Российский государственный социальный университет практическое задание 4 по дисциплине Этические основы социальной работы
Скачать 38.79 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 4 по дисциплине «Этические основы социальной работы» «Деонтология как учение о долге»
Москва 2021 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………….4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время деонтология утвердилась в научном сознании как учение о долге и должном поведении, неотъемлемая составная часть этического учения. Объектом изучения деонтологии является долг, ее предметом —структура и содержание долга и ответственности личности перед обществом и государством, перед группой, перед собой. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Главной целью деонтологии является изучение и обоснование долга и ответственности, основных законов и закономерностей долженствования, а ее главной задачей —формирование научной основы регуляции поведения личности в интересах общества (группы) и самой личности. Основными функциями деонтологии как учения о долге являются: гносеологическая, связанная с необходимостью изучения феноменов долга и ответственности, механизмов их воздействия на общественное и индивидуальное сознание и бытие: онтологическая, заключающаяся в выявлении и обосновании места и роли долга и ответственности в бытии человека и общества, формировании и развитии общественных отношений; методологическая, в соответствии с которой деонтология может выступать в качестве методологии познания мотивов и других элементов поведения личности или группы; интеграционная, представляющая собой выявление и обоснование общих интересов личности и общества как основы объективно необходимых поступков, действий, отношений; мировоззренческая, заключающаяся в формирующем воздействии на индивидуальное и общественное сознание; аксиологическая, включающая в себя оценку деятельности, поступков, действий, отношений и выработку ценностного отношения к ним; когнитивная функция заключается в содействии овладению профессиональным опытом, формировании единой направленности мыслей, воли и чувств членов общества, социальной или профессиональной группы; праксеологическая, включающая в себя обеспечение социально значимых поступков, отношений и действий личности и содействие разрешению деонтологических конфликтов, возникающих вследствие ситуативных противоречий между долженствованием различного уровня; адаптивно-корреляционная, заключающаяся в воздействии на моральное сознание личности и приведении его в соответствие с деонтологическими принципами, принятыми в обществе, социальной или профессиональной группе; фасилитативная, которая основывается на способности деонтологии усиливать и активизировать человеческую деятельность, связанную с долженствованием на основе изменений в мотиваци-онной сфере личности; контролмю-санкционная, заключающаяся в воздействии на поведение личности с целью подчинения его интересам социального или профессионального сообщества с учетом возможности его анализа и реализации санкций по его итогам; прогностическая, заключающаяся в выдвижении, обосновании и доказательстве гипотез об общих тенденциях развития человека и общества в связи с феноменом долженствования. Функции деонтологии диалектически взаимосвязаны; каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. В совокупности функции деонтологии призваны осуществлять воздействие на сознание личности или группы с целью обеспечения формирования как образцов должного поведения, так и соответствующих структур морального сознания личности и форм ее реального поведения и таким образом оказывать влияние на общественное и индивидуальное бытие и развитие. Как разновидность этического знания деонтология оказывает влияние на сознание человека посредством формулирования и обоснования принципов, в которых отражены императивные требования, оценки и идеалы, которые оказывают на сознание личности мобилизующее и социально-интегрирующее воздействие. Принцип — основной элемент в структуре деонтологии, так как он определяет и доводит до сведения личности требования общества и группы к ее поведению, отношениям и действиям и одновременно служит эталоном, оценочным критерием при оценке реального поведения, отношений и действий. Деонтология включает в себя принципы: социальной компетентности личности, в соответствии с которым человек планирует и реализует социальную деятельность, не только ориентируясь на свои желания и предпочтения, но и с учетом реалий бытия, и в первую очередь — интересов всего общества; организованности, дисциплины и личной ответственности, которые, являясь следствием осознания личностью ее связей с обществом или группой, побуждают ее к упорядочению собственной деятельности и, с учетом наличествующих возможностей, повышению личной активности, направленной на получение оптимального конечного результата; рационального подхода к решению социально значимых задач, исключающего или минимизирующего ущерб от непродуманных, эмоционально мотивированных действий; соответствия долженствования и ответственности, который формирует представление о мере ответственности личности с учетом содержания ее долга в целом и в конкретной ситуации; нормативной регламентации деятельности, который ориентирует личность на соблюдение действующих в обществе норм — правовых, моральных, социальных и др. и формирует чувство ответственности за их выполнение; социального контроля деятельности и жизнедеятельности, который побуждает личность формировать активную позицию в отношении всех отступлений от должного поведения и ответственности как ею самой, так и другими индивидами; инициативы и творческого подхода в решении социально значимых задач, которые необходимы для разрешения социальных противоречий и формирования положительных тенденций в развитии общества; критического подхода к