вопросы по древнерусской литературе. 1. Понятие древнерусская литература. Цели и задачи предмета. Отличия древнерусской литературы от литературы последующих периодов.
Скачать 65.98 Kb.
|
13. Ораторское красноречие Киевской Руси. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона"Слово о законе и благодати" проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопоставляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в начале своего "Слова" доказывает преимущества Благодати перед Законом. Закон был распространен только среди иудейского народа. Благодать – достояние всех народов. Ветхий завет – Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет – христианское вероучение – имеет всемирное значение, и каждый народ обладает полным правом на свободное избрание этой Благодати. Таким образом, Иларион отвергает монопольные права Византии на исключительное владение Благодатью. Он создает, как справедливо отмечает Д. С. Лихачев, собственную патриотическую концепцию всемирной истории, прославляя Русь и ее "просветителя" "кагана" Владимира. Иларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства. Благодаря этому подвигу Русь вошла в семью христианских стран в качестве суверенного государства. Владимир владычествовал "не в худе бо и не в неведомы земли", а "в Русской, яже ведома и слышима есть всеми концы земли". 14. «Слово о полку Игореве». История обнаружения и первой публикации. Споры о подлинности. Автор (основные гипотезы).«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова» , др. -русск. Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова) — самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Произведение попало к нам в составе сборника 16 века, что находился во владении Спасо-Ярославского монастыря. Согласно истории рукописи, именно там в библиотеке монастыря и хранилось произведение, которое повествует нам об историческом событии, периоде, когда князь Игорь Святославович пошел походом на половцев и потерпел поражение. Данное произведение обнаружил коллекционер древнерусской литературы — граф Мусин-Пушкин. Он и выкупил рукопись у монахов. Затем граф сделал копию и подарил ее Екатерине Второй. Первые печатные сообщения о "Слове" принадлежат М. М. Хераскову, поэту и драматургу, и Н. М. Карамзину. В 1797 г. М. М. Херасков в примечании к тексту своей поэмы "Владимир" сообщил: "Недавно отыскана рукопись под названием: "Песнь о полку Игореве", неизвестным писателем сочиненная. Кажется, за многие до нас веки, в ней упоминается Баян - российский песнопевец". 15. Содержание «Слова о полку Игореве» и основные композиционные особенности.композиция "Слова о полку Игореве" состоит из трех основных частей - поход князя Игоря Святославича, рассказ о Святославе Киевском и возвращение Игоря.В композиции «Слове о полку Игореве» выделяются три ярких эпизода с особым идейным содержанием и художественной формой. Это «Сон Святослава», «Золотое слово Святослава» и «Плач Ярославны».Изложение событий в «Слове» непоследовательно, но автор делает это намеренно. В тексте встречается много отступлений – интерлюдий, в которых автор возвращается к старому времени, говорит о природе и т.д. 16.Образы князей в «Слове о полку Игореве» Игорь Святославич Это настоящий богатырь, который не боится половецких сил. И даже когда происходит затмение, он говорит своей дружине: Князь промолвил: «Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей, Чем от рук поганых полонян! Сядем, братья, на лихих коней Да посмотрим синего мы Дону». Это очень сильный, любящий свою родину человек. Несмотря на то, что русское войско было разбито, а сам Игорь попал в плен, он остается героем, так как не отделяет свою жизнь от жизней других русичей, не мыслит своего существования без родного края.Еще один персонаж в произведении, князь Всеволод, на мой взгляд, очень схож с образами былинных богатырей: Славный яр-тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь. Описывая один из самых трагических моментов сражения, когда Всеволод был ранен, и его дружина потерпела поражение, автор внезапно прерывает повествование. Его мучает вопрос: в чем причина неудач славного смелого Игоря? На мой взгляд, создатель «Слова о полку Игореве» не только талантливый поэт, но и мудрый человек. Он понимает, что причиной поражения Игоря является раздробленность государства. Вина лежит на всех русских князьях, которые своими раздорами и междоусобицами разоряли русскую землю: И куют крамолу брат на брата А враги на Русь несутся тучей, И повсюду бедствие и горе. В это время в Киеве князь Святослав видит страшный сон, из которого он узнает о поражении Игоря. И говорит Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить половцам за «раны Игоревы» и прекратить междоусобицы. По моему мнению, «золотое слово» Святослава занимает важное место в произведении. Автор изображает его как человека мудрого и понимающего причины всех неудач родной земли. Святослав – настоящий патриот, он гордится землей Русской. Я думаю, что через образ Святослава автор призывает всех князей к объединению, ибо только так государство русское будет неуязвимым. Князья были слишком увлечены властью и стремлением во что бы то ни стало оказаться в Киеве, каждый заботился о своем благополучии, об обогащении, и именно поэтому государство начало слабеть. По мнению автора, именно князья могут спасти русскую землю от бедствия. Они изображены как русские богатыри, истинные патриоты, люди сильные и мужественные. Они не отступят перед надвигающейся бедой. Их бесстрашие может быть примером для людей других поколений и для нас в том числе. Только вместе, только общим стремлением к могуществу и процветанию русской земли можно было достичь истинных успехов. 