истрия государства и права зарубеж. стран часть 2. Контрольная работа дисциплина История государства и права зарубежных стран Ф. И. О студента Мушанкова Алина Алексеевна
Скачать 312.42 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) Кафедра КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: История государства и права зарубежных стран Ф.И.О студента Мушанкова Алина Алексеевна Уголовно-правовая Номер группы: сПО11 Номер зачетной книжки: 213657 Номер варианта контрольной работы: 7 Новосибирск Содержание: 1. Теоретическая часть……………………………………………………………………3 1.1. Текст теоретической задачи……………………………………………………3 1.2. Ответ на теоретическую задачу………………………………………………..3 2. Ситуационная часть………………………………………………………………….....9 2.1. Текст ситуационной задачи………………………………………………….....9 2.2. Ответ на ситуационную задачу………………………………………………...9 3. Тестовая часть…………………………………………………………………………14 4. Библиографический список…………………………………………………………..16 1. Теоретическая задача: 1.1. Определите источники шариата. Какую роль играли мазхабы (мусульманские религиозно-правовые школы) в их развитии? 1.2. Ответ на теоретическую задачу Шариат (с арабского — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права. Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644- 656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165-166). Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает". Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII-IX вв. в связи с широким распространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах указанных выше основателей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически не существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели существенный характер. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права. В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну. Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением. Опираясь на Коран и Сунну как каноническую основу исламского права, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в VIII–IX вв. создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права. Их основателями были известные законоведы‑имамы, по именам которых школы (мазхабы) и были названы. Первым и наиболее почитаемым из них был Абу‑Ханифа (ум. в 767 г.). Система Ханифы, ханифизм, опираясь, как и все другие системы, на Коран и Сунну, наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса, т. е. индивидуальному толкованию и решению спорных проблем методом аналогии, со ссылками на все те же аяты Корана и хадисы Сунны. Признает эта система и иджму, но в значительно меньшей степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на передний план метода истислах, т. е. критики отдельных положений некоторых хадисов. Ханифизм немало внимания уделяет и обычному праву арабского и иных мусульманских народов – адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также должны быть приняты во внимание. Исламское право ханифитского толка наиболее гибко; ханифизм умело и удачно приспосабливался к новым веяниям, к меняющейся этнокультурной среде и т. п. Этим в значительной мере объясняется то, что именно ханифитский мазхаб предпочли тюрки, принявшие ислам в XI в. и затем занявшие ключевые позиции в исламе. Ханифизм стал наиболее предпочтительной системой исламского права в Османской империи и вплоть до сегодняшнего дня к его приверженцам относятся не менее трети насчитывающихся в современном мире мусульман‑суннитов, проживающих в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии и некоторых других странах. Система Малика (ум. в 795 г.), маликизм, признает в качестве основ права Коран, Сунну и адат, опирается, как и ханифизм, на методику истислаха (критики хадисов), но из всех остальных методов предпочитает иджму (согласованное мнение) и рай. Маликиты, как школа исламского права, близки ханифитам, но более строги и нетерпимы, менее склонны доверять спекулятивным суждениям (не случайно метод рая у них на последнем месте, а методом кыяса они почти не пользуются). Маликитский мазхаб распространен прежде всего в странах Магриба и вообще среди африканских мусульман, например в Судане. Система Аш‑Шафии (ум. в 820 г.), шафиизм, признает в виде основ исламского права Коран и Сунну, использует иджму и кыяс, выступает против рая, истислаха (истихсана). Шафииты в сфере своих правовых норм значительно жестче ханифитов и ближе к маликитам с их строгостью v. нетерпимостью по отношениюж