Главная страница

экзамен по тгп. 1. Понятие, предмет и функции теории государства и права. Теория государства и права (как наука)


Скачать 1.06 Mb.
Название1. Понятие, предмет и функции теории государства и права. Теория государства и права (как наука)
Анкорэкзамен по тгп.doc
Дата30.04.2018
Размер1.06 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаэкзамен по тгп.doc
ТипДокументы
#18729
страница3 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

5. Основные школы (концепции) правопонимания.

Существует три основных школы правопонимания: 1) естественно-правовая (нравственная); 2) нормативная (позитивная); 3) социологическая.

Основные положения естественно-правовой концепции.

  1. Естественное право возникло с целью обоснования особой роли и места человека в обществе.

  2. Основа концепции - идея неотчуждаемости прав человека.

  3. Право существует до, вне закона.

  4. Закон - гуманный, негуманный; правовой, неправовой; справедливый, несправедливый.

  5. Снижение роли государства, так как человек и общество возникли раньше. Государство придаток, иногда враждебная сила, противостоящая праву.

  6. Государство не может повлиять на права и свободы.

  7. Проблема - отрицание государства, как гаранта соблюдения прав и свобод.

В целом, право есть общая мера свободы и справедливости (прав и свобод), обусловленная природой человека. Данная концепция отделяет право от государства, полностью смещается на личность.

Основные моменты нормативной концепции.

  1. Право и закон совпадают.

  2. Право - позитивное, т.е. система общеобязательных формальных норм, обеспеченных государственным принуждением.

  3. Право реально, когда закреплено, сформулировано, выражено официально.

  4. Только закон целесообразен.

В целом, понимание права, как системы норм, изложенных в законах и других нормативных актах.

Основные моменты социологической концепции.

  1. Реализация идей, норм в жизнь.

  2. Позитивное право - право на бумаге, не работает.

  3. Право то, что применяется, оно функционирует, изменяется. Право в действии.

В целом, рассматривает право в действии, в развитии и обеспеченности. Право это то, что работает, функционирует, реализуется.

Многоаспектное видение права (Шафиров В.М.).

Каждая школа отражает не право в целом, а только отдельную его часть, но в полном объёме. Человек от рождения приобретает права и свободы, но некоторые права приобретает и в процессе жизни. Основные идеи естественно-правовой концепции получили выражение в позитивном праве. Главное в праве - мера свободы (права и свободы). Нормативная концепция - формально-юридический подход к праву, изучает форму права. Социологическая концепция - не надо ограничивать право документами, право должно рассматриваться в движении.

6. Принципы права.
Принципы права - это основополагающие начала, идеи, которые в концентрированном виде выражают сущность и содержание права.

Авторитет права - это авторитет заложенных в нём идей, идеи определяют мировоззрение, отношение человека к праву, желание действовать по праву.
Признаки принципов права.

  1. Принципам права характерна высшая степень императивности и универсальности действия (безусловность положений, содержащихся в принципах права).

  2. Универсальность принципов права - предполагает всестороннее, всеохватывающее действие.

  3. Характеризуются стабильностью, устойчивостью, постоянством и долговременностью действия и, в отличие от норм права, остаются неизменными в течении длительного времени.

  4. Принципы обеспечивают единство и непротиворечивость правового регулирования (принципы права объединяют все отрасли права).

  5. В принципах закрепляется не только правомерное, но и активное правомерное поведение.

  6. Принципы права закрепляются в статьях Конституции, законов либо прямо, либо косвенно. При косвенном закреплении принцип выводится из смысла международно-правовых документов, Конституции, законов путём их тщательного анализа.

Принципы менять нельзя!!!
Функции принципов.

1. Информационно-ценностная функция - данная функция оказывает воздействие на субъективную сторону человека, задача обеспечить усвоение субъектом личного и социального смысла общих начал права, а также в них выражаются ценности (нравственные, экономические, культурные и т.д.) и полнота правовых ценностей.

