Главная страница

Реферат по психологии на тему:Возникновение, историческое развитие и структура сознания. 1. Отличие психики человека от психики животного


Скачать 0.71 Mb.
Название1. Отличие психики человека от психики животного
АнкорРеферат по психологии на тему:Возникновение, историческое развитие и структура сознания
Дата29.03.2023
Размер0.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDOC-20221129-WA0000..pdf
ТипДокументы
#1024761

1. Отличие психики человека от психики животного
(психика животного)
Основа различий психики и животных лежит в языке. Подробнее об этом писал Л. С.
Выготский в своей культурно-исторической концепции. В целом, разница в языке определяет разницу ив мышлении.
Так, выделяют несколько различий психики человека и животных Способность человека к сознательным поступкам Способность человека к созданию орудий труда, а также их сохранению.
Животные, однако, тоже могут создавать орудия труда, но они используют его лишь в данной конкретной ситуации, не сохраняя для следующей Способность человека к передаче общественного опыта Более развитая эмоциональная сфера человека
Рассмотрим различия в психике по А. В. Петровскому Различие в мышлении. Животным свойственно, как правило, только практическое мышления, они неспособны к абстрагированию Способность человека к созданию и сохранению орудий труда Способность человека к эмпатии
● Условия развития психики, накопление исторического опыта у человека
психика человека
Возникновение и развития сознания в филогенезе
Рассмотрим несколько определений данного термина В. Вундт. Сознание в роли внутреннего свечения различной яркости У. Джеймс. Сознание тождественно субъекту Стаут. Сознание – качество психических явлений Дюркгейм. Объединение понятий сознания и знания Л. С. Выготский. Сознание представляет собой рефлексию внешнего мира и самого себя. Сознания также формируется благодаря социуму.
Также функции сознания делят на основные и специальные. К основным функциям относят Информационную Ориентировочною
К специальным функциям сознания относят Творческую Регулятивную
Кроме того, выделяют функцию отражения
Выделяют несколько этапов развития психики и сознания в филогенезе Таксисы. Элементарная форма раздражимости, которая направлена на поддержание жизни в организме Чувствительность. Позволяет формирование способности к ощущениям Поведение. Поведение – это внешние проявления психической деятельности.
Этому уровню присущи инстинкт (врожденное, стереотипное, автоматическое реагирование,
основанное на безусловных рефлексах, с реакцией не на целостную текущую ситуацию, а на ее отдельные элементы навыки (способ реагирования на среду через условные рефлексы рассудок (способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами)
Сознание представляет собой высший уровень адаптации к внешнему миру.
Сознание в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского рассматривается как принадлежность только человеку
Подходы к пониманию структуры сознания
Сознание является высшей формой отражения окружающей действительности,
которая свойственна только человеку и напрямую связана с речью и другими функциями мозга. Основная деятельность сознания заключается в обобщенном и целенаправленном процессе отражения действительности ив предварительном мысленном формировании действий и прогнозировании их результатов. Основой сознания, центральным способом его существования и функционирования является знание.
Именно поэтому сознание можно назвать субъективным образом объективного мира.
Человек способен к осуществлению процессов самопознания и самосовершенствования. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание,
самоанализ, самоконтроль. Формирование данных сторон происходит в процессе отделения человеком себя от окружающего мира, осознание себя как отдельной единицы. Самосознание является важнейшим отличием психики человека от психики высокоразвитых животных. Целостной постановкой проблемы изучения сознания занимаются с древнейших времен. В 20 веке открываются новые горизонты изучения сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов, что впоследствии было доказано Зигмундом Фрейдом.
