Главная страница

политология. политология 2 задание. 1. Политическая культура


Скачать 32.57 Kb.
Название1. Политическая культура
Анкорполитология
Дата08.12.2021
Размер32.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаполитология 2 задание.docx
ТипДокументы
#295769

Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова

Политическая культура, политическое поведение и политическое участие.

Выполнила : студентка 1 курса

Анашкина Л.В

2021 г

1.Политическая культура – это система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Политическая культура - это определенный способ мышления и комплекс представлений о мире политики, о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, а представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания.

Политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях.

В узком смысле - это комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому, как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере. Она формирует руководящие принципы политического поведения человека, а коллективу - систему ценностей и ориентаций, обеспечивающих единство коллектива.

Политическая культура в определенном смысле устанавливает некие рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее. Она также способствует формированию определенных типов поведения, придает ему определенную направленность в тенденции.

Анализ состояния политической культуры позволяет, например, объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах имеют различные функциональные назначения или почему демократические по форме институты власти и конституционные нормы в отдельных странах могут комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.

Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического поведения, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию.

Политическая культура достаточно инертна. Она обладает способностью воспроизводства традиционных (привычных) форм политического устройства общества. Поэтому нередко попытки проведения демократических реформ в патриархальном общества заканчиваются провалом. И в то же время она обладает определенным потенциалом саморазвития и способностью к восприятию политических инноваций извне.

Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из комплекса взаимосвязанных компонентов. Некоторые из них:

· ценностно-нормативный - политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;

· познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;

· оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;

· установочный - устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;

· поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости - участие в соответствующих действиях.

Можно выделить также следующие уровни политической культуры:

1) мировоззренческий - наши представления о политике и ее различных аспектах;

2) гражданский - определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;

3) политический - определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Отношения к политике, к политическому режиму могут меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям и т.д. Поэтому политическая культура общества, как правило, делится на ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого, одной социальной группы - от другой и т.д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.

Политическая культура имеет большое значение в формировании и развитии политических институтов и отношений. Она в значительной степени определяет направление политического процесса, способствует интеграции общества, обеспечивает координацию деятельности политических институтов, создает общее ценностно-нормативное пространство. Культуру можно представить как особую совокупность средств и способов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. При этом, с точки зрения ценностного аспекта культуры, важным является не только достижение цели (решение проблемы), но и то, как, какими способами она достигается.

Деятельностный подход к политической культуре подчеркивает ее функциональную последовательность, основанную на типологизированных способах деятельности.

Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе:

· ценностно-нормативную - создание общих «правил игры» в политической сфере общества;

· идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;

· нормативно-регулятивную - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;

· мотивационную - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);

· социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;

· коммуникативную - обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений.

Помимо общезначимых, универсальных типов политической культуры складываются и существуют также такие ее образования, которые характерны лишь для отдельных социальных, этнических, конфессиональных, региональных и иных субъектов политики и которые отличаются специфическими взглядами и предпочтениями людей на явления власти, отношением к правящим элитам, образцами участия в управлении, контроле и организации политической жизни. Такие образования, характеризующие процесс усложнения и индивидуализации политической жизни, называются субкультурами.

Важнейшими видами политической субкультуры являются:

· социально-классовые (пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная и др.);

· национально-этнические, которые играют особенно заметную роль в многофункциональных государствах, исторически формировавшихся путем постепенной интеграции (добровольной или насильственной) других территорий;

· религиозные, когда политические лозунги и цели обрамляются или маскируются религиозными ценностями;

· региональные, связанные с различной ролью территорий в историческом развитии страны. Например, в России существенно различаются политическая субкультура крупных городов и сельской местности, Северо-Западного или Уральского региона и южных областей России. Хрестоматийными являются также различия региональных субкультур Севера и Юга в США или Италии;

· поколенческие, в которых отражается специфика политической социализации поколений и их оценка современной политической ситуации и исторического прошлого. Особенно заметны поколенческие различия в обществах, которые переживают период реформирования (например, распределение политических ориентаций и предпочтений между поколениями в России), тогда как в политически относительно стабильных и спокойных обществах политические различия между поколениями не столь ярко выражены (в США, например, до 80% детей голосуют за те же политические партии, что и их родители).

