Главная страница

Философия лекция 1. 1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы Мировоззрение


Скачать 32.95 Kb.
Название1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы Мировоззрение
Дата01.10.2022
Размер32.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия лекция 1.docx
ТипДокументы
#707945

1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить след. основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ.

Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) о философско-теоретическом мировоззрении;

в) о научном мировоззрении.

Историческая типология мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское мировоззрения.

Мифология – характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические, профанные и сакральные одновременно. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания. В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

Становление философии - утверждение качественно нового типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление.

Философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

Спор, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит ее предмет, ведется фактически с момента ее возникновения. Этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует ее как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия многолика, и невозможно совместить разные ее образы и понимания. Трактовка целей и задач философии во многом определяется личностью философа, его духовными ориентациями, социальными и культурными традициями, обусловившими то или иное понимание философского мышления.

Сущность философского мировоззрения


Приблизительно 2,5 тыс. лет тому назад возникла еще одна форма мировоззрения, которая получила название философии. Слово «философия» переводится на русский как любовь к мудрости, знанию, истине. Как и религия, философия стремится вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл.

В чем же специфика философии, когда она отвечает на мировоззренческие вопросы? Своеобразие философии в подходе к этим вопросам, в стремлении рассмотреть их рационально, на теоретическом уровне, то есть на основе разума, логики, доказательности. Таким образом, философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления. Коротко говоря, философия – это рационально обоснованное, или другими словами – теоретически сформулированное мировоззрение. В отличие от мифологии и религии, которые возникли стихийно, философия есть специально разработанное учение.

Более полно философию можно определить как систему общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека, на формы его отношения к миру. Если внимательно присмотреться к этому определению, то можно обнаружить те же структурные элементы, которые присущи всякому мировоззрению: знания и оценки. Охарактеризуем специфику этих элементов философского мировоззрения.

Главная особенность философских знаний заключается в их универсальном, всеобщем характере. Первым на это обратил внимание Аристотель (IV в. до н. э.), он увидел в философии особый тип знания, что дало ему основание выделить философию среди других наук, изучающих окружающий человека мир. По мнению Аристотеля, философия в отличие от частных наук стремится понять мир как единое целое, то есть дать знание о наиболее общих (универсальных) свойствах и связях действительности. Поэтому философские понятия и законы отличаются от понятий и законов других наук своим универсальным характером.

Следует отметить, что Аристотель сделал акцент именно на специфике философского знания, оставив в тени ценностную сторону философии. Между тем, теоретическое знание составляет лишь одну (причем не главную) сторону идейного содержания философии. Другую, доминирующую его сторону образует оценочный компонент. Именно он выражает мировоззренческую сущность философского сознания.

Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – главный предмет философии. Первыми философию, как мировоззрение стали понимать Сократ и Платон. У них на первый план выходят смысложизненные проблемы, ценностные аспекты философского сознания. С именами этих мыслителей связывается рождение философии как особой формы духовной деятельности человека.

3. Философия и наука


Признание доминирующей роли ценностного компонента в философском сознании позволяет правильно решить довольно сложный вопрос о взаимоотношении философии и науки. Сама постановка этого вопроса может показаться странной, ведь не говорим же мы «физика и наука», «биология и наука», получается, что философия не является наукой! Да, в строгом смысле слова признать философию наукой нельзя. Но тот факт, что философию называли, и продолжают называть наукой, имеет оправдание.

Философию можно считать наукой в том смысле, что в отличие от других форм мировоззрения, философское мировоззрение теоретически разработано. Философия представляет собой логически упорядоченное, систематизированное, строгое знание. Но, как мы знаем, являясь формой мировоззрения, философия наряду со знаниями о мире включает в себя еще и отношение к этому миру, его оценку с позиций определенных идеалов. Что же касается научного знания, то в нем нет оценочного элемента; наука ориентирована на объективное познание своего объекта.