2. Регулятивная функция - принципы права оказывают непосредственное регулятивное воздействие при реализации прав и свобод субъектов, имеющих равны правовой статус, выполняющие совпадающие роли. Принципы права необходимы когда:

а) когда есть пробел в праве и допускается аналогия права, то необходимо исходить из принципов права;

б) при использовании правоположения или обыкновения в правоприменительной практике (руководство для судов);

в) когда существует коллизия в праве, дефекты в праве.


Виды принципов.

  1. Общеправовые принципы.

  2. Межотраслевые принципы.

  3. Отраслевые принципы.

  4. Принципы институтов.



Общеправовые принципы,

развивающие идеи свободы и справедливости

Общеправовые принципы не имеют границ, пронизывают всё право и развивают идеи свободы и справедливости.

1. Принцип верховенства права. Его суть, во-первых, в том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие естественные и неотчуждаемые права человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ; во-вторых, Конституция РФ имеет прямое действие. Законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ, не имеют юридической силы.

2. Принцип законности. Требование соблюдения Конституции РФ всеми субъектами - государственными и общественными организациями, должностными лицами, гражданами.

3. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому на всех органах власти, организациях и учреждениях, общественных объединениях лежит обязанность, долг не только не нарушать права и свободы, но и обеспечивать их развитие, полную реализацию, охрану, укреплять их гарантии. Отношения с гражданами должны строиться только на нравственно-правовых началах.

4. Принцип справедливости (правды, правового равенства), торжества истины - применение ко всем лицам «равной меры» при наделении правами и обязанностями, соразмерность её при однотипных условиях, равноправие граждан независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

5. Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других людей, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

6. Принцип широкой доступности правовой информации. Он лежит в основе права человека и гражданина знать свои права, свободы и обязанности. Одновременно государство, местные органы власти обязаны публиковать и распространять тексты законов и других нормативных правовых документов. Только (и только!) в случае выполнения данной обязанности справедливо правило, что незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Неопубликованные законы, другие нормативные правовые документы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться и не влекут юридических последствий при их несоблюдении.

7. Принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Государство и гражданин связаны взаимными правами и обязанностями. Невыполнение каждой из сторон своих обязанностей или злоупотребление правом должно влечь юридическую ответственность. Возмещению подлежит как материальный, так и моральный вред. Если государство нарушает данный принцип, то гражданин в праве в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина.

8. Принцип судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
7. Соотношение права и морали (общее, особенное, взаимодействие).
Мораль или нравственность - это сложившиеся в обществе духовные начала свободы, справедливости, добра, достоинства и чести. Они выражены в принципах и нормах морали. Мораль и право органически связанные явления. Мораль лежит в основе права. Отсюда законы, подрывающие моральные начала общества, не могут считаться правовыми.

Конечно, мораль не однородна. Некоторые граждане, а порой и целые группы людей, имеют искажённые и даже извращённые представления о поощряемом и осуждаемом, добром и злом. Поэтому только прошедшие проверку временем и разделяемые большинством жителей страны нравственные заповеди должны выражаться в правовом законе.

Мораль - это общая мера свободы и справедливости, поддерживаемая саморегулированием личности своего поведения и общественным мнением.

Единство (общее) права и морали.

1. Право и мораль являются достижением цивилизации и культуры.

2. Право и мораль обусловлены осознанием индивидом своего «Я», своего достоинства, развитием личной свободы, независимости, появлением частных интересов.

3. Право и мораль имеют общие экономические, исторические, культурные, политические и др. условия становления и развития.

4. Право и мораль признают человека, его права и свободы, достоинство высшей ценностью.

5. Право и мораль являются свойством личности, они неразрывны с личностью.

6. Право и мораль представляют собой общую меру свободы и справедливости поведения.

7. Право и мораль выступают регуляторами поведения (регулируют, направляют, ведут к определённому результату).

8. Право и мораль служат единой цели - формированию гуманного, демократического гражданского общества, правового государства.

9. Право и мораль связаны с социальным принуждением.

