Курсовая Авторские права в сокращенном варианте. 1 Понятие и виды субъектов авторского права
Скачать 246 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………….................................3 Глава 1. Субъекты авторского права……………………………………………………………5 1.1. Понятие и виды субъектов авторского права……………………………………………...5 1.2 Личные неимущественные права авторов………………………………………………….7 1.3. Имущественные права автора………………………………………...................................8 Глава 2. Авторские права……………………………………………………………………....14 1.1. Исключительная природа авторских прав………………………….................................14 2.2. Характеристика понятий «авторское право и отдельные авторские правомочия»………………………………………………………………………..15 Глава 3. Порядок и способы защиты авторских прав…………………………………….....17 3.1. Понятие и порядок защиты авторских прав…………………………………………….17 3.2. Способы защиты авторских прав…………………………………………………..........24 Заключение…………………………………………………………………………………….31 Список литературы……………………………………………………………………………33 ВВЕДЕНИЕ Выбранная мною тема курсовой работы, является актуальной, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость. В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - авторского права. Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира. Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора. Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары. Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения. Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям. Цель данной курсовой работы - выявить особенности правового регулирования гражданских отношений, складывающихся по поводу создания и использования и защиты объектов авторского права и смежных прав, а также выявить пробелы и противоречия законодательства в данной области цивилистики, предложить пути их устранения. Задачи курсовой работы: дать определение авторского права в узком и широком смысле, уточнить признаки, дать классификацию субъектов авторского права, проанализировать и сравнить их личные неимущественные и имущественные права авторов, а также рассмотреть порядок и способы защиты авторских прав. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области создания, использования и охраны объектов авторского права. Предметом исследования являются нормативная база, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», подзаконные нормативные акты и судебная практика. В данной курсовой работе использованы методы: общенаучный, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический методы. ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА 1.1. Понятие и виды субъектов авторского права Субъектами авторских прав являются их создатели. В данном случае это лица, чьим творческим трудом созданы новые оригинальные произведения науки, литературы или искусства. Первоначальными правами в юридической литературе называют субъективные авторские права, которые возникают у автора (физического лица) в результате факта создания произведения1. Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две категории: личные неимущественные права и имущественные права. Иностранный гражданин может быть субъектом авторского права РФ, если его произведение либо впервые выпущено на территории страны, либо находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Если же произведение иностранного гражданина выпущено на территории другой страны или находится там в какой-либо объективной форме, то автор может стать субъектом белорусского авторского права только в результате заключенных РФ соглашений и в пределах, им установленных. К субъектам авторского права помимо авторов относятся граждане, которые непосредственно не участвуют в создании литературного, научного или художественного произведения, но обладают определенным объемом авторских правомочий по использованию произведений в результате наследования или действия определенных заключенных с автором договоров на использование его произведения. Такие физические лица называются правопреемниками2. Наследники приобретают авторские права в силу закона или завещательных распоряжений, и круг их полномочий уже, чем у автора: право на опубликование, воспроизведение и распространение произведений, в том числе и не издававшихся ранее; права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора. П. 2 ст. 11 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвящен правам издателей энциклопедий, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов. Исключительное право на использование изданий такого типа принадлежит издателю, который при любом использовании таких произведений имеет право требовать указания своего наименования. ______________________ 1 Сергеев, А.П. Гражданское право. Учебник. Часть III/ А.П.Сергеев, Ю.К. Толстой; под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2009. – 159 с. 2 Попова И.В. Авторское право и смежные права./ И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира.– Минск: Амалфея, 2009. – 448 с. Субъектом авторского права на такое независимое произведение, как сборник, является составитель сборника, который проводит определенную исследовательскую работу, отбирает и систематизирует материал. Составитель пользуется авторским правом на сборник при условии, что он не нарушил прав авторов, чьи произведения были включены в сборник, а авторы использованных произведений могут, в свою очередь, использовать свои произведения независимо от составного произведения, если договором не предусмотрено иное3. Переводчик произведения и авторы других производных произведений (переделки, аранжировки, другой переработки) являются также самостоятельными субъектами авторского права и, при отсутствии нарушений прав автора оригинала, пользуются рядом правомочий, в частности на указание своего имени на переводе, опубликование, воспроизведение и распространение перевода, на авторское вознаграждение и пр. Тем самым автор и переводчик пользуются правами на разные объекты – оригинальное произведение и перевод. Таким образом, в круг субъектов авторского права входят авторы; иные, чем автор, лица, за которыми закон признает первоначальное авторское право или отдельные полномочия, составляющие авторское право; наследники и иные правопреемники, приобретающие исключительные права по договору или в силу закона. Автором того или иного произведения, как правило, является одно лицо, чьим творческим трудом оно создано. Однако при работе над произведениями науки, литературы или искусства могут быть объединены творческие усилия нескольких лиц, и в этом случае, согласно ст. 10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», право на