Эссе по истории на тему _Идеологии и идейные течения XIX века вл. 1. Понятие идеологии Идеологии и идейные течения xix века
Скачать 77.5 Kb.
|
Содержание Введение 1. Понятие идеологии 2. Идеологии и идейные течения XIX века 3. Традиции идеологии в России и их новое прочтение Заключение Список литературы Введение Идеология - всегда была тем, что делало народ народом. Основой, которая делала из народа - нацию. Той основой, которая сплачивала народ в любых ситуациях и в любом месте - от территории своей страны до маленького коллектива. Тема эссе «Идеологии и идейные течения XIX века: влияние на современную историю». Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматриваются возможности формирования в нашей стране идеологии могущей объединить ее народ на основе исторических традиций. Целью эссе было рассмотреть идеологию вообще и в современной России в частности, отметить её роль в сплочении общества. Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя: - определение понятия идеологии; - изучение идеологии и идейных течений XIX века; - анализ и синтез полученных в ходе исследования данных о традиционных постулатах идеологии в России и возможностях их нового прочтения. При комплексном изучении темы автором были использованы такие методы, как: анализ и синтез сравнение, сопоставление, обобщение. Основным методом работы над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме. Практическая значимость работы состоит в создании научно-достоверной картины идеологии и идейных течений XIX века и их влияния на современную историю и идеологию современной России В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отношение к возможностям оценки влияние на современную историю идей XIX века и их оформления и роли в обществе новой России. 1. Понятие идеологии Идеология обозначает уровень общественного сознания и представляет систему политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов. В системе этих воззрений осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности Политическая идеология это система, которая имеет свою структуру и элементы, способные изменяться во времени и пространстве. Современная политика характеризуется дифференциацией тотальных идеологий на множество частичных, что провоцирует социально-политическую нестабильность. Элементами идеологической системы выступают конкретные идеи социального, экономического, политического обустройства общества, которые рождаются под воздействием внешних условий. Каркасом организации политической идеологии выступает ее структура как форма устойчивых связей между ее элементами. В этом отношении структура определяет тип идеологической системы. По типу взаимоотношений между государством и обществом можно выделить либеральную идеологию, где запрограммированы горизонтальные связи между ее элементами. Вертикальная организация общества характерна для консервативной идеологии, где государство определяет развитие общества сверху вниз.1 Понятие «идеология» применимо ко всем системам убеждений, независимо от того, будут ли эти системы руководить действиями, направленными на изменение, сохранение или разрушение политической реальности. В качестве того, что управляет и влияет на политическое действие, идеология должна определяться лишь в отношении к системам политических убеждений безотносительно к тому, будут ли они революционными, реформистскими или консервативными при взгляде со стороны. Таким образом, идеологии — это ориентированные на действие совокупности убеждений, организованные в качестве систем. Социальные идеи являются элементами политической идеологии, выступающими одновременно внешней средой идеологии и конкретным социально-политическим ресурсом политики. Изменение социальных идей меняет идеологическую форму их существования в политике. 2. Идеологии и идейные течения XIX века Главной идеологической концепцией 19-го века являлась известная триада графа Уварова - православие, самодержавие, народность.2 Если эти три положения исследовать с точки зрения их смыслового наполнения, а не с точки зрения формы, которая существовала ранее, мы получим конструкцию вполне разумную и даже можно сказать вечную. Православие олицетворяло общепринятую духовность, то есть набор неких духовных культурных алгоритмов поведения мировосприятия и т.д. То есть, если мы скажем вместо православия духовность, то это будет вполне современно. Самодержавие – это на самом деле не обязательно означает монархию. Оно обозначает некий тип государственности и его зависимость от какого-либо внешнего влияния. То есть державность это то, что сегодня называется полноценный суверенитет. Не суверенитет только на государственном уровне, но экономический, культурный и идеологический суверенитет. Народность она как была народностью, так и останется. Народность говорит о том, что тот проект идеологии России должен строится на духовно-культурной матрице, которая присуща данному конкретному народу. И это долгое время было так, потому что, скажем, в русской цивилизации само слово «народ» на русском языке – это над родом, это следующий уровень после родового человеческого общежития, когда единство достигается не только кровнородственными связями, но и духовно-культурной общностью. Именно на этом принципе строится тот феномен, что многие люди, которые были даже по крови не русскими, они считают себя русскими абсолютно и искренне. И это правильно, потому что родителей не выбирают, это не во власти человека. Во власти человека выбрать своих и чужих, выбрать то, к какому ты народу себя соотносишь. И в этом смысле среди русского народа сегодня, как мне кажется, не малое число людей может быть не русских или не вполне русских по крови, которые с полным основанием могут считать себя русскими. Общество воспринимается как большая семья и, соответственно, целый ряд принципов, которые применимы в семейных отношениях, трансформируются на общество. Правильным считается солидарность, а именно некая общая ответственность за старых, больных, за детей и стариков. Это считается правильным. Здесь же принцип соборности, то есть некого единства исторической судьбы. Того, что как говорил философ Иван Ильин: «или у всех сразу будет или у всех сразу не будет».3 Все это входит в понятие народности и, соответственно, триада сформулированная, например, как духовность, суверенитет народности, свой национальный путь она на сегодня, мне кажется, и должна лечь в основу нормальной государственной идеологии. 3. Традиции идеологии в России и их новое прочтение Наличие в России различных групп интересов, в форме политических партий, призванных формировать идеи, делает их наполненными политическим смыслом и собирает в конкретную идеологическую систему. Поэтому подъем определенных политических сил приводит к приоритету конкретной политической идеологии при сохранении социальных идей, на которые она опиралась. В настоящее время идейный горизонт российской политики представлен многообразием политических взглядов, но лишь некоторые отчасти могут претендовать на роль главной консолидирующей идеи общества. Ввиду отсутствия идеологии согласно Конституции, у нас в стране великое множество политических партий, общественных движений, от патриотических до террористических, немало сект. В настоящее время в России идёт противоборство идеологий (в соцсетях особенно заметно) монархисты, коммунисты, скинхеды, либералы, исламисты, христиане, неоязычники и т.д. и каждая из сторон абсолютно противоречит другой. По меткому выражению С.Г. Кара-Мурзы, «в нынешнем состоянии общества партии в России нужны уже потому, что они «высвечивают» интересы и ценности общностей, которые находятся в «социальной тени» – мы не знаем, что они думают и куда стремятся. Партии поневоле выносят на всеобщее обозрение продукты их деятельности в виде программ, текстов, демонстраций и действий».4 В этих условиях можно наблюдать процессы конвергенции различных идей и взглядов в единую политическую оболочку. Носителями мобилизующих идей национального единства становятся патриотически окрашенные антизападные общественные движения. Например, движения, ориентированные на предотвращение «цветного» переворота внутри страны, выражены различными программными установками, как левыми социалистическими, так и правыми консервативными. Многие подобные движения создаются и координируются российской властью, в том числе в социальных сетях, однако не могут претендовать на роль консолидирующей силы всего общества. В процессе демократизации первостепенной задачей является увеличение политической активности населения страны, формирование гражданского общества и др. В этой связи в новом свете предстают вопросы эффективности выстраиваемых политических коммуникаций, в особенности подсистемы государственных политических коммуникаций.5 В трансформирующемся российском обществе современные политико-коммуникативные технологии становятся одним из важнейших факторов завоевания, удержания и использования политической власти в условиях демократизации. В Конституции РФ записано, что приоритетными в построении политической системы России являются права человека. Пункт второй 13-я статьи Конституции гласит «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».6 Отсутствие провозглашенной на конституционном и политическом уровне общенациональной доктрины свидетельствует о том, что органы власти используют идеологическую риторику для повышения авторитета ключевых государственных институтов. Сегодня принято декларировать, что у нас не может быть идеологии – это одно, а ее реальное наличие или отсутствие – это, наверное, вопрос другой. Сегодня у России нет официальной идеологии. Более того — государственная идеология запрещена Конституцией РФ. Но поскольку общество не может сохранять целостность и эффективно трудиться, не имея идеологии совсем, России были предложены идеологические ценности в форме патриотизма. Патриотизм - основная русская национальная идея. В идеологию патриотизма должно входить следующие постулаты: 1.Каждый, независимо от пола, возраста, религиозных и политических убеждений, должен оставаться верным своему Отечеству даже в самых затруднительных ситуациях и не опускаться до самого страшного греха и проступка - предательства. 2.Каждый должен осознавать, что является творцом своей судьбы, а значит и судьбы своей Родины. 3.Каждый должен быть готовым нести ответственность за свои деяния перед лицом официальной власти. 4.Каждый должен чтить традиции, унаследованные от предков. Да, Россия- страна многонациональная и многоконфессиональная, а по сему данное правило регулируется простой русской поговоркой "В чужой монастырь со своим уставом не ходят..." Другими словами, будь ты хоть кем по национальности и вероисповеданию, это твоё право, но не навязывай свою религию и свои традиции другим. 5.Нельзя допускать вражды на религиозной и межнациональной почве. Иначе Россия распадётся. 6.Необходимо беречь природу - одно из главных достояний России. Нельзя допускать варварского и паразитирующего отношения к природе - она наша Мать-Кормилица. 7.С уважением относиться к страшим. 8.Бережно относиться к детям иначе все наши усилия и весь наш опыт пропадут и не будут иметь никакого смысла. Наши дети - наше будущее! 9.Каждый должен быть готов помочь нуждающимся в помощи и уметь защитить свою семью, заступиться за своих друзей. Без этого мы просто перестанем быть русскими в духовно-нравственном плане. 10.Каждый должен заниматься самосовершенствованием - духовным, физическим, интеллектуальным. В том числе и борьба с вредными привычками. Здоровье, профессионализм, высокое духовное развитие каждого человека - залог успеха нашей страны! 11.Каждому должно иметь чувство ответственности за свои поступки и за окружающих его людей, особенно младших и менее опытных. 12.Каждый должен соблюдать правила приличия в обществе. Без этого мы будем на пути к хаосу. 13.Должно испытывать искреннее отвращение к взяточничеству и коррупции, ибо это низшая форма эгоизма, при которой быть Патриотом своего Отечества невозможно. Патриотизм это особый нравственный и политический принцип, задачей которого является любовь к стране, Отечеству и готoвность подчинить его интересам свои частные интересы. Отчизна, отечество, Родина – это не пустые слова, это святые понятия, открывающие тот мир, который обеспечил всем гражданам России право на жизнь, образование, работу и социальные блага. Сегодня патриотизм считается высоконравственной основой жизнеспособности человека и выступает в качестве принципиального внутреннего мобилизующего ресурса, функциональной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению собственному Отечеству. Патриотизм во все времена выступал значимой ценностью и ресурсом общественного развития.7 Это является неоспоримым фактом, как и то, что в самые тяжелые времена патриотически настроенному народу нашей страны удавалось пережить кризисы, войны и остаться верными себе и своей Родине Роль патриотизма в нынешней идеологии России обусловлена тем, что русский патриотизм отличается тем, что носит не этнический, а державный характер. Патриотизм в Российской Федерации выражен в идее, в которой заключается смысл бытия страны и народа. Президент Российской Федерации В. В. Путин в феврале 2017 года заявил «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо». Противоположные силы, в лице оппозиции, используют либеральные подходы применительно к идее патриотизма. Сторонник А. Навального адвокат Г. Шишебаров заявляет «Государственная идеология появляется там и тогда, где и когда власть не хочет или не способна обеспечить разумный баланс интересов человека, общества и государства! Думаю, и