По мнению известного польского политолога А. Боднара, ценностные ориентации человека в политике включают в себя: познавательную ориентацию, т.е. истинные или ложные знания о политических объектах; аффективную ориентацию, эмоционально связывающую человека с политическими явлениями, а также суждения и мнения человека о политических объектах, требующих применения к ним оценочных критериев.

Среди этих духовных явлений центральное положение занимают оценочные суждения человека, выражающие его индивидуально-личностное отношение к явлениям политики и власти. Наличие такого рода личностно-смысловых отношений конституирует человека как политического субъекта, осознавшего свой гражданский долг и соединившего внутренне значимые для него идеи (о свободе, справедливости, равенстве и др.) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе. Очевидно, что одно и то же явление, но только осмысленное через разные ценностные отношения, может радикальным образом изменить свое значение и роль в политической жизни. Например, уважительное или пренебрежительное отношение к государственному флагу не только выражает противоположный статус политических символов, но и является содержанием прямо противоположных политических культур. Поэтому и дифференциация ценностных отношений человека (например, к власти, государству, партиям и пр.) характеризует важнейшую структуру политической культуры.

Вместе с тем культурный статус идей отражает не только устойчивость ценностных отношений. Для культуры эти ценностные воззрения важны не только сами по себе, сколько как «работающие», т.е. воплощенные в жизни представления. Собственно культурные подход к политическим явлениям и демонстрирует, как цели и принципы, нормы и установки класса (нации, государства) «растворяются» в политических качествах человека, «умирают» в привычных для него актах мыслительной и практической активности, в предпочитаемых им образцах поведения, в реальных связях с государством и властью. Иначе говоря, специфика политической культуры связана именно с воплощением мировоззренческих ориентаций в типичных для человека поступках.

2. Политическое участие – взаимодействия членов политического процесса, где каждый участник политической деятельности влияет на результативность всей системы. Деятельность характеризуется добровольной, где каждый участник вносит вклад в принятие политических решений; деятельность представлена целенаправленной и осознанной. Помимо этого, политическое участие предполагает обеспечение деятельности политически институтов и организаций, методов принятия решений.

Политическое участие предполагает активные действия, а не поступки, способные вызывать политические последствия. 

Уровни и типы политического участия

Реакция, выражена в негативном или положительном отклике, исходящая от деятельности политической системы и её элементов (институты, система, объекты и т.д.), которые не взаимосвязаны с деятельностью человека, где индивид принимает редкие участие. 

Деятельность, выраженная в процессе передачи полномочий подчинённым: выборы, референдум и т.д. 

Принятие участия в деятельности общественных организаций, имеющих политическую направленность: профсоюз, политические и общественные партии и т.д. 

Выполнение приписанных политических функций в политических институтах, в том числе СМИ.

Деятельность, направленная на политический, идеологический и профессиональный контроль.

Организация специализированных мероприятий, носящих внеинституциональный характер, где акцент ставится на перестройку господствующей политической системе.


Типология политического поведения



Также выделяют вид политического поведения в зависимости от осмысленности действий, т.е. тип политического поведения на который влияют ценностные, нормативные, мотивационные установки, которые напрямую действуют из сознания и побуждаются в уровнях психической деятельности. 

В зависимости от публичных действий, выделяют: открытые (принятие участия в демонстрациях, митингах и т.д.), закрытые (политическая недееспособность, уклонение от участия в выборах, митингах).

По преемственности политического развития выделяют: традиционные (менталитет, присущий тому или иному этносу, выражающийся в традиция, нормах, правилах поведения), инновационные (внесение в политическую деятельность новых черт во взаимоотношениях с субъектами и институтами политической направленности). 

Согласно существующим нормам: нормативные (построенные на соблюдении законов, религиозных традиций и т.д.), девиантные (поступки, отклоняющиеся от принятых в обществе, иногда имеющие патологию в виде истерии, паники или сильного политического предубеждения).

К политическому участию относят те поступки, которые приписаны передачей власти от представительного органа населению (выборы); проведение выборных кампаний; поддержка кандидатов различными социальными группами; деятельность партий, обусловленная интересами населения. Также выделяют пассивные действия, куда относятся действия политиков, участие населения только в выборах представительной власти. 