произведение, созданное совместным трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, является ли это произведение неразрывным целым (неделимое произведение) или состоит из отдельных самостоятельных частей (раздельное произведение). В соавторстве возможно создание такого коллективного произведения, которое включает разные изобразительные формы: слово, звук, изображение. Автором того или иного произведения, как правило, является одно лицо, чьим творческим трудом оно создано. Единство такого произведения обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения (опера – музыка и либретто; кинофильм – сценарий, музыка, режиссура; песня – музыка и текст). В этом случае каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющую самостоятельное значение, и может использовать ее самостоятельно в отрыве от других частей произведения. В этом случае каждая часть произведения требует для создания различные виды творческой деятельности. Такое соавторство называется раздельным. При этом использование самостоятельной части _________________ 3 Лосев С.С. Авторское право: национальное и международное законодательство. М., 2006. – С.132. произведения может быть осуществлено автором по его усмотрению, если иное не было предусмотрено при соглашении между авторами. Право на использование неделимого произведения принадлежит соавторам совместно. Закон предусматривает возможность заключения соглашения между соавторами, регулирующего отношения по использованию, включая распределение вознаграждения. Обязательным условием использования совместного неделимого произведения является то, что «ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения»4. Произведение может быть результатом совместного творческого процесса или являться частью раздельно выполненной работы в соответствии с выработанным планом и распределением частей. Соавтор может приступить к работе на любом этапе и основополагающим является не момент вступления, а творческие задатки и способности соавтора. Когда используется одна форма выражения, целостность коллективного произведения определяется только единством его содержания, которое представляет собой единое целое и в котором невозможно выделить самостоятельные части. В этом случае соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом, и такое соавторство называется нераздельным. Отношения в коллективе авторов регламентируются соглашением, в котором определены пункты, начиная от последовательности указания имен до распределения вознаграждения. Техническая помощь, оказанная коллективу соавторов, не может служить основанием для возникновения соавторства. Существуют и другие субъекты авторского права, творческий труд которых делает доступным для широкой публики музыкальные, драматические и другие произведения, охраняемые авторским правом. К таким субъектам относятся артисты-исполнители, режиссеры-постановщики, изготовители фонограмм, вещательные организации. Поскольку именно их творческий вклад позволяет нести в широкие массы указанные произведения, авторами которых являются другие лица, их полномочия называют примыкающими к авторским. Объектом их авторских прав является собственно исполнение. 1.2 Личные неимущественные права авторов Автору принадлежат следующие личные неимущественные права (ст.14 Закона об авторском праве): 1) требовать признания своего авторства путем указания должным образом имени автора на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если _____________________ 4 Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). это практически возможно; 2) запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом; 3) выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования; 4) требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению или другому изменению произведения или любому иному посягательству на произведение, которое может навредить чести и репутации автора. Личные неимущественные права автора не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам. Именем автора является «совокупность слов или знаков, идентифицирующих автора: фамилия и имя автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора; псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и тому подобное» (ст.1 Закона об авторском праве). Автор может опубликовать свое произведение анонимно (то есть без имени) или под псевдонимом (то есть под вымышленным именем). В этом случае представителем автора является издатель произведения, имя или название которого обозначены на произведении (п.4 ст.11 Закона об авторском праве). Это правило не применяется, если псевдоним автора однозначно идентифицирует автора. 1.3. Имущественные права автора К имущественным правам автора относятся (п.1 ст.15 Закона об авторском праве): а) исключительное право на использование произведения; б) исключительное право на разрешение или запрещение использования своего произведения другими лицами. Использование произведения автором Ключевым понятием в институте имущественных прав автора является использование произведения. Для удобства анализа способов использования произведения разделим их на две группы: 1) способы, которые делают произведение доступным для публики; 2) способы, которые оставляют произведение недоступным для публики. Под публикой, по смыслу ст.1 Закона об авторском праве, следует понимать широкий круг людей, выходящий за рамки одной семьи и близких знакомых субъекта авторских прав. Действия, с помощью которых объекты авторского права непосредственно или опосредствованно предлагаются публике, в том числе доведение этих объектов до ведома публики таким образом, что ее представители могут осуществлять доступ к этим объектам с любого места и в любое время по своему выбору, называются распространением (ст.1 Закона об авторском праве). Распространение начинается с обнародования, то есть с действий, в результате которых произведение впервые становится доступным для публики (ст.1 Закона об авторском праве). Распространение произведения может осуществляться путем: 1) распространения экземпляров произведения; 2) публичного исполнения; 3) публичной демонстрации; 4) публичного показа; 5) публичного оповещения. Распространению экземпляров произведения предшествует их публикация. Под публикацией (опубликованием) понимается выпуск в обращение изготовленных полиграфическим, электронным или другими способами экземпляров произведения, фонограммы, видеограммы в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, путем их продажи, сдачи в аренду, бытового или коммерческого проката, предоставления доступа к ним через электронные системы информации. Автор имеет право распространять