+В науке результат познания носит безличный характер. В нем, как правило, не остается никаких следов личности того, кто получил результат. Ученый открывает то, что уже есть, существует независимо от него, объективно. Если бы не было Ньютона, то закон тяготения открыл бы другой. А вот «Евгения Онегина», если бы не было А. С. Пушкина, уже никто бы не написал. Философ, в этом смысле, ближе к художнику. На философском труде всегда лежит отпечаток личности философа, устраните этот отпечаток – вы уничтожите сам труд. Никто не напишет второй раз диалогов Платона или «Этику» Спинозы. Вот почему нет, скажем «французской химии», или «немецкой физики», но есть французская литература, или немецкая философия. Вот почему в философии, как и в искусстве (в отличие от науки), изучение учебников, кратко суммирующих все, что сделано предшественниками, не может заменить непосредственного знакомства с их творчеством. Можно изучить эйнштейновскую теорию относительности по учебнику, ни разу не заглянув в работы самого Эйнштейна. Но нельзя всерьез разобраться в философии Платона, не читая самого Платона. Для овладения философией самостоятельное чтение классических философских произведений столь же необходимо, как необходимо тому, кто хочет разбираться в поэзии, читать стихи. Никакие описания и объяснения здесь не могут заменить подлинника.

В отличие от науки, философия не имеет обязательных для всех философов проблем, а также однозначного их решения. Проблемы интересные для одного философа или для одного философского направления могут показаться совершенно неинтересными с точки зрения другого философа, другого философского направления. На любой вопрос имеется не один, а как правило, несколько ответов. В этом смысле можно согласиться с определением философии Л. Шестов: «Философия есть учение о не для кого не обязательных истинах».

В философии нет проблем, которые считались бы окончательно решенными. Появление нового решения какой-либо проблемы вовсе не обесценивает содержание ранее предложенного решения. Скажем, Декарт не заставил нас отбросить Аристотеля, а Гегель Канта. И в этом отношении развитие философии больше напоминает развитие литературы и искусства, где, например, появление Толстого не обесценило Шекспира.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Единство: Связь между философией и конкретными науками имеет не только исторический аспект, обусловленный тем, что все науки вычленялись из философии. Эта связь определяется тем, что и науки, и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако пути такого достижения истины неодинаковы, так как между наукой и философией имеется ряд серьезных различий.

Различия: Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерности бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия — химической, психология — психологической. При этом законы физики опосредствованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. В этом смысле истина в науке всегда опредмечена, и ученый смотрит на мир как бы сквозь призму предмета данной науки, отвлекаясь от присущих объекту других свойств. Математика не будут интересовать качественные характеристики объекта, а социологу будут безразличны вес и рост людей как элементов некоей социальной системы. Это огромное преимущество наук, позволяющее им бесконечно распространять методы своего познания вглубь данного предмета, но одновременно это и их слабость, не позволяющая выносить универсальные суждения о бытии. Философия же, в отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы всего мирового целого.

Другое отличие науки от философии заключается в том, что наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину — то, что есть в самих вещах, не желая обсуждать, хорошим или плохим является то, что она находит. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?», «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». Из философии, напротив, ценностная компонента знания неустранима. Претендуя на решение вечных проблем бытия, философия ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное, и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ними прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону социальную действительность или устраняем безобразные вещи. Таким образом, наука всегда оказывается неполна в описании бытия и лишь вместе с философией она дает наиболее общую картину мира.

Такая тесная взаимосвязь и ряд общих задач порождают два полюса (две крайности) отношения философии к науке. С одной стороны, философия пытается строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, создавая «могучие» натурфилософские системы, которые часто на поверку оказываются спекуляциями, оторванными от действительности. С другой — философия часто идет вслед за конкретной наукой и отказывается от обсуждения метафизической (прежде всего, ценностной) проблематики, сосредоточиваясь исключительно на обобщении фактов пауки. Но, кроме этой взаимосвязи, есть еще и сущностное родство между наукой и философией. Философия, выступая как теоретическое сознание, сама стремится быть наукой и по многим параметрам отвечает общенаучным критериям, которые, конечно, требуют серьезных уточнений.

Философия, при всех оговорках, является познавательной деятельностью, какой бы специфичной она ни казалась, поэтому результатом такой деятельности, как и в науке, выступает некая совокупность знаний. Более того, в определенной степени философия отвечает такому важному общему критерию научности, как принцип объективности. Принцип объективности формулируется в каждой науке и зависимости от ее предметной области. Но сама эта область может быть слишком узкой и описывать объективно лишь какую-то одну сторону предмета, объекта или явления.

