История. Материал к экзамену. 1 Племена восточных славян в VIII
Скачать 0.6 Mb.
|
13) культура русских земель в XIII-XV вв.К началу XIII в., по мнению историков, можно говорить о складывании в Восточной Европе как важного этнокультурного целого древнерусской народности. Однако Русская земля не была надежно защищена от сильного вмешательства извне. Если русские княжества более или менее успешно противостояли половецким кочевникам на Юге и крестоносцам на Западе, то они совершенно оказались не готовы дать отпор хлынувшим с востока в XIII в. войскам Чингисхана и его наследников. Летописание Московские князья стремились превратить Москву не только в политический, но и культурный центр Руси. Уже при Иване Калите в Москве возобновляется каменное строительство, и основанный этим князем в Кремле Спасский монастырь становится центром летописания и книжности. Летопись продолжала и в XIV в. быть ведущим жанром русской литературы. Со второй половины XIV в. московское летописание приобретает общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы в объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и особенно в литературе. Куликовской битве были посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний, "Сказание о Мамаевом побоище" и поэма "Задонщина", написанная по образцу "Слова о полку Игореве". Значительное влияние на развитие русской литературы оказали возобновившиеся культурные связи с балканскими странами Сербией и Болгарией. Литературу конца XV — начала XVI вв., времени завершения процесса складывания государства, отличает особая публицистичность, направленность на осмысление новых исторических явлений. Многие писатели того времени стремились решить вопрос о месте России во всемирной истории, о связи ее с предшествующей историей человечества. Архитектура В XIV-XV вв. формируется московскаяархитектурная школа. Московский Кремль при Дмитрии Донском был окружен первой в Северо-Восточной Руси белокаменной крепостью. Ранняя московская архитектура вобрала в себя лучшие традиции владимирского и северо-западного (прежде всего, псковского) зодчества. Уникальными памятниками этой архитектуры являются построенные в начале XV в. Собор Успения на Городке в Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова монастырей. Значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказала перестройка Московского Кремля при Иване III. В этой работе принимали участие, как русские зодчие, так и архитекторы, приглашенные из Италии. В 1479 г. архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства — Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей. При участии итальянских зодчих были построены Архангельский собор и храм Иоанна Лествичника, Грановитая палата, дворец великого князя (не сохранился) и кремлевские стены и башни. Новый Кремль воплощал идею могущества и силы молодого Российского государства. Живопись Конец XV — начало XVI вв. — время расцвета древнерусской живописи. В это время на Руси работают гениальные художники Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Небывалый взлет русского искусства на рубеже XIV-XV вв. связывают с духовным влиянием игумена Сергия Радонежского и общим подъемом национального самосознания, связанного с Куликовской битвой. Кисти Феофана Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Наиболее известными из произведений Андрея Рублева являются фрески Успенского собора во Владимире и икона "Троица", написанная в память Сергия Радонежского, для главного собора, основанного им монастыря. На рубеже XV-XVI вв. работал выдающийся иконописец Дионисий. Со своими помощниками он расписывал Успенский собор Московского Кремля, монастырские храмы Пафнутьева-Боровского Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Из мастерской Дионисия происходят также житийные иконы, посвященные русским святым: митрополитам Петру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилуцкому. Эти иконы содержат помимо изображения святого изображения отдельных эпизодов из его жития, размещенные в виде рамы, состоящей из ряда клейм — небольших изображений 14) московское царство в XVI в. правление ивана IV. Содержание реформ правительства А.Адашева и их историческое значение.Восстание 1547 г. показало, что необходимо предпринять срочные меры для стабилизации положения в стране и консолидации господствующего класса. Осознание этой необходимости вызвало целую серию реформ, которые продолжались более десяти лет. В руководстве страны появляются новые люди, с именами которых и связывают проводившиеся реформы. Обычно новый правительственный кружок называют "Избранной радой", а к его членам относят костромского вотчинника А. Ф. Адашева, священника Благовещенского собора Сильвестра и митрополита Макария. Считается, что именно эти лица пользовались наибольшим влиянием на Ивана Грозного в 50-е гг. и выступали инициаторами реформ. Что же это были за реформы?
Большое значение имела губная и земская реформа, к проведению которых приступили еще в начале 40-х гг. Из местных дворян выбирались губные старосты. Главной их обязанностью была борьба с разбоями. Старосты возглавляли также местную администрацию. В тех районах, где не было частного землевладения и в городах, население избирало земских старост с такими же функциями. Еще при Елене Глинской началось проведение денежной реформы - в стране была введена единая денежная система, а основной расчетной единицей стала копейка. Было несколько ограничено местничество. Наконец, в 1556 г. были отменены кормления, местная администрация была передана в руки помещиков или земских старост, а с населения стали взыскивать новый налог - "кормленичий окуп". Большое внимание уделялось организации вооруженных сил страны. Было создано стрелецкое войско - пехота, служившая за жалование. В 1556 г. ввели Уложение о службе. Согласно этому документу, каждый владелец земли был обязан служить, независимо от того имеет он вотчину или поместье. Определялись и нормы службы: один конный воин в полном вооружении с каждых 170 га владений. Если владение было больше, то феодал обязан был выставить дополнительное количество вооруженных людей. В случае не явки на службу следовало наказание - вплоть до лишения владений. Реформы затронули и церковь. Был создан общерусский пантеон святых (на Соборах 1547 и 1549 гг.). А в 1551 г. состоялся Стоглавый собор, на котором произошла унификация церковных обрядов, усилился контроль над духовенством. Много внимания уделено было также поведению мирян. |