Различие (особенное) права и морали.

1. По происхождению: становление права в отличие от морали связано не только с формированием свободной личности, гражданского общества, но и государства (если не было бы государства, право не смогло бы выжить, получить закрепление и поддержку). Для появления и утверждения морали сила государства не требуется. Для морали, воздействие государства вторично, мораль обитает в душе человека, мораль нельзя навязать силой государства. Мораль развивается по своим законам в рамках общества, путём саморегуляции.

2. По форме выражения: право содержится в официальных юридических документах - нормативном акте, нормативном договоре, судебном прецеденте. Наличие письменной формы для права обязательно. Мораль прежде всего содержится в общественном сознании, хотя и может иметь письменную (конечно неофициальную) форму (христианская мораль в Библии).

3. По времени начала: право начинает действовать в точно установленные сроки (с момента опубликования закона, с определённой в законе даты и т.п.). Мораль нельзя ввести в действие в заранее определённый срок. Она начинает оказывать влияние постепенно, по мере её осознания.

4. Посредством права регулируется внешнее поведение, требующее не только саморегуляции, но и государственного регулирования, государственной оценки, государственного обеспечения. Мораль воздействует на внутренний мир человека (совесть, честь, долг). Моральной оценке поддаются все стороны жизни.

5. Для права в большей мере характерна детальная регламентация поведения. По этой причине в праве используются нормы права на удельный вес больше. Мораль в большей мере представляет собой систему принципов (общих идей).

6. По способу обеспечения: при правонарушении требуется применение мерюридической ответственности к правонарушителям. За аморальные проступки применяются только общественное воздействие.

Право и мораль тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга.

Влияние морали на право.

1. В сфере правотворчества. Мораль оказывает влияние: 1) на субъектов правотворчества; 2) процесс правотворчества 3) на окончательный результат правотворчества. Под воздействием нравственности принимаются новые законы, вносятся изменения в действующие, которые регулируют отношения в какой-то одной или двух отраслях права, а практически во всех отраслях права. Вообще учёт принципов морали в процессе правотворчества в современных условиях превращается в устойчивую тенденцию. Много новелл появилось под влиянием морали в Конституции РФ. Вот одна из ярких иллюстраций этого. В ст. 51 Основного закона страны сказано: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников...». Теперь уже никто не вправе принудить человека вопреки своей воле и совести свидетельствовать в отношении родителей, детей, деде, бабушки, родных братьев и сестёр.

Субъекты правотворчества должны обладать моральными качествами.

2. В сфере применения права. В сфере правоприменения мораль необходима при разрешении конкретных гражданских, семейных, уголовных дел оценке личности истца, ответчика, подсудимого и т.д. В частности суд не сможет вынести справедливый приговор, не опираясь на нравственные критерии по делам о клевете, оскорблении, о половых преступлениях, хулиганстве и др. Не восторжествует справедливость, если по делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о детях при расторжении брака, о недобросовестной конкуренции, о трудовых спорах не использованы нравственные характеристики участвующих в разбирательствах субъектов.

Таким образом, мораль при правоприменении влияет: 1) на субъекта применения права; 2) на процесс правоприменения 3) на акт правоприменения.

Субъект правоприменения - существует понятие этика юриста.

Процесс применения права: в процессе применения права мораль используется для выявления юридической квалификации или конкретных действий субъектов (оскорбление). Тогда, когда требуется оценить личность конкретного гражданина.

Акт применения права не должен быть в оскорбительной форме.

3. В сфере непосредственной реализации права. Мораль воздействует: 1) субъекта реализации права; 2) процесс реализации права; 3) результат реализации.

При совершении действий, в частности защиты гражданских прав, их защита ставится в зависимость от того как производились действия при реализации права.

Результат реализации, в частности договоры, не должны быть в оскорбительной форме.

Влияние права на мораль.

1. В последнее время право всё более усиливает своё воздействие на мораль, в праве закрепляются нравственные категории, что придаёт морали официальный вид, а это способствует формированию личности.

