Философия Канта. Фило. 1. Особенности немецкой классической философии
Скачать 17.93 Kb.
|
1.Особенности немецкой классической философии Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута. Эпоха Просвещения, создавшая культ разума, поставила задачу разумного преобразования природы и общества. Однако практическое осуществление этих идей в ходе социальных преобразований Великой французской революции показало, что общественные идеалы просветителей не реализуются в реальных процессах. Стало ясно, что идеалы просвещения нуждаются в нелицеприятной критике. Эту задачу и выполнила немецкая классическая философия. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли. Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания: 1. сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры; 2. вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.; 3. общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм; 4. концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д. В характеристике немецкой классической философии как единого течения важны две особенности – преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и новаторство. Немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей - рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности. Принципиальная же новизна идей немецкой классической философии может быть представлена в следующих положениям: 1. идея познавательной активности субъекта (Кант); 2. обоснование моральной и правовой автономии личности (Кант); 3. идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг); 4. принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель); 5. систематика принципов и категорий диалектики (Гегель); 6. идея исторической закономерности (Гегель); 7. принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель). Впоследствии эти новации стали действительными инструментами философского анализа реальности. 2. Трансцендентальная философия И. Канта: 2.1. Основные идеи "Критики чистого разума" (теория познания) «Критика чистого разума» посвящена рассмотрению первой из трёх упомянутых способностей души – способности рационального познания. Кант называл свою философию критической и противополагал ее, с одной стороны, вольфианской – догматической, а с другой, юмовской – скептической. Не исследовав предварительно пределов познавательной способности, Вольф приписывал человеческому разуму силу познавать предметы, лежащие за границами чувственного опыта; без того же предварительного исследования, Юм отказывал человеческому разуму в способности иметь знания, восходящие над опытными данными. Кант своей первой задачей ставит исследование объема, границ и происхождения человеческого познания. Под чистым разумом он понимает разум, независимый от опыта, поэтому «Критика чистого разума» есть исследование о том, как далеко человеческий разум без всякого опыта может идти в познании предметов и явлений; это есть критика рационализма, как он понимался Вольфом. Так как всякое знание состоит из суждений, то возможность первого необходимо обусловливается свойством последних. Но в суждениях предикат (то, что утверждается о предмете суждения – субъекте) сполна или частью уже содержится в субъекте или же приписывается ему вновь. Суждения первого рода Кант, по примеру Юма, называет аналитическими, второго рода – синтетическими; первые – объяснительные, вторые – расширительные. Аналитические суждения обыкновенно правильны, но они малозначительны, так как ими знание не расширяется, а лишь выясняется. Успех в познании зависит от синтетических суждений, они очень важны, но сомнительной справедливости, если их истинность не поддерживается какими-либо другими обстоятельствами. Наше познание, по Канту, начинается с опытом, но это не значит, что оно и состоит всецело из опытных данных; вполне возможно, что к тому, что дает опыт, в нашем познании прибавляется нечто, принадлежащее самой нашей познавательной способности и создаваемое ею по поводу получаемых чувственных впечатлений. Исследование, имеющее целью открытие независимых от опыта, но в то же время лежащих в его основе априорных элементов познания Кант называет трансцендентальным и, насколько его философская критика занимается таким исследованием, называет ее трансцендентальной философией или трансцендентальным идеализмом. Так как априорный элемент знания независим от опыта, то он прибавляется каждым познающим субъектом к данным впечатлениям, получаемым извне, и притом совершенно одинаковым образом, так что наше знание есть продукт обоих факторов: данных внешнего опыта и априорных, внутренне присущих сознанию элементов. Внешние впечатления составляют содержание или материю опыта, они непостоянны, изменчивы; априорные элементы образуют твердую форму опыта. Предметы, лежащие вне субъекта, от которых исходят внешние впечатления, суть «вещи в себе». Априорные элементы составляют идеалистическую сторону философии Канта, апостериорные (внешние впечатления) – реалистическую сторону. От этих двух сторон философии Канта ведут начало два направления в новой философии: идеалистическое (Фихте, Шеллинга, Гегеля), и реалистическое (Гербарта и Шопенгауэра). 2.2. Основные идеи "Критики практического мышления" (этическое учение). Понятия морали, долга, свободы выбора и категорического императива. В «Критике чистого разума» Кант имел целью указать априорные элементы познавательной способности, а в «Критике практического разума» он пытается указать подобные же априорные элементы в способности воли, желаний. Как без всеобщности и необходимости не может быть действительного знания, так без общеобязательности не может быть никакого истинно добродетельного желания. Желание, которое могло бы быть названо хорошим, непременно должно иметь одно свойство – быть способным без всякого противоречия сделаться всеобщим. Отсюда следует, что удовольствие или собственная выгода никогда не могут быть основой нравственного учения, потому что и то, и другая, по своему частному личному характеру, не могут сделаться всеобщими. Как истинное знание образуют не его конкретное содержание, а формы всеобщности и необходимости, так и в желании не содержание, но форма общеобязательности правила решает вопрос о его ценности. Нравственное желание исключает всякий другой мотив, кроме признанной обязательности. Категорический императив, как Кант называет требование нравственного закона, безусловен, независим от всяких посторонних причин и обстоятельств. Он гласит: «поступай так, чтобы правила (субъективная основа) твоей деятельности могли сделаться в то же время началом всеобщего законодательства». Если действие совершается согласно с законом, но не ради только закона, то такое действие есть законное, но не нравственное. Высшее благо, к которому стремится человек, есть соединенные между собою добродетель и счастье. Но в действительности не встречается ни совершенной добродетели, ни полного счастья, ни их взаимной связи. Поэтому, практический разум создает следующее требование: для достижения совершенной добродетели требуется бессмертие, а для осуществления связи высшего счастья с совершенною добродетелью, т. е. для реализации высшего блага, необходимое условие есть бытие Бога. Если высшее благо должно осуществиться, то нужно допустить бессмертие души и её бесконечную усовершаемость для достижения высшей святости. Нужно также допустить и бытие существа, которое есть общая причина естественного и нравственного мира, которое может привести в надлежащую связь добродетель и счастье, владеет абсолютным знанием и, в силу своего всеведения, наградит нас блаженством. Такое существо есть Бог. Таким образом, идея свободы выходит из практического разума, её реальность есть следствие силы и обязательности нравственного закона: ты должен, следовательно, ты можешь, иначе обязательность была бы бессмыслицей. Человек свободен, как разумное существо, как вещь в себе, но насколько он может быть рассматриваем, как явление, он подчинен необходимости. Таким образом, то, что оказывалось неразрешимой задачей для теоретического разума, получает обоснование в области практического. |