Главная страница

Реферат. Мусульманское право собственности. Мусульманское право собственности


Скачать 45.25 Kb.
НазваниеМусульманское право собственности
АнкорРеферат
Дата01.12.2020
Размер45.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМусульманское право собственности.docx
ТипРеферат
#155673

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова

(ИЭУП)»

«Исламская экономика»

Реферат на тему: «Мусульманское право собственности»

Выполнила: студентка гр. 192/2у

Попова Фирюза Маратовна

зачетная книжка № 19-1-72у
Проверил: к.с.н., доцент Зубаков Вячеслав Михайлович

Казань – 2020
Содержание.

Введение........................................................................................................ 3

1.Мусульманское право................................................................................ 4

1.1. Основные черты мусульманской правовой системы.......................... 4

2. Источники мусульманского права...........................................................8

2.1. Коран........................................................................................................8

2.2. Сунна........................................................................................................9

2.3. Иджма......................................................................................................9

2.4. Кияс .......................................................................................................10

2.5. Фирманы, кануны.................................................................................11

3. Право мусульманских стран: право Арабского Халифата ...................12

3.1. Право личного статуса.........................................................................12

3.2. Правовое регулирование имущественных отношений......................13

3.3. Обязательства........................................................................................15

3.4. Семейные отношения...........................................................................17

3.5. Наследственное право..........................................................................18

3.6. Преступления и наказания...................................................................19

3.7. Судебный процесс................................................................................21

4. Приспособление мусульманского права к современному миру..........23

Заключение..................................................................................................28

Список литературы.....................................................................................30

Введение

Возникновение и история правовой системы государства показывает, что на содержание и динамику правовой системы оказывает влияние вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. Религия оказала решающее влияние на формирование мусульманского права. Считалось, что все законы и правила поведения, необходимые для мусульман, были установлены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новые законы, а только исполнять волю Аллаха. Одним из крупнейших явлений средневековой цивилизации на Востоке было мусульманское право (Шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела глобальное значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс его развития был тесно связан с эволюцией арабского государства от небольшой патриархальной религиозной общины в начале VII века (при пророке Мухаммеде) до VIII века при династиях Омейядов.


1. Мусульманский закон.

1.1. основные особенности мусульманской правовой системы.

Правовые системы 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Самыми мусульманскими странами являются 33 страны (Иран, Афганистан, Турция, Арабский Восток, Южная и Юго-Восточная Азия и Африка и др.) Где более 80% населения-мусульмане, а Ислам объявлен государственной религией в конституциях.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии- Исламе. Ислам исходит из того, что существующее право исходит от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через Своего пророка Мухаммеда. Она охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.1 Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, Но божественные откровения должны быть объяснены и истолкованы. Ислам-самая молодая из трех мировых религий, но она очень распространена. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догматы и определяет, во что должен верить мусульманин; шар, или шариат, то есть предписания для верующих: что они должны делать, а что нет. Шариат в переводе с русского означает "путь следования" и является тем, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как должен вести себя мусульманин, не делая различия между обязательствами по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Другими словами, Шариат основан на идее обязанностей, налагаемых на человека, а не на правах, которые он может иметь. Следствием неисполнения обязательств является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет особого внимания санкциям, установленным самими нормами. Он регулирует отношения только между мусульманами. В Исламе государство играет роль служителя религии. Ислам, как и иудаизм, по сути своей является религией закона.

Мусульманское право имеет четыре источника:

1. Священная Книга Корана, которая состоит из речей Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланников, Магомету;

2. Сунна-сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, воспроизводимый рядом посредников;

3. Иджма-уточнение положений Корана в изложении крупнейших мусульманских ученых;

4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях мусульманской жизни, которые не охватываются предшествующими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, публичный характер.

К особенностям мусульманского права можно отнести: архаичность ряда институтов, казуистичность, отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не являются частью мусульманского права и никогда не рассматривались в качестве его источника.

В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут внести существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права остановилось в десятом веке нашей эры, когда уже не было возможности ее интерпретировать.

Основным содержанием мусульманского права являются правила поведения верующих, вытекающие из Ислама, и наказания (как правило, религиозного характера) за несоблюдение этих предписаний.

С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и религиозные особенности, но и социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона все еще стояла на первом месте.

Мусульманское право (Шариат) - это совокупность религиозно-правовых норм, основанных на Коране и Сунне, содержащих нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, Шариат является правовым предписанием, которое является неотъемлемой частью теологии Ислама и тесно связано с его религиозными и мистическими концепциями. Ислам рассматривает правовые институты как часть единого божественного закона и порядка. Следовательно, заповедям и запретам, составляющим нормы шариата, также приписывается божественный смысл.

