Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии

  • 11. Философия французского Просвещения и материализм 15 века.

  • 12. Философское учение Канта

  • 13. Объективный диалектических идеализм Г. Гегеля

  • 14. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  • 15. Критика классической философии. Иррационализм западной философии 19-20вв. Философия жизни.

  • Философия. философия зачет. 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы


    Скачать 51.09 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения и его исторические типы
    АнкорФилософия
    Дата27.12.2021
    Размер51.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия зачет.docx
    ТипДокументы
    #319545
    страница2 из 3
    1   2   3

    8. Средневековая философия. Религиозный характер философской мысли. Номинализм и реализм Средневековой философии.

    9. Философия эпохи Возрождения. Антропологический характер философии Возрождения.

    Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

    Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

    Гуманистическое ( XIV - XV вв., представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

    Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

    Натурфилософское ( XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

    Реформационное ( XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

    Политическое ( XV - XV ] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

    Утопическо-социалистическое ( XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

    Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

    10. Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии

    Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время она опирается на науку, ориентированную на конкретные естественнонаучные знания. Это обусловило метафизический метод философского мышления. В его основе лежал тезис о том, что все в природе развивается по законам механики.

    В Новое время теория познания в философии была представлена тремя направлениями:

    1. Эмпиризмом

    2. Сенсуализмом

    3. Рационализмом

    Сенсуализм (Эпикур, Джон Локк, Этьен Боно де Кондильяк, Карл Густав Юнг) - направление в гносеологии (теории познания), признающее ощущения и другие формы чувственного восприятие единственным источником достоверных знаний.

    Эмпиризм (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джордж Беркли) – метод научного познания, в основе которого лежит опыт. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, наука должна служить жизни и практике, знания, не приносящие реальной пользы,- ненужная роскошь.

    Особенностью эмпиризма является разработанный Бэконом индуктивный метод – метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, в основе которого лежат наблюдения, анализ, сравнение, эксперимент. Им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию и философию. Философское кредо: «Знание – сила»

    Рационализм (Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Бенедикт Барух Спиноза) – один из самых распространенных направлений гносеологии Нового времени, в основе которого лежит вера в неограниченные возможности человеческого разума. Опыту рационалисты отводили роль простой практической проверки данных интеллекта.

    Декарт разработал дедуктивный метод научного познания, суть которого заключается в движении мысли от общего к частному, в определении неизвестного через ранее познанное. Считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»)

    Идеи материализма получили в Новое время очень широкое распространение, но в своеобразной форме. Например, по мнению Декарта, Вселенная представляет собой огромный механизм, не отрицая идеи существования Бога, он отводил ему роль силы, направившей первоначальный импульс к существованию и развитию мира, последующие изменения в котором определяются самостоятельной творческой силой материи.

    11. Философия французского Просвещения и материализм 15 века.

    ПРОСВЕЩЕНИЕ – это общественно-политическое движение Западной Европы XVII-XVIII веков, которое хотело исправить недостатки общественного устройства путем популяризации научных знаний и распространения вольнолюбивых идей.

    Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии

    В качестве девиза эпохи Просвещения были использованы слова И. Канта: "Имей мужество пользоваться своим собственным умом!"

    Это твёрдая, временами наивная вера в человеческий разум, необходимость избавления его от предрассудков и философских догм посредством пересмотра интеллектуальных ценностей, освобождения его от религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, избавления от политического гнёта, вера в прогресс человечества, религиозная и этническая терпимость и защита свободы, естественных прав человека и гражданина, которых его невозможно лишить. Просветительский разум носит критический и эмпирический характер, а, следовательно, связан с опытом.

    По мнению учёных и мыслителей, именно математика, механика и астрономия являются основой объяснения мира в простых и самоочевидных понятиях.

    Термин «просвещение» первоначально возник в среде французских мыслителей (Вольтер, Гердер) и окончательно утвердился после статьи И.Канта «Что такое Просвещение?», где Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

    В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

    1. деистическое;

    2. атеистическо-материалистическое;

    3. утопическо-социалистическое (коммунистическое).

    2. Деистическое направление французской философии XVII в. и его представители.

    Деизм – направление в философии, сторонники которого:

    • отвергали идею личного Бога;

    • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (паитеизмом);

    • видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более);

    • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение.

    К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

    3. Атеистическо-материалистическое направление и его представители.

    Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-метериалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

    Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

    4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители.

    Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формирования еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения.

    К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

    Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

    Вольтер утверждал, что «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Тем не менее, именно Вольтер как критик феодальных отношений и защитник идеалов буржуазного общества (но не как философ) был центральной фигурой французского Просвещения.

