Философия науки. 1 Понятие науки, классификация наук. Особенности научного знания
Скачать 485.5 Kb.
|
27. Особенности технических наук. Техника – (техно – искусство, мастерство, умение греч.) (1) совокупность устройств, предметов, артефактов; (2) совокупность различных видов деятельности, направленных на изготовление, обслуживание и применение технических устройств; (3) совокупность знаний, которые включают в себя как предписания (рецепты), так и целую область научно технического знания. Технология – это деятельность и знания Техника – система средств направленных на достижение каких-либо целей; Наиболее эффективные способы достижение чего-либо; Совокупность приемов, правил, операций ведущих к получению каких-либо результатов. Задача естественных наук состоит в том, чтобы открывать законы природы, а задача технических наук – в том, чтобы поставлять эти законы на службу человеку Поэтому очень часто техника понималась и понимается до сих пор как прикладное естествознание.. Ремесленник сам изобретал эффективные способы достижения целей своей деятельности, не обращаясь к естественным наукам. Ведь экспериментальное естествознание появилось только в Новое время, Несомненно, что теперь естественные и технические науки тесно переплетены между собой, и знания, добываемые ими, дополняют друг друга. Но всё-таки, в технических разработках в большей мере ценятся такие качества, как прочность, надежность, стандартизация, чувствительность, быстрота и т.п., а в естественных науках – теоретическая глубина, истинность, точность, рискованность нововведения, способствующая прогрессу в теории и т.п., – и это связано с тем, что цели исследований естественных и технических наук различны… Далее, в технических науках существуют и свои особенные методы познания. например, в ходе проектирования и конструирования изучаются самые различные комбинации форм, размеров, конфигураций деталей в результате, появляются улучшенные эксплуатационные характеристики. Данный приём исследований получил название комбинационно-синтезирующий метод, который, можно сказать, является наиболее общим методом, применяемым в технических науках. Комбинационно-синтезирующий метод не следует, отождествлять с методом “проб и ошибок”,. Учёный-инженер комбинирует материалы не “вслепую”, а со знанием, свойств как исходных, так и получаемых материалов. В процессе технического творчества взаимодействуют множество методов: это и общие математические методы, и метод приближенных вычислений (в котором формулы подбираются в зависимости от требуемой степени точности), это и системно-структурный анализ, и информационные методы, это и метод идеализации и формализации, это и общие химико-физические методы, это и специфические методы различных технических наук, это и конкретная (рабочая) методика экспериментальных исследований и т.д. Наконец, к особенностям технических наук можно отнести также следующее. В технических науках изучается особый круг закономерностей (так называемых технических закономерностей), который не изучается другими науками. технические закономерности не существуют вне соответствующей аппаратуры; изменяется техника, изменяются и закономерности.– это закон рычага 1-го и 2-го рода, закон передаточного числа шестерен, закон шага винта, гидравлического удара, 28. Понятие техники. Проблема взаимосвязи науки и техники Понятие техники исторически изменяло свое содержание, и предложено довольно много определений, отражающих тот или иной ее аспект. Например, техника это: - ремесло, искусство, мастерство (от греч. techne); - совокупность приемов и правил выполнения чего-либо; - деятельность, которая ведет к переменам в материальном мире; - система орудий и машин; - совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей; - система искусственных органов деятельности человека; - собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы. Если обобщить все существующие определения техники, то основное ее содержание можно свести к трем основным аспектам. Техника - это: 1) совокупность устройств, предметов, артефактов; 2) совокупность различных видов деятельности, направленных на изготовление, обслуживание и применение технических устройств; 3) совокупность знаний, которые включают в себя как предписания (рецепты), так и целую область научно технического знания. Все эти совокупности для достижения поставленной цели Техника – система средств, которая: 1)является нейтральной по отношению к цели, и может употребляться в качестве экономящего усилие посредника. 2)служит хозяйственному удовлетворению потребностей и предотвращения определенных действий. 3)служит облегчению и формированию нашего бытия. 4)представляет собой уравновешенную совокупность методов и вспомогательных средств действий по овладению природой. Технология – деятельность и знания, связанные с изготовлением, обслуживанием и применением технических устройств. Варианты классификации техники:
