1.Понятие истории. Развитие общества как естественно-исторический процесс.
История (с греч. - рассказ о прошлом) – это философская категория, обозначающая процесс человеческого бытия, связь и смену поколений, передачу и наращивание опыта человечества. Этот процесс – связь прошлого, настоящего и будущего. Гегель рассмотрел историю как разумный процесс развития духа во времени, как «процесс в сознании свободы». Свобода же не есть произвол индивида – индивиды являются орудиями в руках мирового духа и следуют его целям, даже если не осознают этого, в чем состоит «хитрость мирового разума». Понимание истории общества как естественноисторического процесса основано на признании определяющей роли материальной стороны человеческой деятельности. Вместе с тем при этом учитывается, что духовная сторона этой деятельности играет важную активную роль. Она может оказывать заметное влияние на материальную сторону, хотя само это влияние определяется и ограничивается материальными условиями жизнедеятельности людей. Для лучшего понимания взаимодействия и взаимовлияния этих двух сторон естественноисторического процесса следует иметь в виду следующие важные положения, выдвинутые и обоснованные К. Марксом и Ф. Энгельсом. 1. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». 2. «...Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».
Из приведенных высказываний хорошо видно, какую важную роль отводили основоположники марксизма общественному сознанию, формулированию целей и задач общественного развития. Вместе с тем они постоянно подчеркивали, что характер и содержание этих задач определяются материальными условиями и средствами человеческой деятельности.
| 2.Методология познания истории. Формации и цивилизации.
Термин «методология» происходит от греческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Для того чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию: общие принципы, которые позволяли бы упорядочить и объяснить весь накопленный исследователями материал. Долгое время в исторической науке господствовала субъективистская, либо объективно-идеалистическая методология. Исторический процесс с позиции субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей и др. Согласно этому подходу, их умение, расчеты или ошибки приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых определяли ход и исход исторического процесса. Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: божественной воле, провидению, абсолютной идее, мировой воле и т. п. Исторический процесс при таком истолковании приобретает целенаправленный характер.
Согласно К. Марксу человеческое общество в своем развитии прошло несколько стадий (формаций): первичная формация (общая собственность), вторичная формация (частная собственность) и третичная формация (коммунистическое общество). Первая и третичная формации суть общественные формации, а вторичная - экономическо-общественная формация. Основу каждой формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Маркс открыл не только формационную, но и цивилизационную триаду. Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга. Что входит в понятие «цивилизация»? Признаками цивилизации являются государственность, гражданское состояние (власть закона, государственно-правовое регулирование общественных отношений), поселения городского типа. Историческая основа цивилизации неотделима от производящего хозяйства (в отличие от собирательства и охоты), распространения земледелия, ремесла, торговли, письменности, отделение умственного труда от физического, зарождения частной собственности и классов и др. С точки зрения пространственно-временной цивилизация может охватывать локальные территории (российская цивилизация, китайская цивилизация, европейская, арабская и др.) и весь мир (мировая цивилизация, образование которой еще находиться в стадии становления). В специальной литературе локальные цивилизации определяются и в зависимости от формационного типа (античные, феодальные, буржуазные и т. д.) Имеются позиции, отождествляющие цивилизацию только с возникновением и развитием капитализма. В отличие от формационного подхода, который концентрирует внимание на исследовании общественных структур, требованием цивилизационного подхода является ориентация на исследование человека и мира человека.
| 3.Периодизация и хронология всемирной и отечественной истории.
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.
История человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности). Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи: (1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и (2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней). В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.), античная (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), средних веков (VI-XV вв.), новая XVI в. - 1917 г.) и новейшая (с 1917 г.).