Существуют специальные условия, объясняющие участие населения в политической деятельности: объективные (обуславливаются политической системой, силами, культурой того или иного общества), субъективные (мотивы в политической деятельности, характер проводимой политики, информированность).

Факторы, влияющие на политическое поведение: демографические, этнические, идеологические, религиозные факторы. Также весомыми факторами представлены: экономическая обстановка в стране, уровень социализации, степень полученного образования и т.д. 

Политические поведение – ответная реакция субъектов политики, выраженная в деятельности всей системы политического устройства.

Политический протест – деятельность человека, носящая негативный окрас, отрицательно действующая на политическую ситуацию в стране. Источниками становятся: отречения населения от господствующих ценностей и норм, неудовлетворенность действиями властей. В странах с демократическим типом управления формируются специальные организации, занимающиеся оппозиционными действиями, где выражается свобода слова. Иногда можно наблюдать формирование нового правительства из оппозиции, которое напрямую конкурирует с имеющимся.

Политический протест в радикальном проявлении предстаёт политическим экстремизмом, который характеризуется крайними мерами и действиями в политической сфере. Политический экстремизм – отрицание юридической и правовой власти. Он представлен опасностью для участников международных отношений, политики мира и безопасности страны. 

Абсентеизм – намеренное уклонение от политической жизни государства (выборы, голосования, митинги, протесты, референдумы и т.д.), связанно с утратой мотивации и интересов населения. Абсентеизм можно наблюдать в государствах с любым типом управления, формируется он в следствии роста уровня апатии населения к проводимой политике государства, это свидетельствует о кризисе. Причины абсентеизма: формирование и господство субкультуры, отрицающей господствующие ценности; удовлетворённость индивида во всех потребностях, что приводит к ненужности политического участия; способности индивида самостоятельно решать правовые и юридические проблемы, без помощи представительных органов. 

3. Массовое политическое поведение мы можем условно разделить на политическое поведение в организованных и стихийных формах (поведение толпы). Оба вида массового политического поведения имеют свои особенности.

Если организованное массовое поведение встречается в повседневной политической жизни, то стихийное встречается довольно редко и является результатом противоречий власти и общества, которые выражаются в форме взрыва недовольства обыкновенных людей политикой, проводимой властями.

Под массовым организованным политическим поведением может пониматься участие граждан в деятельности политических партий и общественных движений, где их поведение подчиняется определенным правилам, записанным в программах и уставах этих партий и движений. Это своеобразные правила игры, по которым организуется массовое политическое поведение. Но в той ее части, где правила игры не зафиксированы, поведение организованных политических групп резко отличается от стихийных выступлений. В первом виде массового политического поведения существует четкая система распределения ролей между лидерами и их последователями, функциональное распределение труда внутри самой партии или общественного объединения. Более того, здесь производится четкая иерархизация отношений между всеми членами таких формальных групп. Для таких массовых политических организаций важны взаимодействия отдельных структур между собой, специализация видов деятельности. Поддержание жизнеспособности таких типов организаций требует и специальной работы по отбору и рекрутированию новых членов, их обучению и поддержанию их сплоченности.

Эффективность деятельности подобных политических организаций базируется на ряде условий, среди которых одно из важнейших – идентификация индивида со своей группой. Принадлежность к сплоченной группе своих коллег помогает личности почувствовать сопричастность к социально значимым целям общества, самореализовать свой творческий потенциал, раскрыть себя как личность, удовлетворяя тем самым важнейшие высокостатусные человеческие потребности.

Описанные закономерности касаются отношений, которые возникают не только внутри партий, но и между партиями, блоками, с одной стороны, и их электоратом – с другой.

Анализ организованного политического поведения не может обойтись без учета внутреннего климата организаций и стиля межличностных отношений в них. Стиль таких взаимоотношений определяется, как правило, лидером движения. Если последний склонен к доминированию и диктату, то и взаимоотношения будут носить четко иерархизированный, формальный характер подчинения начальнику; если же, напротив, преобладают демократические отношения с последователями, то устанавливаются равноправные взаимодействия, которые могут носить и неформальный характер. В психологической науке принято выделять авторитарный, демократический и попустительский типы климата в организации, не вкладывая в указанные термины собственно политического смысла. Однако стоит сразу оговориться, что прямой связи между, скажем, демократическими убеждениями политика и стилем его отношений со своими коллегами нет.

