Главная страница
Навигация по странице:

  • 14. Жизненный путь как единица анализа личности

  • 15. Личностные кризисы, их понимание в различных психологических школах

  • Кризис новорожденности . Кризис 1 года

  • Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет)

  • Кризис 30 лет

  • 6. Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления

  • 17. Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии

  • 18. Самосознание личности и его компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий Самосознание личности

  • 19. Я – концепция (понятие, структура, функции) ``Я-концепция

  • 20. Я – концепция в различных психологических теориях: Разработка Я – концепции В. Джемсом

  • 21. Я – концепция в различных психологических теориях: Символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида

  • 1. Понятие личности в философии, социологии и психологии. Личность в философии


    Скачать 176.71 Kb.
    Название1. Понятие личности в философии, социологии и психологии. Личность в философии
    АнкорShPORY_LIChNOST.docx
    Дата11.04.2018
    Размер176.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShPORY_LIChNOST.docx
    ТипДокументы
    #17960
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1   2   3   4   5   6   7

    13. Направленность как ведущий компонент в структуре личности

    Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили). Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание. Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Следующая форма проявления направленности личности — это идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.


    14. Жизненный путь как единица анализа личности

    Жизненный путь - “это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения”.

    К изучению жизненного пути личности отечественные психологи приступили еще в 30-е годы. Разработка С.Л. Рубинштейном подхода к личности как субъекту жизни указала путь ее исследования посредством анализа временного развертывания жизненного пути как реального процесса формирования, развития, изменения, движения человека. С.Л. Рубинштейн, а затем Б.Г. Ананьев сформулировали основные принципы исследования личности как субъекта жизнедеятельности:

    - принцип историзма, согласно которому биография должна рассматриваться как личностная история;

    - генетический принцип, на основании которого выделяются разные линии становления личности, положенные в основу выделения этапов, ступеней;

    - принцип связи жизненного движения личности с ее деятельностью, общением, познанием.

    Попытка интегрировать биографические и онтогенетические аспекты жизненного пути, кроме Б.Г. Ананьева принадлежит Ш. Бюлер, сделавшей акцент на индивидуальной истории личности, на закономерностях ее самовыражения в разные периоды жизни. Главной движущей силой психического развития Бюлер считает врожденное стремление человека к самоосуществлению и самоисполнению, "самость представляет собой ингенциональность или целенаправленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека". Самоосуществление - это и итог, и процесс, который в разные возрастные фазы может выступать то, как хорошее самочувствие (до 1,5 лет), то как переживание завершения детства (12-18 лет), то как самореализация (в зрелости), как исполненность (в старости). Путь человека к самоосуществлению определяют 4 основные тенденции, рассматриваемые Бюлер в генетическом плане: стремление к удовлетворению простых, жизненно важных потребностей, адаптация к объективным условиям среды, творческая экспансия и тенденция к установлению внутреннего порядка. Сосуществование этих тенденций во времени зависит от возраста и индивидуальности, приводя к доминированию то одной, то другой из них.

    15. Личностные кризисы, их понимание в различных психологических школах

    На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис. Причиной кризиса могут быть и радостные, позитивные события. Иногда у кризиса вообще сложно найти какую-то внешнюю причину. Очень часто событие, "запускающее" кризис, может быть абсолютно незначительным; оно срабатывает по типу "последней капли". В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Э. Эриксон под возрастными кризисами понимает особые, относительно непродол-ные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Л.С. Выготский рассматривая динамику переходов от одного возраста к другому, говорит о том, что незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. Кризисы:

    Кризис новорожденности. Кризис 1 года связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Кризис 3 лет на границе между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Кризис 7 лет может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Появляются вторичные половые признаки. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Кризис 30 лет начинается приблизительно в возрасте 30 лет. Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Кризис 40 лет. И Кризис ухода на пенсию.