Отечественная история делится на пе Отечественная история делится на периоды: 1.Период первобытно-общинного строя. Этот период охватывает время примерно от 1 миллиона лет до нашей эры и до конца первого тысячелетия нашей эры на территории РФ. 2.В соответствии с формационной теорией Карла Маркса вслед за первобытно-общинным строем происходит переход к рабовладельческому строю, однако на территории РФ на смену ПОС на большей части территории пришел феодальный строй в европейской части России в конце первого тысячелетия нашей эры. В рамках феодализма принято выделять: 1.Период Древнерусского государства (9-12 века). 2.Период феодальной раздробленности (12-15 века). 3.Период становления русского централизованного государства (15-середина16 века). 4.Период сословно представительной монархии (16-середина 17 века). 5.Период абсолютной монархии (вторая половина 17 века и до 1861 года). 3.Период 1861-1917 годов, период бурного развития капитализма, переход от абсолютной монархии к конституционным формам государства дуалистической монархии 1905-1907 годов, а затем и к буржуазной республики. Февраль 1917 года в этот период происходит разложение сословного строя, происходит уравнение российских сословий в правах, крестьяне освобождаются от личной зависимости в которой они находились несколько столетий под властью феодала-помещика. 4.С октября 1917 года и до начала 90-х годов советский период в истории России. В этот период коммунисты предприняли попытку построения в России бесклассового, самоуправляемого, коммунистического общества, в котором не будет ни государства ни права. Советский период делится: А) период революции и гражданской войны 1917-20-ее годы. Б) период НЭПА 1921-29-ее годы. В) период сталинской диктатуры, утверждение тоталитарного режима 1929-53-ее годы. Г) период либерализации общественных отношений 1953-64-еегоды. Д) период застоя и постепенного нарастания кризиса системы партийно-государственного социализма 1964-85-ее годы. Е) период реформ Горбачева, которые ускорили крушение советской социалистической системы и реставрации капитализма в России 85-начало 90-х годов. 5.С начала 90-х годов Россия находится в процессе реставрации и развитии капиталистических отношений.
|
4. Сущность, формы и функции исторического знания.
Историческое сознание присуще каждому человеку и всему человечеству. Древнейшие сведения о существовании исторической науки относятся к античному времени. Древнейший исторический труд дошедший до нас принадлежит древнегреческому историку Геродоту. Однако в истории Геродота реальные факты переплетаются с фантастическими рассказами. Основы истории как науки заложил древнегреческий историк Фукидид. В его истории исторические факты строго отобраны с позиций научной критики. В труде нет вымысла, а описании реальных событий. История представляет собой непрерывный процесс, протекающий в планетарном масштабе. Это совокупность крупных событий, происходящих в жизни больших масс людей. Историческое знание существует в 2-х основных формах: обыденной (легенды, сказки, былины, мифы); собственно-научной форме. Главной особенностью является стремление выявить и изучить законы исторического развития. Одним из важных понятий исторической науки является понятие народ. У разных народов вырабатывается свою систему этнических и социальных ценностей, но при всех различиях конкретного течения истории существуют и так называется общечеловеческие ценности. К ним относятся: право людей на свободный труд; прав на борьбу на социальную справедливость и достойную жизнь; право на защиту своей земли от иноземных захватчиков. В этих трех моментах и проявляется единство исторического процесса в мировом масштабе. Основными функции исторической науки является: человеко-творческая; познавательная; коммуникативная; ценностная и прогностическая.
| 5. Принципы научного исследования истории.
Существуют также научные принципы изучения исторических фактов. Принцип-это основное правило, которого необходимо придерживаться при изучении всех явлений и событий в истории. Назовем несколько основных научных принципов:
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-историческими обстоятельствами, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление нужно изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало.
Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных измерениями.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их настоящем смысле, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать колене явление в его разнообразии и противоречивости, в совокупности как положительных, так и негативных проявлений. Главным в обеспечении принципа объективности является лицо историка, его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и порядочность.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявлений в обществе. Этот принцип обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, лиц.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь урок на будущее.
Только при соблюдении и сочетание всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в освещении прошлого.
|
6. Понятие исторического источника. Типы источников.Виды письменных источников по истории России. Научная критика источников.
Исторический источник – любые остатки прошлого свидетельствующие об исторических событиях имевших место в прошлом.
Источники:
Письменные
Вещественные
Этнографические (пережитки обычаев и традиций)
Лингвистические (географические названия, имена, фамилии)
Фольклорные материалы (легенды, сказания, песни)
Кино и фотодокументы.
Первый вид письменных источников в Российской Федерации это летопись.
Летопись -- это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой по годовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Второй вид письменных источников это законодательные акты.
Законодательные акты - это официальный документ установленной формы, принятый лицом какого-либо государства.
Третий вид письменных источников это актовые материалы.
Важной составной частью источникового комплекса по истории России являются акты. К актам в широком смысле слова относятся все тексты, выполняющие функции документов.
Четвертый вид источников это делопроизводственные материалы.
Делопроизводственные материалы - вид исторических источников, функцией которых является документное обслуживание различных управляющих систем.