2. Через право стимулируются моральные поступки, через стимулы - премии, награды.

3. Право охраняет моральные устои в обществе, борется с безнравственными явлениями. Так, право, закрепляя и защищая моральные ценности, обеспечивает компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК РФ).
8. Соотношение государства и права.
Воздействие государства на право.
Право обладает свойствами всеобщей обязанности и нормативности. Этими свойствами право обязано государству, которое обеспечивает реальное осуществление этих качеств права.

1. Правообразование и правотворчество.

а) исследует жизнь, выявляет отношения, затем формулирует и закрепляет в нормативных актах эти отношения.

б) придаёт юридический характер обычаям.

в) государство признаёт общеобязательную юридическую силу за договорами, делая их нормативными.

г) признание государством юридической силы за обычными нормами, отдельными судебными или административными решениями (прецедентами).

2. Правоисполнительная деятельность.

На государстве лежит обязанность не только формулировать, закреплять принципы и нормы права, но и обеспечивать их исполнение.

Приняв законы, государство должно следовать чтобы эти законы исполнялись.

3. Правоохранительная деятельность.

Право нуждается в охране со стороны государства. В тех случаях, когда не выполняются принципы и нормы государство обязано принудить лиц, организации, органы власти к их выполнению (применение санкций или угроза применения этих санкций, когда нарушения нет, но есть основания предполагать, что будут нарушения).
На государстве лежит обязанность развивать систему права (совершенствовать законодательство и т.д.), а также заниматься правовым воспитанием, формированием правосознания и правовой культуры населения (система обучения праву).
Воздействие права на государство.
Государство нуждается в праве. Это вызвано тем, что внутренняя организация государства основана на правовом закреплении и регулировании функционирования государственного механизма. Деятельность государства осуществляется преимущественно в правовой форме.

Право закрепляет форму государства.

  1. Форму правления.

  2. Форму государственного устройства.

  3. Закрепляет политический режим (демократический).

  4. Государственный механизм (структура органов власти: исполнительная, законодательная, судебная), правовой статус, т.е. компетенцию органов государственной власти (права, обязанности, полномочия).

  5. Функции государства (внутренние и внешние).

  6. Правовые методы государственного управления (принуждение и убеждение) и правовые формы государственного управления (правотворческая, правоохранительная, правоисполнительная).

В правовой форме строятся отношения государства с гражданином (взаимные права и обязанности), с гражданским обществом в целом, с субъектами политической системы, а также государства с государством.

В правовой форме осуществляется государственное принуждение (уголовное, административное) и оно поставлено строго в рамки закона.

Право сдерживает государство от произвола, от вмешательства в жизнь людей. Государство ограничено правом.

9.Понятие, структура, функции, виды правосознания.

Правосознание – совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентаций, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно правовым явлениям.

От уровня правосознания граждан зависит качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития, а также точность и полнота исполнения их предписаний.

Признаки:

1). Это самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимод-ая с политическими, нравственными, религиозными, национальными и др. формами;

2). Отражает лишь явления правовой действительности и охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни;

3). Содержанием являются идеи, концепции, теории, чувства, эмоции, регулирующие поведение людей в юридически значимых ситуациях;

4). Включает представления о прошлом, настоящем и будущем;

5). Осознание правовых явлений осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий.

6). Является источником права;

7). Служит источником правовой активности и внутренним регулятором правового поведения или механизмом его осуществления.

Правосознание

Правовая психология Правовая идеология

Правовая психология – совокупность чувств, переживаний, настроений, желаний, привычек, стереотипов, характерных для отдельного индивида, конкретной социальной группы или общества в целом и возникающих на основе существующих юридических норм и практики их реализации.

Правовая идеология – система правовых идей, теорий, принципов, убеждений, отражающих и оценивающих правовую реальность. Характеризуется целенаправленным, научным осмыслением права как целостного социального института, представляющего собой самостоятельный элемент общества.

