Философия важные темы и ответы на них. Философия. Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине Основы философии
Скачать 37.06 Kb.
|
Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине « Основы философии» Предмет, цель, задачи, функции философии. Значение философии в проф. Сфере. Ответ: Предметы: природный мир; общество; внутренний мир человека. Цель: придать человеку его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Задачи: передача информации о мире в определенный момент времени и отображение отношения человека к миру вокруг него. Функции: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, гуманистическая. Значимым компонентом профессиональной деятельности являются ценностные установки и мировоззренческая ориентация личности, ее отношение к труду, к обществу, к миру, к самой себе. Формирование этих установок невозможно без усвоения личностью философских представлений. Мировоззрение. Классификация мировозрения. Ответ: Мировоззрение - Система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Классификация мировоззрения имеет два вида: обыденное и научное. Обыденное мировоззрение формируется бессознательно, путём обычного восприятия информации, составления простых практических выводов, оценки чужих мнений и суждений, ежедневной практики. Научное мировоззрение - это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом. Философия Древней Индии. Ответ: Веды-сборник древних священных писаний на санскрите Филосовская школа
8-ичный этап мудрости ---> Правильное возрение ---> Правильная решимость ---> Правильная речь ---> Правильное поведение ---> Правильный образ жизни ЭТАП СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ---> Правильное усилие ---> Правильное самообладание ---> ---> Правильное сосредоточение. Даосизм 3 формы : философский , мистический, протонаучный Философия Древнего Китая. Ответ:
Античность: общая характеристика, школы, периоды. Ответ: Античность - особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации. Школы: 1. Милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен), 2. Школа Пифагора (пифагорейцы), 3. Элейская школа (основатель-Ксенофан, последователи-Парменид, Зенон), 4. Атомисты (Левкипп, Демокрит), 5. Школа софистов (Протагор, Георгий, Гиппия, Продика и др.), 6. Афинская школа (Сократа, Платона, Аристотеля), 7. 7. Школа кинизма (Антисфен, Диоген), 8. Эпикуреизм (Эпикур), 9. Школа стоиков (стоицизм. с III в до н.э. до III в н.э.) 10. Скептицизм (Основатель – Пиррон), 11. Неоплатонизм (Основатель – Плотин). Периоды: Ранняя античность (VIII век до н. э. — IV век до н. э.) — расцвет греческих полисов, возникновение Римского государства, Классическая античность (IV век до н. э. — II век н. э.) — время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия), Поздняя античность (конец II/III век — V/VI век) — упадок Римской империи. Досократики: Гераклит, Парменид. Сократ, Платон, Аристотель Ответ: Сократ: основное положение: 1. Центральная проблема в философии - человек и человеческое сознание 2. Главная задача познания – самопознание 3. Этика Сократа; 1-добродеятель 2-никто не грешит сознательно. Платон изучал: строение мира, учение о человеке, учение о познание, учение об идеальном государстве. Учение о человеке - единство души и тела. Душа состоит из 3 частей: Разумная, Волевая, Чувственная. Учение об идеальном государстве - все действия во благо государства. Аристотель: 1.Мир един и сущность находится в самой вещи 2. Сущность предмета – форма 3. 3 основные вещи - материя , причина , целья Учение о политике: 1. Правитель должен знать правила морали и быть справедлив 2. Политика искажается и превращается в преступное действие если власть исп. для личных целей Мысли Сократа, Платона и Аристотеля большинством исследователей считаются вершиной всей античной философии. Сократ - первым стал исследовать человека, а не окружающий мир. Считал изучение человека основной задачей философии. Поэтому философия Сократа является началом первого антропологического поворота. Платон - считается основателем идеализма. Именно в его время идеализм и материализм окончательно разделились на два направления. Считал материальный мир изменчивым и непостоянным. Более того, «мир вещей» не существует как отдельная субстанция. Существуют лишь «эйдосы». Они истинны, неизменны и вечны. Вещи, люди, животные – лишь материальные отображения идей. Аристотель - считается первым энциклопедистом, поскольку его исследования охватили почти все области знания. Кроме того, Аристотель первым классифицировал знание и создал логику как отдельное знание (науку). Всю совокупность знаний он разделил на: введение в философию, теоретическую философию, практическую философию, творческую философию. Средневековая философия: общая характеристика. Ответ: средневековая философия представляет собой синтез двух традиций: христианского «откровения» и античной философии. Делится на три направления: Апологетика, Патристика, Схоластика. Особенности средневековой философии: 1.Монотеизм – единобожие, Бог един и уникален. 2. Теоцентризм – религиозная картина мира, в которой источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. 3. Креацинизм – учение о сотворении мира Богом из ничего. 