экземпляры произведения путем их первой продажи, путем передачи в имущественный найм или в прокат, путем другой передачи экземпляров до их первой продажи, например, путем дарения. Таким образом, автор, даже не будучи субъектом предпринимательской деятельности, имеет право изготовить любое количество экземпляров произведений и осуществлять его продажу. Автор также может заключить договор комиссии на продажу экземпляров произведения. Особо следует остановиться на таком виде имущественных прав, как право первой продажи. Дело в том, что повторная продажа уже введенных в гражданский оборот, то есть в первый раз проданных произведений, не нарушает авторских прав и может осуществляться без его согласия. Это называется «принципом исчерпания права». Излагается этот принцип в п.7 ст.15 Закона об авторском праве: «Если экземпляры правомерно опубликованного произведения законным образом введены в гражданский оборот путем их первой продажи в Украине, то допускается их повторный ввод в оборот путем продажи, дарения и т. п. без согласия автора (или другого лица, имеющего авторское право) и без выплаты авторского вознаграждения, а в отношении произведений изобразительного искусства — с учетом положений статьи 27 настоящего Закона. Однако в данном случае право сдачи в имущественный найм или коммерческий прокат остается исключительно за лицом, имеющим авторское право». В соответствии со ст.1 Закона об авторском праве опубликованием произведения, фонограммы, видеограммы считается «выпуск в оборот с согласия автора или другого субъекта авторского права и (или) смежных прав изготовленных полиграфическими, электронными или другими способами экземпляров произведения, фонограммы, видеограммы в количестве, способном удовлетворить, с учетом характера произведения, фонограммы или видеограммы, разумные потребности публики, путем их продажи, сдачи в имущественный найм, бытового или коммерческого проката, предоставления доступа к ним через электронные системы информации таким образом, что любое лицо может его получить из любого места и в любое время по собственному выбору, или передачи права собственности на них либо владения ими другими способами. Опубликованием произведения, фонограммы, видеограммы считается также депонирование рукописи произведения, фонограммы, видеограммы в хранилище (депозитарии) с открытым доступом и возможностью получения в нем экземпляра (копии) произведения, фонограммы, видеограммы». Как видим, критерии опубликования достаточно размыты, что в отдельных случаях может послужить оправданием лицензионных продаж. Так, для соблюдения критерия «исчерпаемости» нужно, чтобы первая продажа произведения произошла в России и чтобы было продано определенное количество экземпляров произведения, способное удовлетворить «разумные потребности публики». После чего ранее купленные экземпляры можно свободно перепродавать уже без разрешения автора. То есть, если впервые проданные экземпляры не удовлетворили «разумные потребности», перепродавать произведение без согласия автора или лица, владеющего авторскими правами, нельзя. Если же первая продажа произошла за границей, то ввезенные в Украину экземпляры перепродавать без согласия авторов или иного лица, владеющего авторскими правами, нельзя. Под передачей в имущественный найм, согласно ст.1 Закона об авторском праве, понимается передача права пользования и (или) владения оригиналом или экземпляром произведения, фонограммы, видеограммы на определенный срок с целью получения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Под публичным исполнением понимается подача произведений, фонограмм, передач организаций вещания путем декламации, игры, пения, танца и другим способом как непосредственно (в живом исполнении), так и с помощью устройств и процессов (за исключением передач в эфире или по кабелям) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, которые не принадлежат к обычному кругу семьи или близким знакомым этой семьи, независимо от того, присутствуют они в одном месте в один и тот же час или в разных местах и в разное время. Понятие «публичная демонстрация» имеет отношение исключительно к видеограмме или аудиовизуальному произведению. Под публичной демонстрацией понимается публичное одноразовое или многоразовое представление произведения публике в помещении, в котором могут находиться лица, не принадлежащие к обычному кругу одной семьи или к близким знакомым этой семьи. Под публичным показом понимаются демонстрация оригинала или экземпляра произведения изобразительного искусства или другого произведения, исполнение пантомимы, хореографического произведения, фонограммы, видеограммы, передача организации вещания непосредственно или на экране с помощью пленки, слайдов, телевизионного кадра либо с помощью других устройств и процессов в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, которые не являются членами семьи или близкими знакомыми лица, осуществляющего показ, независимо от того, присутствуют они в одном месте и в одно и то же время или в разных местах и в разное время. Под публичным извещением понимается передача в эфир с помощью радиоволн (а также лазерных лучей, гамма-лучей и т. п.), в том числе с использованием спутников, или передача на расстояние с помощью проводов или подземного (наземного) кабеля произведений, каких-либо звуков или изображений, их записей в фонограммах и видеограммах, программ организаций вещания и т. п., когда указанная передача может быть воспринята неограниченным количеством лиц в разных местах, отдаленность которых от места передачи такова, что без указанной передачи изображения или звуки не могут быть восприняты. Не делая произведение доступным публике, автор может: - использовать его в хозяйственной, в том числе в предпринимательской деятельности; - перерабатывать, адаптировать, изменять; - переводить на другой язык; - воспроизводить в любом количестве для собственных нужд. Передача права на использование произведения Исключительное имущественное право автора на разрешение использования произведения дает ему право разрешать или запрещать (п.3 ст.15 Закона об авторском праве): 1) воссоздание произведений; 2) публичное исполнение и публичное оповещение произведений; 3) публичную демонстрацию и публичный показ; 4) любое повторное предание огласке произведений, если оно осуществляется иной организацией, чем та, что осуществила первое предание огласке; 5) переводы произведений; 6) переработки, адаптации, аранжировки и другие подобные изменения произведений; 7) включение произведений как составных частей в сборники, антологии, энциклопедии и т. п.; 8) распространение