правовая идеология и правовая психология, составляющие содержание правового сознания, находятся в тесной взаимосвязи и своими средствами служат осуществлению функций правосознания. Функции правосознания: познавательная, оценочная, регулятивная, прогностическая.

Виды правосознания:

I. По субъекту правосознания:

1). Индивидуальное – совокупность правовых знаний, оценок, чувств и эмоций, присущих каждому отдельному человеку. (проявляются в заявлениях, ходатайствах, приспособлениях индивида к правовой системе, законопослушность и т.д.)

2). Групповое – отражает интересы различных социальных групп, н\п, государственных служащих, женщин, пенсионеров и т.д. (проявляется в обращениях, декларациях, программах, принимаемых политическими партиями, ассоциациях людей; нормативно-правовых актах, научные или популярные издания идеологов и.т.д.)

3). Общественное – общественно-правовые идеи, теории, принципы, которые признаются большинством общества. Развивается через правосознание индивидов, но по содержанию богаче индивидуально, т.к. отражает правовую жизнь всего общества.

II. По глубине отражения правовой реальности:

1). Обыденное (эмпирическое) – массовые представления людей о своих правах и обязанностях, о справедливости и несправедливости норм права, о сущности и принципах правовой организации общества; оценка государственно-правовых явлений на уровне стереотипов, штампов, слухов; эмоции по поводу права и закона.

2). Профессиональное – это понятия, идеи, убеждения, традиции и стереотипы юристов-практиков, иных работников государственного аппарата. Умение применять право.

3). Научное (теоретическое) – система идей, концепций, доктрин, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы. Является непосредственным источником правотворчества и должно служить совершенствованию законодательства, развитию правовых институтов и права в целом.

В правосознании конкретного человека могут присутствовать определенные элементы из различных видов правосознания.

10.Понятие, структура, виды правовой культуры.
Культура - это всё, что создано человеком благодаря физическому и умственному труду. Культура - это всё, что выделяет человека от живой природы. Культура - это искусственный мир созданный человеком.

Материальная культура - это орудия производства, материальные средства общества.

Духовная культура - это достижения человечества в области науки, искусства, общественной деятельности (мораль, право).

Культура (в узком смысле) - сфера духовной деятельности людей.

Правовая культура является составной частью общей культуры.

Правовая культура (в широком смысле) - всё, что создано человечеством в правовой сфере (право, правосознание, правовая наука, правовое поведение, юридическая практика).

Правовая культура (в узком смысле) - это совокупность только позитивных компонентов правовой действительности.

Правовая культура (аксиологически-ценностный подход) - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также степени её свободы поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие.

Индивидуальная правовая культура (аксиологическое понимание) - знание и понимание права, сознательное исполнение его предписаний и уважительное к нему отношение.

Правовая культура (содержательный подход - это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и к их отражению в сознании и поведении людей.

Таким образом, правовая культура является разновидностью социальной культуры. Культура охватывает всю совокупность созданных и создаваемых материальных и духовных ценностей, степень развития человеческой личности, качественную характеристику уровня и развития общества. К культурным ценностям относятся идеалы, образцы и нормы поведения, традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, результаты и методы научного исследования, имеющие историко-культурное значение.

Правовая культура - это качественное состояние права, юридической практики, законности, правопорядка, правового поведения субъектов. Она может изучаться в двух срезах: в широком и в узком (правовая культура личности).

Характеристика правовой культуры.

1. Правовая культура мыслится в прогрессивном направлении правового мышления и правовой деятельности.

2. Правовая культура характеризует ценностный срез правовой реальности.

3. Для современной науки характерно рассмотрение индивидуальной правовой культуры как ядра основной (общественной) правовой культуры общества.

4. Срезы правовой культуры: 1) интериорный (внутренний) - мир психологических процессов человеческих индивидуумов; 2) поведенческий - объективированная правовая культура в поведении составляющих индивидов.

5. Проявления правовой культуры: 1) правовые идеи; 2) правовые нормы и институты; 3) правовые поступки; 4) правовые учреждения.