Сущность техники Ясперс связываете трудом, который изначально присущ человеческому существованию, а технику определяет как средство. В непосредственной деятельности человека техника отсутствует, но как только появляется необходимость ввести преднамеренные действия, подчинить процесс человеческой деятельности каким-либо правилам, применить какие-либо орудия — возникает техника. Например, техника дыхания, техника танца, производительная техника и т.д. Техника, подчеркивает Ясперс, создает не только средства для достижения ранее поставленных целей, но и сама приводит к открытиям, результаты которых становятся новыми человеческими целями, например создание музыкальных инструментов или книгопечатание. В этом смысле техника открывает такие сферы деятельности человека, которые расширяют его возможности и ведут к новым открытиям. 1 Первый подход Техника истолковывается как прикладная наука. Наука добывает знания, а техника их применяет. Иными словами, наука и техника образуют здесь “неразрывное целое”. линейной модели, развитие науки и техники понимается здесь как единый процесс. . если мы попытаемся взглянуть на историю науки и техники, то сможем убедиться, что многие учёные (Архимед, Г. Галилей,) оказали существенное влияние на развитие техники, а многие инженеры (Леонардо да Винчи,.) стали выдающимися деятелями науки.И потом, к сказанному можно добавить, что и социальные организации науки и техники в принципе мало чем отличаются друг от друга, – те же научно-исследовательские институты, лаборатории, высшие учебные заведения, издательские центры, конференции, выставки и т.д. К тому же, и в естественных, и в технических науках в основном применяются одни и те же средства и методы достижения целей, – и там, и там имеется как своя экспериментальная, так и своя теоретическая часть. 2 Следующий подход процессы развития науки и техники здесь рассматриваются как автономные, независимые друг от друга процессы. Это эволюционной модели. в целом науку и технику представляют различные сообщества людей, в каждом из которых имеются свои цели, задачи и система ценностей. (К примеру, конечный результат деятельности ученных выражается в виде опубликованной статьи, а конечный результат деятельности техника в виде машины, технологического процесса, лекарства…) 3 развитие науки определяется главным образом достижениями в технике. классическая механика стала исследованием природы благодаря таким техническим приспособлениям как часы, весы, телескоп, маятник и т.д. Ведь многие технические изобретения были сделаны ещё до появления экспериментального естествознания. 4. техника, базирующаяся на открытиях в науке, во все времена превосходила технику повседневной жизни. его взглядам, вовсе не Галилей учился у ремесленников на венецианских верфях, напротив, он их научил многому. Заслуга великого ученого в том, что он заменил обыкновенный опыт основанным на математике и технически совершенным экспериментом… Л. Мамфорд. : преобразование научных результатов в практические инструменты было простым эпизодом в процессе открытия… Наблюдаемая сегодня тесная взаимосвязь науки и техники – это примечательная черта именно нашего времени… 29. Понимание сущности техники в концепциях Х. Ортеги-и-Гассета и Ф. Дессауэра. Хосе Ортега-и-Гассет - первый обратившийся к проблематике философии техники. Согласно Ортеге современная техника создала уникальную проблему: отмиранию и иссяканию способности человека воображать и желать. «Техника не является действием, которые человек делает, чтобы чего-то достич, она подразумевает прямо противоположное» Толкование : Техника – реакция человека на природу, а не осбстоятельства, в результате чего между человеком и природой возникает посредник – сверхприрода. Техника – усилие ради сбережения усилий. в использовании человеком избыточных, высвобожденных, благодаря этой самой технике, сил. Ортега дает обобщенную картину эволюций техники, разделяя ее историю на три главных периода. Эти периоды следующие: а) техника, связанная с отдельными случаями; б) техника ремесленника; в) техника, создаваемая техниками и инженерами. В первый период истории техники она — техника — может быть изобретена только случайно, по обстоятельствам. Во второй период некоторые достижения техники, изобретения осознаются как таковые, сохраняются и передаются от поколения к поколению ремесленниками, т.е. специальным классом общества. Однако и в этот период еще отсутствует сознательное изучение техники то, что мы называем технологией. Техника является лишь мастерством и умением, но не наукой. И только в третий период, с развитием указанного аналитического способа мышления, исторически связанного с возникновением науки Нового времени, появляется техника техников и инженеров, научная техника, “технология“ в буквальном ее понимании. В наше время, считает Ортега, человечество прежде всего обладает техникой в существенном смысле этого термина, т.