Тесная связь права с теологией Ислама выразилась в установлении в Шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавалось равное правовое и нравственно - религиозное значение

  • обязательный;

  • рекомендуемый;

  • разрешенный;

  • предосудительно, но не наказуемо;

  • запрещено и подлежит наказанию.

Основной тенденцией шариата является оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно одной из особенностей норм, составляющих Шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Шариатский кодекс делится на три основные части: ибадат (обязанности, связанные с религиозным культом), Муамалат (чисто правовые нормы) и укубат (система наказаний).

Законы шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы человеческих отношений в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение законов шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, где декларировалось соблюдение законов шариата).

Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права европейских стран тем, что он не регулирует строго определенные сферы общественной и церковной жизни, а выступает как всеобъемлющая и всеобъемлющая система регулирования, сложившаяся в ряде азиатских и африканских стран и распространившая свое влияние на Центральную Азию и часть Закавказья, Северную, частично восточную и Западную Африку, а также ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь быстрое и широкое распространение ислама и шариата привело также к все большему проявлению местных особенностей и различий в трактовке отдельных правовых институтов. Таким образом, с установлением двух основных направлений в Исламе произошел соответствующий раскол в Шариате, где наряду с православным направлением (суннизмом) возникло еще одно направление - шиизм.

2. Источники мусульманского права.

2.1. Коран.

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так, мы ниспослали его как арабский судебник".

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.1

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

2.2. Сунна.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

2.3. Иджма.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

2.4. Кияс.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Но в руках мусульманских судей, кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).1

2.5. Фирманы, кануны.

И, наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.

3. Законодательство мусульманских стран: право арабского caliphate1.

Хотя Шариат как таковой не знал разделения права на отдельные отрасли, все же в нем значительно развились гражданско-правовые отношения, в частности имущественное право, договорное право и деликатное право.

3.1. Право личного статуса.

Особое внимание в Шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не было особой классовой системы с присущей ей иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. Согласно мусульманскому праву, правовой статус человека определяется его религией. Только мусульмане имели полный личный статус по законам шариата. Те, кто исповедовал христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в низком положении и должны были платить большой государственный налог (джизья). Шариат применялся к ним только в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или использовались для совершения преступлений. Развитие общественных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих владельцев вести торговые операции и приобретать имущество. Освобождение мусульманских рабов на свободу считалось богоугодным делом.

Поскольку по религиозным представлениям шариата субъектом права являлся только Аллах, мусульманин рассматривался как носитель обязанностей, установленных Богом. Только в той мере, в какой он выполнял свой религиозный долг, следуя предписаниям ислама, он имел право на требования шариата и другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о правоспособности человека, то есть о его способности участвовать в сделках и других правовых актах. Гражданская правоспособность рассматривалась как необходимое условие приобретения имущественных прав. Полная дееспособность предоставляется лицам, достигшим совершеннолетия и находящимся в здравом уме. Право определения факта достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Понятие ограниченной дееспособности было известно также несовершеннолетним, слабоумным, лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения и др.

3.2. Правовое регулирование имущественных отношений

Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регулирующие имущественные отношения. Прежде всего, в правовой доктрине было закреплено понятие собственности как объекта имущественных прав. Особая категория включала предметы, которые не могли или не должны были принадлежать мусульманину. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т. д. Собственность мусульман на так называемые "нечистые вещи" -вино, свинину, книги, противоречащие положениям Ислама и т. д. — Также не признавалась. Эти предметы часто уничтожались в ходе арабских завоеваний, хотя вопрос о праве на уничтожение имущества, принадлежащего неверным, был спорным и по-разному трактовался в разных мазхабах. Мусульманское право было также известно делением вещей на движимые и недвижимые, заменяемые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие их и т. д. Мусульманские правоведы уделяли большое внимание классификации земельных владений. К особым группам относились государственная собственность, земли, принадлежащие частным лицам, заброшенные земли, земли, непригодные для возделывания, и др.