6. Состояние правовой культуры: 1) идеолого-психологическое (внутреннее, субъективное, относится к правосознанию); 2) нормативное - совокупность правовых норм; 3) поведенческое - указывает на характер правовых действий; 4) объективированное - закрепление результатов правовых действий (приговор, решение суда, индивидуальные постановления).

7. Особенность правовой культуры состоит в том, что она тесно связана с правосознанием, опирается на него, в то же время правовая культура самостоятельна, включает юридическое значение поведения людей и правовую деятельность в форме правотворчества и его результатов.


Структура правовой культуры.

Структура правовой культуры включает в себя следующие качественные состояния:

1. Состояние полноты, развитости, обеспеченности прав и свобод (законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации и т.д.).

2. Состояние надлежащей оформленности правовых текстов (нормативных актов, нормативных договоров и т.д., т.е. их совершенство). Правовые тексты являются важным накопителем правовых ценностей. Изучая содержание правовых текстов, форму их исполнения, способы доведения до субъектов мы, в первую очередь, судим о правовой культуре.

3. Состояние юридической практики (правотворческой, правоприменительной). Культура юридической практики складывается из: 1) культуры исполнителя профессиональной юридической деятельности (законодателя, следователя, судьи, прокурора и т.д.); 2) культуры процесса (подготовка, принятие, опубликование законов, указов, постановлений, организация и проведение следствия, судебного разбирательства и т.д.

4. Состояние законности и правопорядка. Они свидетельствуют о том, насколько неуклонно, точно реализуются принципы законности, совершенны средства, формы, методы борьбы с преступностью, любыми правонарушениями, слажены, организованы общественные отношения, устойчиво и систематично правомерное поведение.

5. Состояние поведения субъектов. Правовая культура - это не только и не столько знание права, хотя правосознание неотъемлемый её элемент. Поэтому для выявления культуры в сфере права важно обследовать всё поведение человека, т.е. субъективную и объективную стороны.

С субъективной стороны правокультурным является поведение личности показывающее:

  1. глубокое знание и понимание права;

  2. принятие права как ценности;

  3. уважительное отношение к нему;

  4. психологическую готовность к юридической деятельности.

С объективной стороны правокультурное поведение раскрывается: через активную правомерную деятельность. Такая деятельность отличается самодеятельностью, интенсивностью, инициативой, творчеством.

Таким образом, человек, обладающий правовой культурой - это, и одновременно правоактивный человек.

Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично знакомиться с законом, выбрать нужные принципы, нормы, основательно усвоить закреплённые в них права и обязанности, пределы и порядок их осуществления. Он отрицательно относится к нарушениям общественного и правового порядка.

Деформация правовой культуры.

Деформация правовой культуры рассматривается в аспекте правовой культуры в широком смысле, так как правовая культура в собственном смысле рассматривается в её прогрессивном содержании.

Правовой нигилизм - право понимается как ничто, отрицательное отношение субъекта к ценностям, нормам, идеалам права, закону и нормальному порядку. Причины: невежество, косность, отсталость, невоспитанность. Проявляется многообразно: в сфере правотворчества и правореализации.

Правовой цинизм - характеризуется признанием ценностей, идеалов и социального назначения права на словах, внешне и фактическим отрицанием в деятельности. Это попытка облечь нигилистическое поведение в «правовые одежды».

Правовой идеализм - переоценка права, безоглядная вера в силу правовых норм.

Правовой фетишизм - отношение к праву на уровне его нормативного выражения. Причины: незнание, непонимание законов общественного развития, неадекватное значение роли права в жизни общества.

Правовой менталитет - это умственный и духовный строй народа, он шире правосознания и правовой культуры, так как включает в себя (охватывает) и позитивные правовые феномены, и негативные правовые феномены.

Виды правовой культуры.

Правовая культура может быть индивидуальной и общественной. Классификацию правовой культуры можно провести по различным критериям: этническим, религиозным, региональным и т.д.

