Главная страница
Навигация по странице:

  • Основной вопрос онтологии: что существует

  • Курсовая работа функции теории государства и права Автор курсовой работы И. С. Авдеев Руководитель курсовой работы


    Скачать 314.34 Kb.
    НазваниеКурсовая работа функции теории государства и права Автор курсовой работы И. С. Авдеев Руководитель курсовой работы
    Дата22.09.2021
    Размер314.34 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла602731.rtf
    ТипКурсовая
    #235587

    /">http://www.allbest.ru//

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего профессионального образования

    «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

    Ковылкинский филиал

    Кафедра правоведения

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Функции теории государства и права

    Автор курсовой работы И.С.Авдеев

    Руководитель курсовой работы

    преподаватель Т. Е. Диветайкина
    Ковылкино 2013
    Реферат
    Курсовая работа содержит 2 главы, 31 страницу, 24 использованных источника.

    ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ.

    Объектом исследования работы является теория государства и права как наука и как учебная дисциплина.

    Цель работы состоит в изучение основных функций теории государства и права.

    Методологическую основу работы составила совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования явлений и процессов, включающая методы материалистической диалектики, системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.

    Полученные результаты. В результате исследования изучены функции теории государства и права как фундаментальной науки, исследованы функции теории государства и права как учебной дисциплины.

    Область применения – в правоприменительной практике.

    Эффективность – повышение качества знаний о законности и правопорядке в современном обществе.

    Введение
    Актуальность темы. Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых.

    Теоретическое осмысление этих проблем - объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

    Под влиянием противоречивых преобразований в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические установки и социальные ориентиры, с другой - разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и текущее законодательство. Все это ставит перед теорией государства и права непростые проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации, что воплощается в ее функциях.

    В учебниках по теории государства и права до настоящего времени нет единой позиции относительно того, какие функции выполняет наука теория государства и права, что определяет актуальность исследований в этой области.

    Цель данной курсовой работы является изучение основных функций теории государства и права

    Исходя из поставленной, цели нами были поставлены следующие задачи:

    - изучить функции теории государства и права как фундаментальной науки;

    - исследовать функции теории государства и права как учебной дисциплины.

    Объектом данной курсовой работы является теория государства и права как наука и как учебная дисциплина.

    Предмет исследования составили положения о функциях теории государства и права, а также научные и теоретические работы по теме исследования.

    Теоретическая основа и степень изученности темы. Теоретическим вопросам законности и правопорядка посвящены работы М.И.Абдуллаева, В.А. Затонского, И.В. Левакина и др.

    Методологическую основу работы составила совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования явлений и процессов, включающая методы материалистической диалектики, системного анализа, сравнительно–правовой, формально–юридический и другие.

    Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.

    Функции теории государства и права как фундаментальной науки
    Онтологическая функция
    Онтологическая функция - первая и отправная1. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре», и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в своей работе, предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

    Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.


    Основной вопрос онтологии: что существует?

    Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

    Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

    Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

    Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

    В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

    Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное1.

    Бытие социальное - вторая форма реальности.

    Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция).

    Структура социального бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

    Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.
    Гносеологическая функция
    Гносеология (от др.-греч. — «знание» и «учение, наука»); эпистемология (от др.-греч. «знание» и «слово, учение») — теория познания, раздел философии.

    Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология»: эпистемология рассматривает строго научное познание.

    В современной философии эпистемология разбивается на два течения, в одном из них делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании. В условиях кризиса классической рациональности особое внимание уделяется поиску критерия научности, которая видится в консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности), а также в разоблачении логоцентризма с помощью деконструкции.

    В другом основном направлении современной эпистемологии делается акцент на абстрактную структуру знания и на социальные предпосылки создания и функционирования знания. Основное направление эпистемологии, изучающей структуру знания джастификационизм, исходит из существования определения знания как истинного и обоснованного мнения и структурируется и функционирует как научная дисциплина со своими подразделами. Направление эпистемологии, изучающей социальные предпосылки создания знания (социальная эпистемология, социология знания) также структурируется как научная дисциплина.

    Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща гносеологическая (теоретико-познавательная1) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся та методология, о которой ведется речь применительно к теории нрава и государства, рассматривается через призму именно теоретико-познавательной функции, ориентирована на нее.
    Эвристическая функция
    Эвристика (др.-греч. «отыскиваю», «открываю») - наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения. Эвристические методы (другое название эвристики) позволяют ускорить процесс решения задачи.

