|
Документ Microsoft Word. 1. Понятие "цивилизация" появилось, как отмечалось, в xviii веке в русле теории прогресса и несло на себе отпечаток просветительского мышления. В это время практически отсутствовало критическое рассмотрение этого понятия
Вариант 2.
1.Понятие “цивилизация” появилось, как отмечалось, в XVIII веке в русле теории прогресса и несло на себе отпечаток просветительского мышления. В это время практически отсутствовало критическое рассмотрение этого понятия. Цивилизация понималась как прогресс, развитие общества на началах “разума” и “универсализма”, некий идеал. Цивилизация отождествляется также с цивилизованностью, то есть хорошими манерами и навыками самоконтроля (Вольтер). В эпоху Реставрации во Франции Ф. Гизо рассматривает цивилизацию как единство двух элементов — уровня социального развития и уровня интеллектуального развития.
Затем значение термина расширяется и помимо обладания воспитанностью и навыками “цивилизованного поведения” он стал употребляться для характеристики стадий развития человечества. Л. Морган, а вслед за ним и Ф. Энгельс рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую после дикости и варварства. В это время понятие цивилизация используется также как характеристика европейского капитализма в целом.
В XIX–XX веках эти подходы к пониманию цивилизации — линейно-унитарный и стадиальный — дополнены локально-историческим. Н. Данилевский в работе “Россия и Европа” (1869) трактует цивилизацию в качестве обособленного культурно-исторического типа — основной реальной и самодостаточной единицы (субъекта) истории. Не существует всемирной универсальной истории, есть лишь история конкретных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции немецкого философа О. Шпенглера, опирающейся на идеи Данилевского, цивилизация рассматривается как заключительная стадия развития любой отдельной культуры, свидетельствующая об отмирании культурного мира как организма, вырождении и затухании одушевлявшей его культуры, хаосе, не порождающем более культурной индивидуальности. Цивилизация как противоположность культуры есть эквивалент мертвой “протяженности”, бездушного интеллекта. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от развития к окостенению, от героических “деяний” к механической “работе”. Признаки цивилизации — развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, скопление людей в огромных городах, превращение народов в безликие “массы”. Для английского историка и социолога А. Тойнби цивилизация — система, отличающаяся от других типом и значимостью связей между ее элементами, возникающая в результате поиска адекватных ответов на вызовы природы или социума. В подобном ключе развивались представления о цивилизации Н. Бердяева, Х. Ортеги-и-Гассета, других философов XX века.
Многообразие определений, концепций и точек зрения относительно понятия “цивилизация” — культурологических (М. Вебер, В. Каволис), социологических (Д. Уилкинс, П. Сорокин), этнопсихологических (Л. Гумилев), географических (Л. Мечников) — сводится, на наш взгляд, в конечном счете, к трем основным группам:
1. Синоним культуры.
2. Уровень, ступень, общественного развития, материальной и духовной культуры.
3. Стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью и варварством.
Вероятно, цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Накопление, перераспределение и реализацию последнего цивилизация контролирует путем сознательного регулирования взаимного обмена деятельностью и информацией внутри социума и взаимодействия его с окружающей природной и социальной средой. Само зарождение цивилизации означало, что над естественно возникающими связями надстраиваются управляемые людьми институты и что, следовательно, механизмы биологической эволюции и “выживаемости видов” вытесняются социальными отношениями.
Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах “разума”, “справедливости”, “уважения прав человека”, использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. В философии второй половины XX века важнейшим системообразующим элементом понимания сущности цивилизации рассматриваются ее технологические характеристики, принципиально отличающийся от культурных характеристик жизни. Научно-технический прогресс, экономическая эффективность и целесообразность выступают как реализация “формальной рациональности” в развитии духа (М. Вебер), подчиняющей себе все стороны общественной жизни. Подлинная сущность цивилизации совпадает с собственно технической цивилизацией, а развитие техники и экономики становятся субстанциональной основой и универсальным критерием цивилизованности.
2. К Средиземноморским цивилизациям исследователи относят: Эгейская цивилизация.. Минойская цивилизация.. Микенская цивилизация.. Кекладская цивилизация.. Финикийская цивилизация.. Античная цивилизация.. Карфагенская цивилизация.. Греческие цивилизации.. Эллинистическая цивилизация.. Римские цивилизации.
