах в литературе «час настал великих перемен» (по выражению В.Л.Пушкина). Под пером Николая Михайловича Карамзина (1766–1826) меняется самое представление о целях и задачах литературы С Карамзина начинается непродолжительная эпоха господства «чувствительной» словесности. Внимание писателей-крамзинистов обращено к «душе», к внутреннему миру человека, к его колебаниям, сомнениям, мимолетным переживаниям. Они любят оттенки и переходы, а не трагическую резкость контрастов между добром и злом, восторгом и ужасом, высоким и низким. С литературой классицизма произведения Карамзина и его последователей роднит задача воспитания читателя. Это уже не прямая дидактика, а урок чувствительности, гуманности и тонкого вкуса, преподаваемый автором на собственном примере. Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва в общем-то писатели на рубеже рубеже XVIII–XIX вв. все чаще стремятся не научить, а запечатлеть в слове образ сложного и противоречивого мира Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча. творчество Крылова(1769–1844). Начинал он как комедиограф и журналист-сатирик, изобличающий общественные пороки, а потом в «шутотрагедии» «Трумф, или Подщипа» (1800) жестоко посмеялся над всей системой ценностей эпохи Просвещения и русского классизма в частности. Позднее в басне – самом дидактичном из «низких» классических жанров – Крылов сумел дать картину мира, несводимую к простым идеям и нравоучениям Крылов и Карамзин перешагнули в XIX век. Один – в своих баснях, другой – в великой»Истории Государства Российского». Они стоят на самом рубеже новой эпохи. Государственно и общественно полезная словесность XVIII в. на них заканчивается. В литературе наступает время вопросов нравственных, религиозных и исторических, время преодоления культурного конфликта, начатого петровского реформами. Начало XIX-го столетия в литературном отношении представляет резкую противоположность с концом XVIII века Литература XIX века, кажется, сразу проявилась во всей зрелости. Если литературу предшествующего века Белинский называл словесностью, то в XIX в. нашел литературу как выражение духовного самосознания народа. Неслучайно ее определяют как классическую, т. е. образцовую. Но таковой она становится, наследуя достижения предыдущих культурных эпох и развивая достигнутое. Для начала 19в характерно сосуществование четырех литературных направлений. Из прошлого века еще живут классицизм и сентиментализм. Новое время формирует новые направления: романтизм и реализм. Романтизм, возникший на рубеже веков, в русской литературе развивается в результате 1) влияния европейского романтизма, 2) пробуждения народного самосознания в Отечественной войне 1812 г. 3) формирования идеологий и эстетики декабризма. Как новый художественный метод романтизм утверждает проблему национальной самобытности Для романтического мироощущения характерен неразрешимый конфликт мечты, идеала с действительностью. Различие, между сторонниками романтизма по существу сводятся к содержательному воплощению мечты (идеала). Характер романтического героя соответствует авторской позиции: герой К новым литературным направлениям относится реализм. Само его название противостоит романтизму (роман-книга, романтический, т. е. книжный Общепринятая точка зрения сформулирована Соколовым. ранний русский романтизм −1801-1815 гг.; представители — Жуковский и Батюшков; гражданский романтизм — 1816-1825 гг.; представители — поэты-декабристы; утверждение реализма начинается с 1825 г., т. к. к этому времени в русской литературе реализм представлен творчеством Пушкина («Борис Годунов», «Евгений Онегин») и творчеством Грибоедова («Горе от ума»). -о неоклассицизме преимущественно на рубеже XVIII-XIX веков, ибо возвращение к античности в различные эпохи продиктовано разными причинами -В отечественном литературоведении существуют разные точки зрения на русский Ренессанс, одна из них - задачи Возрождения выполняла эпоха рубежа XVIII - XIX вв. Именно тогда в европейской литературе получает воплощение национальное самосознание, которое позволяет осваивать многообразную жизнь нации, утверждает суверенную человеческую личность, в литературе вырабатывается литературная форма национального языка и на его почве возникают классические формы национального искусства слова Не раз обращалось внимание и на ренессансный характер творчества А.С. Пушкина 2 Основные литературные направления их взаимодействие и борьба по идейным литературно этическим вопросам Литературное направление – это творчество писателей, имеющих общность взглядов на цели и задачи художественного искусства В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Сентиментализм; Классицизм — литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма . Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, Теоретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге «Поэтическое искусство». В классицизме устанавливались определенные творческие правила (нормы): Основной конфликт произведений — борьба между эгоистическим чувством и гражданскими долгом или между страстью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают. В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрицательные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), т.