    В Древней Греции под эвристикой понимали способ обучения, практикуемый Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. В настоящее время эвристическими способами решения задач называют способы, позволяющие минимизировать перебор возможных решений, зачастую основанные на интуиции. Значительный интерес к исследованию эвристических методов возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в которых человек не может дать точный алгоритм решения, с помощью технических устройств.

    Основным назначением эвристики является построение моделей процессов решения какой-либо новой задачи.

    Существуют следующие типы таких моделей:

    - модель слепого поиска, которая опирается на так называемый метод проб и ошибок;

    - лабиринтная модель, в которой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения - как блуждание по лабиринту;

    - структурно-семантическая модель, которая считается в настоящее время наиболее содержательной и которая отражает семантические отношения между объектами, входящими в задачу.

    Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики1.
    Методологическая функция
    Методологическая функция теории государства и права выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех других юридических наук. Во-первых, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, формируя при этом основные подходы в познании государственно-правовых явлений. В этом плане теория государства и права выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых, будучи наиболее общей наукой в системе юридических наук, она вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия (категории), положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов2.

    Методология науки, в традиционном понимании, - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

    Методология, в прикладном смысле, - это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.

    Вводятся важные понятия:

    научный метод - это упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине;

    теория (от греч. наблюдение, исследование) - это сложное многоаспектное явление, которое включает:

    обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества;

    совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел;

    гипотеза (от греч. основание, предположение) - это:

    научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией;

    условие применения правовой нормы (в юриспруденции), приобретения каких-либо прав (например, достижение определенных лет для получения пенсии по возрасту);

    наблюдение - это в общем и целом целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, а в частности в науке - восприятие информации на приборах, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента);

    эксперимент (от лат. - проба, опыт) - это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

    Дело в том, что метод в науке - это знание, используемое как средство получения нового знания1.

    Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод.

    Знания, разрабатываемые общей теорией права и государства, по своему характеру таковы, что в основном своем объеме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как общей теории права, так и общей теории государства, выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции.

    Методологическое значение общей теории права и государства обусловлено и тем обстоятельством, что в ее рамках разрабатываются проблемы методологии правоведения в целом, то есть проблемы использования самых различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции; строится определенная система такой методологии2.
    Политико-управленческая функция
    Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий.

    Политика (греч. - «искусство управления государством») - всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства.

    Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти3.

    Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает2.

    Политика - это участие в делах государства , направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства3.

    Политика это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов), например: - техническая политика.

    Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата.

    В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться.

    Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

    В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики - консенсусный и конфронтационный.

    Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения свободы, в которой выражено высшее общественное благо.

    Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.) исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

    уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;

    точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

    Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность политики, являются её соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учёт реальных экономических возможностей государства, его национально-этнических особенностей, условий политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.

    Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества1. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: инстуциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

    В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).

    Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

    Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
    Идеологическая функция
    Идеология (греч. - прообраз, идея; и - слово, разум, учение) - учение об идеях.

    В общем смысле идеология - это понятие, обозначающее структурированную систему определённых (чаще политических, социальных или общественных) чётко сформулированных положений и идей1.

    В более узком смысле идеология (в рамках системно-управленческого подхода) - это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления.

    Система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

    Термин «идеология» был введён в научный оборот французским мыслителем начала XIX века А. Л. К. Дестют де Траси. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому А. Л. К. Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

    При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

    быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений;

    выступать наиболее существенным компонентом имеющихся в наличии знаний;

    выполнять в связи с этим роль исходных принципов для практической деятельности.

    Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

    Идеология по К. Марксу - ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.

    Идеология по К. Мангейму - искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

    Идеология по Ролану Барту - современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.

    Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна1. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная, агитация и в ХХ, XXI веке появилось СМИ (средство массовой информации). Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут2. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами.

    Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом1.
    Воспитательная функция
    Близка к идеологической воспитательная функция теории права и государства.

    Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

    Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, Конституции.

    Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

    Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне2. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры.

    В самом широком смысле культура есть все достижения человечества, всё, созданное человеком. Едва ли кто-либо возьмёт на себя смелость утверждать, что право не есть продукт деятельности человека, а, следовательно, что правовая культура не есть часть культуры вообще. Очевидно, что культура есть продукт не любой, а непременно творческой деятельности. Для того, что бы вычленить правовую культуру из всего комплекса культурной жизни, достаточно определить сферу творческой деятельности, порождающую её1.