спекуляциям. Распространена эта система в Сирии, частичной Египте и восточной Африке, в Пакистане и Индонезии. Система Ибн‑Ханбала (ум. в 855 г.), ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь ограниченно использует методы рая, иджмы и кыяса. Эта школа отличается нетерпимостью и начетничеством, имеет наименьшее распространение, причем преимущественно в сравнительно отсталых странах ислама, прежде всего в Аравии. Все четыре мазхаба, хотя и спорят друг с другом по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства. Возглавляется каждая из этих школ группой высокообразованных (в исламском смысле, т. е. знающих ислам) специалистов‑законоведов и богословов‑муджтахидов (мутакаллимов), определяющих позиции каждой из этих систем. Всем четырем школам сунниты придают равное значение; каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных школ. 2. Ситуационная задача: 2.1. Проведите сравнительный анализ французских конституций эпохи Великой революции 1789–1799 гг. Почему якобинская конституция так и не стала действующим законом страны? 2.2. Ответ на ситуационную задачу В истории Великой Французской революции выделяют восходящую (14 июля 1789 г. - 27 июля 1794 г.) и нисходящую (27 июля 1794 г. - 9 ноября 1799 г.) линии. Изменение форм правления и политического режима дает основания выделить более мелкие периоды: 1) 14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г. Превращения Франции в конституционную монархию. Законодательная деятельность Конституанти; 2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. Утверждение республики. При власти находятся умеренные демократы-жирондисты; 3) 2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г. Диктатура якобинцев; 4) 27 июля 1794 г. - 9 ноября 1799 г. Возвращение к умеренной цензовой демократии. При власти коллегиальный орган - Директория. Конец революции связывают с переворотом Наполеона Бонапарта. Важнейший политико-правовой документ первого периода революции - Декларация прав человека и гражданина, анализ которой составляет сущность второй вопрос семинара. Она была принята Конституантой 26 августа 1789 г. Декларация базировалась на естественно-правовой теории, согласно которой человек имеет неотъемлемые естественные права, а граждане государства равны в своих гражданских правах. Признание естественных прав человека логически приводило к идее народовластия. Французская нация признавалась единственным источником власти в государстве, то есть Декларация закрепила идею народного суверенитета. Этот фундаментальный принцип современного государства был конкретизирован постановлениями о разделении государственной власти, отчетность должностных лиц перед обществом, право граждан решать вопрос о бюджете страны. В течение 1789-1791 гг. Конституанта приняла ряд законов, которыми отменялись феодальные привилегии дворянства и церкви, цеховая система и внутренние таможни, значительная часть феодальных повинностей. С сентября 1791 г. Конституанта приняла Конституцию Франции и на этом завершила свою работу. Конституция 1791 г. стала образцом для дальнейшего конституционного процесса во Франции, хотя невозможно не отметить ее большой недостаток - монархическая по форме, она, скорее, была республиканской по духу. Она была бы эффективной только при условии популярности монарха, а этим Людовик XVI похвастаться не мог. Попытка бегства за границу окончательно подорвала его авторитет. 10 августа 1792 г. монархия была сметена народным восстанием. 25 августа 1792 г. Национальное Собрание приняло Декрет об отмене остатков феодального режима. 20 сентября начал заседания Национальный Конвент, избранный на условиях всеобщего мужского избирательного права. На следующий день Франция была провозглашена как республика. За политическими платформами в Конвенте сложились три основные "партии": жирондисты, радикальные выразители интересов народных низов - якобинцы, большинство - "болото", которая не пристала ни к жирондистов, ни к якобинцев. Лидерство в Конвенте сначала принадлежало жирондистам. Жирондисты - политическая группировка умеренных демократов, лидеры которого (Кондорсе, Бриссо, Верньо) происходили из провинций, в частности из департамента Жиронда. Они были сторонниками республиканского строя Франции, юридического равенства граждан. Имели поддержку среднего класса, который начал формироваться во Франции, но городские низы, в частности парижские, относились к ним с недоверием. Лидер жирондистов Же. Кондорсе составил проект новой, республиканской конституции Франции. Но она не была принята Конвентом. Отсутствие конституции способствовала образованию государственных органов, задача которых противоречили не только духу, но и букве Декларации прав человека и гражданина, всем гуманным лозунгам революции. К тому же, постепенно инициатива в Конвенте переходила к якобинцев, поскольку экономическая и социальная ситуация во Франции ухудшалась. Именно под давлением якобинцев были приняты декреты о создании Комитета общественной безопасности (2 октября 1792 г.), Чрезвычайного уголовного трибунала (10 марта 1793 г.) и Комитета общественного спасения (6 апреля 1793 г.). Вся монархическая Европа стояла против республики. Войска антифранцузской коалиции получали победы над революционной армией. Измена одного из генералов-жирондистов стала поводом для восстания в Париже 31 мая - 2 июня 1793 г. и перехода всей полноты власти к якобинцев. Из Конвента были исключены все их противники. Якобинцы - политическая группировка, получившее название по месту заседаний (монастырь доминиканцев, которых во Франции называли орденом св. Иакова). Лидеры - Робеспьер, Дантон, Марат, Сен-Жюст. Якобинцы отстаивали радикальные политические и социальные преобразования в стране, в частности отмена всех остатков феодальных повинностей, христианской религии, установление регламентированных цен на товары, непосредственное участие народа в правотворении. Законодательная деятельность якобинского Конвента была чрезвычайно бурной. 24 июня 1793 г. якобинский Конвент принял новую Конституцию, но введение его в действие было отложено до окончательной победы над внешними врагами республиканской Франции. Конституцию открывала Декларация прав человека и гражданина. Она содержала перечень естественных и гражданских прав. Относительно гарантий соблюдения этих прав, то якобинская Декларация была более радикальной, чем предыдущая (в частности декларировала право народа на восстание против угнетения). Собственно конституционный акт состоял из 19 ненумерованных разделов с заголовками. В некоторой степени якобинская Конституция была шагом вперед: она не только подтвердила всеобщее мужское избирательное право, но и снизила ценз по возрасту до 21 года, отменила косвенные выборы и ввела прямые, провозгласила социальные права граждан, в частности право на образование и общественную помощь калекам и обездоленным. Но был и серьезный отступление от "принципов 1789 года". Якобинский законодатель отказывался от идей представительной власти и разделения властей. В отличие от так и не введенной в действие Конституции были приняты и реализованы многочисленные декреты якобинского Конвента. Именно с помощью декретов была нормативно оформлена диктатура якобинского блока, которая постепенно превратилась в личную диктатуру Робеспьера и его ближайших сторонников. В соответствии с декретом 10 октября 1793 г. и Учредительным законом 4 декабря 1793 г. устанавливался так называемый революционный порядок управления. Единым центром управления объявлялся Конвент и созданные им чрезвычайные органы: Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности. Основным методом государственного управления стал террор якобинцев. Закон 17 сентября 1793 г. о подозрительных и декрет 26 июля 1793 г. против спекулянтов предоставили возможность рассматривать почти каждого француза как реального или потенциального преступника. Экономическая свобода была уничтожена установлением так называемых максимумов. Революционный Трибунал и гильотина работали без умолку. Массовый террор, абсолютно ничем, кроме личных стремлений якобинских лидеров, не оправдан, напугал не только средние, но и низшие слои общества. В Конвенте зрел заговор, которая в конце концов вылилась в свержение Робеспьера и его соратников 27 июля 1794 г. (9 термидора II года Республики - по новому революционному календарю). К власти пришли так называемые термидорианцы - умеренные элементы Конвента. Термидорианский переворот, Конституция 1795 г. и период Директории. Пришедшие к власти термидорианцы первое время были вынуждены сохранить якобинскую систему государственных органов. Однако Комитет общественного спасения потерял значение правительственного органа. Были упразднены Парижская коммуна, а также революционные комитеты и народные общества, реорганизовали революционный трибунал. Однако необходимость конституировать новую власть привела к тому, что 22 августа 1795 г. конвент