произведений путем первой продажи, отчуждения иным способом или путем сдачи в имущественный найм либо в прокат и путем иной передачи в первую продажу экземпляров произведения; 9) предоставление своих произведений к общему сведению публики таким образом, что ее представители могут осуществить доступ к произведениям с любого места и в любое время по их собственному выбору; 10) сдачу в имущественный найм и (или) коммерческий прокат после первой продажи, отчуждения другим способом оригинала или экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных, музыкальных произведений в нотной форме, а также произведений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме либо в форме, которую считывает компьютер; 11) импорт экземпляров произведений. Этот перечень прав, как определено в Законе об авторском праве, не является исчерпывающим. В пункте 5 ст.15 данного Закона установлено также, что автор имеет право требовать выплаты вознаграждения за любое, кроме определенных этим Законом случаев, в том числе несанкционированное использование произведения. Схема способов использования произведения автором приведена на рис. 1. Рис. 1. Автор может передать все или часть принадлежащих ему согласно ст.15 Закона об авторском праве имущественных прав: а) навсегда и на любой территории; б) на определенный срок и (или) на определенной территории. Передача авторских и имущественных прав «навсегда» по правовому содержанию аналогична продаже, поэтому в этом случае говорят об отчуждении имущественных прав. Во втором случае говорят о предоставлении лицензии или о передаче имущественных прав на использование произведения без отчуждения. Таким образом, субъектами авторских прав являются их создатели. В юридической литературе субъективные авторские права могут быть условно разделены на две категории: личные неимущественные права и имущественные права, которые возникают у автора (физического лица) в результате факта создания произведения. ГЛАВА 2. АВТОРСКИЕ ПРАВА 1.1. Исключительная природа авторских прав В результате произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. В действующем авторском законодательстве вновь указывается, что авторские права носят исключительный характер. Представляется, что только сейчас данный термин приобрёл тот реальный смысл, который в него вкладывается авторским законом России 1911г. лишь автор, а в установленных законом случаях и пределах – его правопреемники могут распоряжаться произведением, в том числе и путём полного суждения тех авторских правомочий, которые способны переходить от одного лица к другому. Таким образом, все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому. Исключительный характер носят не только субъективные авторские права, принадлежащие создателям творческих произведений, но и права, перешедшие по указанным в законе основаниям к другим лицам, в частности к наследникам или работодателям. Что касается природы авторских прав, приобретаемых на основании авторского договора, то она определяется видом последнего: если авторские права по договору передаются на исключительной основе, данный признак ими сохраняется; если же заключается договор о передаче неисключительных прав, само название договора свидетельствует о неисключительной природе авторских прав их обладателя по договору. Если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовало словосочетание «исключительные права», то характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора. Так, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о конфискации сборника рассказов, изданного ответчиком, и взыскании убытков. Суд, признав истца обладателем исключительных прав на сборник и его распространение, установил факт нарушения этих прав и удовлетворил иск. Обжалуя это решение, ответчик ссылался на пункт 4 статьи 30 Закона «Об авторском праве...», предусматривающий, что права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. В авторском договоре нет прямого (дословного) указания на передачу автором исключительных прав товариществу, следовательно, полученные товариществами права являются неисключительными, что лишает его возможности предъявить иск о защите этих прав к третьим лицам в соответствии со статьей 49 названного Закона. Суд отклонил доводы ответчика, поскольку в тексте договора указано, что автором передаются товариществу права на опубликование и распространение рассказов, включенных в сборник, в течение четырех лет, а поэтому автор не имеет права использовать эти произведения двумя названными способами и разрешать такое использование третьим лицам. То обстоятельство, что в договоре нет словосочетания «исключительные права для обозначения предмета договора, не даёт основания считать приобретённые права неисключительными. Буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений, сопоставление отдельных его условий между собой, смысл договора в целом и его цель, то есть толкование договора, проведённое судом в соответствии со статьёй 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, не оставляют сомнения в отношении характера полученных истцом прав, как исключительных5. По итогам рассмотрения данного дела автором работы сделаны следующие выводы: Все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому. 2.2. Характеристика понятий «авторское право и отдельные авторские правомочия» Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно широкий круг гарантированных государством возможностей, В разных статьях Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» эти возможности именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями6. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Большинство специалистов считает, что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по ________________ 5 Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.09.1999 №47 //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. №4. – С.11. 6 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 №5351 – 1. составу и состоит из отдельных авторских правомочий7. К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т. д. По мнению других ученых, автору произведения принадлежит ряд конкретных субъективных прав, а о едином авторском праве, в субъективном смысле, можно говорить только условно. По мнению А.П. Сергеева, совершенно очевидно, что законодатель использует термин «авторское право» в разных статьях закона в различном значении. Чаще всего им охватываются все предоставляемые автору возможности, в других случаях в него включаются некоторые авторские правомочия (например, когда закон говорит об авторских правах правопреемников автора), иногда он служит для обозначения отдельных авторских прав, например, права на перевод права на обнародование и т. д. Поэтому содержание, которое вкладывает законодатель в данный термин, необходимо каждый раз устанавливать путем толкования закона. Такое же положение наблюдается в авторском законодательстве других стран, а также в важнейших международных конвенциях8. В российской юридической науке отсутствует также единое понимание терминов «авторское право» и «авторское правомочие». Большинство специалистов не усматривает между ними никаких принципиальных различий и употребляет эти термины как синонимы. Иногда, однако, правомочиями предлагается именовать лишь те закрепленные за авторами возможности, которые связаны с совершением самими носителями авторских прав определенных положительных действий. С точки зрения такого подхода правомочиями могут считаться лишь права на обнародование, воспроизведение и распространение произведения; остальные предоставленные автору возможности являются, надо полагать, авторскими правами. Данный подход, близкий попыткам выделить позитивное и негативное содержание субъективного авторского права, едва ли можно признать плодотворным. Право на собственные активные действия и право требовать определенного поведения от иных лиц являются составными элементами любого субъективного права. Конечно, в различных субъективных правах, в том числе, в различных авторских правах, тот или иной элемент стоит на первом или втором плане, но от этого они не перестают быть субъективными правами. Поэтому вносить дополнительные терминологические различия в обозначение субъективных авторских прав в зависимости от их содержания вряд ли оправданно. Действующее авторское законодательство России содержит значительно более полный ____________________ 7 Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. – М: Издательство «Юридическая литература», 2009. – С.62 8 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. – М.: Издательство «ПБОЮЛ Гриженко Е.М.», 2007. – С.194 перечень субъективных авторских прав по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Конкретные авторские права не исчерпываются теми их видами, которые прямо названы Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Во-первых, те личные неимущественные и имущественные права, которые, на первый взгляд, перечислены в ст. 15- 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» исчерпывающим образом, в действительности круг авторских прав не ограничивают. Тот же Закон указывает, в частности, на право доступа и право следования, которые закрепляются за авторами произведений изобразительного искусства (ст. 17), на право автора музыкального произведения на получение особого вознаграждения за публичное использование его музыкального произведения при публичном исполнении аудиовизуального произведения (ст.13) и т.д. Во-вторых, само по себе не указание в законе на конкретное субъективное право еще не означает отсутствия самого права. Например, известно, в течение многих лет в советском авторском законодательстве не было прямо закреплено одно из основных прав создателей творческих произведений — право авторства. Однако и в научной литературе, и на практике наличие данного права практически никем не ставилось под сомнение. Безусловно, такое положение является ненормальным и, по мнению автора, свидетельствует о несовершенстве закона. Бесспорно, также и то, что говорить о наличии большинства прав можно лишь, тогда, когда они прямо указаны в законе. Например, право следования у авторов произведений изобразительного искусства появилось лишь, в результате того, что его прямо предусмотрел Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Но некоторые авторские права, прямо в законе не указанные, могут быть с достаточной очевидностью выведены из смысла его положений. Например, Закон проводит четкое различие между понятиями «обнародование» и «опубликование» произведения. При этом он закрепляет за - авторами право на обнародование (ст. 13), но по непонятным причинам умалчивает о праве на опубликование. Между тем право на опубликование, которое имеет самостоятельное содержание и не поглощается какими-либо иными авторскими правами, в частности правом на распространение, относится к числу важнейших авторских правомочий. Также, нельзя, безусловно, расценивать как исчерпывающий содержащийся в Законе перечень конкретных действий по использованию произведений. В п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» перечисляются лишь наиболее распространенные способё использования произведений. Принципиально же вопрос решен в первом пункте той же статьи, который закрепляет за авторами право на использование произведения в любой форме и любым способом. В этой связи можно говорить о том, что Закон закрепляет за авторами не только те способы использования произведений, которые существуют в настоящее время, но и те, которые могут появиться в дальнейшем. Таким образом, действующее авторское законодательство, хотя и содержит весьма полный перечень конкретных авторских прав, но не описывает их исчерпывающим образом. Предусмотренные, либо вытекающие из Закона права действуют, разумеется, применительно не ко всем видам охраняемых Законом произведений. Так, например, авторы произведений изобразительного искусства не обладают правом на публичное исполнение или правом на перевод, а создатели литературных произведений не пользуются правом на их публичный показ. Состав конкретных субъективных прав, которые возникают у авторов творческих произведений, зависит от вида последних, т.е. авторских правомочий, и соответственно от возможных способов их использования. По итогам рассмотрения данного подпункта, автором работы сделаны следующие выводы: в разных статьях Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий. К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т.д. В связи с этим, только сам обладатель авторского права на произведение может определить ущемлены ли его авторские права при реализации авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия. ГЛАВА 3. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ 3.1. Понятие и порядок защиты авторских прав Авторское право защищается на основании: Закон РФ от 9 июля 1993 г. «5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.); Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Закон РФ «О средствах массовой информации» 1991 г.; Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 1992 г.; Закон Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. Международные договоры Наиболее важным является закон «Об авторском праве и смежных правах». Он состоит из 5 разделов. Второй раздел называется «Авторское право» и включает в себя, в частности, вопросы об объекте авторского права, о моменте возникновения авторского права на произведение, об обладателях авторского права, устанавливает особый правовой режим на аудиовизуальные и служебные произведения, раскрывает содержание прав на произведение, порядок использования произведения, содержит положения об условиях, форме авторского договора и об ответственности по авторскому договору, предусматривает переход авторского права по наследству. Положения закона о переходе авторского права по наследству следует изучать с учетом положений части 3 ГК РФ, вступившей в силу с 1 марта 2002 г. К объектам авторского права по российскому законодательству относятся произведения литературы, науки и искусства, представляющие собой результат творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения, ими, в частности, являются: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; аудиовизуальные произведения (кино-, теле— и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино— и телепроизведения); хореографические произведения пантомимы; произведения живописи, скульптуры, произведения архитектуры, фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; перечень их в законе дан неисчерпывающим образом. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Авторское право на произведение возникает в силу создания произведения, никаких формальностей не требуется. В ст.9 Закона предусмотрена презумпция (презумпция есть предположение, что это так, а не иначе, пока не доказано обратное) авторства, согласно которой при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Авторское право по Закону об авторском праве и смежных правах, в принципе, не нуждается в регистрации, но его можно зарегистрировать, например в Российском авторском обществе (для письменной и устной формы произведений, изображений и объемно-пространственной формы произведения) или в Роспатенте (для программ для ЭВМ и баз данных, топологии интегральных микросхем). Смысл такой регистрации – показать, что на момент регистрации объект авторского права существовал в объективном виде. Это может понадобиться при столкновении интересов. Из статьи 10 следует, что авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. При этом право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей (Статья 27). Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года. Смежные права в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки (статья 43). Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 15 настоящего Закона). Авторское право переходит по наследству. Наследники автора вправе осуществлять защиту неимущественных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. В законе предусмотрено 2 вида авторских прав: личные неимущественные права и имущественные права. К личным неимущественным правам относятся: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Имущественное право – это исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Обладателями авторского права являются авторы и их наследниками, имущественными правами могут обладать и иные лица в силу закона или договора. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку); сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: «©»; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Следует учитывать положения закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», которые не запрещают использование произведения в своих личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, но не применимо к воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведения баз данных или существенных частей из них; воспроизведения программ для ЭВМ; репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов. Допускается использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: (в редакции Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ) 1) цитирование в оригинале и в переводе 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио— и телепередачах, звуко— и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; 3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором; 4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках; 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках; 6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний. 3.2. Способы защиты авторских правК сожалению, установленные законом авторские и смежные права часто нарушаются и нуждаются в правовой защите. Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться9. Виды ответственности За нарушение авторских и смежных прав установлена гражданская, уголовная и административная ответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских и смежных прав, закон устанавливает широкий круг, как способов защиты, так и органов, уполномоченных осуществлять защиту данных прав. Гражданский кодекс РФ устанавливает достаточно широкий круг гражданско-правовых мер, которые применимы при защите авторских и смежных прав. В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, возмещения убытков, компенсации морального вреда. Гражданская ответственность носит компенсационный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. ________________________ 9 Костькова О.В. Постатейный комментарий к ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». – Новая правовая культура, 2008. – С. 265. В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей: - признание права; - восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; - признание сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; - признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; - самозащиты права; - присуждение к исполнению обязанности в натуре; - возмещение убытков; - взыскание неустойки; - компенсации морального вреда; - прекращение или изменение правоотношения; - неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; - иными способами, предусмотренными законом. Признание прав может относиться как к личным неимущественным правам авторов и исполнителей так и к имущественным правам. Оно может выражаться в публичном объявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет. Наиболее распространенной формой защиты прав является прекращения действий, составляющих правонарушение или создающих угрозу правонарушения. Это запрет рекламы, предложения продажи экземпляров, запрет продажи, допечатки тиража и т.