е. характеры были однолинейны. В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия Драматические произведения в эстетике классицизма подчинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе должно занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами. В России классицизм развивался с XVIII в. В литературе отчетливо проявлялась национальная специфика. русские писатели брали материал из национальной истории. В русском классицизме отчетливо звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству. Представители классицизма в русской литературе — Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин. Романтизм — явление неоднозначное. Развивается в литературах Европы и России с конца XVIII — в первой трети XIX в. В каждой стране романтизм имел свои особенности. В романтизме доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к действительности, Писателей романтизма объединяли некоторые общие черты: Неудовлетворенность действительностью, разлад с ней, разочарованность вели к созданию картины мира, соответствующей идеалам писателя. Все писатели-романтики отходят от действительности. Герои романтической поэзии — личности необычные, исключительные. Это либо разочарованные в жизни бунтари-одиночки, уходящие из общества, либо совершающие героические поступки сильные и смелые натуры, ради счастья других готовые на самопожертвование. Исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах, в которых они и проявляют все свои необыкновенные качества, причем герои действуют вне социально- бытовых условий. В романтических произведениях преобладает лирическое начало. Тон их — эмоциональный, приподнятый, пафосный. В России религиозно-моралистический романтизм представлен творчеством Жуковского, гражданский — Рылеева, Кюхельбекера. Отдали дань романтизму Пушкин, Лермонтов, ранний Горький. Реализм — литературное направление, в котором окружающая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры действуют в типических обстоятельствах». Общие для реализма черты: Историзм мышления. В центре внимания — действующие в жизни закономерности, обусловленные причинно-следственными связями. Верность действительности становится в реализме ведущим критерием художественности. Человек изображается во взаимодействии со средой в достоверных жизненных обстоятельствах. Реализм показывает влияние социальной среды на духовный мир человека, формирование его характера. (Толстой, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов В литературе 19 века были три основных направления: романтизм, критический реализм и натурализм. Однако было бы неправильно полагать, что историко-литературное развитие шло однолинейно: от классицизма к сентиментализму, затем — к романтизму и т. д. В действительности эволюция направлений и стилей была более сложной. На каждом этапе литературного развития обычно одновременно сосуществуют несколько литературных направлений, находясь в сложном взаимодействии. возникновение и укрепление одного направления не отменяют автоматически предыдущего. Так, некоторые традиции классицизма, особенности его поэтики проявлялись в творчестве поэтов-декабристов и Пушкина в соответствии с теми творческими задачами, которые они ставили перед собой. Что же касается сентиментализма, то он, несомненно, в условиях русской действительности начала XIX в. представлял собою шаг вперед в историко-литературном развитии. В отличие от классицистов писатели-сентименталисты преимущественно обращали внимание на личность человека, его внутренний мир. Отсюда появление в сентиментализме нового героя — обыкновенного человека, изображенного в обстановке более простой, обыденной жизни. Это было связано с осознанием собственного достоинства личности, со стремлением к духовному раскрепощению, к личной свободе Идея свободы проявлялась и в самих принципах художественного творчества. Вместо классицистических догм, обязательных правил, порожденных рационализмом, рассудочностью просветительской эстетики, сентиментализм провозглашает свободу от любой сковывающей фантазию художника нормативности, провозглашая право писателя на выражение в искусстве своей авторской индивидуальности. Отсюда появление в сентиментализме новых жанров, способствующих выражению авторского «я» (дневник, Письма, путешествия), развитие прозы, дающей большую возможность для передачи сложного мира душевных переживаний человека, и т. д. По целому ряду идейно-эстетических признаков сентиментализм подготавливал утверждение романтизма в литературе, что дало основание ряду исследователей назвать это литературное направление предромаитизмом. Литературные направления отражают самые общие параметры и черты художественного творчества в определенный исторический период развития общества. В свою очередь, в рамках любого направления можно выделить несколько течений, которые представлены писателями с близкими идейно-художественными установками, морально-этическими взглядами и художественно-эстетическими приемами. Так, в рамках романтизма существовали такие течения, как религиозно-мистическое, религиозно-моралистическое, гражданский романтизм. Писатели-реалисты также были приверженцами различных течений. В русском реализме принято выделять философское и социологическое течение. Литературные направления и течения – классификация, созданная в рамках литературоведческих теорий. В ее основе – философские, политические и эстетические взгляды эпох и поколений людей на определенном историческом этапе развития общества. Однако литературные направления могут выходить за рамки одной исторической эпохи, поэтому часто их отождествляют с художественным методом, общим для группы писателей, живших в разные времена, но выражающих похожие духовно-этические принципы 3 Развитие журналистики вначале века Литературные кружки и салоны их роль в развитии литературы О русской культуре XIX в. говорят, что она "литературоцентрична", подчеркивая ведущую роль в культурном процессе этого времени именно литературного творчества. Правильнее, если иметь в виду журналистику, было бы сказать, что в центре указанного процесса в России XIX в. находилось печатное слово, которому искренне верили, поклонялись, в соответствии с указаниями которого строили свое поведение и мировоззрение. Однако влияние, оказанное на развитие русской культуры первой половины столетия именно литературой, поистине огромно. Это влияние было предопределено теми особыми общественно-политическими условиями, которые господствовали в империи. Именно они, и прежде всего отсутствие общественной свободы, заставили литераторов заняться не только художественно-эстетическим освоением "словесного" познания действительности, но и ставить перед читателем социально-философские, политические, нравственно-познавательные вопросы. В результате литература перестала быть только искусством слова в ряду других Все большую роль умного информатора и собеседника начинают играть "толстые" журналы, а имена их издателей делаются не менее популярными, чем имена модных литераторов. Разные по направлениям, взглядам издателей, они знакомили читающую публику с новостями европейской жизни, новинками в научных областях и прикладных занятиях, с произведениями зарубежных и отечественных поэтов и прозаиков. Наиболее популярными у читателей были "Вестник Европы" Карамзина, "Сын Отечества" Греча, "Северная пчела" Булгарина, "Телескоп" Надеждина, "Библиотека для чтения" Сенковского, "Отечественные записки" Краевского. В 1832 г. в России издавалось 67 журналов и газет. Изданий на русском языке среди них насчитывалось 32, в основном это были ведомственные журналы. Литературных общедоступных журналов выходило всего 8. В 1840-50-е гг. писателей, издателей, властвовавших над умами и душами читателей, заслоняет собой литературный критик. Читательская аудитория начинает нуждаться в опытном наставнике, способном научить ее ценить подлинное искусство. Именно в эти годы социальный реализм достигает своего апогея. От писателя требуется изображение не просто человека, а определенных типажей; провозглашается любовь не просто к личности, а к "маленькому человеку"; критикуются не отдельные недостатки, а вся традиционная система социально-экономических и политических отношений. "Толстый" журнал перестает быть только умным информатором и приятным собеседником. Он вырастает, благодаря прежде всего отделам критики, до уровня наставника и "учителя жизни". Роль своеобразных клубов, где происходил обмен литературными, политическими, философскими мнениями, где узнавали новости российской и зарубежной жизни, играли в начале столетия литературные салоны. Наиболее известными из них были салоны Оленина, Елагиной, Ростопчиной, Волконской. Ту же роль выполняли вечера: субботы Жуковского, Аксакова, четверги Греча, пятницы Воейкова .. В начале 19 в. роль литературных кружков и салонов становится все более значительной. Начало 19 в. – время острых и бурных споров о путях развития русской литературы и русского языка. В это время сталкиваются защитники старинного «архаического» языка: Шишков,Шаховской, и сторонники обновления языка, которое связывалось прежде всего с именем Карамзина. Бурно развиваются различные литературные направления. В русской словесности начала 19 в. соседствуют классицизм, сентиментализм и зарождающийся романтизм. Усиливается интерес просвещенной молодежи к политическим вопросам, возникает осознание необходимости политических и социально-экономических реформ, прежде всего отмены крепостного права. Все эти проблемы, как эстетические, так и политические, отразились на деятельности кружков начала 19 столетия. Одним из первых литературных кружков начала века стало Дружеское Литературное Общество, основанное в Москве группой друзей, выпускников Московского Университетского пансиона, молодыми литераторами братьями Андреем и Александром Тургеневыми, .Жуковским и др. Еще в 1797 Андрей Тургенев создал и возглавил в пансионе литературный кружок, в 1801 году ставший литературным обществом. Его члены неоднократно публиковались в журнале Университетского пансиона «Утренняя заря». Встречи участников обычно проходили в доме поэта, переводчика и журналиста Воейкова. Члены Дружеского Литературного общества ставили своей задачей усиление национального начала в литературе и, хотя в какой-то мере и поддерживали карамзинистское новаторство в области языка, считали неправильным следование иностранным образцам, чем, по их мнению, грешил Карамзин. Впоследствии позиции членов Дружеского Литературного Общества и карамзинистов сблизились. В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор Шишков, лидер того литературного направления, которые Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Державин,Крылов, драматург Шаховской, переводчик Илиады Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали Грибоедов ,Кюхельбекер. Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан Трубецким, близким к декабристскому обществу Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе .Пушкин и Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями. Многие декабристы (Глинка, Рылеев, Бестужев, Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете. К середине 1820-х общественная ситуация в России сильно изменилась. Александр I отказался от идей реформ, которые он лелеял в течение двух десятилетий. Внутренняя политика государства стала намного более жесткой. Начались гонения на либеральных профессоров и журналистов, ужесточилась ситуация в университетах. В результате положение литературных обществ, преследовавших какие-либо общественно-политические цели, оказалось сложным. Наиболее крупным литературным объединением середины 20-х стало «Общество любомудрия», основанное в 1823 выпускниками Московского университета для изучения литературы и философии. У истоков кружка стояли писатель и музыковед Одоевский, поэт и философ Веневитинов Однако философские интересы членов общества все равно вызывали подозрение у властей. После восстания декабристов Одоевский предложил распустить общество, опасаясь преследований, так как многие любомудры были близки к декабристам. Эпоха, наступившая после подавления восстания декабристов, не слишком благоприятствовала возникновению крупных литературных обществ. Но дружеские кружки или салоны стали практически единственными возможными проявлениями общественной жизни в ситуации, когда литература и журналистика находились под жестким контролем цензуры и полиции. В 30-е 19 в. существовало много интересных литературных кружков, создававшихся в основном студентами или выпускниками Московского университета, находившегося вдалеке от более официального, чиновничьего Петербурга. Точно так же в 1830-х интенсивная литературная и художественная жизнь кипела в многочисленных московских и петербургских салонах, на вечерах, «пятницах», «субботах» и т.д. Среди литературных кружков 30-х заметное место занимал кружок Станкевича. Это было литературно-философское объединение, Здесь встречались будущие славянофилы К.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, будущие западники В.П.Боткин и Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский и М.А.Бакунин. Здесь друзья изучали философию, историю, литературу. Роль кружка Станкевича в распространении в России идей Шеллинга и Гегеля была огромна. В 1839 тяжело больной Станкевич уехал лечиться за границу, откуда уже не вернулся, и кружок распался. Другим известным объединением 1830-х был кружок Герцена и Огарева, В отличие от кружка Станкевича, Герцен, Огарев и их окружение куда больше интересовались политическими вопросами. Кружком, возникшим в начале 30-х в Московском университете, стало и «Общество 11 нумера», сплотившееся вокруг молодого Белинского Члены кружка не ограничивались обсуждением литературных новинок и театральных премьер, они штудировали философские труды, обсуждали европейские политические события. Более устойчивыми оказались литературные салоны – по причине естественности салонного общения для общества первой половины 19 в. Светский салон – место встречи самых разнообразных людей. Часто салон был местом пустых разговоров и не слишком осмысленного времяпрепровождения. Но в общественной жизни первой половины 19 в. заметную роль играли салоны, где собирались выдающиеся деятели культуры и искусства и велись серьезные и глубокие разговоры. Такими центрами литературной и художественной жизни были салоны президента Академии Художеств А.Н.Оленина, Зинаиды Волконской, Е.А.Карамзиной, вдовы историка. Современники в своих многочисленных воспоминаниях подчеркивали не только радушие хозяев, но и их отвращение к бессмысленным светским занятиям, в частности, принципиальный отказ от карточной игры, бывшей тогда непременной составляющей аристократического вечера. Здесь слушали музыку, говорили о литературе и философии, поэты читали свои стихи (как Пушкин у Зинаиды Волконской). Характерно, что, в отличие от кружков, многие литературные салоны существовали не один десяток лет. Состав гостей мог частично, а иногда даже почти полностью меняться, однако общая направленность оставалась неизменной. 