Ответы к зачёту по Политологии. 1. Понятие политологии как науки. Место политологии в системе социальных наук
Скачать 120.07 Kb.
|
- Смешанная избирательная системаСмешанная(гибридная) избирательная система. Если в партийном списке кандидатов указываются мажоритарные округи, в которых каждый из кандидатов будет баллотироваться, то партийные списки становятся открытыми, и пропорциональная система превращается в гибридную. Проще говоря, гибридная избирательная система сочетает в себе признаки и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем. Порядок определения депутатов осуществляется по тем же принципам, что и в мажоритарной системе, а порядок выдвижения кандидатов такой же, как и в пропорциональной системе. №29. Современные избирательные технологии. Избирательные технологии – явление политической жизни, возникшее сравнительно недавно. Оно неразрывно связано с политическим маркетингом – комплексом мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании. Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Первая такая фирма была создана в Калифорнии в 1933 г. За 20 лет работы она провела 75 избирательных кампаний и в 70 победила. В современных государствах действуют многочисленные фирмы подобного рода. Наиболее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области политического маркетинга, является «Никколо М.». Наряду с ней действуют десятки других менее известных компаний. Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний. Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:
Рассмотрим эти стадии подробнее. Сбор и оценка информации, проводимые с помощью обследования общественного мнения, позволяют установить электоральные намерения, отношение населения к положению в стране, выявляют проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями (проблемы здравоохранения, экономики, обороны). Изучение соперников дает представление о сильных и слабых сторонах всех партий, участвующих в выборах, о кандидатах, вызывающих наибольшее доверие у избирателей. Такое обследование позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Оно помогает установить сильные и слабые стороны партий, заботы и опасения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы.
№31. Понятие политической культуры и ее структурные элементы. Современные концепции политической культуры. Политическая культура- это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это динамическая, развивающаяся, постоянно обогащающаяся историей в своем содержании и формах система, чутко реагирующая на изменения в реалиях окружающего мира. Структурные элементы: В структуре политической культуры целесообразно выделять познавательные, нравственно-оценочные и поведенческие элементы. - Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни. - Ценностные элементы политической культуры воплощают: общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; политическую самооценку. - Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях. Современные концепции политической культуры: - Психологический подход: полит.культура рассматривается как набор психологич. ориентаций на социально-политические объекты и процессы. - Комплексный, обобщающий подход: культ. приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к политическим отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания. - Объективистская (нормативная) трактовка. Полит. культура определяется как совокупность принятых политич. системой норм и образцов политического поведения. - Эвристическая концепция: политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения. №32. Функции политической культуры • познавательная – усвоение гражданами необходимых политических знаний и формирование у них политических взглядов и убеждений; • коммуникативная – передача политических знаний, ценностей, опыта; • воспитательная – формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности; • интегративная – формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя; • регулятивная – обеспечение рационального воздействия граждан на политический процесс; • нормативно-ценностная – закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, норм. №33. Типология политической культуры. Политические субкультуры. В современном обществе выделили 3 чистых типа полит. культуры. 1.Патриархальная. Характеризуется полным отсутствием у человека интереса к политике, политической власти, политическим институтам. Индивид маловосприимчив к пол-й культуре и не выполняет никакие пол-ие роли, т.е. политические интересы человека не выходят за рамки первичного сообщества. Данный тип ПК характерен для первобытно общинных обществ, которые до сих пор существуют в мире (в Африке). 2.Подданническая хар-ся тем, что в ней имеются специализированные пол-е институты, однако индивидуальная активность отдельных личностей либо очень низка, либо вообще отсутствует. Т.о. пол-ие функции выполняют специальные институты, тогда как обычные граждане могут лишь выражать своё отношение к ним. 3.ПК участия отличается политической активностью. Каждый человек признаётся полноправным участником политической жизни. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций). Ярким примером культуры такого типа являются современные дем-е общества, поскольку в них наблюдается политизация общ-й жизни, а политическое измерение жизни становится значимым для всех людей. Но чаще встречаются смешанные: 1.Доминирующая ПК – это совокупность ценностей норм, представлений и гос-ых символов, которые разделяются большей частью граждан. 2.Политическая контркультура. Пол-я контркультура – это сов-ть ценностей, норм, представлений и символов, которые противоречат и идут в разрез доминирующей культуре. 3.Политическая субкультура – это совок-ть ценностей, норм, представлений и символов, которые хар-ны для той или иной соц-ой группы внутри общества. Пол-ая субк-ра оличается от контркультуры тем, что она не противостоит доминирующей и не стремится к её уничтожению. Политические субкультуры: - Региональные субкультуры обусловлены различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов т.п. Это порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культ. и на их политико-культурный уровень -Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономич. статус и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. -Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На полит. Культ. этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. -Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей. -Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре общества, образовательному, половозрастному и другим признакам. №34. Основные пути формирования политической культуры и факторы, определяющие ее содержание. Основные пути формирования политической культуры. 1) Деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов. Посредством принятия законодательных актов определяются соответственно и параметры политической культуры. 2) Политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций и, прежде всего, политических партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, электоральное поведение, представления о месте партий в политической системе общества, отношении между партиями и государством и т.п. 3) Участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан. Так, огромное влияние на политическую культуру западных стран оказал протестантизм, ориентирующий граждан на труд, повиновение закону, активную жизненную позицию. 4) Информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации. СМИ могут формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения, воздействуя на максимальное число людей в кратчайшие промежутки времени. Особенно важную роль СМИ играют в переходные периоды жизни общества. 5) Воздействие бизнеса на политические отношения (в странах с рыночной экономикой). В сферу политики переносятся соревновательность, поиск компромиссных вариантов решения проблем и т.д. 6) Перенос с большими или меньшими изменениями принципов, норм и моделей деятельности армии на политическую жизнь (в странах с тоталитарным, авторитарным режимом правления). Среди таких принципов необходимо отметить единоначалие, действие по команде, ограничение демократии, ориентацию на использование силы, повышенную секретность и т.п. 7) Перенос принципов семейных отношений на политическую жизнь. Они определяют культурное содержание политики. 8) Образовательный и воспитательный процесс в учебных заведениях, в рамках которого происходит подробное информирование о политической системе и ее нормах. История, общественные науки – важнейшие средства утверждения патриотических ценностей, оправдания существующей политической системы, воспитания добропорядочного, законопослушного, лояльного властям гражданина. - Исторический опыт. Он определяет качество политической культуры. Особую роль здесь играют исторические события с глубокими последствиями – войны, революции, национальные кризисы и т.п. - Экономические факторы. Большое значение на уровень политической культуры оказывают наличие или отсутствие частной собственности, экономической свободы, экономической стабильности, системы законов, регулирующих экономическую деятельность, сильных позиций у среднего класса и т.п. - Геополитический фактор. №35.Политическая культура и избирательные кампании в России. Избирательная кампания-совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В предвыборной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и так далее. Основными формами (способами) агитации в ходе кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение предвыборной кампании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и др.). №36. Идеологии на рубеже XX-XXI вв.: статика и динамика. Политическая идеология (т.е. системы взглядов, теории, выражающие интересы классов, наций и других больших социальных групп в их борьбе за существование и власть) в XX – XXI вв. представляет пеструю и подвижную картину. Все идеологические течения условно можно разделить на консервативные (направленные на сохранение господства правящей элиты), либерально-реформистские (выражающие интересы средних слоев) и радикальные (направленные на кардинальное изменение общественного строя). Реальная политическая картина гораздо сложнее. По разным основаниям в ней можно выделить следующие политические теории и организации: - консервативные, реформистские и радикальные; - праворадикальные (например, фашистские), буржуазно-консервативные, буржуазно-либеральные, умеренно-социалистические и радикально-социалистические (например, коммунистические). В деятельности конкретных партий могут сочетаться разные составляющие. Например, в т.н. исламском фундаментализме присутствуют элементы консерватизма, правого и левого радикализма. Более всего сегодняшняя цивилизация нуждается в разумном реформизме, т.к. его слабость обычно порождает консерватизм и радикализм. Крайний радикализм в век НТР и современного оружия весьма опасен. Крайний консерватизм, стремясь к стабильности общества, нередко выступает в качестве тормоза общественного прогресса. Поэтому все актуальнее становятся проблемы научности, обоснованности различных политических теорий и готовности людей к их восприятию (политической грамотности, политической культуры). Преобладание рациональных начал в культуре ХХ в. не означает, что в диалоге религиозной и научной идеологии последняя победила. Хотя в целом для ХХ в. характерна секуляризация, т.е. вытеснение религии и церкви светскими, мирскими началами, она влечет за собой не ликвидацию религии, а изменение её структуры и роли. В индустриальном обществе происходит снижение роли церкви как социального института и частичная замена её внецерковной религиозностью (личными религиозно-нравственными исканиями человека). Крайняя форма секуляризации – атеизм. Правда, убежденных атеистов даже в индустриальном обществе очень мало. По опросам 1980-х гг. в США их было лишь 6% (в других странах еще меньше). Исключение составлял СССР, где к верующим себя относили лишь 15% граждан. В эти же годы среди почти пятимиллиардного населения Земли насчитывалось 1,4 млрд. христиан (800 млн. католиков, 400 млн. протестантов, 200 млн. православных), 800 млн. мусульман, 300 млн. буддистов, 600 млн. индуистов, 300 млн. конфуцианцев и миллионы приверженцев других религий. Религиозность – это не только вера в чудо или какого-либо Бога, но особый, отличный от науки, иррациональный способ мировосприятия, познания и поведения, присущий в той или иной мере любому человеку (в т.ч. и атеисту). К сожалению, снижение роли традиционных мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и сложившихся веками конфессий (устойчивых церковных организаций) приводит к тому, что многие люди сегодня попадают под влияние тоталитарных (стремящихся к полному контролю над личностью) сект, таких как церковь Сайентологии (в России больше известная как дианетика) и др., становятся фанатичными поклонниками радикально-экстремистских идеологий и лидеров. На рубеже ХХ – XXI вв., в связи с обострением глобальных проблем и трудностью их рационального, научного разрешения, наблюдается явный рост религиозности, и то, какие она примет формы, может стать одной из проблем культуры ХХI в. №37. Основные мировые идеологии (неоконсерватизм, неолиберализм, |