В Шариате подробно определены способы создания прав собственности, и по некоторым из них юристы, представители различных мазхабов, высказывали противоречивые мнения. Арабские завоевательные кампании поставили вопрос о законности военных захватов и самом порядке возникновения права собственности на захваченное имущество. Завоеванные земли обычно считались собственностью государства и предоставлялись в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, полученного от врага, определялся прежде всего в зависимости от того, было ли оно получено насилием или ненасилием. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых в отдельных мазхабах определялся по-разному. Одна из них становилась собственностью добытчика, вторая должна была передаваться государству, третья — мечетям и т. д. Шариату также были известны такие способы приобретения прав собственности, как наследование, заключение договоров, нахождение вещей. В последнем случае было характерно, что собственник земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее владельцем.

Существующая в мусульманских странах система имущественных отношений тщательно регулировалась и охранялась законами шариата. Право частной собственности приписывалось божественному происхождению, оно считалось постоянным и неограниченным, а собственник обладал абсолютной свободой распоряжаться своим имуществом.

Земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины (Мекка и ее окрестности), которые назывались Хиджаз, имели особый правовой режим. Только мусульмане могли селиться на этих землях, и было запрещено рубить деревья, охотиться и т. д. Население завоеванных земель, как правило, теряло свои имущественные права, которые переходили к государству. Землевладельцы теперь рассматривались как арендаторы и должны были платить большой налог (kharaj).

Частная феодальная собственность в Арабском халифате (Мулк) была подчинена государственной собственности и общинному землепользованию и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в европейских странах, она не имела иерархической структуры и не была связана условиями службы. С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений широкое распространение получили и условные формы землевладения. Часть захваченных земель предоставлялась отдельным представителям феодальной элиты для военной или государственной службы (икта). Владелец этой земли (иктдар ) получал право собирать в свою пользу и служить вместе с подвластным населением. Поскольку икта в конечном счете стала наследственной, ее фактическое положение было ближе к положению земли, которая была обеспечена правом собственности. Согласно первоначальному толкованию Корана, пресная вода, как и воздух, считалась общим достоянием. Но постепенно колодцы, пруды и небольшие озера стали собственностью крупных землевладельцев. Лишь значительные реки и озера оставались частью общей системы общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проведения совместных ирригационных работ под контролем чиновников.

Своеобразным шариатским институтом, связанным с правами собственности, был вакф, который представлял собой имущество (обычно недвижимое), передаваемое собственником для каких-либо религиозных или благотворительных целей (мечети, медресе и т. д.). лицо, учредившее Вакф, утрачивало право собственности на это имущество, но сохраняло право выступать в качестве управляющего Вакфом и резервировать определенный доход от Вакфа для себя и своих наследников. Имущество, составляющее Вакуф, не могло быть предметом купли-продажи, залога и т. д. Однако вакфные земли можно было сдавать в аренду или обменивать на эквивалентные земельные активы. Этот институт широко использовался богатой элитой, чтобы избежать уплаты высоких налогов, поскольку имущество, составляющее Вакуф, освобождалось от государственного налогообложения.

3.3. Обязанности

Шариат не формулировал общего понятия обязательства, но всесторонне разрабатывались практические вопросы договорного права, опосредовавшего торговлю и денежный оборот. Обязательства делились на платные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств-обетов.

Шариатский договор рассматривался как отношения, вытекающие из взаимного соглашения между сторонами, которое, однако, было чисто формальным с точки зрения имущественного неравенства. Условия соглашения могут быть выражены в любой форме: в документе, в неофициальном письме или устно. Заключенные соглашения считались нерушимыми. Обязанность соблюдать "свои договоры" считалась священной в Коране. Договоры, заключенные в аморальных целях с использованием "нечистых" или изъятых предметов, считались недействительными.

Мусульманские юристы не ставили жестких условий относительно формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на заключение соглашения, условий соглашения может быть выражено в документе, устно или в форме неофициального письма. Шариатское право детально регламентировало различные виды договоров: купли - продажи, займа, дарения, займа, ссуды, хранения, товарищества, Союза и др. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее развитых договоров была купля-продажа. Законность торговли "по взаимному согласию" упоминалась в Коране.

Договор купли-продажи допускался только в отношении реальных вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которые должны были быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых дефектов в приобретаемых предметах (болезни у раба, животного и т.д.) покупатель мог расторгнуть договор.

Шариат содержал положения, которые формально осуждали ростовщичество. В Коране сказано, что "Аллах разрешил торговлю и запретил рост". Но на практике этот запрет часто нарушался. Нельзя было порабощать должника за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг перед кредитором. Эта форма расчетов с кредитором соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации.

Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественной аренды, прежде всего аренды земли. Было известно несколько видов аренды, причем приоритет отдавался сумме и способу взимания арендной платы в пользу владельца. Соглашения о союзе и партнерстве получили широкое распространение в арабском обществе. Эта организационно-правовая форма использовалась для совместного орошения земель, оснащения торговых караванов и др.