В отличие от организованных политических групп стихийные выступления предъявляют к своим участникам иные психологические требования. К стихийным формам политического поведения относятся как незапланированные поступки, совершаемые отдельными людьми, так и неорганизованные массовые выступления, бунты, митинги протеста и другие стихийные мероприятия, шествия и т.п.

Такое стихийное поведение обычно является массовой реакцией людей на политический кризис и нестабильность. Причины такого поведения могут быть чрезвычайно разнообразными: от тревожных слухов о повышении цен до резкого падения курса валют, от природных бедствий до шокирующих поступков со стороны элиты. К этому может быть добавлен целый ряд провоцирующих моментов: массовая усталость от политики властей, алкогольное опьянение, состояние голода и даже повышенная активность солнца. Все это вместе взятое и приводит к появлению толпы, для которой характерно преобладание иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими

Именно они захлестывают человека, делают его заложником эмоций, когда он руководствуется ими, а не разумом.

Изучением толпы занимаются давно и тщательно. Одним из первых к этой теме обратился французский психолог и социолог Г. Лебон. Он впервые отметил, что в результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации жизнь людей все более напоминает толпу. Толпа – это слепая, разрушительная, нетерпимая, всемогущая сила. Человек в ней чувствует себя анонимно, что подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным. Эти действия могут быть героическими, но в той же мере это может быть насилие, хулиганство и вандализм. Иррациональность поступков объясняется чувством стадности, которое позволяет отдельным участникам отключать свою волю, сознание и действовать по законам толпы.

Толпа относится к одному из видов социальных групп и характеризуется своей аморфностью, однородностью структуры. В ней либо вообще нет никакого лидера, либо, если он появляется (нередко это происходит в результате самоназначения), то все члены группы делятся на две роли: лидер и его последователи. При этом власть лидера нередко бывает неограниченной, так как последователи не размышляют над тем, что сказал или что сделал их лидер, а слепо копируют его поведение.

Изучением сознания и поведения толпы занимался и основатель психоаналитической школы в политике З. Фрейд. Исходной точкой в его рассуждениях стало положение о том, что толпа – это не механическая сумма входящих в нее людей, а единое гигантское существо. Это как бы новый большой человек с множеством рук и ног, но с единой «коллективной душой». Именно она заставляет людей, входящих в толпу, думать и действовать иначе, чем они думали бы и действовали каждый по отдельности. Почему так происходит? По мнению З. Фрейда, это как раз объясняется тем, что человек анонимен в толпе, его никто не знает, а значит, исчезает публичность презентации себя и ты становишься лишь маленькой частицей в огромном организме, имя которому «толпа»

4. Для объективного, целостного понимания сути социально-политической реальности современного Казахстана немаловажное значение имеет комплексное изучение его политической культуры. Как известно, политическая культура аккумулирует в себе жизненный опыт всего народа, совокупность важнейших черт национального (и этнического) характера, общепринятые в обществе ценности, установки, ориентации, нормы и т.д. Политическая культура в обществе является в определенной мере регулирующим фактором, который определяет политические и иные действия широких слоев населения.

Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

Так, например, история государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т.д.

Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т.д.

Казахстан в ХХ веке прошел сложный, трудный, наполненный различными зигзагами путь социально-политического, духовно-исторического развития, который, в конечном счете, закончился обретением независимости.

Казахстан - поликультурная страна, характеризующаяся этнонациональным, конфессиональным, региональным и другими формами плюрализма. Полиэтничность этносоциальной структуры, в свою очередь, требует обратить внимание на процессы мультикультурализации, на необходимость учета разнообразных (этносоциальных, религиозных и т.д.) установок в исследовании общественных процессов в переходный период.

Одной из важнейших особенностей казахстанского общества является многообразие этнических культур, которое самым непосредственным образом сказалось на национальном сознании казахстанцев, на их мировоззрении, ценностно-нормативных установках, а также в целом на политической культуре. Изучение ценностных установок населения Казахстана важно не только в научном плане, но и с точки зрения государственных интересов. Оно тесно связано с такими понятиями, как менталитет народа, ценностная идентификация, межнациональное согласие, политическая и духовная культура и т.д.