На современном этапе развития науки существует несколько концепций развития процесса сознания Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как частицы или продукта инобытного мирового разума Субъективно-идеалистические система, которая рассматривает сознание человека в виде самодостаточной сущности, которая содержит картину самой себя и является субстанцией материального мира Концепция гиологизма, которая утверждает, что материя способна к мыслительной деятельности и сознание является атрибутивной особенностью существующего материального мира. Сточки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению Концепция вульгарного материализма, которая придерживается идеи отождествления сознания с вещественными образованиями, которые имеются в мозгу человека. Согласно данной концепции сознание имеет чисто материальный характер, и является результатом функционирования определенных частей или образований мозга Концепция социологизации сознания, которая ставит сознание в абсолютную зависимость от внешней физической и социальной среды. Сторонники данной концепции считают, что человек рождается с сознанием в виде чистого листа бумаги и процесс формирования его полностью зависит от идей и понятий,
которые существуют в данном обществе Для данных идей характерно отрицание индивидуального характера мышления человека и полная его зависимость от существующих у мыслящего индивида способностей,
имеющихся у него особенностей строения и функционирования центральной нервной системы Концепция диалектического материализма, которая подошла к процессу изучения сознания, как сложного, внутренне противоречивого феномена,
находящегося в единстве материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального
Последняя концепция опирается на имеющиеся достижения современной науки и характеризует сущностные черты и специфику деятельности человеческого сознания,
которые сформулированы как сознание является идеальным явлением и особым свойством, продуктом высокоорганизованного человеческого мозга и мыслящей материи сознание является своеобразным снимком, отражением материальных объектов в мозгу человека сознание является творческой активностью человеческого мозга, которая проявляется в относительной самостоятельности его функционирования и развития сознание является продуктом общественно – исторического развития, которое не возникает вне общества и не может существовать вне общественной жизни сознание – это процесс идеального отражения материального мира, который не может существовать без языка, который является материальной формой его выражения
Рассмотренные выше концепции развития сознания содержат каждая в отдельности истинные представления в понимании природы сознания, имеют своих сторонников,
достоинства и недостатки, как и любая теория. Каждая из них отвечает на один и тот же вопрос что из себя представляет процесс сознания, каковы закономерности его развития и какие факторы влияют на его проявления в жизни человека
Подходы к пониманию содержания сознания
В разное время сознание выступало в качестве типа ментального состояния или в качестве способа восприятия и взаимоотношений с другими. Его часто описывают как точку зрения, как Я. Многие исследователи рассматривают эту категорию в качестве самой важной вещи в мире. С другой стороны, многие из них склонны определять понятие сознание слишком расплывчато. В соответствии с культурно-историческим подходом характерная особенность сознания представлена тем, что промежуточное звено между объективной реальностью и сознанием включает элементы общественной и исторической практики. Все это дает возможность выстраивать объективные (общепринятые) картины мира. В отечественной психологии сформировалось общепринятое понимание сознания, как высшей формы психики,
возникающей в человеческом обществе при появлении коллективного труда, общения,
языка и речи. Данный принцип излагали в своих трудах С. Л. Рубинштейн, Е. В.
Шорохов, АН. Леонтьев.
Сознание — это термин, который до настоящего времени является трудным для определения, поскольку применяется и истолковывается в широком спектре научных дисциплин. Эта категория может включать мышление, восприятие, воображение,
самосознание и др.
Сознание — это состояние психической жизни индивида, которое выражено через субъективное переживание событий внешнего мира и жизни самого человека. Оно является формой, в которой объективная действительность отражена с помощью человеческой психики.
Суть сознания принято определять через способность человека к абстрактному
(вербальному) мышлению. Его орудием и средством является язык, возникший в человеческом обществе. Посредством языка происходит познание законов природы и общества.
Индивидуальное сознание существует лишь при наличии общественного сознания и языка, который является его реальным субстратом. Сознание не было изначально, оно не порождается природой, а возникает по причине существования общества. По этой причине сознание не всегда постулат и не условие психологии, а представляет собой ее проблему (предмет конкретного научно-психологического исследования. Элементы сознания по Выготскому включают словесные значения в качестве системы, которая действует как единое целое. Эта работающая система представляет собой состояние бодрствования, специфическую человеческую характеристику бодрствования.
С позиции Б. Г. Ананьева сознание может выступать как элемент эффекта действия.
Первоначальными фактами сознания являются следующие составляющие Восприятие Переживание индивидом результатов своих собственных действий.
