Лекции по философии. 1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе
Скачать 0.73 Mb.
|
7.Учение Демокрита. Понятия атома и пустоты.Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось гениальной существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечного) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона. Основатель А. - Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Демокрита, охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб. демократии. Исходное положение А. системы - существование атомов и пустоты, образующих своим бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувствах наблюдениями и размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности. “лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнени - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существует только атомы и пустота.” Однако Демокрит не отрицает реальность воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому, Демокрит не согласен с тем, что чувственное восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы суть всевозможных малых тел, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течении всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. А. учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если поры соответствуют по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущениях возникает образ предмета, соответствующий самому предмету. Таким образом, уже в ощущениях мы получаем верный образ предмета. Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства веществ постигаются умом, и это познавание также может быть достоверным. Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем... Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость. ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Главная задача философии - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии если будет определено место, которое человек занимает в мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике должно предшествовать разработка теории познания. Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем истинно. Ошибки возникают от неправильной оценки того, что мы ощущаем На основе ощущений возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единственный критерий истинности, оно есть критика и для заключений о таких вещах, которые непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в логическом противоричии с данными восприятиями. Эпикур принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе. У Демокрита движение атомов в пустоте вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их формой, положением и порядком становится важным объектом определением атома. Количество форм атомов ограничено, так как атом не может обладать большой тяжестью. При движении атомы могут самопроизвольно отклоняться на небольшой угол и таким образом переходить с прямолинейных путей движения на криволинейные. Это является необходимым условием свободы человека. Критерий счастья - удовольствие. Благо то, что порождает удовольствие. Зло то, что порождает страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загробным миром. Боги не способны вмешиваться в наш мир, а Душа смертна. Освобождение от страхов открывает путь к счастью. 3 типа удовольствия:
Он стремится только к первым и воздерживается от остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье. |