3.4. Семейные отношения.

Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное условие, а брак-как религиозную обязанность мусульманина. Но на самом деле брачный контракт часто выступал как своего рода торговая сделка. Формально брак требовал согласия сторон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но поскольку считалось, что воля невесты может быть выражена родителями, брачный контракт часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец управлял брачной судьбой своих дочерей, стараясь при этом получить максимально возможный выкуп. Поскольку, согласно традиции, Мухаммад женился на Айше, когда ей было девять лет, этот возраст считался достаточным для вступления в брак. По законам шариата мусульманину не разрешается вступать в брак с неверующими или отступниками от ислама. Браки, заключенные в нарушение этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедовавших иную религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Мусульманке было запрещено выходить замуж за язычника.

Коран признает право мусульманина иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязан был обеспечить каждую жену имуществом, жильем и одеждой, которые соответствовали его положению. На практике только представители высшего класса феодального общества могли содержать несколько жен, а тем более специальные гаремы с рабынями.

Мусульманская религия оправдывала приниженное и зависимое положение женщин в семье. Жена не принимала участия в домашних расходах, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Ее право на самостоятельное участие в имущественном обороте было крайне ограничено.

Коран позволяет мужу применять к своим женам различные наказания, в том числе телесные. В мусульманском праве причины развода и порядок его проведения были детально определены. Любой из четырех браков может быть расторгнут, а число последующих браков и разводов не регулируется. Шариат знал несколько видов разводов, которые отличались как самим порядком, так и его юридическими последствиями. Например, возможен временный развод, предусматривающий своего рода испытательный срок. Хотя причины развода были четко определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой без объяснения причин в упрощенной форме (талак), сказав одну из устоявшихся фраз: "Ты отлучен от церкви" или "вступи в семью"." В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество "по обычаю". Разведенная женщина оставалась в доме своего бывшего мужа в течение трех месяцев, чтобы определить, беременна ли она. Если ребенок родился, его следовало оставить в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь только на строго определенные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, плохо обращался с женой или не выделял средств на ее содержание.

3.5. Наследственное право

Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло быть составлено в пользу законных наследников, затрагивающих более трети имущества наследодателя, а его составление требовало присутствия двух свидетелей. Особенно развит был порядок наследования по закону. Из имущества покойного в первую очередь покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли перейти к наследникам.

Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; они делились на несколько категорий, в пределах которых устанавливался их собственный порядок обращения к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети покойного, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше, чем у мужчин.

Вероотступники, разведенные супруги или лица, которые, даже если непреднамеренные действия привели к смерти наследодателя, не имели права на получение наследства. Только маликиты признавали за убийцей право наследования, если он руководствовался справедливыми мотивами.

3.6. Преступления и наказания.

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т.е. талиона.

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от четырех до двух видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).

3.7. Судебный процесс.

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу, процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или, по крайней мере, смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.
4. Приспособление мусульманского права к современному миру.

Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, - соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусульмане основная часть населения, оно дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественными отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и право мусульманских государств. В 1869-1877 гг. в качестве гражданского кодекса Османской империи была издана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливана до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее действие частично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре. Во второй половине ХІХ века в мусульманских странах были применяемы уголовные, торговые, процессуальные и другие законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса ( Иджма ) и аналогии ( Кияс ). Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

Во многих государствах мусульманское право конституционно считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но особенно в гражданских отношениях, до сих пор сохраняются шариатские суды. В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, но все равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как правовой обычай и нормативно-правовой акт или законодательство. Практически во всех мусульманских странах влияние мусульманского права ограничивается брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которые входят в понятие "личный статус. В качестве примера можно еще привести Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже здесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве "двойные стандарты", а в коммерческом праве приоритет уже отдается "англо-американскому" праву.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западноевропейских моделей. В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока. Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего, его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана, например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов.1 Во исполнение данного положения здесь изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права: ханбалистской в Саудовской Аравии и джафаритской в Иране.