Другие письменные источники в России
Так же в России есть такие письменные источники, как статические источники, в которых излагается общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых данных. Мемуары - повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собственной памяти автора. Географические описания, литературные произведения или периодическая печать.
Первой стадией анализа исторических источников по данной методике должна быть их внешняя критика, т. е. установление происхождения их в узком смысле слова. В задачу внешней критики входят определение даты и места возникновения источника, автора его и подлинности на основе изучения материала, на котором написан источник, почерка и других палеографических данных, печатей, гербов, если они имеются, а также прямых указаний в тексте источника. Вторая стадия — внутренняя критика. По мнению этих ученых, она состоит в выяснении достоверности фактов, заключенных в источнике. По словам Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, это достигается «путем умозаключений, по аналогии заимствованных явлений большей частью из психологии и имеющих целью воспроизвести душевное состояние автора». Внутренняя и внешняя критика не могут вестись отдельно друг от друга. Какие-либо позиции, выраженные в документе, могут быть лучше поняты и точнее изучены, если исследователю будут известны имя составителя, время, место и условия возникновения. Многие буржуазные ученые конца ХIХ—начала ХХ вв. признавали такой метод критики исторических источников правильным, даже классическим, и в своей научной деятельности руководствовались им, внося лишь незначительные коррективы.
| 7.Методы исторической науки.
Под методами историографического познания понимается совокупность мыслительных приёмов или способов изучения прошлого исторической науки. Выделяют следующие методы историографического познания:
1) Сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.
2) Хронологический метод – ориентирующий на анализ движения на научные мысли, смену концепции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний
3) Проблемно-хронологический метод – позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Ряд исследователей (например, А.И. Зевелев) считают хронологический и проблемно-хронологический методы приёмами изложения материала, а не исследования прошлого исторической науки.
4) Метод периодизации, который направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре.
5) Метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от совершенности к прошлому с целью выявления элементов, строго сохранившегося в наши дни, знания, проверить выводы прежних исторических исследований данным современной науки.
6) Метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерности развития историографии.
| 8. Отечественная историография истории России в прошлом и настоящем.
В настоящее время применяют 2 вида исторических шкал: относительная и абсолютная хронология. Относительная хронология определяет как соотносятся события во времени относительно друг друга. Положение событий отмечается словами раньше или позже. Абсолютная хронология определяет время событий с помощью абсолютных дат. Дата состоит из двух частей: порядковый номер года и календарный. Счет лет ведется от какой-либо условной точки на временной шкале – эра. Всеемте с принятием христианства на Руси была принята Византийская система счета времени по эре от сотворения мира. 2 января 1700 года в Росси впервые встречали новый год 1 января.
| 9. Образование Древнерусского государства и его место в европейской истории. Критика норманнской теории.
В IX веке у славян было 2 крупных объединения:
1.у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;
2.у словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу (по летописи — в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.
Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.
Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.
В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.
Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда.
По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.
Ряд немецких ученых, в частности Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, служившие в 18 веке в России, развили так называемую норманскую теорию. В ней доказывалось, что Киевскую Русь основали варяги, скандинавы, известные в Европе как викинги. Немецкое происхождение основателей теории и подчеркивание ими важности германо-скандинавских влияний на славян создали впечатление их уверенности в том, что славяне были не способны создать государство самостоятельно.
Это возмутило выдающегося русского ученого 18 века М.В. Ломоносова, который написал гневный ответ немцам, доказывая первоочередную роль славян в создании Древнерусского государства. Утверждения Ломоносова получили название антинорманскойконцепции и положили начало спорам, которые идут и сегодня. В конце 19 - начале 20 вв. норманскую теорию поддерживали большинство ученых, в том числе русских. Практически безоговорочно принимали ее Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев.
| 10. Русь в 9-первой трети 12 вв. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
При Владимире в целом завершился процесс установления государственной территории, определились ее границы, которые в целом соответствовали этническим границам восточнославянской этнокультурной общности. На протяжении конца 9 – первой трети 12 века государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси.
Главной заботой Владимира первой половины его княжения на Руси были постоянные набеги степных кочевников – печенегов с юга. Князь приложил много усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века была создана большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей, укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов.