В Казахстане, несмотря на многочисленные трудности переходного периода, имеется достаточный потенциал для развития демократической политической культуры - это экономический, социальный, культурный и духовный опыт адаптации в сложных перипетиях жизни. Для дальнейшего развития политической культуры у граждан необходимо всесторонне внедрять в жизнь ценности демократии, принципы ненасилия и гуманизма. Наша страна в этом вопросе должна ориентироваться отнюдь не только на наличные западные модели, но и исходить из особенностей национальной реальности (Евразийского типа). В казахстанском социокультурном пространстве соприкасаются две ментальности: западная и восточная, которые имеют свою специфику. Западный тип ментальности рассматривается как носитель культуры динамического, активистского начала, ориентирующейся на преобразование внешней реальности (экстравертная форма); восточный тип ментальности имеет более традиционалистский вид культуры, нацеленной на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе, человеку (интравертная форма).

В современных условиях, когда осуществляется ускоренная адаптация к рыночным реалиям, происходят резкие изменения ценностных ориентаций. Особенно этот момент трансформации мышления и поведения характерен для молодежи, так как она является более мобильной частью населения. А во взглядах и ориентациях старшего поколения сохраняются элементы мировосприятия, традиционного для социалистического периода нашей истории. Данный факт следует воспринимать как закономерное явление, характерное для исторической преемственности.

Поскольку в обществе происходят кардинальные изменения ценностных ориентиров людей, то они трансформируются в качественно новые ценностные установки, усиливая борьбу между старым и новым. Результаты исследований свидетельствуют о том, что социально-стратная структура казахстанского общества все больше характеризуется формированием и дифференциацией различных больших и малых социальных групп, групповых интересов, процессы социального расслоения будут углубляться и дальше, резко поляризуя казахстанское общество.

Материалы различных социологических опросов свидетельствуют о том, казахстанцы отдают предпочтение традиционным общечеловеческим, а не политическим ценностям. Это свидетельство того, что уже пройден этап активной политизации общественного сознания. Для людей становятся важными ценности повседневной реальности. А те злободневные проблемы политической жизни общества, которые доминировали в период обретения независимости (особенно политического характера), постепенно отходят на второй план. Для людей главным являются не дифференцирующие факторы, а то, что создает условия для счастливой жизни каждого человека. Разумеется, это не означает, что процессы демократизации в Казахстане достигли своего апогея и не имеют особой значимости.

В современных условиях население Казахстана, независимо от того, в каком разрезе мы его рассматриваем - в стратном, этническом, региональном или ином, - разделяет в целом, общую постсоветскую, патриархально-подданическую политическую культуру с характерными для нее аполитичностью и низкой политической компетентностью населения.

Типология основных групп по поведенческой и психологической реакциям людей на кризис ценностей позволяет выделить в казахстанском обществе несколько основных групп. Общая характеристика этих групп:

1-я группа. В нее входят люди, сохранившие прежние ценности. Это сознание можно назвать консервативным по отношению к уже произошедшим сдвигам.

2-я группа. Члены этой группы в качестве выхода из кризиса предлагают коррекцию ценностей. Их умонастроение можно характеризовать как либерально-реформаторские.

3-я группа. Ее представители стремятся решительно порвать со старыми структурами. Это нормоотношение базируется на типе сознания, которое можно назвать радикально-революционаристским (главный стереотип - образ врага).

4-я группа. Позицию людей можно определить как реально-радикальную, поскольку разделяемые ими ценности и формы поведения стоят на фундаменте прошлого, не отвергают истории.

5-я группа. Существует множество людей, для которых кризис ценностей выражается в полном их разрушении. Для них разрушено смысловое поле личности. Это маргинальное сознание.

Данная типология не жестко фиксирует мироотношение людей, так как по мере развития общества и самих индивидов у людей могут происходить различные изменения во взглядах, установках и ценностях. Люди могут объединяться, ориентируясь на ценности производства, на политическую деятельность, на духовные ценности, а также их могут объединять идеи национальной консолидации.


ф


написать администратору сайта