Философия выступает как метадисциплина. В религии на первый план выходит момент ценности, веры, а рациональность отходит на второй план. В науках, напротив, на первом плане стоит рациональность, выраженная в форме научности, а ценностные аспекты являются вторичными. А вот в философии как раз осуществляется наиболее сбалансированный вариант такого сочетания, причем ту или иную систему ценностей философ пытается рационально обосновать (в отличие от верующего человека), а рациональные построения и доказательства — сознательно развивать, исходя из каких-то общих ценностных представлений (в отличие от ученого). Знаменитый тезис Сократа «я знаю только то, что ничего не знаю» носит не рационально-познавательный, а ценностно-регулятивный характер.

Поскольку философия, в отличие от наук, исследует предельные характеристики бытия и знания, то она обосновывает саму себя и выступает онтологическим, гносеологическим и аксиологическим основанием для всех других наук. Естественно, что, стремясь к полноте самообоснования, к достижению научности как цели, философия в принципе никогда этой цели не достигает. Подобное достижение означало бы завершение философии как бесконечного стремления к знанию и истине.

Связующим стержнем философии выступает установка на решение предельных (вечных) проблем человеческого бытия в мире, значимых для всех времен и народов. Особенности же трактовки этих проблем в конкретных философских системах и в разные эпохи связаны лишь с углублением (и абсолютизацией) и разной их акцентировкой. Аналогично мы часто говорим о науке как таковой, хотя на самом деле имеем дело не с наукой вообще, а с конкретной наукой (биологией, физикой и т.д.), предметная сфера которой значительно уже и специфичнее ее общего понимания.

Философия выступает как метафизический тип знания, т.е. как такая разновидность теоретического знания, которая исследует фундаментальные основы бытия, принципы его познания и основополагающие ценности, которыми руководствуется человек и человечество в целом. В этом смысле философия есть всегда учение о всеобщем, сфокусированном на Человека. Поэтому одна из целей философского знания (его антропологическая грань) — это выявление сущности и предназначения Человека в мире.

Важнейшей характеристикой философии как теоретического знания, направленного к науке, выступает метод, с помощью которого она реализует себя как форму теоретического познания. Проблема выделения общего для всех философских систем метода достаточно сложна.

Существует огромное количество философских концепций, которые ориентируются на то, что философия является формой внерационального, а в некоторых случаях даже иррационального постижения бытия. Означает ли это, что мы не можем говорить о специфических принципах и приемах проведения исследования, которые характерны для философии в целом? Нам представляется, что в некотором смысле можно говорить об общефилософском методе, не вступая в противоречие с тем, что каждая конкретная философская система опирается на методы, присущие именно ей. Общим для всех философских систем выступает специфическое проблемное поле. Оно во многом и задает общие правила философской игры. С одной стороны, здесь можно реализовать самые различные подходы к решению философских проблем. С другой стороны, единые границы этого поля определяют и общую методологию.

Философия представляет собой прежде всего систематическую и критическую работу разума, размышляющего над наиболее общими проблемами бытия. Такой тип размышления получил в философской традиции название рефлексии. Отличие философской рефлексии от иного рода рассуждений связано с тем, что философ исходит не из ограниченной предметной области, «границы» которой представителями конкретных наук не ставятся под сомнение, а поднимает вопросы, затрагивающие сущность самой духовной деятельности и всех возможных границ, которые могут быть перед ней поставлены.

Философская рефлексия — это особое понимание мира посредством его познания и переживания, когда познанные объективные закономерности преломляются сквозь призму интересов Человека, а субъективное ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному — критическому и систематическому — осмыслению. Это размышление над предельными основаниями бытия во всех его проявлениях, включая и размышление над предельными основаниями существования самого Человека, смыслом его жизни.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Единство: Связь между философией и конкретными науками имеет не только исторический аспект, обусловленный тем, что все науки вычленялись из философии. Эта связь определяется тем, что и науки, и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако пути такого достижения истины неодинаковы, так как между наукой и философией имеется ряд серьезных различий.