е. технологией, и лишь затем — техникой в смысле технических устройств. Люди теперь хорошо знают, как реализовать любой проект, который они могли бы выбрать даже до того, как они выберут тот или иной конкретный проект. Ортега прямо-таки интригующе предсказывает, что Запад, по всей вероятности, будет вынужден обратиться к техникам Азии. Дессауер. Делание, особенно в виде технических изобретений, может установить позитивный контакт с "вещами самими по себе". Дессауер формулирует определенную теорию моральной значимости техники. Большинство концепций техники ограничиваются рассмотрению практических выгод и польз. Технике свойственны автономные, преобразующие мир последствия. Сущность техники проявляется не в предметах техники, а в самом акте творчества. Иными словами, сосредотачивается в моменте, когда техника появляется на свет в виде замысла, проекта или наброска конструкций. У Платона кроме чувственного мира существовал мир идей, который имел духовную природу, где находятся все идеи, какие только есть. Когда человека открывает что-то новое, он лишь приобщается к царству идей. Дессауер формулирует определенную теорию моральной (если не сказать мистической) значимости техники. Большинство концепций техники ограничиваются рассмотрением практических выгод и пользы. Для Дессауера же создание техники носит характер кантовского категорического императива или божественной заповеди. По Дессауеру, свойственные только технике ее автономные преобразующие мир последствия — свидетелем того, что техника является трансцендентной моральной ценностью. Люди создают технику, однако ее могущество, “сравнимое с мощью горных хребтов, рек, ледникового периода или даже планеты“, переходит грань всякого ожидания. Техника приводит и действие нечто большее, чем эти могущественные силы. Современная техника не должна восприниматься как “средство облегчения условий человечкского бытия“ (как утверждал Фрэнсис Бэкон); в действительности техника есть “участие в творении…, величайшее земное переживание смерти“. Согласно концепции Дессауера, техника становится религиозным переживанием и опытом, и само религиозное переживание приобретает техническую значимость. По Ф. Дессауэру : современная техника – не просто средство бытия, через технику человек участвует в действительности, техника – величайшее переживание действительности. 30. Понимание сущности техники в концепциях О. Шпенглера и М. Хайдеггера. О. Шпенглер: . Жизнь борьба, решающую роль играет тактика жизни. Техника – тактика всей жизни в целом, представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, которые равнозначны самой жизни. Техника выходит за пределы человеческой жизни, также есть техника у животных и у растений. По Шпенглеру, отличительными чертами западноевропейской техники (как и науки, еще со времен готики движимой жаждой знаний с целью господства над природой и людьми) являются: стремление не только использовать природу в ее материалах, сырье, но и поставить себе на службу ее энергию; сказавшаяся уже в мечтах средневековых монахов о perpetuum mobile идея автоматизма техники; еще одна характерная черта западной цивилизации - безразличие науки к приложению ее открытий. Тезис о "целесообразности" технического прогресса Шпенглер считает обманом, ибо из подъема техники, утверждает он не без оснований, не следует экономии труда ("роскошь машины превосходит все другие виды роскоши..."). Выделяя в развитии техники императив perpetuum mobile, имманентной логики вещей (впоследствии - важнейший аргумент технократии), Шпенглер обосновывает тезис о собственных закономерностях развития техники. Современную эпоху Шпенглер расценивает как приближение "времени последних катастроф": "механизация мира, - подчеркивает он, - вступила в стадию опаснейшего перенапряжения", - так, все органическое становится жертвой экспансии организации, искусственный мир вытесняет и отравляет мир естественный и т.д. Эти положения, высказанные Шпенглером в предельно драматическом тоне, дали повод некоторым современным исследователям видеть в нем пионера сегодняшней глобальной проблематики, ставившего проблемы экологического кризиса и т.п. Однако в то же время Шпенглер глубоко верит в творческий гений европейца, человека "фаустовской культуры": философ убежден, что еще долгое время будут изыскиваться возможности возобновлять природные ресурсы или замещать их. Западный мир погубит им же развязанная гонка вооружений: военный крах "американо-западноевропейской техники" значительно ближе, чем экологический кризис в его необратимости. Существует очень много техники без орудий, без инструментов. Существует неисчислимое множество примеров этого (техника дипломатии, техника управления); Речь идет не о вещах, а о целенаправленной деятельности, техника распространяется далеко за пределы человеческой жизни (например, у животных, растений). В центре его работ - онтологическая интерпретация техники. Он не приемлет представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности - инструментальный и антропологический подходы к технике. Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. М. Хайдеггер: Техника представляет собой проблему по меньшей мере в трех смыслах. Первый смысл касается онтологической стороны или сущности того, что мы называем техникой. Это исходный пункт хайдегтеровской постановки вопроса о том, что такое техника, сформулированной в очерке, написанном на основе курса лекций, прочитанных им в 1949 году. Хайдеггер отвергает традиционные ответы, которые сводятся к тому, что техника является нейтральным средством в руках человека. В противоположность инструментальному воззрению на технику как на нейтральное средство, Хайдеггер доказывает, что техника лишь часть истины или откровения, что, с одной стороны современная техника является откровением, при котором человек использует природу, не нарушая ее естественного состояния, с другой — бросает ей вызов тем, что из природною материала производит тот или иной вид энергии и, не будучи зависимым от природы, накапливает и передает их. Для того чтобы охарактеризовать современную технику как “откровенную“, обладающую особым характером “полагания“ и “вызова“, Хайдеггер сопоставляет традиционную ветряную мельницу и электростанцию. Каждое из технических сооружений как бы обуздывает природную энергию и используется человеком для осуществления тех или иных своих целей. Однако ветряная мельница и мельница с водяным колесом находятся в таком отношении с природой, которое дает основание сравнивать их с произведениями искусства, утверждает Хайдеггер. Прежде всего, они, конечно, связаны определенным образом с землей, чего нельзя сказать о современном технике хотя бы по той причине, что они просто передают движение. Если нет ветра и не бежит вода, то тут уж ничего не поделаешь: движение прекращается. Кроме того, именно как определенные структуры эти сооружения в целом приспосабливаются к ландшафту, интенсифицируя углубляя его характерные черты, часто раскрывая и используя те свойства местности, которые без строительства мельниц вряд ли были бы замечены. Ветряная мельница стоит на равнине, подобно маяку, привлекая внимание путника к этому маленькому оазису, наделяющему своим светом и возвышающимися над местностью контурами приятные черты той или иной, без него полной скуки местности. Работающая на каменном угле электростанция, наоборот вырабатывает базовые формы физической энергии и затем накапливает их в чувственно не воспринимаемой форме. Электростанция не передает никакого движения. Она преобразовывает или высвобождает движение и затем трансформирует его. С доисторических времен и до начала промышленной революции природные материалы и силы, с которыми человеку приходилось иметь дело, остались, в известной мере, теми же; они постоянны. Это — дерево, камень, ветер, сила падающей воды, животные. Однако современная техника идет по новому пути использования земных ресурсов — она экстрагирует накопленную энергию в виде каменного угля, затем преобразовывает его в электрическую энергию, которая в свою очередь, может быть накоплена, а затем использована для дальнейшего распределения по человеческим потребностям или применена по воле человека. “Высвобождение, преобразование, накопление, распределение и коммутирование (переключение) — таковы пути технических открытий“, характерные для современного развития техники. Более того, какая-нибудь электростанция редко вписывается в естественный ландшафт или дополняет его. Огромные дамбы пересекают каньоны и пороги больших рек. Атомные электростанции не только загрязняют окружающую среду выделяемыми ими теплом и радиацией. Их строительств вызвано нуждами городов, а внешне их очертания зависят только от научных и математических расчетов, поэтому все они похожи друг на друга и в таком виде как бы накладываются на любой ландшафт независимо от его характера. Современная наука, по Хайдеггеру, характеризуется посредством объектификации (опредмечивания) естественной окружающей среды в описании мира в математических терминах, при котором неизбежно игнорируется сам земной характер мира, его естественность, и это создает возможность производства предметов, объектов без подлинной индивидуальности и вещности. И Хайдеггер утверждает, что вместо того, чтобы рассматривать технику в качестве прикладной науки, точнее было бы рассматривать науку как теоретическую технику. Реальность “позволяет“ человеку манипулировать ею техническими средствами, в известном смысле означает, что сама действительность поощряет человека к такого рода действиям, призывая к манипулированию природой. Реальностъ поэтому должна нести как бы определенную ответственность за ее же эксплуатацию человеком, подобно тому (если позволителен такой пример) как хозяин, когда он уходит из дома и оставляет дверь открытой, в какой-то мере провоцирует на грабеж. “Техника, сущностью которой является само бытие, никогда не может позволить людям преодолеть ее. Это, в конечном счете, означает, что именно человек является господином бытия”. |