оценке деятельности и ее результатов, который ориентирует на адекватность в оценке личностью отношения к деятельности, своих заслуг, успехов, ошибок и, таким образом, формирует ее правильное понимание собственной роли и месте в обществе; санкционирования, который реализуется в первую очередь в форме морального поощрения и наказания и может выступать как внешнее санкционирование, так и внутреннее (аутосанкциониро-вание); и другие. Как этическая концепция деонтология разрабатывает «идеальный» тип и содержание долга и ответственности, в той или иной степени соотнесенные с реально присутствующим в культуре феноменом долженствования и ответственности. Структура деонтологии как раздела этического учения в основном определена. Современная деонтология включает в себя: теоретико-методологический раздел, включающий в себя формулирование и обоснование объекта и предмета деонтологии, ее понятийно-категориальный аппарат, деонтологические принципы, анализ и объяснение механизма реализации долга как процесса, механизма формирования чувства ответственности и др.; прикладной раздел, включающий анализ и обоснование основных ориентации личности и общества, детерминируемых долгом и ответственностью, и их содержание, исследование эволюции деонтологии, основных тенденций ее развития, факторов, влияющих на долженствование и ответственность личности, и т.д. В рамках деонтологии могут разрабатываться исторические и футурологические проблемы, связанные с эволюцией как долженствования вообще, так и деонтологии, проблемы отражения долга и ответственности в научной и художественной литературе, профессионально-этических кодексах, политических программах, связи деонтологической регуляции поведения и законодательства, влияния качеств и мировоззрения личности на ее чувство долга и ответственности и многие другие. В рамках профессиональной деонтологии большой интерес представляет исследование влияния деонтологии и деонтологической регуляции поведения на эффективность профессиональной деятельности, удовлетворение потребности общества в конечных результатах профессиональной деятельности, а также влияние деонтологии на престиж и статус профессии в обществе и другие вопросы. Исследования в области деонтологии осуществляются в соответствии со следующими принципами: детерминизм, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности; системность, требующая трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической; -развитие, предполагающее признание непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим при одновременном сохранении их сущности; фалъсифицируемость, наиболее фундаментальный принцип, означающий, что должна иметься возможность представить доказательства, основания или условия, данные или признаки, которые доказывали бы несостоятельность или невозможность предлагаемого свидетельства или заявления; логичность: любой аргумент должен быть логически строгим; правила вывода должны соблюдаться корректно и последовательно, что предполагает хорошее знание предмета, о котором идет речь; всесторонность: свидетельства в качестве основания для заявления должны быть исчерпывающими, т.е. учитывающими все доступные данные, а также противоречивые и отрицательные данные для проверки достаточности суждения; честность (искренность) предполагает свободу от самообмана, принятие отрицательных результатов, способность изменить точку зрения или позицию под давлением очевидных данных, противоречащих первоначально высказанному суждению; воспроизводимость (повторение, репродукция) результата при соблюдении тех же условий эксперимента предохраняет от ошибок, упущений, обмана, совпадений и случайности; достаточность (достаточное основание) предполагает, что аргумент о том, что утверждение не было опровергнуто, не является доказательством его истинности. Отсутствия опровергающих факторов недостаточно, должны быть еще и подтверждающие свидетельства и допущения о возможности его опровержения. Данные принципы научного исследования носят всеобщий, общенаучный характер, они применимы в любой сфере научной деятельности, поскольку ими выражаются устанавливаемые на философском уровне универсальные свойства природной и социальной действительности. Методология деонтологии как система определенных средств познания включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частнонаучный и представляет собой целостную систему методов и приемов. Ее основу составляют философские методы исследования: диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др., а также общенаучные: моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и общелогические методы: индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, обобщение, формализация и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной этике, как и прежде, продолжаются дискуссии относительно места теории долга, т.е. деонтологии, в ее концептуальных построениях. Согласно одной из точек зрения, «долг» — исходное, фундаментальное понятие, из которого проистекает вся совокупность логико-понятийных, категориальных связей этики. Согласно второй — долг представляет собой лишь узкую сферу морали, не дающую основания для экстраполяции, выходящих за пределы реальной действительности. Однако значительная часть исследователей сходится во мнении, что долженствование является одной из важнейших основ человеческого бытия. Результаты их исследований убеждают, что деонтология как часть этического учения имеет большое значение, поскольку позволяет выявить содержание долга и ответственности, механизмы должного поведения и обосновывает уровень и качество влияния должного поведения наличность и общество, их бытие и развитие. Развитие и изучение деонтологии способствует пониманию места и роли долженствования в жизнедеятельности человека и общества и формированию чувства долга и ответственности личности как члена общества. |