    Ж. Руссо интересовался вопросами философии истории и морали, также в поле его зрения были социальные проблемы, педагогические и психологические исследования.

    Эпоха Просвещения — одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. ... Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством — первый характерный признак эпохи Просвещения.

    Другим философским течением французского Просвещения был открытый материализм, сформировавшийся в процессе критики деизма на базе естественнонаучных идей Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона.

    Французские материалисты считали, что просвещение ликвидирует все суеверия. Наука, искусство, ремесла дают людям новые силы, оказывают им помощь в познании законов природы, которое должно привести их к отказу от религии.

    Рассматривая материю как единственную реальность, бес­конечную и вечную, французские материалисты полностью освободили материализм от теологической формы, придав ему открыто антирелигиозную направленность.

    Бэкон высказал идею, что человек должен постигать сотворенное Богом не только с помощью чувств, но и с помощью ума.

    Феербах = Характерной чертой его материализма был антропологизм заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, находящегося в неразрывном единстве с ней. Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.

    12. Философское учение Канта

    Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.

    Кант в теории познания- АГНОСТИК

    Творчество И. Канта разделяется на два периода: «докритический» и «критический». В работах первого периода важное место занимали вопросы естествознания и философии природы, в которых решались проблемы происхождения и развития солнечной системы. В критический период с позиций дуализма (дуализм, от лат. dualis двойственный, - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи) он исследует специфику познавательных способностей субъекта, законы деятельности разума и его границы.

    Сформулировал “всеобщий моральный закон”, принцип поведения людей, подходящий на все слу4аи жизни. Назвал он его “ Категори4еский императив” “в любой ситуации поступай так, 4тобы твой поступок мог стать образцом для других”

    И человек должен в своих поступках ориентироваться только на моральные нормы, независящие от природных законов и субъективных представлений.

    В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? как я могу это узнать? На что я могу надеяться?

    Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

    Процесс познания у Канта строится на дуалистическом расчленении действительности на два мира - мира материальных вещей и мира человеческого сознания, неспособного познать этот объективный мир.

    Существует 2 мира:

    1) Действительный мир - (мир “вещей в себе”) НОУНЕМЫ

    • Сущность

    • Непознаваем

    Познание начинается с того, что предметы объективного мира, которые Кант называет «вещами в себе», воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. В этой части своего учения Кант -материалист. Но в учении о формах познания, его границах он придерживается идеализма и агностицизма (агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания человеком окружающей действительности), поскольку утверждает, что «вещь в себе» принципиально непознаваема.

    2) Мир видимости - ( мир “вещей для нас”) ФЕНОМЕНЫ

    • Явления

    • Познаваем

    Иммануил Кант во всех своих трудах отдавал преимущество морали перед политикой, он считал, что права человека первичны и не могут быть нарушены никаким политическим строем

    Антиномии – это высказывания, которые опровергают друг друга.

    В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах. Оценив антиномии как иллюзии внеопытного применения разума, Кант устанавливает границы знания и открывает место вере. Но, утверждая, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть существование Бога, он выступает против вмешательства религии в дела науки. Однако он говорит, что вера в Бога необходима, так как без нее нельзя примирить требования нравственного сознания с царящим в жизни людей злом.

    Видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву).

    Был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами.

    13. Объективный диалектических идеализм Г. Гегеля

    Г. Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ. Исходным пунктом его философии является тождество бытия и мышления. Смысл этого исходного принципа заключается в следующем. Гегель считает: ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Почему?

    Сознание человека нельзя вывести из материи, ибо нельзя объяснить, как неживая материя могла породить разум. Это утверждение направлено против материализма.

    Материю невозможно вывести из человеческого сознания, ибо нужно объяснить, как возникло человеческое сознание. Это направлено против субъективного идеализма.

    Если ложны и материализм и идеализм (под которым Гегель подразумевает только субъективный идеализм), то нужно найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и человеческое сознание. Такой основой, считает Гегель, является Абсолютная идея, то есть внечеловеческое, мировое сознание.

    Данная позиция называется объективным идеализмом. Абсолютная идея представляет собой тождество бытия и мышления. По Гегелю этот принцип тождества заключается в том, что вначале природа, человек и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально, а затем Абсолютная идея, развиваясь, сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т. д.

    Философская система Гегеля состоит из трех частей: Абсолютная идея саморазвивается (познает себя) в трех формах: логика, философия природы, философия Духа. Рассмотрим содержание этих трех частей.

