1. Понятие личности в философии, социологии и психологии. Личность в философии
Скачать 176.71 Kb.
|
Джордж Мид. В соответствии с концепцией "зеркального Я" считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид (1934) объяснял развитие взаимной, межличностной перспективы у ребенка игрой. Ролевая игра дает ему возможность опробовать (или по крайней мере приблизиться к этому) тип ответной реакции, вызываемой у других его действиями. В такой игре происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия. Эти постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. | 22. Я – концепция в различных психологических теориях: Феноменологический подход К. Роджерса Феноменологически подход к личности наиболее выражен в работах Карла Роджерса . Теория Роджерса, практически во всех своих положениях, соответствует трем базовым тезисам феноменологии. 1) материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Поэтому только внутренняя система отсчета человека или субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего его поведения. Этот базовый тезис феноменологии является одним из определяющих положений всей персонологии Роджерса. Здесь он явно выступал против утверждения бихевиористов о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию. По его мнению, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и её персональном значении, которое регулирует поведение. Роджерс отвергал, в большей её части, и теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. 2) люди способны сами определять свою судьбу, и они ответственны за то, что они собой представляют. Роджерс был уверен в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода - это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. Однако роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. В то же время, он считал, что люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. “Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам”. Это утверждение Роджерса полностью совпадает и подтверждает аналогичную позицию Фромма. 3) Люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В результате своих клинических наблюдений, Роджерс пришёл к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперёд к определённым целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. | 23. Я – концепция в различных психологических теориях: Эпигенетическая теория Э. Эриксона Центральным положением теории Э.Эриксона развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, личностной структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, существуют сенситивные периоды к развитию какого- то определенного свойства личности. Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается. Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. стадия возраст Психосоциальный кризис - оральная 0-1 год Базовое доверие – недоверие; - анальная 1-3 года Автономия; - фаллическая 3-6 лет Инициативность; - латентная 6-12 лет Трудолюбие; - подростковый возраст 12-19 (20) лет Гармоничная идентичность; - молодость 20-35 лет Близость; - зрелость 35-60 лет Продуктивность; - старость 60 и старше Эго-интеграция. | 24. Развитие Я – концепции в онтогенезе Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются контакты со значимыми другими, определяющими представления о самом себе. Я-концепция состоит из реального Я (представление о себе в настоящем), идеального Я (желаемое соответствие нормам и образцам), рефлексивного Я (что думают обо мне другие), конструктивного Я (кем и каким намерен стать) и т. д. Особенно важным для профессионального самоопределения личности является конструктивное Я, которое обращено в будущее, обладает действенностью и вбирает в себя из идеального Я то, что может быть реально достижимым. На адекватность самооценки оказывают влияние индивидуально-типологические особенности личности, ее темперамент. В литературе нет единой схемы описания генетических этапов развития Я-концепции. У Р. Бернс она представляется в виде иерархической структуры с вершиной – глобальной Я-концепцией, конкретизирующейся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (например, комплекс неполноценности). В зависимости от того, на каком уровне – организмическом, социальном или личностном – проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют: 1) физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) социальную идентичность: половую, возрастную, этническую, гражданскую, социально-ролевую, связанную с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности — дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. | ||
25. Развитие личности. Критерии сформированности личности Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности. Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Л. И. Божович выделяет два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а, именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке. Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается .тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности. | 26. Процесс формирования личности. Механизмы формирования личности Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно. К стихийным механизмам - субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей. Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни. Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности. | 27. Движущие силы развития личности в различных концепциях: Представление в психоаналитических теориях Гомеостатическая модель З. Фрейда. Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности — в виде оговорок, произведений искусства, симптомов невротических. В индивидуальной психологии А. Адлера. Формируемое еще в раннем детстве «чувство неполноценности» вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения собственной недостаточности, возникающим из-за различных неблагоприятных внешних условий, и оказывает исключительное влияние на формирование и всю жизнедеятельность личности. Позднее, это чувство, вытесняется в бессознательное, за счет чего ему придается характер постоянной ненасыщаемости, Индивид пытается преодолеть неполноценность симуляцией творческих возможностей и так порой достигает исключительных результатов (сверхкомпенсация). Хорни. Согласно ее убеждениям решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Основным результатом дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. Фромм. «Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования». Вопрос о потребностях человека естественно подводит к условиям и способам их удовлетворения, об отношениях его и общества. Личность человека адаптируется к возможностям, предоставляемым конкретным обществом. | 28. Движущие силы развития личности в различных концепциях: Представление в когнитивных теориях Теория поля.Левин исходил из положения, что основой человеческой активности в любых ее формах являются потребности (квазипотребности). Образующиеся в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями, они и направляют активность человека. Потребность создает в личности систему напряжения, стремящуюся к разрядке, в которой и заключается, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, называемой Левином психологическим полем. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а по отношению к потребности субъекта, которая и обусловливает то, что один предмет обладает побудительной силой, притягивает к себе, имеет положительную валентность, а другой не обладает такой побудительной силой и имеет отрицательную валентность. Таким образом, предметы поля представляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к потребности. Избыток положительных валентностей "поля признаков" может привести к описанному Левином "феномену пресыщения". Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Исходным понятием для него является понятие потребности, причем анализируется особый вид потребностей, а именно «потребность в оценивании самого себя» («evaluative need»), т.е. стремление оценивать свои мнения и способности прежде всего. Теория утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. | 29. Движущие силы развития личности в различных концепциях: Представление персоналистической психологии Г. Олпорта Сначала он вводит понятие «функциональной автономии», за которой стоит противоречивая теория человеческой мотивации. Он выделил два уровня функциональной автономии: персеверативный и проприативный. Первый включает в себя привычки, повторяющиеся действия, сложившиеся стереотипы; второй — приобретенные интересы, ценности, чувства, интенции, главные мотивы, личные диспозиции, образ себя и жизненный стиль. Уникальность принципа функциональной автономии заключается в том, что он допускает относительный разрыв с прошлым организма. Это дает возможность исследователю больше сосредоточиться на настоящем и будущем индивида. В раннем детстве человеку присуще некое внутреннее единство, которое затем дифференцируется, а позже замещается интеграционными процессами. Растет его «эго», расширяется структура индивидуальных черт, появляются зачатки будущих целей и притязаний. Важную роль в это время играет принцип функциональной автономии. То, что сначала обслуживало определенные биологические цели, становится автономным мотивом, направляющим дальнейшее поведение с первоначальной силой. Зрелая личность, по определению Олпорта, должна обладать «самопротяженностью». Зрелая личность предполагает более терпимое отношение, чему способствует реалистичный взгляд как на себя, так и на окружающую действительность. Основными компонентами подобной самообъективизации являются юмор и инсайт. Юмор помогает находить радостное и хорошее в обычных ситуациях, что благотворно сказывается на отношениях с близкими и любимыми людьми. Инсайт помогает человеку понимать самого себя, правильно оценивая, вырабатывая самоприятие, что способствует положительным внутренним эмоциям и относительной удовлетворенности жизнью. Еще одна характеристика зрелости личности — наличие определенной жизненной философии. Существование человека должно быть наполнено смыслом, который определяет его серьезное отношение к жизни. Одним из значительнейших, хотя и не единственным, источников развития философии индивидуума Олпорт называет религию. Ученый признает, что подобная картина становления личности слишком идеализирована и далеко не все взрослые достигают полной зрелости. |