принял новую Конституцию Франции. Она состояла из Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 г. и Конституции, закреплявшей основы организации государственной власти. Переворот Наполеона Бонапарта и Конституция 1799 г. Эта мечта была реализована в ходе государственного переворота, совершенного 9 ноября 1799 г. (18 брюмера — по республиканскому календарю) генералом Наполеоном Бонапартом, ставшим первым консулом. Его власть была конституирована новым Основным законом.. Конституция VIII года республики была утверждена 13 декабря 1799 г. на плебисците, который проводился под надзором полицейских властей якобинцы отмечали необходимость социальной помощи беднейшим слоям населения. В остальном якобинская Декларация мало чем отличалась от первой декларации 1789 г. Общественного строя, установленного конституцией 1791 г., якобинская Декларация не меняла. Якобинская Конституция 1793 года объявляла Францию (народной) республикой по форме правления, а по форме государственного устройства - унитарным государством. Конституция исходила из идей о непосредственном участии народа в законодательстве. Верховная власть принадлежит народу и она неотчуждаема. Поэтому для принятия закона необходимо созывать народ. Конституция разработала особый механизм постоянных референдумов (плебисцитов) для утверждения законов. Конституция устанавливала всеобщее, равное и прямое избирательное право. Выборы депутатов сделались прямыми, не двухступенчатыми. Конституция 1793 г. не признавала разделения властей. Должностные лица исполнительной власти обязаны были подчиняться законодательной власти. Конституция вводила различие между законами и декретами. Конституция 1793 г. не была введена в действие. Конвент первоначально решил отложить её введение в действие до окончания военных действий, а последовавший переворот привёл к власти силы, не желавшие терпеть народную республику, к созданию которой стремились якобинцы. 3. Тестовые задания: 1. Приведите в соответствие группы преступлений и их виды по мусульманскому праву: хадд - кража кисас - убийство тазир - неуплата закята харм - употребление алкоголя 2. Что вводил Акт о супрематии 1534 г. в Англии: а) верховенство короля над парламентом; б) верховенство короля над английской церковью; в) верховенство короля в судебной сфере? Ответ: А 3. Какой законодательный акт 1645 г. положил начало постоянной регулярной армии в Англии: а) Акт о милиции; б) Акт о новой модели; в) Акт об отмене рыцарских держаний? Ответ: Б 4. Кто из английских монархов в последний раз использовал королевское право вето: а) королева Анна; б) король Георг III; в) королева Виктория? Ответ: А 5. Какой статус придавал Конкордат 1801 г. католической религии во Французской республике: а) она признана государственной религией, «господствующей во Франции»; б) она признана религией «значительного большинства французских граждан»; в) она признана «одной из религий, исповедуемых французами»? Ответ: Б 6. Какая поправка к Конституции США говорила о равенстве избирательных прав граждан вне зависимости от цвета кожи или прежнего рабского состояния: а) XI поправка; б) XIII поправка; в) XV поправка? Ответ: В 7. Кто такие ронины в Японии в эпоху Сёгуната Токугава: а) крестьяне, ставшие самураями; б) самураи, лишенные сеньора; в) самурайская знать? Ответ: Б 8. Что такое «Французский союз» в эпоху Четвертой республики: а) политическая партия консервативного направления; б) объединение профсоюзных организаций; в) объединение метрополии и ее колоний? Ответ: А 9. Расположите в хронологическом порядке события правовой истории Англии (от ранних к более поздним): объединение систем общего права и права справедливости; узаконение развода; создание Королевской службы публичных обвинений; полная отмена смертной казни; 10. В каком случае по французскому Уголовному кодексу 1810 г. наступает состояние гражданской смерти: а) в случае присуждения лица к депортации; б) в случае присуждения лица к срочным каторжным работам; в) в случае присуждения лица к тюремному заточению? Ответ: А Список использованных источников: Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. – М., 2001. Документы истории Великой французской революции. В 2х т. Т.1. – М. Изд-во МГУ, 1990 Исаев, М. А. История государства и права зарубежных стран : учеб. для бакалавров / М. А. Исаев .- 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2013. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. – М., 1999. |