в России чувство патриотизма может и должно прививаться не через государственные установления, не через государственную идеологию, а через создание условий для того, чтобы в государстве и в обществе был достигнут разумный баланс интересов каждого и всех, то есть, баланс интересов гражданина, общества и государства, когда подавляющее большинство людей будут чувствовать себя в нашей стране защищено и комфортно».8 Как и все оппозиционеры в России он акцентирует внимание на том, что существует огромный разрыв между уровнем богатства и бедности и, соответственно, между интересами обездоленных и богатых; подчас существенно ограничены возможности людей в зависимости от места их проживания, профессии, рода занятий и социального статуса; интересы монополий подавляют интересы малого и среднего бизнеса, интересы граждан; интересы государственных служащих часто противоречат интересам государства и общества; и т.д., и т.п. Оппозиция не желает видеть того что патриотизм в России цементирует державу и побуждает к свершениям и победам. В конечном итоге дисбаланс сокращается и общество стремиться к объединению вокруг национального лидера - Президента Российской Федерации В. В. Путина. Как показывает отечественная и практика обращение к прошлому, к исторической памяти народа и активизация ее глубинных пластов на фоне таких эпохальных событий, как проведение Зимней Олимпиады в Сочи и присоединение Крыма, позволило российскому правительству создать небывалый эффект - волна патриотизма захлестнула страну и положила начало исторической летописи возрождения патриотизма в России. Показательным является тот факт, что наиболее патриотически настроенной в России во втором десятилетии XXI в. является молодежь. Для молодежи патриотизм является основным актором обеспечивающим её самосохранение и продолжения развития.9 Можно выделить, на чем основан и в чём заключается патриотизм в России на сегодняшний день. Это следующие основные составляющие. Патриотизм молодежи в России основан на иррациональной любви к своей земле, к своей Родине, такой характерной для России какой нет нигде в мире. Патриотизм молодежи в России основан на рациональном понимании, что только суверенное российское государство может защитить своих граждан от произвола транснациональных корпораций и иностранных захватчиков. Она понимает, что главной угрозой российскому суверенитету являются США, жаждущие заполучить в управление и пользование российские природные богатства. Патриотизм молодежи в России основан на неразрывной связи со своей историей, культурой, предками, самоидентификация в качестве русского (не этнически, а ценностно и цивилизационно). Для патриотизма молодежи в России характерно обострённое чувство справедливости, ощущение важности правды. Характерной чертой российского патриотизма является то, что его разделяют все этносы, живущие на территории исторической России. В многонациональной стране, где множество самых разных этносов живет в одном государстве уже не одно столетие, общность исторических судеб породила некую суперэтническую общность спаянную патриотизмом. Заключение Современная идеология это ориентированная на действия система убеждений Можно констатировать наличие таких систем в политическом процессе современного общества весьма актуально: преобладающая риторика актуальных политических дискуссий говорит о том, что такие системы востребованы и продолжают активно функционировать. Политическая идеология включает в себя прежде систему ценностей, политическую доктрину, и экономическую доктрину, то есть устойчивые представления о том, каково для носителей данной идеологии желательное предпочтительное, политическое и экономическое устройство общества. Классическая эпоха анализа идеологий XIX–XX веков была связана с описанием их в качестве масштабных всеобъемлющих манифестов переустройства общества или легитимации господства одного класса над другим. На современном этапе такие всеобъемлющие манифесты относительно редки. Отчасти это связано с дискредитацией имиджа подобных идеологий, возникшей после попыток воплощения в жизнь националистических и коммунистических проектов, отчасти же здесь сказывается «регионализация» интересов, вокруг которых формируются общественные группы. Можно констатировать, что сегодня в российском обществе созрела важная задача преодоления ценностной дезинтеграции путем сборки новых крупных общностей, способных генерировать социальные идеи коллективной идеологии. По материалам эссе можно сделать вывод, что идеология это фактор объединения