    «Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей», - пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М. Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры.

    Говорить о зарождении правовой культуры общества можно ровно с тех самых пор, когда, собственно, зародилось право, а именно в период перехода от присваивающего хозяйства к производящему, то есть в эпоху «неолитической революции». В ходе исторического развития формировались основные правовые понятия и категории, принципы права и правосудия и другие понятия, необходимых для развитой правовой системы2.

    Однако, через восприятие и переосмысливание правовых ценностей, наряду с правовой культурой общества, формируется правовая культура личности. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

    Таким образом, понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:

    правовая культура общества;

    правовая культура личности.

    Любые исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов - правовой культуры личности и правовой культуры всего общества. Такой подход позволяет считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом.

    В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

    Интересно отметить следующее. Несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура» был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века.
    Прогностическая функция
    Прогноз (от греч. - предвидение, предсказание) - предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания.

    Прогноз - это научная модель будущего события, явлений и т. п.

    Прогнозирование, разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса1.

    Прогностика - научная дисциплина, изучающая общие принципы и методы прогнозирования развития объектов любой природы, закономерности процесса разработки прогнозов.

    На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой2.

    Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.

    К основным методам прогнозирования относятся

    статистические методы;

    экспертные оценки (метод Дельфи);

    моделирование.
    Прикладная функция
    Государство и право, их многоплановое и активное функционирование суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причем это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, научно-технический прогресс, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка - вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.

    Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело.

    Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права - от существовавших в далеком и не слишком далеком прошлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

    В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе1. «Нет ничего практичнее хорошей теории»,- гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг.

    Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность... своего мышления».

    Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности научных разработок. Сама жизнь выдвигает новые объекты познания, отвергает отжившие. Традиционная проблематика теории государства и права дополняется новыми направлениями исследований, уводящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.

    Прикладная функция теории права и государства связана с непосредственным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

    Функции теории государства и права как учебной дисциплины
    Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой. Узкопрофессиональная подготовка здесь неприемлема, поскольку она не только обедняет интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует характеру его профессиональной деятельности как социально-публичной1.

    Понятно, что судьям, прокурорам, следователям, адвокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для разрешения различных юридических дел, т. е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но все это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких научных представлений о государстве и праве в целом, необходимости господства права, закона во всех сферах жизни общества, торжества прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамедлительная защита прав и свобод личности, обеспечение условий для свободного развития граждан есть первейшая обязанность всех органов государства вообще и правоохранительных в частности. Отсюда ясно значение теории государства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

    Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права - учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

    Теория государства и права - одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений1. Поэтому наряду с учебниками студентам надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, статьи в юридических журналах.

    Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

    Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин - конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др. Можно констатировать, что теория права и государства как учебная дисциплина является синтетической в отношении к научному теоретическому знанию о государстве и праве. По сути, она объединяет положения нескольких государственно-правовых наук1. Поэтому структурными элементами курса выступают общее учение о государстве (вопросы происхождения и развития государства формы правления и т.д.), ряд важнейших постулатов философии и социологии права, юридической антропологии и этнологии, а также юридическая догматика.

    Вторая функция - развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры2. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.
    Заключение
    В заключении данной курсовой работы можно сделать следующие выводы. Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

    В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

    Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.

    Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.

    Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, теория государства и права по обилию и важности своих функций по праву считается одной из фундаментальных наук обществознания.

    Функции теории государства и права как фундаментальной науки подразделяются на:

    1 Онтологическую функцию;

    2 Гносеологическую функцию;

    3 Эвристическую функцию;

    4 Методологическую функцию;

    5 Политико-управленческую функцию;

    6 Идеологическую функцию;

    7 Воспитательную функцию;

    8 Прогностическую функцию;

    9 Гносеологическую функцию.

    Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину.

    Во-первых, теория государства и права - учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина.

    Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала.

    В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука.

    Список использованных источников
    Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права. учебник. / М.И. Абдуллаев. – М.: НОРМА, 2011. – 300 с.

    Байтин М.И. О методологическом значении и предмете общей теории государства и права. / М.И. Байтин. – М.: Феникс, 2010. – 250 с.

    Васильев А.В. Предмет, объект и методы теории права и государства / А.В. Васильев. – М.: НОРМА, 2010. – 300 с.

    Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках / М.Ф.Воронина. – М.: НОРМА, 2010. – 300 с.

    Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности / В.А.Затонский. – М., ИНФРА-М, 2010. – 400 с.

    Каменко И.А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства и права / И.А.Каменко. – М.: Юристь, 2010. – 400 с.

    Керимов Д.А. Предмет общей теории государства и права / Д.А. Керимов. – М.: Феникс, 2010. – 250 с.

    Левакин И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине / И.В.Левакин. – М.: НОРМА, 2010. – 190 с.

    Мартышин О.В Нравственные основы теории государства и права. / О.В. Мартышин. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 250 с.

    Морозова Л.А. Основы государства и права: учебник. / Л.А. Морозова - М.: ИНФРА-М., 2010. – 400 с.

    Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. / Л.А. Морозова -М.: ИНФРА-М., 2009. – 450 с.

    Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. / В.С. Нерсесянц - М.: ИНФРА-М., 2009. – 400 с.

    Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. / В.С. Нерсесянц -М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2009. – 400 с.

    Новиков С.С. Проблемы теории государства и права / С.С. Новиков М.: ИНФРА-М, 2009. – 2010 с.

    Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М.: ИНФРА-М., 2012. – 410 с.

    Оксамытный В.В. Теория государства и права. учебник. / В.В. Оксамытный. - М.: ИНФРА-М., 2012. – 230 с.

    Протасов В.Н. К вопросу о специальной теории государства и права / В.Н.Протасов. – М.: НОРМА, 2010. – 240 с.

    Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. / Т.Н. Радько. - М.: ИНФРА-М., 2009. – 600 с. государство гносеологический прикладной

    Русинов Р.К. Теория государства и права: и пропедевтика, и профессионализация / Р.К.Русинов. – М.: ЮРИСТЬ, 2010. – 410 с.

    Сапун В. А. Введение в теорию государства и права /В. А. Сапун. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 270 с.

    Стрельников К.А. Вопросы методологии теории и истории государства и права / К.А.Стрельников. – М.: НОРМА, 2010. – 400 с.

    Борисов Ю.Б. Теория государства и права / под ред. Ю.Б. Борисова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 250 с.

    Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. М.: ИНФРА-М., 2010. – 200 с.

    Шишков В.И. Концептуальные проблемы подготовки студентов-юристов в процессе изучения теории государства и права / В.И.Шишков. – М.: НОРМА, 2010. – 400 с.



    1 Васильев А.В. Предмет, объект и методы теории права и государства. М., 2007. С. 10.

    1 Керимов Д.А. Предмет общей теории государства и права. М., 2010. С. 33.

    1 Оксамытный В.В. Теория государства и права. учебник. М., 2012. С. 20.

    1 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник. М., 2012. С. 20.

    2 Байтин М.И О методологическом значении и предмете общей теории государства и права. М., 2010. С.9.

    1 Стрельников К.А. Вопросы методологии теории и истории государства и права. М., 2009.С. 4.

    2 Новиков С.С. Проблемы теории государства и права М., 2010. С. 36.

    3 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. М., 2009. С. 120.

    2 Вебер М. Политика как признание и профессия. М., 2010. С. 103.

    3 Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 2010. С. 12.

    1 Борисов Ю.Б. Теория государства и права. М., 2009. С. 99.

    1Протасов В.Н. К вопросу о специальной теории государства и права. М., 2010. С. 28.

    1 Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках. М., 2009. С. 4.

    2 Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2010. С. 120.

    1 Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права. учебник. М., 2010. С. 25.

    2 Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. М., 2010. С. 14.

    1 Каменко И.А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства и права. М.,. 2008. С. 5.

    2 Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности.М.,2010.С.5.

    1 Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник. М., 2010. С. 130.

    2 Морозова Л.А. Основы государства и права: учебник. М., 2010. С. 24.

    1 Мартышин О.В.Нравственные основы теории государства и права. М.,2009. С. 12.

    1 Левакин И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине. М., 2009. С.85.

    1 Русинов Р.К. Теория государства и права: и пропедевтика, и профессионализация. М., С. 138.

    1 Шишков В.И. Концептуальные проблемы подготовки студентов-юристов в процессе изучения теории государства и права. М., 2009. С. 94.

    2 Сапун, В. А. Введение в теорию государства и права. М., 2010. С. 127.


    написать администратору сайта