Контрольная по правоведению. Контрольная работа Правоведение Без титульного листа. 1. Политические и правовые учения в России в период до xx века
Скачать 29.63 Kb.
|
Содержание 1. Политические и правовые учения в России в период до XX века……..3 2. Совет Европы и его правовая система……………………………………7 3. Прокомментировать: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивая; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им или запрещая»(Цицерон)………………………………………………………...……..10 Список используемых источников………………………………..………..11 Политические и правовые учения в России в период до XX века. Стремление к конституционному ограничению самодержавия и создание реформаторских проектов передовой частью русского общества было продолжено в XIX в. Принципы консервативной политико-правовой идеологии были заложены в сочинениях Николая Михайловича Карамзина (1766 - 1826). Теоретической основой охранительной идеологии стала доктрина официальной народности, сформулированная министром просвещения С.С.Уваровым. Либерально – конституционные проекты были изложены в программных документах декабристов, которые включали в себя требования ликвидации крепостного права, сословных привилегий, становления представительного правления, гарантий гражданских прав и свобод. В подготовке и осуществлении многих преобразований первой половины XIX в. видную роль сыграл Михаил Михайлович Сперанский, идеалом для него являлась конституционная монархия, принцип разделения властей. Обосновывая необходимость создания правового государства, он определял право как фундаментальную и универсальную социальную ценность и обязательное условие человеческой свободы. Родоначальником философии права в России стал Константин Алексеевич Неволин, доктор законоведения, профессор и ректор Киевского университета. В «Энциклопедии законоведения» и «Истории российских гражданских законов» он изложил подходы к пониманию права и развитие русского законодательства с XII до начала XIX вв. Вторая половина XIX в. в России – это эпоха великих реформ, которые дали толчок к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества, придали стимул возникновению новых идейно-политических течений и философско – правовых построений. Крупнейшими исследователями государства и права этого периода были: Петр Георгиевич Редкин, разрабатывавший проблемы преступления и наказания; Федор Михайлович Дмитриев – историк русских судебных учреждений; Иван Ефимович Андреевский – специалист в области полицейского (административного) права, доказывавший, что сохранение неограниченной монархии объясняется историческим развитием страны, в которой идея самодержавия является народной идеей, нравственно необходимой для него; Александр Федорович Кистяковский, опубликовавший исследования в сфере уголовного права в тесной связи с его историей, считавший, что не закон дает силу праву, а право дает силу закону, что юридическая наука не может сводиться к систематическому изложению действующих законов; Василий Иванович Сергеевич, собравший и обработавший значительное количество древних источников права, сторонник наследственной монархии; Иван Яковлевич Фойницкий – известный русский криминолог, изучавший уголовное право, уголовное судоустройство и судопроизводство и считавший, что для борьбы с преступностью необходимо развитие народного благосостояния с помощью «общественной культуры», противник смертной казни, инициатор созыва Международного союза криминалистов. В становлении государственной школы в русской юриспруденции важную роль сыграл Александр Дмитриевич Градовский (1841 – 1889). Крупнейшим представителем данной школы был юрист, социолог, историк и общественный деятель Борис Николаевич Чичерин, который определял государство, как “союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага”. Частное благо – цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Область естественного права, по Чичерину, в отличие от права положительного, - это область требований правды, справедливости, “вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства”. К школе государственников следует отнести также таких авторов, как С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин. Сергею Андреевичу Муромцеву (1850-1910) принадлежит заслуга в деле обоснования социологического подхода к изучению права, в истолковании права как действующего правопорядка и в оправдании свободы судейского правотворчества, способного содействовать эволюции России в сторону более либерального режима властвования. Социально-психологический подход к истолкованию права и государственной власти применил Николай Михайлович Коркунов (1853-1904). Общество, по Коркунову, есть объективный общественный порядок. Содержание общественной жизни – многообразие различных сталкивающихся интересов в политической, экономической и религиозной областях. Право есть «разграничение интересов» и вместе с тем инструмент обеспечения определенного порядка в процессе возникновения и урегулирования конфликта интересов. Основа права – в индивидуальном сознании, в котором различаются субъективный и социально-психологический аспекты. Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916) продолжил и развил сравнительно-правовые исследования, сочетая изучение права с анализом его взаимосвязей с учреждениями государственной власти. Уточнение Ковалевским сравнительного метода в правоведении сводилось к выделению о воплотить в реальную жизнь. Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеивал идею «социального русского парламента», но высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом. Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891), отвергая либеральный эгалитаризм, сближая и часто отождествляя его с анархизмом, природу русской государственности выводил из византийского и, отчасти, европейского наследия, считая, что в созданном великом государстве почти нет своей государственности. Русское право, по его мнению, также есть право европейское. Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), автор трехтомного «Курса гражданского права», являлся противником парламентаризма и народоправия, считал, что становление политических прав и свобод в России по европейским стандартам приведет ее к анархии и тогда только диктатура восстановит традиционные и необходимые идейную волю и власть. Совесть как внутреннее осознание бессознательно ощущаемой индивидом истины своего существования, согласно Победоносцеву, лежит в основе русского правового мировоззрения. Совет Европы и его правовая система. Совет Европы был учрежден в 1949 г. десятью западноевропейскими государствами. В настоящее время в этой организации состоит подавляющее большинство европейских стран, а точнее 40 государств. Основной целью Совета Европы, к достижению которой он стремился все эти десятилетия, является создание единого европейского сообщества, основывающегося на свободе, демократии, признании прав человека и верховенства закона. Решение задач Совета Европы осуществляется по следующим основным направлениям: – усиление гарантий прав и свобод личности и создание эффективных систем контроля за их защитой; — выявление новых угроз нарушения прав и свобод личности и унижения человеческого достоинства; — привлечение внимания общественности к значимости прав человека; — поощрение изучения прав человека в школах, высших учебных заведениях и среди профессиональных групп (юристы, служащие полиции, персонал пенитенциарных учреждений и т.д.). Деятельность Совета Европы охватывает следующий круг вопросов: 1. Права человека - расширение и укрепление гарантий, предусмотренных в Европейской конвенции по правам человека 1950 г., усовершенствование содержащегося в ней перечня прав, ускорение судебных процедур. 2. Борьба с преступностью - укрепление правовой базы международного юридического сотрудничества, совершенствование национальных законодательств и правоохранительной практики. 3. Средства массовой информации и связи - защита свободы слова и информации, а также расширение сферы их применения. 4. Социальные вопросы - определение руководящих положений, нацеленных на достижение большей социальной справедливости в Европе и защиту наиболее уязвимых слоев населения. 5. Здравоохранение - принятие общих норм для медико-санитарного обслуживания. 6. Окружающая среда - работа по охране окружающей среды и организация общественных информационных кампаний. 7. Местное и региональное управление - укрепление демократических процессов и организация сотрудничества. 8. Правовые вопросы - модернизация и гармонизация национальных законодательств с учетом международных норм и стандартов. Парламентская Ассамблея Совета Европы состоит из членов национальных парламентов. Европейский Союз имеет главной целью достижение экономической и политической интеграции. Он насчитывает в своем составе 15 государств-членов, являющихся также членами Совета Европы. Ассамблеей Европейского Союза является Европейский парламент. Более 170 европейских конвенций образуют правовой фундамент для государств – членов Совета Европы. Круг регулируемых в них вопросов, широк и многогранен так например в сфере борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности осуществляет: защиту прав жертв насильственных преступлений, предотвращение пыток и других видов бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, борьбу против незаконного оборота наркотиков, борьбу с отмыванием доходов от преступной деятельности, и др. Комитет Министров также принимает рекомендации содержащие предложения по основным направлениям юридической политики, права и правоприменительной деятельности. Основным правовым актом Совета Европы является «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950 г.), которая закрепляет неотъемлемые права и свободы человека, обязывая государства гарантировать их каждому, кто находится под юрисдикцией этих государств, и содержит механизм международной защиты прав человека. В случае нарушения положений Конвенции государство или отдельное лицо может обратиться с жалобой в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека. Европейская комиссия по правам человека за весь период своей деятельности, т.е. начиная с 1954 г., зарегистрировала и рассмотрела около 30 000 индивидуальных жалоб. Европейский суд по правам человека со времени своего основания в 1959 г. вынес около 630 решений. За последние несколько лет наблюдается постоянное увеличение количества дел, поступающих в данные институты защиты прав человека в Страсбурге. Европейская Конвенция учредила Комитет, состоящий из независимых и беспристрастных экспертов, которые уполномочены посещать любые места лишения свободы. По результатам таких посещений Комитет передает конфиденциальный доклад соответствующему государству. В случае, если государство – участник Конвенции не принимает во внимание рекомендации Комитета, то он может выступить по этому поводу с открытым заявлением. Международно-правовые нормы Совета Европы и нормы права государств – членов Совета Европы взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимоотношение этих правовых норм характеризуется тем, что право Совета Европы и национальное право дополняют и взаимно обогащают друг друга. Национальное право является основным источником конвенций Совета Европы. В них закреплено то лучшее, что достигнуто национальными правовыми системами и апробировано государствами на практике исходя из выработанных всем ходом развития мировой цивилизации общечеловеческих представлений о демократии, гуманизме, защите прав и свобод личности. В свою очередь законодательство государств – членов Совета Европы строится с учетом как юридически обязательных, так и рекомендательных актов Совета Европы. Прокомментировать: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивая; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им или запрещая» (Цицерон). Иными словами Цицерон хотел сказать, что «Истинным законом» разумно признавать тот закон, который формирует сама природа, естественно сформировавшийся уклад жизни всех людей, став обычаями и традициями. Обычаи, традиции, табу, - часть человеческой культуры и общества, выступая в дальнейшем источником права, как совокупность общепринятых, правовых норм не вступающих в противоречие с моральными воззрениями господствующими в данном обществе, образуя принцип справедливости, а как писал Августин Блаженный1: «несправедливый закон – это вовсе не закон». Список использованных источников Вернадский Г.В. Очерк истории права русского государства XVIII-XIX вв. (Период империи).-М., 1998. Иллерицкая Н.В. Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX века.- М., 1998. Павленко Н.И. Петр I : К изучению социально-психологических взглядов / Россия в период реформ Петра I .- М., 1973. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991. Философия права: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 848 с. 1 Авре́лий Августи́н Иппони́йский или Блаже́нный Августи́н (13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) — христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года), один из Отцов христианской церкви. |