17.Галицко-Волынская летопись. Содержание, особенности стиля. Самой «поэтической» среди русских летописей называют Галицко- Волынскую летопись. Этот памятник удельной литературы Древней Руси, охватывающий события XIII в., сохранился в составе Ипатьевского свода XV в., Галицко-Волынская летопись открывается похвалой отцу Даниила – князю Роману, который погиб в битве с поляками в 1205 г. По словам летописца, Роману Галицкому присуща мощь былинного богатыря: князь стремителен, как лев, свиреп, как рысь, храбр, как тур; он способен преодолеть большое расстояние, подобно орлу, и, будто крокодил, уничтожить противника. Экзотичность сравнений отца князя Даниила с крокодилом и львом некоторые исследователи объясняют влиянием со стороны европейских литератур 18.Литература Владимиро-Суздальской Руси. «Моление Даниила Заточника». «Житие св. благоверного князя Александра Невского». «Моление» Даниила Заточника адресовано князю Ярославу Всеволодовичу Переяславскому, княжившему с 1213 по 1236 г., и «братии» — слушателям. Обращение к князю открывается цитатой 115,3 псалма: «Аз раб твои и сын рабы твоя». На основании этого некоторые исследователи делают категорический вывод о социальной принадлежности автора «Моления» и относят его к холопам. Подчеркнуто значение мудрых властителей и доказывается преимущество мудрости над храбростью: «Умен муж не велми бывает на рати храбр, но крепок в замыслех; да тем собирати мудрые». 19.Новгородская литература. «Повесть о новгородском посаднике Щиле», «Повесть о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим», «Повесть о новгородском белом клобуке», летописи. Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Эта повесть посвящена прославлению святости новгородского архиепископа. Основу ее сюжета составляет типичный для средневековой литературы мотив борьбы праведника с бесом.«Лукавый бес, решив «смутити» архиепископа, забрался в сосуд с водой, из которого Иоанн имел обыкновение умываться. «Уразумев бесовское мечтание», Иоанн оградил сосуд крестным знамением. «Не могий часа терпети», бес «нача вопети», прося отпустить его. Иоанн согласился при условии, что бес в одну ночь свозит его из Новгорода в Иерусалим и обратно. Перед нами характерный эпизод волшебной народной сказки, которому в повести придан религиозно-моралистический оттенок. Совершив свое фантастическое путешествие, Иоанн по требованию беса должен был хранить молчание об этом столь примечательном факте: подумать только, бес вез на себе архиепископа не на шабаш ведьм, а к гробу господню! Но (довольно верный психологический штрих) тщеславие взяло верх над страхом бесовской мести. Иоанн рассказал в беседе «с благочестивыми мужами» о том, что некий человек побывал в единую ночь в Иерусалиме. Обет молчания нарушен, и бес начинает творить пакости святителю 20.Муромо-Рязанская литература. «Повесть о Петре и Февронии». «Повесть об Иулиании Лазаревской» Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии — любви сильной и непобедимой, «до гроба».Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя.Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Их любовь не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает- мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа — князя Петра.Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» (покров для святой чаши), Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть вместе с ним. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь одну ризу святого, воткнула в покрывало иглу, обвертела вокруг нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть вместе с ним.После смерти Петра и Февронии люди положили их тела в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном гробу. Люди второй раз пытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела их оказались вместе, и с тех пор их уже не смели разлучать. «Повесть о Юлиании Лазаревской»*, святой и благочестивой муромской боярыне, была написана между 1620 и 1630 г. 21.Куликовская битва и ее значение для развития национального самосознания русского народа. Отражение Куликовской битвы в литературе XIV-XV вв. Сражение, произошедшее на Куликовом поле, нашло отражение в целом ряде памятников древнерусской литературы, точнее, в так называемом Куликовском цикле. В него входят: «Сказание о Мамаевом побоище» «Задонщина» — по сути, не описание событий, а «лирический отклик» на них. Летописная повесть о Куликовской битве — существует в двух редакциях: краткой и пространной. Рассказ Рогожского летописца и Симеоновской летописи «О великом побоище иже на Дону» представляет собой Краткую летописную повесть, или, точнее, «Летописный рассказ», так как, в отличие от Пространной летописной повести, он не содержит стилистических черт жанра летописной повести. 