Эгейская цивилизация. 2700 г. до н.э. - 560 г. до н.э.
Минойская цивилизация. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. До н. Э.). Минойцы возникли на Ближнем Востоке, в современной Турции или Средиземноморье. Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений. Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. До н. Э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов. Ранние формы письменности. Позднеминойский период (XVII—XII вв. До н. Э.).
Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. До н. Э. Становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
Микенская цивилизация. Микенская цивилизация считается преемницей Минойской. Последняя треть III тыс. до н.э. до XI в. до н.э. Микены город-государство. Этот период называют также ахейским, а период 1600-1025 гг. до н.э. - микенским. Расцвет ахейских городов приходится на XV-XIII вв. до н.э.
Кеклатская цивилизация, археологическая культура бронзового века, распространённая в 3—2 тысячелетиях до н. э. на островах Киклады. Первые поселения человека на островах относятся ко времени среднего (Мавроспилия на Миконосе) и позднего неолита (Салиагос между Паросом и Антипаросом), то есть к 5—4 тысячелетиям до н. э.
На рубеже III-II тыс. до н.э. Финикийская цивилизация образовала сеть небольших государств, которые ревностно отстаивали свою независимость. Эта цивилизация была разделена на несколько государств, которые не имели ни экономического, ни политического единства. Каждое такое государство представляло собой город с окружающей его территорией, город-государство. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200—800 гг. до н.э.Финикийская цивилизация достигла своего расцвета в правление царя Хирама (1001-967 гг. до н.э.).
В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря. В VIII веке до н.э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н.э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена. В 470 году до н.э. финикийцы основали колонии в Западной Африке. В 332 до н. э. Александр Македонский Финикийскую цивилизацию подчинил себе.
Полисный период Античной цивилизации (XI—IV вв. до н.э.)
Железный век. Развёртывание Античной мировой цивилизации во времени приходится на железный век (IX в. до н.э. — V в. н. э.).
Античная Гомеровская цивилизация охватывает период XI—IX вв. до н.э. Предполисная цивилизация. Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
Полисный период Античной цивилизации (XI—IV вв. до н.э.)
Карфаген основан в 825 году до н.э. колонистами из финикийского города Тира. После падения финикийского влияния Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии и превращается в столицу крупнейшего государства Западного Средиземноморья. К III веку до н.э. карфагенское государство подчиняет Южную Испанию, Северную Африку, западную Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима (Пунические войны) потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н.э., его территория превращена в провинцию Африки.
Древнегреческая цивилизация -- VIII в. до н.э. — II в. до н.э. Архаическая Греция. Первый период античности. Период расцвета Античной цивилизации классической Греции. Это время ранней античности Средиземноморья. Начинается параллельно с закатом бронзового века. Хотя 8-7 веке до н.э все ещё в значительной степени протоисторические, с самыми ранними греческими алфавитными надписями, появляющимися в более поздней 8-ого столетия. Началом периода Античности принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н.э.
Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
Классическая Греция (V—IV вв. до н.э.). V—IV вв. до н.э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н.э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н.э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н.э.), которая завершилась поражением Афин.
Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
Эллинистическая эпоха (IV—I вв. до н.э.). Золотой век античной цивилизации охватывает эллинистическую эпоху Древней Греции и эпоху Римской цивилизации. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности. Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241—197) и Евмене II (197—152). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры. Третий эллинистический период (150—27 до н.э.) Кризис и распад эллинистической государственности.
Классическая античная цивилизация -- I в. до н.э. — I в. н.э., золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации. Конец Греческой цивилизации, начала Римской цивилизации.
Цивилизация поздней античности почти полностью по времени и месту совпадает с расцветом и упадком Римской империи. Это время Римской эпохи Золотого века Античной цивилизации. 27 до н.э.-476 н.э.
Основные элементы структур Средиземноморского цивилизациума в синтезе с мировыми религиями приняли участие в формировании средневековых городов-коммунах, торговых республик Европыа. В эпоху Возрождения, а затем Просвещения Технологии Средневекового цивилизациума проявились в Русском и Европейском цивилизациумах как в форме капитализма, так и социализма.
Европейский цивилизациум приобщался к Средневековому посредством через просредство проповедников Исламской цивилизации, впервые познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского.
Русский цивилизациум воспринял через Византийского цивилизационного посредника многие признаки Античных цивилизаций Средиземноморья.
Основные элементы структур Средиземноморского цивилизациума в синтезе с мировыми религиями приняли участие в формировании средневековых городов-коммунах, торговых республик Европыа. В эпоху Возрождения, а затем Просвещения Технологии Средневекового цивилизациума проявились в Русском и Европейском цивилизациумах как в форме капитализма, так и социализма.
Европейский цивилизациум приобщался к Средневековому посредством через просредство проповедников Исламской цивилизации, впервые познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского.
Русский цивилизациум воспринял через Византийского цивилизационного посредника многие признаки Античных цивилизаций Средиземноморья.
+++++++++++++++++++++++
Основным достижением цивилизаций Средиземноморья стало развитие духовной сферы, человеческой личности, ее раскрепощение. В это время расцветают науки, искусства, мифологии. Именно в это время возникло понятие понимание того, что такое свобода.
Резкий подъем производительности труда, увеличение прибавочного продукта как результат применения более дешевых и эффективных железных орудий создали экономические условия для того, чтобы часть свободных граждан могла заниматься только умственным трудом — философией, искусством, политикой, историей.
В эпоху Средиземноморья были созданы уникальные, нигде больше неповторимые произведения искусства.
Крупным достижением цивилизаций Средиземноморья считается формирование философии, астрономии, математики, механики, медицины, истории, права, экономики. Научные школы: Академия Платона, Лицей Аристотеля, Александрийский музей. Специализированные школы ремёсел.
Именно здесь были заложены основы мировых религий. Мировые религии упорядочивали сферу идеологии, оказывали влияние на другие области духовной жизни и в то же время становились важным интеграционным фактором, способствуя диалогу разных народов и государств, принадлежавших к одной вере.
На рубеже VII — VI вв. до н.э. в Средиземноморском цивилиациуме произошла социальная мутация. Возник феномен античности, основу которого составляли гражданское общество и правовое государство; наличие специально выработанных юридических норм, правил, привилегий и гарантий для защиты интересов граждан и собственников.
Средиземноморье отметилось созданием и развитием денежного хозяйства и торгового обмена, рынка, как внутреннего, так и международного.
Экономика обществ Средиземноморья была многоукладной, а удельный вес каждого из укладов в разных локальных цивилизациях — неодинаковым и менялся со временем.
Преобладающим укладом в цивилизациях Средиземноморья был рабовладельческий уклад.
Основу мелкотоварного уклада в античном обществе составляли свободные люди. Они платили налоги и служили в армии.
В экономике преобладало мелкое хозяйство крестьян и ремесленников. Наряду с этим, особенно в период Римской империи, создавались крупные рабовладельческие латифундии, ремесленные производства — эргастерии.
Хозяйство в основе своей было натуральным. Однако все большая доля продуктов втягивалась в товарный обмен, развивались денежные системы, регулируемые государствами. Порой их правители сознательно выпускали фальшивые партии монет, что вызывало рост цен и социальные взрывы. Такими эпизодами богата история позднего Рима.
Цивилизации Средиземноморья положили начало в развитии институтов, которые определяют и сегодня сложную ткань социально политических отношений.
Здесь сложился особый строй общественно политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. В развернутом виде такой строй характерен для Афин времен Перикла (IV в. до н. э.).
В греческих полисах, а затем в Риме был отработан сложный механизм функционирования государственного строя, который в различных модификациях воспроизводился в последующих цивилизациях и дошел до наших дней. Основы современной юридической системы заложены детально проработанными нормами римского права.
Своеобразие политической и экономической жизни античных цивилизаций Средиземноморья состояло в формировании полисов— независимых, самоуправляемых городов государств, имевших многие признаки общины.
Античная цивилизация Средиземноморья отметилась созданием ряда выдающихся государств и империй.
С остановкой Античного цивилизациума Средиземноморья завершился первый исторический супер цикл, охвативший около восьми тысячелетий. Главный его итог заключается в том, что многослойная «пирамида» общества, фундамент которой был заложен еще на заре истории, в течение жизни первых трех цивилизаций была полностью обустроена, все ее «этажи» и «квартиры» заселены и освоены.