4 Тема поэта и поэзии в литературе Пушкина Пушкин - поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия - искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности. В стихотворении "Поэт" автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества - мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство. Поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души. "Пророк", написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет "жечь сердца людей". Авторская мысль в том, что поэзия - трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт - это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. А назначение поэта - "глаголом жечь сердца людей", то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь. Теме стихотворения - героическому служению людям - соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения. Это создается употреблением архаизмов, славянизмов ("вещие зеницы", "и внял я"), особыми конструкциями фраз (фразы-инверсии). Особой выразительностью отличаются глаголы, передающие процесс превращения поэта в поэта-пророка: влачился, отверзлись, рассек, воззвал, виждь, внемли. Слитность содержания и формы в этом стихотворении воздействовала на читателя. В первоначальном варианте последние четыре строки звучали более остро, как прямое обличение поэтом-пророком царя-тирана: В 1833 году Пушкин написал стихотворение "Осень". Последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества. Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий. Поэзия рождается из многообразного бесконечного ряда ощущений, размышлений, наблюдений, переживаний. В душе поэта происходит "воображенье", "стесненье души лирическим волненьем", "мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут". Изображение душевного состояния поэта в минуты творчества, вдохновенья заканчиваются строкой: Минута - и стихи свободно потекут. Так поэт рассказывает о зарождении его поэтических творений. В стихотворении "Поэту" Пушкин говорит о независимости творчества от оценки толпы. Он на себе испытал похвалы, "суд глупца и смех толпы холодной", однако не потерял веру в себя и свое призвание. Стихотворение написано в форме сонета, старинной стихотворной форме, и подчеркивает независимость творчества автора. В представлении многих современников Пушкина вдохновение поэта и его материальные расчеты никак не согласовывались. Он, будучи поэтом-профессионалом, различал в поэтическом труде две стороны: творческий процесс я его результат - "рукопись". Так говорит автор в своем стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом". Право на оплату труда представлялось Пушкину естественным и законным, так как обеспечивало жизнь. В 1831 году написано стихотворение "Эхо". Оно представляет собой развернутое сравнение. Поэт подобен эху. Эхо чутко откликается на все окружающие его звуки. Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом - На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей жизни. 21 августа 1836 года Пушкиным было написано большое стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", которое является поэтическим выражением многолетних раздумий поэта о назначении искусства, о существеннейших сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной. В стихотворении Пушкин с гордостью говорит о народном признании его произведений - к памятнику "не зарастет народная тропа"; о гуманизме своего творчества - "чувства добрые я лирой пробуждал", и о свободолюбии - "...в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал". Пушкин считает себя не просто русским, но и общенациональным поэтом. своей поэзией он обращается ко всем народам, как к равным: В "Памятнике" поэт утверждает не только важность своего творчества для всех народов России, но и свое мировое значение: В стихотворении необычайно высоко понимание значения поэта и поэтического творчества. "Нерукотворный памятник" Пушкина "вознесся выше... главою непокорной Александрийского столпа" - это символическое и гордое утверждение величия дела, им совершенного. Высокой торжественной теме стихотворения соответствует и жанр (ода), и мерный шестистопный ямб, изредка сменяющийся четырехстопным, и торжественная речь, насыщенная архаизмами и старославянскими словами. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов. Автор советует начинающему поэту быть “спокойным”. Он видит назначение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, “хорошие стихи не так легко писать”, но уж если писать, то только хорошие. “Неподкупный голос” лирического героя слышен в стихотворении 1818 года “КН. Плюсковой”. В стихотворении “Пророк” (1826) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого человека в поэта-пророка. “Шестикрылый серафим” наделяет человека “вещими зеницами”, необыкновенным слухом, жалом “мудрыя змеи”, вместо сердца “вдвигает” ему в грудь “угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога. Таким образом, Пушкин в “Пророке” видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. По мнению Пушкина, поэты рождаются “для вдохновенья, для звуков сладких и молитв”. Поэт - сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы господа Бога, но в то же время он - обычный живой земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье 5 Вольнолюбивая лирика Пушкина Вольнолюбивая лирика Пушкина берет истоки в тех событиях, которые волновали русское общество начала XIX века. Тринадцатилетний лицеист стал свидетелем победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, испытал чувство гордости за свой народ, отстоявший свободу своей Отчизны. А после всеобщего ликования вчерашние герои-патриоты были возвращены в прежнее рабское состояние. Это заставило гуманных, просвещенных дворян искать пути освобождения русского народа. Так родились революционные идеи декабристов, которые разделял талантливый поэт Пушкин и которые нашли отражение в его вольнолюбивой поэзии. Не случайно героиней юношеской оды Пушкина стала не царствующая особа, а Вольность. поэт убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена. Поэт глубоко убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа. В этом убеждают суровые примеры истории, о которых вспоминает Пушкин в оде. Это казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за бесчисленные преступления династии Бурбонов. Это смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы, которая очень напоминает о другом убийстве — русского царя Павла I. Заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным. Но обращение Пушкина осталось без ответа, ибо царское правительство не собиралось приступать к коренному переустройству России и, главное, даровать народу свободу. В стихотворении "Чаадаеву", написанном спустя год после оды, уже нет обращений к монарху. Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает "отчизне посвятить души прекрасные порывы". В проникновенных строчках пушкинского послания чувствуется убежденность в том, что именно сейчас отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Поэтому такая глубокая вера в лучшее будущее России звучит в финале послания: "Деревня".«Деревня» построена по принципу антитезы. В первой части перед нами предстает идиллическое описание деревенской природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне: Перед читателем предстает детально выписанный пейзаж. Но с самого начала второй части ритм и характер стиха резко меняются: Но мысль ужасная здесь душу омрачает.... В стихотворении возникают два образа: «барства дикого» и «рабства тощего». Это обобщенные образы помещиков и крестьян: В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает «как друг человечества». Это означает, что он - ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения. Здесь уже нет абсолютной уверенности в том, что над Россией скоро засияет "звезда пленительного счастья, стихотворение композиционно делится на две части. Первая рисует незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку. Читая спокойные, задушевные строки, невольно проникаешься чувствами и настроениями лирического героя, понимаешь, что именно единение с полным гармонии миром природы приносит ему покой и вдохновенье, то, чего не может дать шумная и суетная жизнь столицы, где люди связаны незримыми оковами ненужных знакомств и обязательств, зависимы от власти молвы. Таким образом, лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым. Пушкину пришлось пережить не только взлет, но и крах декабристского движения. Но своим вольнолюбивым взглядам он не изменил ни в ссылке, ни после расправы царя с революционерами. Свидетельство тому — стихотворения "В Сибирь" и "Арион", которые написаны спустя два года после подавления восстания. Что же стало в этих трагических обстоятельствах для Пушкина источником его прежней веры в идеалы юности? Стихотворение "В Сибирь" дает ответ на этот вопрос. Это "гордое терпенье", которое должны хранить ссыльные декабристы, это уверенность в том, что их жертва не пропала даром, что их подвиг пробудит и в других стремление продолжать борьбу за свободу. И, конечно же, это "свободный глас", который удалось сохранить поэту. Надежда Пушкина на торжество свободы основана на его гуманистической вере в человека, который в любых условиях может остаться верным и себе, и друзьям, "и дум высокому стремленью". Сила этой веры так велика, что позволяет поэту воочию увидеть желанную картину. Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение "Арион", в котором в аллегорической форме Пушкин рассказывает об их трагической участи. Пловцы — это революционеры, которые погибли во время бури, то есть восстания. Случайно спасшийся певец остался верен своим товарищам, их делу и их идеалам. Эта мысль стихотворения выражена одной лаконичной строчкой: "Я гимны прежние пою". А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди 1810— 1820-х годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей. Тема свободы, «вольности святой» была центральной в лирике А. С. Пушкина и имела решающее значение для всего творчества поэта. Развитие этой темы связано со становлением его личности, изменением взглядов на саму сущность понятия «свобода». Свобода для пушкинского поколения - это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и вольный дух дружеского союза, и наслаждение вольным простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы вдохновения и творчества. Так, на протяжении всей жизни у великого мастера наблюдалась эволюция творческого метода изображения действительности и, следовательно, эволюция образа лирического героя. Свободолюбивые взгляды начали формироваться у поэта еще в Царскосельском лицее. Примерно в это же время стали образовываться тайные политические общества, поэтому по окончании лицея Пушкин был полон прогрессивных взглядов. Послание Пушкина «Во глубине сибирских руд.... » адресовано сосланным декабристам. Оно проникнуто сочувствием. Поэт старается поддержать дух борцов и убедить их в том, что их дело не пропало: На третий день годовщины казни декабристов было написано стихотворение «Арион», в котором поэт говорит о кровной, духовной связи с декабристами, о том, что он верен делу свободы: Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», выделяя одну из своих главных заслуг перед народом и потомством, — прославление идеалов свободы: Пушкин не был поэтом революции, но был певцом свободы во всех ее проявлениях. Для поэта как внутренняя свобода личности, так и независимое развитие целых народов было необходимым условием жизни на земле. Тема свободы в лирике поэта - ведущая. Политические взгляды поэта, его мировоззрение менялось с годами, но верность идеалам свободы он сохранил на всю жизнь. В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834), а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает эту мысль: 6 Любовная лирика Пушкина Творчество А.С.Пушкина привлекательно своей новизной. Поэт был новатором во многом, в том числе и в национальной любовной лирике Наслаждаться прекрасным в полной мере – этот принцип разделял и Пушкин. Любовь – это самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает её яркой, красочной. Любовь Пушкина была разнообразной и богатой. Его отношение к ней менялось на протяжении всей жизни. Стихи Пушкина ярко выражают отношение поэта к любви. И это чувство не покидало Александра Сергеевича всю сознательную жизнь. Начиная с первого, дошедшего до нас стихотворения «К Наталье», в котором четырнадцатилетний Пушкин обращается с первым, ещё робким чувством восхищения к крепостной актрисе домашнего театра графа В.В. Толстого в царском селе: Первая любовная страница поэта – Екатерина Павловна Бакунина, сестра Александра Бакунина, товарища Пушкина по Царскосельскому лицею. В летний период Екатерина Павловна пребывала в Царском Селе. Красоты возлюбленной Пушкин описал в стихотворении «К живописцу». Екатерина Павловна была девушкой строгих правил. Она была старше своего воздыхателя. Любовь поэта осталась без ответа. Летом 1817 года у Пушкина — новая любовь: поэт увлекся княгиней Евдокией Ивановной Голицыной. Голицына — не юная красавица, а статная, изящная дама. Она на 20 лет старше поэта. Любовная страсть прошла быстро и С этой любовной историей связаны два стихотворения Пушкина: «Краев чужих неопытный любитель» и «Кн. Голицыной. Посылая ей оду „Вольность“» Находясь в ссылке, в Екатеринославе, поэт знакомится с очаровательной Марией Раевской. Море, солнце, горячий песок, ласковые волны. Игра с волнами, изумительная грация, неподдельные эмоции юной красавицы Марии – всё это не могло оставить поэта равнодушным. Для того, чтобы лучше понять всё то, что происходило с поэтом на «любовном фронте», нужно обратиться к личности самого автора. Он отдавался жизни со всего размаху, со всей своей непосредственностью. Пушкин – поэт. И этим всё сказано. Он певец любви, красоты, страсти. Лирик, вдохновитель. Новые впечатления, новый литературный шедевр, новая любовь. Любовная история с Амалией Ризнич – одна из самых ярких страниц в жизни Александра Сергеевича. Амалия слыла необыкновенной красавицей. Она была высока, грациозна, воздушна. Особенно примечательны были её глаза. Вернее, блеск этих глаз. В понятие «любовь» Пушкин вкладывал нечто своё, особенное. Любовь, подобно солнечному удару, настигала его, давала мощный толчок эмоциям и вдохновенью, рождала проникновенные строки. Но удар постепенно сходил на нет, чувства остывали, а на горизонте появлялась новая красавица. «Гением чистой красоты» для Пушкина стала Анна Петровна Керн. Впервые он увидел её в 1819 году на балу в Петербурге. Спустя шесть лет поэт встретился с ней вновь. В то время Анна Керн приехала погостить к своей тётке П.А.Осиповой, жившей по соседству с Пушкиным в Тригорском. Стихотворение, которое многие поколения людей считают образцом любовной лирики, посвящено .Керн. «Я помню чудное мгновенье: |