Если в Саудовской Аравии мусульманское право никогда не утрачивало своей роли явно преобладающего источника права, то в Иране оно вновь обрело свои лидирующие позиции лишь после свержения шахского режима, в результате проводимой руководством Исламской Республики политики исламизации всех сторон общественно-политической, экономической и государственной жизни страны, и даже сферы личных интересов граждан. В подтверждение этого можно указать на введение системы строгих, а иногда и жестоких наказаний за малейшее нарушение не только правовых, но и моральных норм, связанных, в частности, с одеждой и формами досуга мусульман. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки основным требованиям справедливости и демократической законности, строго придерживаются мусульманских норм при рассмотрении дел, нередко совершают явные нарушения и творят произвол. В Иране и Саудовской Аравии существуют специальные институты мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые могут налагать мусульманские наказания без суда и следствия за отклонения от правил торговли, общественного порядка или морали. Вторая группа состоит из правовых систем Ливии, Пакистана и Судана. Хотя сфера действия мусульманского права здесь не столь обширна, как в первой группе, она все же остается весьма значительной, и в последние десятилетия наметилась даже тенденция к расширению. Прежде всего, принципы и нормы мусульманского права оказывают существенное влияние на основные конституционные акты и деятельность государственного аппарата этих стран. Так, военный режим Пакистана обосновал отказ от всеобщих выборов тем, что они якобы "не соответствуют принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен "законом общества", заменив собой обычную конституцию. Во всех перечисленных странах второй группы мусульманское право продолжает регулировать отношения личного статуса без каких-либо исключений, и мусульманские суды остаются. Еще одну большую группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мавритания) и Азии (Афганистан). Их конституционное право устанавливает, как правило, особое положение ислама и исламского права. Поэтому Конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Это конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судебной системе. Но с другой стороны, в некоторых странах (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых норм семейного законодательства. Не случайно ряд стран взяли курс на уточнение норм мусульманского права и закрепление их в действующем законодательстве. Например, в Иране, Пакистане, Ливии и Судане сфера его применения охватывает не только "личный статус", но и уголовно-процессуальное право, отдельные виды финансово-экономических отношений и даже государственные правовые институты.

Эта практика развития правовых систем ряда стран в последние годы также внесла определенные коррективы в структуру действующего здесь мусульманского права, возрождаются и применяются на практике отдельные нормы и институты этого права, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели.

В настоящее время Иджма рассматривается как способ адаптации фикха к потребностям современного общества.

Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многих странах, включая Пакистан, Индонезию, а в Турции, начиная с 1926 года, от него вообще отказались.

Заключение.

Итак, в данной статье рассматривается процесс возникновения и становления мусульманского права, дается общая характеристика шариата и его основных источников, представлено мусульманское право на примере права арабского Халифата, анализируется адаптация мусульманского права к современному миру.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии- Исламе. Ислам исходит из того, что существующее право исходит от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через Своего пророка Мухаммеда. Она охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право имеет четыре источника: священная книга Корана, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланников Мухаммеду; Сунна-сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, воспроизведенных рядом посредников; Иджма - уточнение положений Корана в изложении крупнейших мусульманских ученых; Кияс-рассуждение по аналогии о тех явлениях мусульманской жизни, которые не охватывались предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, публичный характер.

К особенностям мусульманского права можно отнести: архаичность ряда институтов, казуистичность, отсутствие систематизации.

Для адаптации мусульманского права к современным реалиям используются следующие методы: соглашения, законодательство и обычаи, не противоречащие ему.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, и эту роль играют коран, сунна, принципы консенсуса ( Иджма) и аналогии ( Кияс).

В ряде стран был взят курс на уточнение норм мусульманского права и закрепление их в действующем законодательстве. Например, в Иране, Пакистане, Ливии и Судане сфера его применения охватывает не только "личный статус", но и уголовно-процессуальное право, отдельные виды финансово-экономических отношений и даже государственные правовые институты. Эта практика развития правовых систем ряда стран в последние годы также внесла определенные коррективы в структуру действующего здесь мусульманского права, возрождаются и применяются на практике отдельные нормы и институты этого права, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели.

Список литературы:

  1. Галазный П. Н.История государства и права зарубежных стран, М., 1980.

  2. Жидков О. П. История государства и права зарубежных стран, Москва, 1996.

  3. Сюкиянен А. Р. "мусульманское право", Москва, 1986.

  4. Сюкияйнен А. Р. "мусульманское право", 1986.

  5. Жидков О. П. История государства и права зарубежных стран. - М., 1996.

  6. Жидков О. П. История государства и права зарубежных стран. - М., 1996.

  7. Галазный П. Н.История государства и права зарубежных стран, М., 1980.

  8. Жидков О. П. История государства и права зарубежных стран. - М., 1996.

  9. Сюкияйнен А. Р. "мусульманское право", 1986.


написать администратору сайта