    1. Первая ступень развития Абсолютной идеи рассматривается в работе «Наука логики», которая, по определению Гегеля, представляет собой «науку об идее в себе и для себя». Абсолютная идея, существуя вне пространства и времени, в сфере чистой мысли, саморазвивается через логические категории за счет присущего ей внутреннего противоречия: тождества бытия и мышления (это такие же противоположности, как например, плюс и минус).

    П. Вторая ступень развития абсолютной идеи начинается с того, что Абсолютная идея отрицает себя и «опредмечивается», то есть выступает в виде предметов, тел, существующих независимо от человеческого сознания. Эта вторая фаза развития рассматривается в книге «Философия природы». Главные формы природного бытия Абсолютной идеи следующие: механика – пространство, время, материя, движение; физика – свет, тепло, химические реакции; органика – проблемы геологии, ботаники, зоологии. На этом завершается второй этап развития Абсолютной идеи в рамках природы.

    Ш. Третья ступень - Абсолютная идея переходит в заключительную фазу своего развития, которая рассматривается в работе «Философия Духа».

    Она состоит из 3-х частей:

    1) учения о субъективном духе – антропология, физиология, психология;

    2) учения об объективном духе – право, нравственность, государство;

    3) учения об абсолютном духе – искусство, религия, философия как высшая ступень самопознания абсолютной идеи.

    В философии завершается всемирная история, и Мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется,

    считает философ. Развитие Абсолютной идеи на этом заканчивается – она полностью познает свою суть в форме философии, а именно философии самого Гегеля. Таким образом, объективный идеализм

    Гегеля утверждает: первооснова мира - Абсолютная идея; и природа, и общество, и человеческое сознание - это ее воплощения.

    Важной заслугой Гегеля является то, что он сформулировал три закона диалектики, развив тем самым представления о принципе развития и принципе всеобщей взаимосвязи явлений. (Кстати, этим законам подчинено и развитие Абсолютной идеи).

    Закон единства и борьбы противоположностей – первый закон диалектики. Он указывает на источник развития – единство и борьбу противоположностей, то есть таких сторон явлений, которые не могут существовать друг без друга и, одновременно, исключают друг друга. Например, покой и движение, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное, бытие и мышление. Вместе они составляют диалектическое противоречие, то есть такое взаимодействие противоположностей, когда они находятся в отношениях единства и борьбы.

    Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – второй закон диалектики. Он указывает на механизм развития, выясняет, как именно оно происходит. Две противоположности - количество и качество находятся в единстве. Это единство – есть мера вещи, то есть граница, в которой предмет остается самим собой. Когда происходит изменение количества (уменьшение или увеличение), то наступает момент выхода за границы меры и, следовательно, переход к новому качеству. Наиболее наглядными примерами границ вещества являются точки кипения, плавления. Таким образом, закон показывает, как конкретно осуществляется процесс развития и появления нового качества предмета. Происходит это путем скачка и нарушения меры.

    Закон отрицания отрицания – третий закон диалектики. Он показывает направленность развития, раскрывая, как новое вырастает из старого в ходе его отрицания. При этом надо помнить, что отрицание здесь – это не уничтожение, полное разрушение, а отказ от всего отжившего и сохранение всего полезного для дальнейшего развития. Например, если птица склевала зерно – это его полное разрушение и прекращение дальнейшего развития.

    Но, если зерно посажено в землю и проросло, превратилось в корневую систему, стебель, листья, то это такое отрицание, которое дает возможность для дальнейшего развития зерна. Это диалектическое отрицание. Затем, когда растение даст новые зерна и само перестанет существовать, произойдет второе отрицание или отрицание отрицания. В данном случае это будет колос.

    14. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

    Фейербах Людвиг (1804—1872) — немецкий философматериалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Характерная черта материализма Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии».

    Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.

    Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по Фейербаху, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность, по Фейербаху -прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида

    Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

    По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек — центр всей методологии. Поэтому, с его точки зрения, не только искусство и религия, но также и философия, логика, методология, наука и т.п. — все это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности.

    В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического сенсуализма, полагая, что единственным источником нашего познания являются ощущения.

    С точки зрения диалектического содержания в истории материализма Л. Фейербаху явно не повезло. Дело в том, что его материализм однозначно оценивается как сугубо и исключительно метафизический.

    Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике он подверг идеалистический характер гегелевской диалектики Основное содержание и смысл философии Фейербаха - отстаивание материализма. В теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Религия рассматривается Фейербахом как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям.

    15. Критика классической философии. Иррационализм западной философии 19-20вв. Философия жизни.