п. Одна из основных мер защиты прав – возмещение убытков. При этом отмечается, что убытки включают в себя и упущенную выгоду. В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Доход должен быть получен нарушителем именно в результате нарушения авторских и смежных прав, а не в результате законных действий. Обладатель исключительных прав, выдвигая требование о возмещении убытков, должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также то, что убытки были причинены действиями нарушителя. Закон, однако, предусматривает возможность для обладателя исключительных прав отказаться от требования о возмещении своих убытков и потребовать взыскать с нарушителя тот доход, который нарушитель получил от использования авторских и смежных прав. Это означает, что правообладатель может не доказывать размер своих убытков, а вместо этого доказать (сам или с помощью суда) размер полученного нарушителем дохода и потребовать выплаты ему этого дохода – вместо взыскания своих убытков. Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации10: - в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения; - в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда. Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, под которым нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов. Статья 146 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за следующие деяния: - присвоение авторства (плагиат), причинившее крупный ущерб автору или иному правообладателю. - незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, ________________________ 10 п. 2 ст. 49 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере. Примечание к статье 146 УК РФ содержит пояснение, что деяния, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере – двести пятьдесят тысяч рублей. Предметом рассматриваемого преступления является чужое научное, литературное, музыкальное или художественное произведение. Объективная сторона преступления выражается в совершении одного из двух действий: 1) незаконного использования объектов авторского права или смежных прав; 2) присвоение авторства чужого произведения. При этом необходимы обязательно последствия в виде крупного ущерба и причинная связь между одним из указанных действий и наступившим последствием. Представляется, что диспозиция ст. 146 УК позволяет включить в число объектов авторского права, помимо традиционных, также программы ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав состоит в: - воспроизведении, распространении, демонстрации, оглашении вопреки закону чужого произведения без согласия автора, в том числе без выплаты последнему полностью или частично гонорара; - противозаконном опубликовании произведения с внесенными в него без согласия автора изменениями, дополнениями или сокращениями; - противоречащем закону, переиздании произведения без согласия автора и т. д. Преступление является оконченным с момента причинения крупного ущерба. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом – прямым или косвенным. Лицо осознает общественную опасность нарушения авторских или смежных прав, предвидит возможность или неизбежность причинения в результате такого нарушения крупного ущерба и желает этого либо сознательно допускает или относится к этому безразлично. Мотивами преступления могут быть корысть, тщеславие, корыстные побуждения. Субъект данного преступления является лицо, достигшее 16 лет. Уголовным кодексом за данные преступления предусмотрены такие виды ответственности как: - штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18-ти месяцев; - обязательные работы на срок от 180 до 240 часов; - либо арестом на срок от 3-х до 6-ти месяцев (по ч. 1 ст. 146); - либо лишением свободы на срок до 2-х лет (по ч. 2 ст. 146). При совершении деяний предусмотренных ч. 2 ст. 146 УК РФ группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в особо крупном размере или лицом с использованием своего служебного положения – предусматривается ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом либо без него. Штраф взимается в размере до пятисот тысяч рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет Ряд нарушений авторских и смежных прав влечет административную ответственность. В соответствии со ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) ответственность наступает за: - ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. - незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству. Статья 7.12 КоАП РФ состоит из двух частей и направлена на защиту авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав. В обоих составах установлены одни и те же субъекты ответственности – граждане, должностные лица, юридические лица, виновные в совершении правонарушения. С субъективной стороны противоправные деяния, за которые в комментируемой статье установлена административная ответственность, характеризуются виной в форме умысла. Различаются составы правонарушения, закрепленные в ч. 1 и ч. 2 данной статьи, по объективной стороне и предусмотренному административному наказанию. Объективная сторона правонарушения, установленного в ч. 1 данной статьи, характеризуется такими действиями, как ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода. Незаконными указанные действия будут признаны в случае: - если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными. - если на указанных объектах указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав: - иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения прибыли, установленных законодательством РФ об авторских и смежных правах. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.12 составляют незаконные действия, нарушающие изобретательские и патентные права. К таким действиям относятся: - незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца; - разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них; - присвоение авторства; - принуждение к соавторству. Санкции, предусмотренные данной статьей включает наложение административного штрафа на: - граждан, в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; - должностных лиц – от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда; - юридических лиц – от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда. За правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 7.12 КоАП, также применяется конфискация контрафактных экземпляров, материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, а также иных орудий совершения административного правонарушения. Во избежание незаконного использования контрафактных экземпляров произведений или фонограмм они подлежат обязательной конфискации по решению суда. Конфискованные экземпляры уничтожаются, кроме случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, может быть вынесено решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров. Отдельное внимание хотелось бы уделить охране авторских прав в интернете. Интернет стал частью нашей жизни и уже воспринимается всеми как объективная реальность. В связи с этим особенно актуален в настоящее время вопрос о защите авторских прав, поскольку не секрет, что в сети интернет можно найти практически любой объект авторского права, зачастую помещенный туда без согласия правообладателя. Особенностью сети интернет является сложность контроля за копированием и использованием произведений. В силу простоты копирования и нематериальной сущности объектов авторского права в интернете трудно доказать факт нарушения авторского и смежных прав. В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз. В ряде случаев для того, чтобы защитить нарушенное право авторства необходимо его признать. Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, рассмотрев тему настоящей курсовой работы, проанализировав научные труды известных юристов по выбранной теме, выполнив цель и задачи исследования, можно сделать следующие выводы: Все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. В разных статьях Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В соответствии со ст. 15 Закона к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора. Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Указанный 50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора, и соответственно истекает в конце последнего, пятидесятого года срока. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку (ст. 16 Закона). Законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного использования объектов авторского права и смежных прав, однако далеко не всегда они реализуются на практике. Причины кроются не только в экономических, но и во внеэкономических факторах, которые порой влияют на уровень защищенности ничуть не меньше. Механизм защиты нарушенных прав в рассматриваемой сфере действует крайне неэффективно. Ранее советские суды (в основном московские) чаще всего сталкивались только с одним видом исков – о взыскании авторского вознаграждения. Новизна проблем, применение норм международного права создают сложности и для правообладателей, и для пользователей, и для судей. Между тем правовая защищенность во многом зависит именно от того, насколько быстро и правильно будет разрешен спор. Проблемы, связанные с развитием техники, необходимостью координации деятельности авторских обществ, ростом числа нарушений в области авторских и смежных прав и желательностью изменения существующего в обществе отношения к таким нарушениям, бурное развитие внутригосударственного и международного законодательства, наконец, проблемы использования произведений, ставших общественным достоянием, неизбежно приводят к усилению роли государства в области применения авторского права. Она уже не может быть сведена только к регулированию, охране и защите авторских и смежных прав. К двум традиционным функциям – разработке норм внутреннего законодательства и защите интеллектуальной собственности путем международных договоров – добавляется несколько относительно новых13. Учитывая все вышеизложенное, по мнению автора курсовой работы, необходимо законодательно уточнить понятия «авторского права», «отдельные авторские правомочия». Ввести в законодательство об авторских правах, норму, определяющую порядок, срок охраны – достоянием государства и особых условий его использования. Законодательно решить вопрос об авторских правах юридических лиц, которые возникли до введения в действие Закона « Об авторских и смежных правах» и конкретизировать норму о праве доступа. Решение проблемы в связи с использованием произведения как общественного достояния предполагается ввести в норму, регулирующую данный вопрос. Кроме этого, проанализированная судебная практика показывает, что необходимо ввести дополнительные штрафные санкции за нарушение авторских прав, т.к. это является одним из самых актуальных вопросов сегодняшнего дня. ______________________ 13 Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // «Российская юстиция», № 11, 2009. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые акты 1. Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. 2. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г). Пересмотренная Конвенция и протоколы к ней вступили в силу 10 июля 1974 г. 3. Конституция Российской Федерации. - 12.12.1993г. 4. Закон РФ от 9 июля 1993 г. «5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.) // Российская газета. №147. 3.08.1993. 5. Закон РФ «О средствах массовой информации от 27.12.1991 №2124 - 1 (ред. 4.08.2001) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №7. Ст. 300. 6. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных от 23.09.1992 №3523-1.Российская газета. №229. 20.10.1992. 8. Закон РФ «О правовой охране типологий интегральных микросхем» от 23.09.1992 №3526-1. Российская газета.№230.21.10.1992. 9. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9.07.1993 №5351 – 1 (ред. 19.07.1995) 10. Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации от 17.11.1995. №169-Ф3 (ред. 30.12.2001) /Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №47. Ст.4473.Гражданский кодекс Российской Федерация (часть первая) от 30.11.1994 №51 (ред.15.05.2001) Собрание законодательства российской Федерации.1994.№32. Ст. 3301. 7. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам». 8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 30.12.2006) // Собрание законодательства Российской федерации. 1996. №25. Ст. 2954. 9. Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 03.06.2006, с изм. от 29.12.2006). 10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986. Литература 11. Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // «Российская юстиция», № 11, 2009. 12. Костькова О.В. Постатейный комментарий к ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». – Новая правовая культура, 2008. – 442 с. 13. Лосев С.С. Авторское право: национальное и международное законодательство. М., 2006. – 366 с. 14. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. – М: Издательство «Юридическая литература», 2009. – 262 с. 15. Попова И.В. Авторское право и смежные права./ И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира.– Минск: Амалфея, 2009. – 448 с. 16. Сергеев, А.П. Гражданское право. Учебник. Часть III/ А.П.Сергеев, Ю.К. Толстой; под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2009. – 592 с. 17. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. – М.: Издательство «ПБОЮЛ Гриженко Е.М.», 2007. – 344 с. 18. Судариков С.А. Основы авторского права: С. А. Судариков – М., 2007. – 464 с. |