22.Повести о монголо-татарском нашествии. «Повесть о битве на Калке». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Повесть о Евпатии Коловрате». «Повесть о битве на реке Калке» - летописная повесть, рассказывающая о первом столкновении русских с монголо-татарами в ХII в.Первое столкновение русских войск с кочевниками произошло в 1223 году на реке Калке. «Повесть о приходе Батыя на Рязань» представляет собой типичную воинскую повесть. Состоит из четырех частей.1)Появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии.2)Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани.3)Подвиг Евпатия Коловрата.4)Обновление Рязани Ингварем Ингоревичем 4. Завязка действия — приход Евпатия в разоренную Рязань, кульминацией является поединок с Хостоврулом, и, наконец, развязка — это гибель героя. 23.Борьба Северной Руси со шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. «Слово о погибели Русской земли». «Житие Александра Невского».»Слово о погибели Русской земли» исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре – образ Русской земли, «светло-светлой» и «украсно-украшеной». Неизвестный автор слагает гимн родине. Он говорит о природных красотах и богатствах родной земли. Неотъемлемой ее частью, ее гордостью являются города великие, села дивные, сады монастырские, дома церковные (храмы). Славу Руси составляли князья грозные (могущественные), бояре честные, вельможи многие. Автор говорит о могуществе Всеволода (Большое Гнездо), его отце Юрии Долгоруком и деде Владимире Мономахе. Житие Александра Невского", написанное вскоре после смерти князя (ум. в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости".Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере. 24. Идейно-художественныеособенности«СловаополкуИгореве».Идейное содержание «Слова…» было так определено К. Марксом: «Смысл поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов… Вся песнь носит христиански героический характер, хотя языческие элементы выступают еще весьма заметно». 25. Образыкнязейв«СловеополкуИгореве».см 16. 26. Агиографический жанр и чины святости.Житийный канон.Идейно-художественныеособенностижитийсвятых(напримере1-2произведений).Агиография- научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. В литературе Древней Руси прослеживается «жанровая система», в которой жанры отличны от современной литературы, во-первых, своей практической целью, во-вторых, функциональной значимостью. Так, жития, поучения, проповеди использовались в церковном обиходе, летописи – в дипломатических отношениях, хожения служили практическим целям паломничества и т.д.Подобно иконе, житие пишется по канону, то есть по определенным правилам. Житийный канон, как и канон иконописный, сложился в Церкви не сразу. В первые века христианства агиографические сочинения отличались значительным разнообразием. И лишь со временем в христианской письменности для описания подвига святого сложились определенные литературные формы. Образцом, по которому составлялись русские жития, служили жития греческие типа Метафраста, т. Е. имевшие задачей похвалу святому, при чем недостаток сведений восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого — необходимая составная часть житий. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения составляют лишь самые первые по времени жития, «св. Бориса и Глеба» и «Феодосия Печерского», составленные преподобным Нестором, и «Житие Леонида Ростовского 27. Киево-Печерский патерик.Историясоздания.Житиясвятыхв составе патерика.«СловоосозданииПечерскойцеркви».Ки́ево-Пече́рский патери́к — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников. Основанием послужили два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путём повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика» 28. Возвышение Москвы и отражение в литературных памятниках роли Москвы как центра,вокругкоторого объединяются другие русские земли. «ПовестьоКуликовскойбитве».«СказаниеоМамаевом побоище».«Слово о житииипреставленииДимитрияИвановича».«Повесть о Московском взятииот царяТохтамыша».«Повесть о Темир-Аксаке»(общаяхарактеристика). Возвышение Москвы – процесс роста экономического влияния и политической власти Москвы и Московского княжества на другие княжества и постепенное объединение Руси вокруг новой столицы.Усиление Московского княжества происходило в жесткой обстановке соперничества с Тверью, которая, в свою очередь, также горела желанием взять бразды правления над русскими землями. В 1304 г. Михаил Тверской становится Великим Владимирским князем. В 1327 г. Против татар в Твери разгорелось крупное народное восстание. Московский князь Иван Калита (1325 – 1340) предложил хану Золотой Орды свою помощь в подавлении восстания. В 1328 г. За эту услугу он получил ярлык на владимирское княжение и право сбора татарской дани. С этого времени владимирское княжение практически постоянно находилось у московских князей. |