Особенности евразийской правовой культуры.

  1. Высокая приоритетная защита общих интересов в ущерб личных притязаний индивида, ущерб прав и интересов в пользу общего дела.

  2. Слабость личного, а отсюда, правового начала.

  3. Широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: религиозных, корпоративных, патриархально-семейных.

  4. Отрицательное отношение к определённой части правовой культуры (православие).

  5. Высокая степень присутствия государства в общественной жизни (подчинённость права государству).

Правовая культура в России.

Правовые традиции, правовой опыт в России нельзя назвать положительным.

Виды деформации.

1. Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Как правило, при такой форме деформации имеют место существенные пробелы почти во всех отраслях права, нет понимания ценности права.

  1. Правовой нигилизм - пассивная форма - осознанное игнорирование права. Праву отводится второстепенная роль. Занимающие такую позицию люди призывают жить по совести, а не по праву. Активная форма - осознанное, сопряжённое с совершением правонарушений, поведение людей.

11.Понятие и формы правового воспитания и обучения. Состояние и проблемы развития правового воспитания в современной России.
Правовая культура, правовая активность личности формируется путём правового воспитания - самостоятельной и важной юридической деятельности.

Правовое воспитание - это целенаправленное воздействие на субъектов с целью формирования и развития правовых знаний, убеждений, ценностей, навыков и умений активной деятельности.

Признаки правового воспитания.

1. Это юридическая деятельность государственных органов (министерство юстиции, прокуратура и т.д.)), общественных организаций (например, общество «Знание» и т.), должностных лиц (судьи, нотариусы и т.д.) и учебных заведений.

2. Это целенаправленное воздействие на человека с целью формирования и развития правовых знаний, убеждений, ценностей, навыков и умений активной деятельности. Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

3. В результате правового воспитания у человека вырабатывается чувство глубокого уважения к праву. Полученные знания превращаются в личное убеждение, в прочную установку на правомерное поведение, а затем во внутреннюю потребность проявления правовой активности в реализации права, в защите и отстаивании своих прав и свобод.

4. Правовое воспитание проводится в формах правового просвещения, правового обучения, индивидуально-разъяснительной работы.
Формы правового воспитания.

1. Правовое просвещение - ознакомление с целями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права. Правовым просвещением охватывается как население страны в целом, так и его отдельные группы: пенсионеры, молодёжь, работники различных отраслей хозяйства и т.д. Особое значение при правовом просвещении имеют различные средства массовой информации: печать, телевидение, радио.

2. Индивидуально-разъяснительная работа - объяснение необходимости использования принципов и норм права, законности и обоснованности принятого решения. Данная форма широко применяется во время приёма посетителей по личным вопросам в органах власти, в процессе судебного разбирательства и после вынесения приговора, решения. Важную роль здесь играет адвокатура.

3. Правовое обучение - формирование достаточно полных и систематизированных знаний о праве, правовой деятельности. Правовое обучение состоит из:

а) профессионального обучения - подготовка юристов - по программам высшего, среднего и начального профессионального образования;

б) обучение населения - общегражданская подготовка - особенно значимость обучения населения возрастает в условиях строительства правового государства.

И начинать правовое обучение надо с дошкольного возраста, продолжать в школе, училище, техникуме и т.д. Только тогда общество будет иметь полноценных граждан, способных грамотно участвовать в решении вопросов местного, регионального, государственного значения.

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового обучения граждан РФ, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, следует:

1. Разработать и принять «Федеральную целевую программу развития правового воспитания в РФ», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении.

2. Возродить просветительскую работу общества «Знание».

3. Обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского права. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права.

4. Подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, органах управления. Определить объём юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в частности действующих в той области, где эти работники заняты.

5. Организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству.

6. Обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения.

7. Создать во всех административно-территориальных единицах, начиная с района, центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники, для того, чтобы обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан.
Билет 13.. Социальные и технические нормы

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа "человек и машина", "человек и орудие труда", "человек и производство".

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта