1. Первобытное общество на территории Беларуси
Скачать 121.08 Kb.
|
1.Первобытное общество на территории Беларуси. История первобытного общества па территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости оттого, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первые попытки первобытного человека проникнуть на территорию Беларуси датируются приблизительно 35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека такого типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). Они по внешнему виду очень похожи на современных. Люди приспособились к жизни в колодном климате, который был обусловлен нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Самые древние поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож около деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 26–23 тыс. лет назад. Тут найдены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, которые использовались для строительства жилья, Каменный век на территории Беларуси, по предположениям ученых, закончился приблизительно за 3 тыс. лет до н.э. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных орудий, которые рубят, режут и колют. На территории, которая оказывалась свободной от льда во время отступлений ледника, люди занимались собирательством кореньев, клубней. Для этого они использовали палки копалки, острые камни. Занятием людей также была загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных остроконечников, ножей, топоров, копий. Люди использовали удочку, костяные гарпуны, сети, крючки при рыбной ловле. Особенностью занятий людей каменного века было то, что они брали от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют присваивающим. После отступления последнего ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесом, была заселена дикими зверями. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака – первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлой жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с каменными наконечниками, просверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди начали изготавливать остродонную глиняную посуду, которая втыкалась в земляной пол жилища или в центр очага, потому что в то время еще не знали, что такое стол. Незаменимым материалом для изготовления орудий труда стал кремень. Его добывали в первобытных шахтах – вертикальных колодцах глубиной 3–5 м, найденных археологами около поселка Красносельский Волковысского района. Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Затем люди жили уже родовыми общинами, которые объединяли 50–70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мысль о том, что родство первоначально определялось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок жизни называют матриархатом. Бронзовый век на территории Беларуси начался на границе III и II тыс. до н. э. и длился примерно до начала 1 тыс. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы с юга попадают на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а потом перешли к их разведению. Вероятно, свинья стала первым домашним животным. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от присваивающего к производящему хозяйству. При производящем типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, которых не существовало в готовом виде в природе. Сначала земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем – подсечно-огневым. Древние люди высекали топорами лес, выкорчевывали и сжигали пни, пепел использовали в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Для сохранения зерна и молока от разведенных животных изготавливали плоскодонную глиняную посуду. Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом – веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский патриархат. В течение бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы – многочисленные племена животноводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. Во время расселения на территории Европы в результате смешения индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян и балтов. Балтские племена, которые являются предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили ее по бурому цвету на болоте или почве под дерном калугу. Из руды выплавляли в сыродутных домницах – печах, построенных из глины, пористую массу – кричное железо. Постепенно развивалось земледелие, которое стало пахотным. Использовались рала с железной нарогой-наконечником. Родовая община в процессе расселения людей на новых землях в поисках плодородной почвы и пастбищ для скота, а также смешивания пришлых земледельцев и животноводов с местным населением начала постепенно превращаться в соседско-родовую. Во главе общины стоял выборный совет старейшин. Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков продуктов и возникновению имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними возникали стычки. Для защиты своего имущества начали строить укрепленные поселения – городища. Неумение объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породило веру людей в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела и даже после смерти. Вера человека в духов, которые могут вселяться в отдельные неодушевленные предметы, получила название фетишизм. Фетиш (идол, амулет) – это предмет, который помогает своему владельцу. Каждый род имел своё священное животное – «тотем». Вера в сверхъестественную связь между членами рода и каким-нибудь животным или растением называется тотемизмом. Анимизм, фетишизм и тотемизм – одни из первых форм религии. Религиозные верования, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на возникновение искусства. Первыми его памятниками стали статуэтки женщин, мужчин, лося, утки, орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения подвески, бусы, заколки, музыкальные инструменты – бубен, дудки. 2.Полоцкое княжество в IХ –ХIII вв. В письменных источниках раннефеодальное государственное образование восточных славян Полоцкое княжество известно под названием «земля». Его центром являлся город Полоцк, который упоминается и летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр торговли и ремесел. Первым исторически известным полоцким князем был Рогволод. В 60–70-х гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, который также просил руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод вместе с двумя сыновьями были убиты. Рогнеда насильно стала женой Владимира. Это событие произошло около 980 г. В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим киевским князем. Сего именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии – христианства. При Владимире достигло своего наивысшего расцвета древнерусское государство восточных славян Киевская Русь, в состав которого, как считают некоторые историки, входила Полоцкая земля. Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава. Возможно, Рогнеда, прожившая с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и совершила покушение на его жизнь. Но покушение не удалось, и Рогнеду по тогдашним законам должны были убить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав, который сказал Владимиру: «Отец! Ты здесь не один!» Владимир приказал выслать Рогнеду с сыном и Полоцкую землю. Тут для нее был построен город, названный именем сына – Изяславль. Рогнеда постриглась (по другому мнению, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась известной в истории как княжна с тремя именами и одна из первых монахинь среди восточных славян. При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, который знал и распространял письменность вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., на год пережив свою мать. Усиление Полоцкого княжества произошло в XI в. при сыне Изяслава, полоцком князе Брячиславе. Он со своими войсками захватил волоки, соединявшие реки Западную Двину и Днепр на пути «из варяг в греки» и принадлежавшие Новгороду. Они позволяли с помощью бревен провести («проволочь») суда и таким образом пройти от Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря. Однако войско Брячислава было разбито его дядей киевским князем Ярославом Мудрым. Тот сам хотел контролировать путь «из варяг в греки» и собирать дань с купцов. Легендами овеяно имя сына Брячислава – полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился при помощи колдовства. Неизвестный автор «Слова о походе Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь управлял Полоцкой землей, которая достигла при нем наивысшего расцвета. Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить земли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ на действия Всеслава трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого напали в 1067 г. на пограничный город Полоцкой земли Менск (нынешний Минск). Город был сожжен, а его жители – меняне – взяты в плен и проданы в рабство. Способ государственного управления в Полоцкой земле представлял собой княжеско-вечевой строй. Власть князя была связана с существованием веча – общего собрания взрослых мужчин, которое могло снимать и назначать князя. Название «вече», вероятно, происходит от того, что па собрании вели разговоры («вещали») о важных общественных делах. Па собрание граждан призывал звук вечевого колокола, а решение принималось по силе крика тех, кто его поддерживал. В обязанности князя входили организация и командование войском, сбор дани с местного населения. Войска и Полоцке состояли из дружины – специально обученного военному делу вооруженного отряда людей – и народного ополчения, состоявшею из горожан и называвшегося «полкой». На восточнославянских землях действовали законы, называвшиеся «правдами». Наиболее известен среди них сборник «Русская правда», разработанный при великом киевском князе Ярославе Мудром. Суд осуществлял князь или его представители. Вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы либо физические наказания. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда божьего». Например, если у обвиняемого оставались ожоги после держания руки над огнем, то это показывало, что он действительно виновен. 3.Социально-экономическое развитие Беларуси в IХ – ХIII вв. Социально-экономической основой развития белорусских земель в средневековую эпоху являлось сельское хозяйство. Верховным собственником земли был великий князь. Значительным земельным фондом владели бывшие князья и родственники князя, которых называли магнатами. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с XV в. - шляхтой. Землевладельцами являлись также церковные учреждения и духовные иерархи. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей, за что до конца XV в. в основном рассчитывались с помещиком продуктами - зерном, медом, домашней утварью и т.п. Крестьяне относились к низшему сословию и обыкновенно назывались «люди», «мужики», «подданные». Формой общественной организации являлись соседская сельская община, которая входила в состав более широкой организации - волости. Община владела правом разбора некоторых криминальных дел в копном суде, распределением и сбором дани и налогов. В общественном пользовании общины были пастбища, сенокосы, леса и воды. В соответствии с характером земельной собственности, на которой проживали крестьяне, они подразделялись на помещичьих, государственных и церковных. В зависимости от количества земли, которой они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей, коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, которые не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), «похожие» люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и «непохожие» люди (крестьяне, которые были лишены такого права). 4.Культура Беларуси в IХ – ХIII вв. Распространение христианской веры па белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию – церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство с IX по XIII в. существовало вместе с язычеством (многобожием). В Полоцком княжестве развивались знания и письменность. В XI в. на Полоцкой земле появилась кириллица – одна из двух азбук старославянского языка. Об этом свидетельствуют, например, надписи на Борисовых камнях, найденных в русле Западной Двины, а также надпись на Рогволодовом камне около Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно размещенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты – березовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты найдены археологами в Витебске и Мстиславле. В первой половине XI в. началось летописание – запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале XII в. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» – летопись, в которой помещены сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяслдве, Всеславе Чародее, битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное и XI и. Туровское евангелие, украшенное заставками – разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг. В то время служил пергамент – специально выделанная телячья кика. Обложкой служили две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки. Распространению письменности содействовали религиозно-просветительские деятели XII в. Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте дочь полоцкого князя Предслава, внучка знаменитого Всеслава Чародея. Узнав о намерении отца обручить ее с княжичем, она выбрала служение Богу и тайно сбежала из дома в женский монастырь, где постриглась под именем Евфросинии. Позже она основала женский и мужской монастыри. В них переписывались церковные книги, что было в те времена делом очень трудным. Евфросиния стала первой известной нам женщиной-книгописцем. Уже на склоне жизни она совершила религиозный подвиг – отправилась в далекое и тяжелое путешествие в Святую землю – Иерусалим, где и умерла. Евфросиния Полоцкая одна из первых женщин среди восточных славян, которую православная церковь объявила святой. Верующие спилки ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня отмечают день ее памяти. Памятником каменного зодчества (строением, возведенным из камней и кирпича, скрепленных раствором) является построенный в середине XI в. в Полоцке при князе Всеславе Чародее Софийский собор. Слово «София» обозначает «Вожья мудрость», которая, по представлению верующих, управляла Вселенной. Это был третий храм такого типа, построенный па землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий. При строительстве собора использовался плоский кирпич – плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками – росписями красками, разведенными водой, по свежей штукатурке. За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде. В течение XII в. в Полоцке было возведено десять каменных однокупольных культовых построек. Одной из них была Спасо-Преображеиская церковь, построенная по заказу Евфросинии Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся сегодня мощи (останки) святой Евфросинии Полоцкой. В XII в. была построена Каложская (Борисоглебская) церковь в Гродно. Стены церкви украшены вставками из постного полированного камня и керамическими плитками, которые образуют рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников – глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву и голос священника. Памятником оборонительного зодчества является пятиярусная, высотой в 30 м, Каменецкая башня, построенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Бошей (в крещении Лазарем) по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисовой доски. Его лицевая и оборотная стороны обложена золотыми, а бока – серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. На золотых пластинах помещены изображения святых, выполненные разноцветными эмалями. В кресте находились частички дерева от креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Крест Евфросинии Полоцкой считается культурно-исторической ценностью белорусов. 5.Образование ВКЛ Причинами образования Великого княжества Литовского (ВКЛ) были следующие. Внешнеполитические причины связаны с необходимостью организации обороны от рыцарей-крестоносцев. Внутриполитические причины требовали преодолеть феодальную раздробленность. Экономические причины были связаны с отделением ремесла от сельского хозяйства и развитием торговых отношений между разными территориями, что содействовало их объединению. Процесс образования ВКЛ начался в середине XIII в. вместе с возвышением Новогородского княжества. Этому способствовали его удаленность от района борьбы с крестоносцами, высокий уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли. Основные события, положившие начало образованию ВКЛ, разворачивались в верхнем и среднем течении реки Неман – на территории, охватывающей современные северо-западные земли Беларуси (Гродненская область) и частично восточные земли современной Литовской Республики. В процессах образования государства приняли участие восточнославянское христианское население белорусских земель и балтское языческое население литовских земель. Согласно предположению некоторых историков именно Новогородское княжество и его местное население сыграли важную роль в объединении белорусских земель и образовании первоначального княжества Литовского. Также существует версия, что определяющую роль в образовании княжества сыграли литовские феодалы, которые захватили белорусские земли. Летопись сообщает о Литве Миидовга, одного из местных балтских князей, вынужденного в результате междоусобной борьбы направиться с остатками своей дружины с балтской территории в соседний Новогородок (теперешний Новогрудок). Здесь этот князь-язычник принял христианство и сделал город своей резиденцией. В 1253 г. произошла коронации Миндовга. При великом князе Гедимине в 1316–1341 гг. большая часть современных белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Территория ВКЛ увеличилась приблизительно в 3 раза. Примерно три четверти населения ВКЛ до середины XIV в. составляли, как считают ученые, представители белорусской народности. Укрепление единовластия в ВКЛ произошло при великом князе Гедимине. В 1323 г. он основал постоянную столицу государства в Вильно (теперешний Вильнюс – столица Литовской Республики). Принципом государственной жизни при Гедимине было следующее: «Не разрушать старины, не вводить новизны». Он уважительно относился к земельным владениям феодалом и выступал за сохранение исторических традиций населении ВКЛ. При Гедимине возросла роль великого князя как правителя государства. Его титул стал звучать так: «король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под названием «русские» имелись ввиду прежде всего жители белорусских земель – Витебской, Брестской, Минской и Туровской, которые вошли в состав ВКЛ. В результате государство получило название «Великое княжество Литовское и Русское». Под «Литвой» тогда понималась территория но верхнему и среднему течению Немана, а под «Русью» – территория в верховьях Западной Двины и по Днепру. В первой половине XV в., когда была присоединена Жемойтия – западная часть современной Литвы, государство получило полное название «Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское». |