Функции философии определяют её практическое и теоретическое значение. Это направления, в которых применяется философия как наука и посредством которых реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия – особый вид познания и деятельности, с которыми связана общественно-историческая практика людей. Ориентируется на решение социальных задач, стремиться дать целостное представление о материальном и идеальном мире. В ходе взаимодействия с практической деятельностью преобразовывает и познаёт реальность. Функции философии Философия как наука выполняет несколько функций: Мировоззренческую. Познавательную. Методологическую. Ценностно-ориентировочную. Мотивационно-побудительную. Рассмотрим каждую более подробно. Мировоззренческая функция Основа мировоззренческой функции лежит в системе теоретически аргументированных взглядов на мир и его явления, свойства и взаимоотношения. Именно эти взгляды являются определяющими в направлении деятельности людей, которая базируется на их представлениях об окружающей среде и реальности. В этой связи можно говорить о том, какой характер имеет сама философия, такому направлению взглядов и придерживается человек. Потому как обе философии и научная, и религиозная имеют под собой теоретические обоснования. Научная философия опирается на достижения, сделанные в разные времена в научной сфере, в свою очередь религиозная, подкреплена знаниями о религии и при этом достаточно яро критикует науку. Исходя из этого, можно говорить, что поведение человека формируют его мировоззренческие установки. Часто случается, что видение мира вступают в борьбу с содержанием практической деятельности людей. Пример Некоторые учёные, которые занимались исследованиями природных явлений, были идеалистами. Они заявляли, что все явления мира выступают в качестве комплекса чувств человека, за гранями которого нет никакого объективного мира. Были и подлинные идеалисты, которые к своим научным исследованиям относились как материалисты. Последних обычно называют стихийными материалистами. Они неосознанно философски относились к миру как к настоящей действительности. Познавательная функция Познавательная функция философии сопровождает науку с самого её зарождения. Потому как философия и возникла именно потому, что люди были склонны к познанию, изучению окружающей действительности, а также различных свойств и законов существования. В каждом периоде своего существования философия занималась решением этих задач и следовала по пути решения одних проблем к постижению других. Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание В начале своего развития познавательная функция реализовывалась в виде догадок древнейших философов, и достигла своего совершенства в создании безупречных философских систем, в которых философская мысль творчески проявляет себя. Несмотря на это многие философы были яркими представителями естественных и социальных наук. Методологическая функция Методологическая функция присуща философии ввиду того, что наука вырабатывает принципы отношения человека к миру и хранит знания об этих принципах. Соответственно она может выступать в качестве методологии или в роли учения о методах познания и преобразования реальности. Методология, если рассматривать её как совокупность убеждений и правил, выступает в качестве проявления мировоззрений в действии. В этом направлении можно утверждать, что методологическая функция философии играет значительную роль в формировании и развитии всех видов наук. Исследователи очень часто используют методологические предписания философии в поиске новых способов и методов изучения. Ценностно-ориентировочная или аксиологическая функция Аксиологическая или ценностно-ориентировочная функция представляет собой систему теоретических убеждений относительно мира. А философия, в свою очередь, обуславливает отношение к его явлениям или даёт характеристику их значению для познающего субъекта и/или других людей, кроме этого даже для общества или человечества в целом. Говоря простыми словами, этой функцией даётся оценка всех явлений, и то, какое значение они имеют в жизнедеятельности людей. Философия призвана порождать в человеке пробуждение определённых нравственных ориентаций, аксиологическая функция прекрасно с этим справляется посредством выявления социальных ценностей. Это, логично предположить, способствует формированию более адекватной приспособительной и творческой деятельности человека. Мотивационно-побудительная функция. Мотивационно-побудительная функция философии заключается в том, чтобы подталкивать человека к перманентному развитию и стремлению заниматься полезной для общества деятельностью. Философия как наука формирует у людей определённые взгляды и ценности, а значит, ориентирует в познании мира и понимании сути существования. Исходя из этого, мотивационно-побудительная функция побуждает искать и достигать достойного места в обществе. Кроме этого, философия воспитывает в человеке определённые интересы, идеалы, которые обусловливают мотивы его поведения и достижение поставленных целей. Давая оценку философии как науке, принимая во внимание основные принципы её функций, можно утверждать, что она достаточно открыто влияет на становление  и развитие духовного мира личности, воспитание активной жизненной позиции, а также независимость в избрании собственного жизненного пути. Кроме этого, влияет на формирование чувства ответственности перед обществом и другими людьми.


написать администратору сайта