4. Вера и Библия, которая возвышает веру над интеллектом. Вера – это личностное самоопределение человека, составная часть его внутреннего мира. Новое время: общая характеристика. Ответ: Философия Нового времени - это период развития философии в западной Европе в XVI-XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. В это время человечество шагнуло в новый период своей истории, отмеченный мощным цивилизационным рывком. За три столетия изменились экономические, политические, общекультурные формы человеческого бытия. В экономике большое распространение получило мануфактурное производство и связанное с ним разделение промышленного труда; всё больше и больше люди стали применять машины. В политической сфере складывались новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве, стали разрабатываться методы претворения этих идей в жизнь. В сфере культуры на первый план стало выдвигаться научное знание. В естествознании и математике были сделаны выдающиеся открытия, подготовившие научно-техническую революцию. Новое время: Р. Декарт. Ответ: Декарт был одним из тех мыслителей, которые увязывали развитие научной мысли с общими философскими принципами. В формировании его философии важную роль сыграл способ мышления, укоренившийся в естественных науках своего времени. Важность развития естественных наук не должна ограничиваться новыми открытиями. Новое, что принесла с собой естественная наука и что формирует все области интеллектуальной жизни, — это новый способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание еще не сформулировало эти новые принципы знания (по крайней мере, не до адекватной степени обобщения). Он реализует их непосредственно в процессе освоения своего предмета. Таким образом, философия Декарта представляет новую, целостную и рационально обоснованную картину мира, которая не только соответствует современному состоянию естествознания, но и полностью определяет направление его развития. Новое время: Ф.Бэкон. Ответ: Фрэнсис Бэкон считается отцом философии Новой Эры. Для Бэкона объектом знания является природа, задачей знания является изучение объектов и явлений природы, целью знания является господство человека над силами природы. Он предложил исключить теологию из сферы научного знания. Философ был сторонником дуальной теории истины, согласно которой наука и религия имеют разные сферы существования и знания. Бог и человеческая душа, сказал Ф. Бекон, являются предметом религиозной веры, а не научного познания. Религия не должна никоим образом вмешиваться в сферу научного познания, а наука не должна заниматься проблемами религиозной веры. Г.Лейбниц. Учение о монадах. Ответ: Философские взгляды Лейбница формировались под влиянием множества различных доктрин. В истории не было ни одного философа, чьи идеи он полностью отвергал: в каждой он находил что-то рациональное. В этом контексте Лейбниц отметил, что «большинство школ правы во многих своих утверждениях, но неправы в том, что они отрицают». Монады, согласно учению Лейбница, являются чем-то вроде конечных строительных блоков Вселенной. Но в отличие от таких материальных кирпичиков-атомов у Демокрита, монады — это духовные единицы бытия. И как таковые, по Лейбницу, они являются простыми субстанциями, из которых состоят сложные субстанции. Монады Лейбница, в отличие от атомов Демокрита и Эпикура, которые также велики в этих учениях, имеют внутренние и внешние различия. Немецкая классическая философия: И. Кант. «Критика чистого разума». Ответ: В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. «Критика чистого разума» и все последующие работы Канта содержат в себе попытку вывести философию на аналогичный путь, совершив в ней столь необходимую «революцию в способе мышления». Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры, причем он делает это соответственно некоторой необходимости, по определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту, аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперименты, опыты, производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы. Русская философия: историко-философский обзор. Р.Ф.: словянофилы – Киреевский, Хомяков. Ответ: А. С. Хомяков и И. В. Киреевский являлись родоначальниками этого нового движения философской и общественно-политической мысли. Представители этого идейного течения, называвшие себя «московским направлением» (в противоположность «петербургскому»), получили литературно-публицистическое название славянофилы. Славянофилы исходили из того, что вера есть «крайний предел» человеческого знания, определяющий собой все стороны мысли. Религия – не только исходный момент, формирующий воззрение отдельной личности, но и духовное ядро, влияющее на жизнь общества в целом, на ход истории. Ключевым для теории познания славянофилов стало понятие «цельность духа». Постижение истины невозможно с помощью только интеллектуальных способностей человека. Она становится доступной, как считал А. С. Хомяков, лишь живому (или цельному) знанию как органическому синтезу чувственного опыта, разумного постижения и мистической интуиции. Особый акцент в теории познания славянофилы делали на такие понятия, как воля и любовь. Истина, с их точки зрения, не может быть достоянием отдельного человека. Р.Ф.: западники - Герцен, Чернышевский. Ответ: Западничество — направление русской общественной и философской мысли. Николай Гаврилович Чернышевский уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики проповедовал знаменитую идею "разумного эгоизма", и поныне рождающую споры. В области эстетики рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Чернышевскому, "прекрасное — это жизнь". Александр Иванович Герцен стремился обосновать закономерность движения человечества по пути к свободному от антагонизмов обществу. По Герцену, грядущий мир есть царство разума, он как бы подытожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение перед природой и принципы суверенности личности, свободы духа, развитые в первоначальном христианстве. Он ратовал за снятие крайностей материализма и идеализма. Современная западная философия. З.Фрейд. Теория бессознательного. Ответ: В целом, Фрейд разделяет человеческую психику на две противоположные сферы — сознательную и бессознательную, которые являются сущностными чертами личности. Согласно Фрейду, сознание — это «идея, которая существует в нашем сознании и которую мы воспринимаем как таковую, и мы утверждаем, что это единственное значение термина «сознание». Фрейд обнаружил бессознательное, когда изучал природу и причины неврозов. Он счел необходимым исследовать ту область человеческой психики, которая осталась вне поля зрения предыдущей психологии. В результате он пришел к выводу, что человеческая психика — это конгломерат различных компонентов, которые по своей природе являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными. Сознание: историческое развитие, понятия. Сознание, отражение, мышление, язык, самосознание. Ответ: Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события. Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности Язык — это система знаков. Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, Онтология: проблема существования, формы бытия, концепции бытия. Ответ: Онтология – это важнейший раздел философии, в котором изучаются фундаментальные принципы устройства бытия. Диалектика: основные законы диалектики. Ответ: Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Выделяются три базовых закона диалектики: 1. Единства и борьбы противоположностей - всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло). 2. Переход количества в качество - непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. 3. Отрицание отрицания - Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. Учение о бытие. Ответ: Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Виды: 1. Бытие объективное (или материальное бытие), 2. субъективное, или идеальное, бытие. Формы: 1. Бытие природы. 2. Бытие человека. 3. Бытие общества. 4. Бытие духовное. Основополагающие категории человеческого бытия: счастье, вера, смерть, любовь. Ответ: Любовь - важная составляющая человеческого бытия. Она стоит у самых истоков существования человека, его психической защищенности и уравновешенности, его способности и таланта. Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями существования природы, по которым люди должны любить друг друга. Нельзя объяснить возникновение любви с помощью какой-либо причины (например, красота, ум, сила и т.п.), если такие причины действительно сыграли определенную роль, то это ее имитация. Счастье - это ценностное понятие, обозначающее оптимальное сочетание различных благ, выражающихся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается жизнь человека в целом. Можно определить, что счастье - это обладание ВЫСШИМ благом или благами. Смерть - человек от всех живых существ отличается тем, что осознает свою смертность, Видит в смерти неизбежный финал всего живого. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вера. Религиозная вера - это возможность сверхчувственного опыта. Но для очень большого числа людей такой опыт - пустой звук. И даже люди, которым он доступен, часто не улавливают присущего ему сверхчувственного характера. Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому «голосу Божию», как мы иногда сред оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии. Общество - как объект социальной философии. Общество и его структура. Модели развития общества. Ответ: Модели развития общества:1.Статическая 2.Динамика= цикличность, не линеарная, линеарная = прогресс, регресс Гносеология: субъект-объект познания. Ответ: Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о мире. Познавательная деятельность человека неразрывно связана с мышлением, волей, памятью, эмоциями. Под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей и обеспечивает человеку возможность познавать мир. Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Иными словами, он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей. Истина, ложь, заблуждение. Концепции и критерии истины. Ответ: Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Заблуждение – следствие ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем. Критерии истины: 1. Ясность 2. Общезначимость 3. Реализуемость 4. Практика Эмпирическое и рациональное познание. Ответ: Рациональное познание, прежде всего, свойственно науке, которая измеряет, оценивает, классифицирует и анализирует, но тоже не дает ответов на многие вопросы. Эмпирическое познание- это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос "как". Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также – и в первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Философия и научная карта мира. Человек во Вселенной Ответ: В ХХ веке наука раскрыла многие фундаментальные тайны человека и Вселенной. Наука свидетельствует, что жизнь нельзя понять, как локальный феномен. Это не значит, что жизнь зародилась вне пределов Земли. Это значит, что предпосылкой для её зарождения стала вся история Вселенной. Выяснилось, что лежащие в основе природы законы образуют уникальное, единственно возможное сочетание, при котором во Вселенной может возникнуть жизнь и разум. Наука доказала, что наблюдаемая Вселенная не вечна, а возникла в результате Большого взрыва. В философии принято понятие «картина мира», которая означает портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим. Понятие «картина мира» претендует на объективность видения. С ним связано понятие «мировоззрение». Но мировоззрение в отличие от картины мира подчеркивает субъективность в отношении к миру. Оно включает в себя цели, ценности, предпочтения, личные взгляды, эмоционально-образное отношение к миру. Мировоззрение берет мир не сам по себе, а определяет наше к нему отношение, то есть пропускает как бы видение мира через субъект. Но поскольку объективное и субъективное в реальной жизни тесно связаны, то и картина мира, обычно, переходит в мировоззренческое восприятие и представление. Поэтому картина мира мировоззренчески окрашена. Методы и формы научного познания. Ответ: Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Формы научного познания: 1. Научный факт— отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.2. Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение. Философия, религия, искусство. Философия истории, культура. Философия и глобальные проблемы современности. Ответ: Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:1. Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле. 2.Проблемы, вызванные экологическим кризисом. 3.Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские).4. Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).5. Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва. 6. Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов. |