Постепенно осознанию поддаются не только эффекты действий, но и сами процессы деятельности. Индивидуальное развитие сознания происходит через переход от сознания соответствующих моментов действий к целенаправленной и планомерной деятельности. Состояние бодрствования при этом считается сплошным «потоком»,
который переключается с одного вида деятельности на другой
Начиная с Рене Декарта, понятие сознание употребляется в качестве синонима психического. В частности, до настоящего времени, обсуждая вопрос о наличии сознания у животных, ученые рассматривают сознание как тождественное понятию психики (оно означает субъективные образы и переживания. Такая трактовка существовала долгое время, но Г. Ф. Лейбниц стал развивать другую точку зрения. В
соответствии с ней сознание — это лишь часть психических процессов (внешняя часть. В качестве необходимого условия сознания выступает активное селективное внимание, которое избирательно направляется в сторону отдельных явлений внутреннего (памяти) и внешнего мира (образ восприятия. Существует отдельный раздел психологии — психология сознания. С ее помощью были заложены основы научной психологии в качестве самостоятельной дисциплины. Психология сознания неправомерно сузила класс психических явлений и ограничила их лишь сознательным опытом. Она помогла сформулировать большую часть законов функционирования психики, которые небыли опровергнуты до сегодняшнего дня. Джеймс рассматривал сознание как приспособительный акт, созданный природой для выживания в изменяющихся условиях. Сознание, по его мнению, не является плоскостной картинкой, а некоторым изменчивым, непрерывным потоком функциональных актов.
Остановить их можно только в том случае, если исходить из законов кратковременной памяти. Поток наделен характеристикой ограниченности и свойством выбора объектов, на который он направлен (селективностью. Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу является одними тем же. Таким образом, внимание представляет собой непрерывный, изменчивый, индивидуальный и избирательный поток. Механизмы внимания по Джеймсу полностью зависят от его произвольности.
Для непроизвольного внимания характерна настройка органов чувств,
сенсибилизация, изменение системы кровообращение. В случае с произвольным вниманием речь идет об идеационном центре, формирующем состояние готовности в отношении среды. Другое положение заняла концепция сознания, которая берет истоки во французской социологической школе. Основная идея этой школы, которая относится к психологической проблеме сознания, состоит в наличии индивидуального сознания. Оно проявляется при воздействии на человека сознания общества. Под его влиянием происходит социализация и интеллектуализация психики. Таким образом,
интеллектуализированная и социализированная психика человека и представляет собой его сознание. Нов данной концепции полностью была сохранена психологическая бескачественность сознания. Лишь теперь сознание представляют в качестве некоей плоскости, на которой происходит проекция понятий и концептов,
которые составляют содержание общественного сознания
Самосознание как осознание своего "я"
Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя. Осознавание личностью себя как конкретной физической сущности,
обладающей формой и рядом других характеристики рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека.
Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.
В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка. В
рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми ив соединении данных образов в единое целостное образование – понятие
«Я».
Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л.
Рубинштейном в работе Сознание и его границы (1989). Исследователь отмечает,
что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений,
появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека овладение собственным телом возникновение произвольных движений самостоятельное передвижение и самообслуживание постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем принятие оформленного самосознания
Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И.
Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) несогласны сданной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.
На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный,
глубокий и интегративный образ собственного Я. Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью,
сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности. Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения
Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов Самопознание Самоконтроль (или саморегуляция Самосовершенствование
Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой.
Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано стем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины.
Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный фонд самосознания, но и закладывает основы самооценки,
преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.
При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы ДН. Узнадзе – А. А.
Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:
Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг Я, которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира.
Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые
«окружают» центральное Я и его Я-концепцию. Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности элементы настоящего (реального) Я элементы идеального
«Я» и др. Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания неспособна функционировать без трех важнейших образований образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций
Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует,
организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, таки в его взаимоотношениях с внешним миром Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А.
Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, АН. Леонтьева, А. Маслоу,
В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др. Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства Экзистенциальная функция. Связана стем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями, а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый,
привычный образ своего Я


написать администратору сайта