    Современник Г. Гегеля А. Шопенгауэр в своих работах выступал как последовательный критик идеи отождествления бытия и мышления, приводящей к философским схемам постижения мира исключительно в рационально-логических категориях. На его взгляд, мир, который дан нам в представлении, не исчерпывается образами восприятия и мышления, он не есть лишь пассивный объект изучения, но альтернативной стороной существования мира является его бытие в качестве Воли.

    В ряде своих произведений Кьеркегор критикует абстрактную гегелевскую философскую систему, которая существенным образом ограничивает жизненные проявления человека исключительно сферой абстрактно-логического мышления.

    Что касается более позднего современника Шопенгауэра и Кьеркегора, представителя «философии жизни»Ф. Ницше(1844-1900), то его стиль философствования изначально отличает афористичность, полемичность и дух «мессианства» (склонность к провозглашению новых радикальных идей и истин). Основное свое внимание Ницше сосредотачивает на вопросах анализа человеческой морали, культуры, системы ценностей.

    Критика разума- разум оторван от жизни и не способен познать единичное, тк стремится постичь общее и закон.

    Критика понятий- игра понятиями «бытие», «субстанция», «материя», и др, они абстрактны, пусты и не соответствуют опытам и фактам.

    Критика метафизики- создала системы, оторванные от реальности, в которых человек предстает как часть мира.

    Критика антропологии- рассуждает о том, каким человек должен быть, а необходимо рассуждать о реальном человеке.

    Уже в первой половине XIX века возникает иррационалистическая метафизика А. Шопенгауэра, затем ранний предэкзистенциализм С. Кьеркегора, философия жизни Ф. Ницше, А. Бергсона, прагматизм Ч. Пирса и У. Джеймса.

    • Датский философ С. Кьеркегор (1813-1855) один из первых критиков рационализма Нового времени. Он ставит в центр философии проблему индивидуального бытия человеческой личности. Критикуя Гегеля за его стремление понять индивида в исторически конкретном аспекте объективного духа, Кьеркегор совершает существенный поворот от философской традиции Нового времени: необходим интерес к единичному существованию, а не только к общим сущностям, к логике.

    • Одним из наиболее ранних философов иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860). Его основная работа Мир как воля и представление. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о вещи в себе, абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.

    • Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль.

    • В начале XX века традиция иррационалистической критики научного разума была продолжена французским философом А. Бергсоном в работе Творческая эволюция. В центре внимания Бергсона мир сознания. Философ психологизирует действительность, в связи с чем отмечает ограниченность естественнонаучных методов познания. Французский философ различает два ряда образов (два вида опыта) как две стороны реальности: материю и жизнь. Различия между ними - в направленности процессов.

    • Особое место в неклассической философии занимает прагматизм, считающийся оригинальным американским философским учением. Это достаточно широкое и влиятельное течение в философии, зародившееся в последней трети XIX века. Его основоположник Ч. Пирс (1839-1914), логик и основатель семиотики ( науки о знаках).

    • Феноменология понимается, прежде всего, как метод, основанный на интуитивном усмотрении сути вещей (вернуться к самим вещам), через очищение сознания от эмпирических деталей и словесных наслоений. Основатель феноменологии Э. Гуссерль

    • Фрейд обосновал психоаналитический метод изучения человека, который стал известен как метод свободных ассоциаций. Ассоциация (связь) как явление довольно давно изучалась в философии и психологии. Ее суть состояла в том, что, наблюдая одно явление, индивид подразумевает другое, причинно связанное явление, и эта ситуация всецело находится под контролем сознания и мышления. Полное исключение сознания. Объект изучения-цельная человеческая личность. Механизм, осуществляющий баланс между стремлением к жизни и стремлением к смерти-влечение.

    Сущность философского иррационализма состоит в отрицании возможности разумного, логического познания действительности.

    Ее крупнейшими представителями были В. Дильтей, Ф. Ницше и А. Бергсон. Для них именно человеческая жизнь является основой бытия.

    Представители философии жизни скептически относились к возможностям науки, научного познания. Они считали прогресс способом ухода человечества от его действительных целей и проблем, которые лежат в области взаимоотношений между людьми и личностного самоопределения. Основными категориями философии жизни стали творчество, интуиция, воля. Прежде всего их волнуют способности человека, раскрывающиеся в экстремальных ситуациях: между жизнью и смертью, между здоровьем и болезнью, между свободой и несвободой. Их также волнуют вопросы межличностных отношений, отчуждения между людьми и утраты значимости прежних ценностей (добродетель, верность, честь)
    1   2   3


    написать администратору сайта