Если для территорий бывшей Западной Римской империи, Византии, балканских славян был характерен синтез позднеантичного и варварского наследия (континуитет), то в Древней Руси осуществлялся другой тип процесса феодализации, проходивший при полном отсутствии подобного синтеза – феодальный строй вырастал непосредственно из варварского общества. Как и в Византии, на Руси основной фонд крупной земельной собственности долго оставался в руках государства. При первых Рюриковичах феодальная аристократия не стремилась обособиться от правителя на местах, как это происходило в Западной Европе, а концентрировалась при княжеском дворе, т.е. господствовала коллективная форма феодальной собственности. К середине XIII в. на Руси было около 150 городов. В отличие от Западной Европы, где города в средние века возникали в противовес феодальной вотчине и развивались в борьбе с феодальными сеньорами, русский город всегда сохранял тесную связь с феодалами и их сельскими владениями.
| 11. Политическая раздробленность Руси: предпосылки, политическая структура территории, историческая оценка периода.
В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.
Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.
Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.
Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.
В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.
Последствия политической раздробленности также неоднозначны. К отрицательным последствиям относятся:
- ослабление военного потенциала Руси, её уязвимость перед натиском врагов (монголо-татар);
- Междоусобные войны князей;
- укрепление феодальной собственности на землю;
- возрастающее дробление земель;
- отсутствие централизованной власти и общей законодательной базы;
- отсутствие единого внутреннего рынка и слабые торговые связи.
Были также и положительные последствия:
- рост и расцвет городов;
- Развитие окраин;
- расцвет ремесла и культуры;
- Хозяйственный подъём.
С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси — закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой основе. Повсюду и в Европе, и в Азии за раздробленностью последовала новая централизация государств. Во многих странах со временем усиливалась центральная власть, которая опиралась на дворянство, города, ку-печество. Сильная власть подчиняла себе крупных феодалов-землевладельцев, ставила их на службу государства. Новое объединение происходило в условиях мощного хозяйственного развития, больших сдвигов в культуре. Подобные же этапы переживала и Русь. Залогом этого являлось успешное развитие отдельных княжеств в период раздробленности. В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее передовой формой ведения хозяйства, хотя и происходило это за счет труда зависимого крестьянского населения.
| 12. Международные связи Руси. Культурные влияния Востока и Запада.
Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII - начале XIII вв.
Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.
Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад, много русских изделий обнаружено в Скандинавских странах, в частности, на Готланде, достигали они и Западной Европы.
С середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI - XIII вв. не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию - близких соседей Древнерусского государства.
Однако это культурное взаимодействие не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной кубической конструкции храмов.
На Древней Руси существовали связи не только с Византией и странами Запада, но и с областями Причерноморья, Передней и Средней Азии (в частности, с Ираном и ранним Арабским халифатом). Уже с VIII в. и вплоть до второй половины Х в. на Русь, а через нее на Запад и в страны Прибалтики, Скандинавии шел поток серебряной монеты, которую чеканили в странах ислама.
Заметную роль в установлении культурных связей Древней Руси с Востоком играли армянские колонии, возникшие в XI в. в Крыму, а затем в других местах Восточной Европы. Армянские колонии сообщали сведения о Руси в Закавказье и знакомили жителей Восточной Европы с жизнью стран и народов Востока.
В XI - XIII вв. особенно тесными становятся контакты Древней Руси с христианскими странами Закавказья, прежде всего с Грузией. Несмотря на то, что в это время русские города уже являются значительными торгово-ремесленными центрами, с русской стороны на восток продавались традиционно русские товары - пушнина, мед, воск.
На Русь же ввозили работы восточных мастеров - металлические и стеклянные изделия, драгоценную утварь, дорогие ткани, которые покупали главным образом знатные и состоятельные люди. Русь в это время - это район, через который шли транзитные пути с Запада на Восток.
Существовали и литературные связи между Древней Русью и восточными странами, в частности с закавказскими христианскими государствами.
Особенно распространенное на Руси «Житие Бориса и Глеба» было переведено на армянский язык. После принятия христианства с греческого языка начали переводить литературные произведения, нередко восходившие к восточной литературе, восточным сюжетам.
Так, уже в первой половине XI в. при Ярославе Мудром на Руси стала известна «Повесть об Акире премудром», написанная еще в VII в. до н.э. в Ассирии, хотя, как полагают, она была переведена на русский язык с греческого.
Большой популярностью на Руси пользовалась переведенная с греческого языка «Александрия» - один из романов об Александре Македонском и его походах на Восток. Таким образом, мы увидели на ряде многочисленных фактов, что Древняя Русь в Х - XII вв. имела постоянные торговые и культурные связи с мусульманскими и христианскими государствами Востока и Запада.
| |