    16. Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления

    Активность личности как психологическая характеристика включает в себя источник (порождение), функционирование и структурное отражение в психических процессах, свойствах и состояниях индивида мирового и его собственного биологического, исторического, социального и индивидуального опыта жизнедеятельности. С методологических позиций понимание активности включает в себя:

    - принцип детерминизма;

    - принципы развития и историзма;

    - принцип предметности;

    - принцип фило-онтогенетического развития;

    - принцип системности.

    С точки зрения деятельностного подхода, активность предполагает:

    - единство строения внешней и внутренней деятельности;

    - системный анализ психики;

    зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

    На основе этих принципов выделены критерии активности и и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как оси— и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельна действие, операция, функциональные системы), о значении, личностном смысле переживаний как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслах как единицах строения личности. В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побудительная функция поведения обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях.

    Высшим уровнем психического отражения и саморегуляции, присущий активному человеку человеку как социальному существу является СОЗНАНИЕ. Существуют различные предположения о возникновении сознания. Одна из наиболее известных гипотез в отечественной психологии выдвинута А. Н. Леонтьевым. Согласно его определению, сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором вьделяются ее «объективные устойчивые свойства», причем «вне зависимости от отношений к ней субъекта».

    17. Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии

    В существующих на сегодняшний день концепциях жизненного пути личности, её стратегических позиций и индивидуальной истории нет единства. Существуют разночтения в употребляемых терминах, которые порой подменяют друг друга, но звучат по-разному. Под «индивидуальными стратегиями» К. А. Альбуханова-Славская, понимает “способность к самостоятельному построению свое жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением; это способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни. Бытие личности в мире постоянно сопряжено с необходимостью самопрограммирования. Программировать себя - значит подчинить время своей жизни определенному смыслу. Самопрограммирование личности начинается довольно рано. В возрасте одного года человек способен осознать своё телесное Я, в 2-3 года начинается самоидентификация личности, т.е. восприятие себя как одной и той же личности. Здесь начинаются и пробные модели поведения, подражание и т.п. Конкретная личность программирует себя на выполнение определенных ролевых функций, отрабатывает свой ролевой стиль поведения. Одна из форм личностного самопрограммирования - это жизненные планы, которые делятся на стратегические и тактические, долговременные и оперативные, общие и частные. Следующий объект личностного самопрограммирования - это социальная карьера, т.е. не просто то или иное достижение, а публичное социальное признание успехов, способностей и достоинств данной личности. В личностном самопрограммировании велика роль жизненного опыта.

    В качестве стратегии преодоления состояние эгоцентрической дисгармонии американский психиатр и психолог Эрик Берн разработал трансционный анализ. В узком понимании — это анализ взаимодействия двух или более людей, в более широком — социально ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего «Я» действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Э. Берн выделил три состояния личности, обозначив их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре).

    18. Самосознание личности и его компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий

    Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную, аффективную и поведенческую.

    1. Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. Выделяются прежде всего «Я»-реальное т. е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное – представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.

    2. Эмоционально-оценочный компонент самооценки. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как завышенной, так и заниженной.

    3. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

    19. Я – концепция (понятие, структура, функции)

    ``Я-концепция'' -- это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.

    Я-концепция — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятиевнешних факторов. У. Джеймс в структуре личности выделил четыре составляющие: «духовное я», «материальное я», «социальное я» и «физическое я». Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии.

    «Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними). Я-концепция личности играет важную роль в её жизни и проявляется в следующих функциях:

    1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».

    2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».

    3.  Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном.


    20. Я – концепция в различных психологических теориях: Разработка Я – концепции В. Джемсом

    Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как н содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Прекрасно понимая это. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного Я. По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

    Постулат Уильяма Джемса. В развитом обществе человек имеет возможность выбора целей. Мы может сами устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего Я, и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей. Из этого и вытекает "постулат Джемса": наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудача.

    У. Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного Я, рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я; многие его формулировки, касающиеся дескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности Я, предвосхитили развитые впоследствии представления о Я-концепции.


    21. Я – концепция в различных психологических теориях: Символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида

    В первые десятилетия нашего века изучение Я-концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Кули и Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.

    Чарлз Кули. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия (1912). Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.


    написать администратору сайта