Античный цивилизациум Средиземноморья содействовал созданию планетарного пояса локальных цивилизаций. Эпоха неолита начиналась на разных материках с разрывом в несколько тысячелетий. Однако постепенно дистанция между отдельными, прежде изолированными, цивилизациями сокращалась, усиливались процессы диалога и обмена между ними, все более отчетливо проступал единый ритм истории человечества. Свои нюансы были в развитии каждой локальной цивилизации: некоторые существовали достаточно долго; другие, ярко вспыхнув, уходили в небытие, их место занимали более молодые, агрессивные. Это обеспечивало постоянное обновление формирующейся глобальной цивилизации.
3. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis – гражданский, государственный) – 1) культура, присущая обществу как формации, а также отдельным частям общества на данном историческом этапе; 2) степень, уровень общественного развития; 3) отдельные периоды, стадии материального и культурного развития; 4) ступень общественного развития, следующая за варварством.
Потому что нет определенного понятия, каждый характеризует по разному исходя из различных источников, убеждений, знаний, времени, пониманий, направлений.
4.
5. Типы цивилизаций:
– аграрную (доиндустриальную);
– промышленную (индустриальную);
– постиндустриальную.
Аграрная цивилизация (до XVIII века) характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами. (Важнейший аспект социальной связи — имитация действий других).
Индустриальная цивилизация (XVIII век — 50-е гг. XX века) отличается интенсивным развитием промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, ростом инвестиций в индустрию, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения. (В системе личностных взаимоотношений доминирует усвоение знаний и возможностей прошлых поколений).
Постиндустриальная цивилизация представляет собой общество, основанное на высоких технологиях, доминировании сферы услуг, производстве товаров массового потребления, но особенно теоретического знания и информации. Социум оказывается управляемым не стихией рынка, а решениями, принимаемыми научной элитой. (Межличностные взаимоотношения становятся в полной мере комплексными).
6.
Карфаген является древнейшим и красивейшим городом, который хранит множество тайн. Когда-то Карфаген был могущественным и богатым государством. Он властвовал над значительной частью мира, а сегодня от города остались одни развалины. Но, несмотря на это, сюда постоянно приезжают тысячи туристов, чтобы увидеть некогда величественное и значимое место.
На протяжении своей истории Карфаген был столицей основанного финикийцами государства Карфаген, одной из крупнейших держав Средиземноморья. После Пунических войн Карфаген был взят и разрушен римлянами, но затем отстроен и являлся важнейшим городом Римской империи в провинции Африка, крупным культурным, а затем и раннехристианским церковным центром. Затем захвачен вандалами и был столицей Вандальского королевства. В 698 году город захватили арабы, остатки зданий пошли на строительство города Тунис. После завоевания Северной Африки арабами новым центром региона Ифрикия стал основанный ими в 670 году город Кайруан, и Карфаген довольно быстро угас.
Путешественникам будет любопытно узнать, что в Карфагене расположены и христианские постройки. На холме под названием Бирса находилась крепость, которую основала царица Дидона. Также, здесь можно было увидеть храм святого Луи, возведенный во второй половине XIX века. Сегодня здесь находится собор святого Людвига. В северной части города находится монастырь ордена кармелитов. Еще одним знаменитым местом Карфагена являются остатки от вилл, которые принадлежали богатым римлянам. Еще одним интересным и ценным местом являются бани Антонина. Это строение было крупнейшим в городе в те времена. Когда-то на территории Карфагена располагался амфитеатр, созданный во втором веке. Он состоит из нескольких ярусов, где могло поместиться около пяти тысяч людей. Амфитеатр очень оригинален по своему строению. В необходимый момент его арену можно было заполнять морской водой. Благодаря такому эффекту, постановка смотрелась гораздо эффектнее и интереснее.
И сейчас находясь в наше время в Карфагене можно почувствовать прошлое этого города. Карфаген стал знаменитым пригородом Туниса, местом паломничества туристов со всего света. В 1985 году был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
http://old.ihst.ru/ biosphere/03-1/mitro.htm Дата:10.06.2020 https://sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/sredizemnomorskie-civilizacii Дата: 10.06.2020 https://books.google.ru Дата: 10.06.2020 https://books.google.ru/books?id=eWvQAAAAQBAJ&pg=PT394&lpg=PT394&dq=Почему+существует+множество+понятий+цивилизация? Дата: 10.06.2020 https://sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/sredizemnomorskie-civilizacii Дата: 10.06.2020 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4) Дата: 10.06.2020
|
|
|