общества. В демократическом обществе идеология как инструмент нужна для консолидации нации, для этого существует некая базовая система ценностей, и приоритетной ценностью здесь является человек, с его естественными правами, данными ему от рождения, поэтому все государство и власть должны быть построены на защиту этих прав человека. Идеология – это не декларирование лозунгов, а цели и ценности. Это то, чего человек хочет достичь, и то, чем в этом своем стремлении он не может поступиться. Можно сделать общий вывод, что России для сохранения национальной и государственной идентичности нужна идеология основанная на патриотизме. В пользу идеологии патриотизма говорят все факты из многовековой истории нашей Родины. В борьбе разных политических групп в Российской Федерации за молодежь широко используется понятие патриотизма как аргумент в пользу защиты своих политических взглядов. Это основано на том, что патриотизм есть сильнейшее чувство присущее подавляющему большинству граждан нашей страны. Приоритет реализации государственной молодежной политики основан на том, что именно для русского патриотизма всегда было присущи такие черты, как верность государству, доверие к власти, которая обеспечивает социальную справедливость. Эти черты сделали СССР сверхдержавой в ХХ веке. Именно от молодежи зависит то, как новая Россия ХХI века сможет на основе идей и принципов патриотизма обеспечить новое величие в настоящем и будущем. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что традиционно патриотическое сознание всегда было основополагающей чертой россиян. Патриотизм совместно c гражданственностью способен на подвиги и свершения. Он самой природе своей может стать основанием для стабильного государства - Российской Федерации ХХI века. Сегодня ее национальный интерес может быть осознан и сформулирован только усилиями государства с активным участием молодёжи и учета интересов различных национальностей, групп и социальных слоев. Список литературы Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Юрайт, 2016. Аршин К.В. Национализм // Философская антропология. 2018. №1.С.55-59 Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. – М.: Прометей, 2014.- 337 с. Гуревич П. Философская экспертиза идеологии // Философская антропология. 2018. №1. С.80-84. Ильин И. Путь духовного обновления.// Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – Москва: Русская Книга, 1993–1999.Т.1.- 388 с. Кара-Мурза С. и др. Лекции по политологии. М.: Научный эксперт, 2014. - 304 с. Мартыненко А.В. Патриотизм в концепциях нового и новейшего времени: постановка проблемы // Современный мусульманский мир. Международный научный журнал Российского исламского института. 2018. №2.С.33-38. Марченко М.Н. Государственно-правовые взгляды П. И. Новгородцева и современность // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №4 (44).С.90-94. Орлов И.Б. Патриотизм в истории России: государственная идеология и ценностный потенциал // Государственная идеология и современная Россия: материалы Всероссийской научно-общественной конференции. М.: Наука и политика, 2014. -355 с. Рокки Т. Революция справа: российское черносотенство и его место в истории общеевропейских крайне правых партий и движений // ИСОМ. 2018. №1. С.77-78. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции.//Политические исследования. 2015. № 2. С. 5-23. 1 Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции.// Политические исследования. 2015. № 2.С.15. 2 Орлов И.Б. Патриотизм в истории России: государственная идеология и ценностный потенциал // Государственная идеология и современная Россия: материалы Всероссийской научно-общественной конференции. М.: Наука и политика, 2014.С.97. 3 Ильин И. Путь духовного обновления.// Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – Москва: Русская Книга, 1993–1999.Т.1.С.275. 4 Кара-Мурза С. и др. Лекции по политологии. М.: Научный эксперт, 2014.С.157 5 Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. – М.: Прометей, 2014. 6 Конституция Российской Федерации: офиц. текст. Ст.13. - М.: Юрайт, 2016. 7 Рокки Т. Революция справа: российское черносотенство и его место в истории общеевропейских крайне правых партий и движений // ИСОМ. 2018. №1. С.77. 8 Цит. по: Мартыненко А.В. Патриотизм в концепциях нового и новейшего времени: постановка проблемы // Современный мусульманский мир. Международный научный журнал Российского исламского института. 2018. №2.С.38. 9 Гуревич П. Философская экспертиза идеологии // Философская антропология. 2018. №1. С.84. |